Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2010
События. Факты. Комментарии

Воронеж не догонишь!

В октябре прошлого года в Воронежской области прошел трехдневный семинар учителей физической культуры. Его проводили на базе Краснянской СОШ Новохоперского района – в школе, которая в течение последних 11 лет является неизменным участником Президентских состязаний, причем не простым участником: пять раз класс-команды из этой школы были победителями финальных соревнований, по два раза – серебряными и бронзовыми призерами.

Тренировка с удовольствием

Во время семинара Борис КАПАНАДЗЕ, учитель физической культуры Краснянской школы, провел показательное занятие с учениками, ставшими победителями Президентских состязаний-2009.

Как же там ведется подготовка учеников? Почему каждый год в числе самых быстрых, гибких и выносливых оказываются дети из небольшой сельской школы, где возможность отбора спортивно одаренных ребят полностью исключена?


Борис Леванович показывал упражнения, которые его ученики обычно выполняют при подготовке к Президентским состязаниям. Занятие началось на улице с разминки и подводящих упражнений. После этого ребята выполнили (дозированно) все упражнения, входящие в обязательную программу Президентских состязаний:

1. Прыжок в длину с места. Сначала ученики дополнительно размялись, попрыгав на одной и на двух ногах, потом выполнили прыжок с места и сами определили свой результат – на асфальте крас­кой нарисована разметка. После этого были даны игровые задания: перепрыгнуть площадку размером 18 м сначала за 5 прыжков, потом – за 4. Ребята прыгали, весело соревнуясь друг с другом и сами с собой. Отметок за выполнение прыжков никто не ставил; иногда учитель подходил к кому-нибудь из ребят: «Ты не замечаешь своей ошибки? Подумай… Да-да, и я так думаю, попробуй ее исправить… Вот видишь, как улучшились результаты!» Остальные прислушивались к словам учителя: может быть, и у них та же ошибка…

2. Лазанье по шесту. Оказалось, что ученики этой школы предпочитают шест канату – именно поэтому и в школе, и на улице развешены шесты: ребята должны выполнять задания с удовольствием. Девушки легко залезали по шесту с помощью рук и ног, юноши в начале тренировки – только с помощью рук, а в конце, когда это же задание было дано повторно в зале, желающие – их оказалась примерно половина – могли выполнять его с помощью ног.

 

3. Тренировка мышц брюшного пресса проходит на специальных тренажерах, изготовленных из врытых в землю автомобильных шин, с одной стороны от которых располагается держатель для ног – труба, закрепленная на высоте 10 см от земли и проходящая вдоль всех вкопанных шин. А с другой стороны от держателя параллельно шинам установлена еще одна труба, которую можно использовать для развития мышц туловища. Ее высота немного выше, чем высота врытых шин.

Сначала группа учеников выполнила по 10 подниманий туловища из положения лежа на шине прогнувшись, ноги закреплены в держателе, руки за голову. Потом все пересели на противоположную трубу, отклонились назад и на несколько секунд остались в положении прогнувшись. Это упражнение, пояснил учитель, обязательно дается после нагрузки на брюшной пресс для его расслабления.

4. Растяжка. Ребята подошли к шведским стенкам и стали растягиваться, подняв прямую ногу на ту рейку, которая каждому показалась наиболее оптимальной для выполнения задания. Борис Леванович сфокусировал внимание гостей на юноше, выбравшем самую высокую планку: он лучше всех выступил в состязаниях на гибкость.

 

Парень спокойно отнесся к похвале, а его одноклассники попробовали повыше поставить ногу для растяжки.

5. Занятие продолжилось в спортивном зале. Упражнения для развития гибкости учащиеся выполняли на самодельных тренажерах, представляющих собой переносную деревянную платформу, на которой установлена измерительная линейка.

Для удобства переноски тренажера к нему снизу прибито несколько продольных планок, чтобы доску было легко поднимать и передвигать, а сверху посредине – дверная ручка. При выполнении наклона вперед из положения сидя ученик садится на платформу; ручка находится между коленями, пятки упираются в прибитые к платформе планки-стопоры, укрепленные на уровне нуля измерительной линейки. Сама линейка углублена внутрь доски, в ней располагается пробка-ползунок, ширина которого равна ширине углубления линейки.

Выполняя упражнение с прямыми ногами, ученики пытаются достать и отодвинуть ползунок как можно дальше. Борис Леванович отметил, что ни в коем случае нельзя разрешать детям двигать пробку одной рукой, так как результат все равно будет засчитываться по той руке, которая ближе к телу.

6. Снова лазанье по шесту – в зале: девочки – с помощью рук и ног, мальчики – по желанию.

7. Скиппинг. Учитель отметил, что это очень хорошее упражнение на выносливость, которое нравится детям. Как они учатся прыгать через большую скакалку, он не показал, ограничившись демонстрацией результата: ребята с легкостью пропрыгали 100 раз.

Во время обсуждения Борис Капанадзе отметил, что серьезно начинает готовить к соревнованиям классы, которые, по его мнению, должны будут участвовать в финале осенью: этого времени вполне достаточно, чтобы ребята к следующему сентябрю были в хорошей форме. Но для того чтобы это было возможно, дети должны быть приучены к тренировкам, к нагрузкам, иметь хорошую выносливость, у них должны быть хорошо развиты силовые и скоростные качества. Для этого весной и осенью каждый день проводится зарядка; кросс, в котором участвует вся школа (см. статью «Чтобы вырастить победителей» в № 1/2007). Работа с будущими участниками Президентских состязаний ведется по графику, составленному учителем. В качестве примера Борис Леванович показал план тренировок 8-го класса на июль.

Обсуждение уроков, продемонстрированных Борисом Капанадзе, было бурным. Не закончилось оно и после того как все разъехались по домам.

С размышлениями об увиденном в Краснянской школе поделилась
Виктория Цемер – организатор семинара для учителей физической культуры.

Когда размышляешь о Борисе Левановиче, вспоминаются строчки:

Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

С одной стороны, тридцать человек ехали в глубинку Воронежской области изучать опыт работы одного учителя, его систему работы, кузницу призеров и победителей всероссийского уровня. Каждый в своем сознании уже имел некоторое представление об учителе, его заслугах и достижениях учащихся и рисовал различные картины опыта как чего-то нереального, особенного, специфического…

С другой – просто учитель, который просто работает, любит детей и отдает себя им и любимой профессии полностью, должен показать другим, таким же, как он, учителям, что-то особенное, соответствовать их ожиданиям. Но что, как?

Как передать опыт и как изучить его? Оказалось, что это наисложнейшая задача и для передающего, и для изучающих.

Согласно позиции Ф.Ш. Терегулова, при обобщении опыта новизну можно найти у каждого учителя на одном из трех уровней: теоретических идей и положений; методических рекомендаций и принципов; индивидуального педагогического мастерства, педагогической техники.

Представляется, что у Б.Л. Капанадзе опыт третьего уровня – индивидуальное педагогическое мастерство, педагогическая техника.

Мы увидели систему работы мастера своего дела, который старается и показать, и рассказать, и даже передать. Но лично у меня сложилось впечатление, что МАСТЕР умышленно не показал и не сказал что-то самое главное, самое ценное, не выдал сокровенное – как раз то, из чего и складывается мастерство.

По мнению многих участников семинара, мы не увидели ничего нового: большинство использует именно эти упражнения для развития определенных двигательных качеств, примерно такое же оборудование, и даже ученики у многих гораздо способнее, да и наполняемость классов выше. Всё так, но что всем остальным мешает добиваться подобных результатов?

 

На мой взгляд:

  • мы увидели целостную, живую, отработанную годами систему даже не приобщения учащихся к регулярным занятиям физической культурой, а формирования понимания необходимости ежедневной двигательной активности, а отсюда и в целом активной жизненной позиции. Это первый секрет – мотивация;
  • подбор упражнений, их сочетание между собой, дозировка. Мы знаем, что при определенных условиях последующее упражнение может усиливать эффект предыдущего, – это второй секрет. Учитель нам показывал просто набор упражнений, не делая акцентов на их сочетаемости между собой и последующем тренировочном эффекте. Борис Леванович в прошлом профессиональный спорт­смен – тяжелоатлет и знает все секреты силовой подготовки;
  • авторитетный человек, открытый, добрый, искренний, порядочный, веселый, успешный, требовательный, высокоорганизованный, Борис Леванович Капанадзе является личным примером для детей и взрослых. Это еще один секрет;
  • дети и учитель – соучастники процесса: он – кузнец их побед, а они все – кузнецы собственных успехов. В результате процесса нет побежденных – они все победители, и речь здесь не идет о победах всероссийского масштаба: многие из них еще ни разу не выезжали дальше Новохоперского района…

А Борис Леванович так и не выдал нам ни одного секрета. Но если бы все знали секрет мастера Амати, то сколько было бы скрипок Страдивари!

План тренировочных занятий

1 июля

– Беговая разминка до 500 м.
– ОРУ, прыжковые упражнения.

1. Поднимание туловища из положения лежа на автомобильных шинах – 3 подхода по 20 раз с отдыхом по 2 мин. между подходами.
2. Прыжки через скакалку – 4 подхода по 100 раз с интервалом по 1,5 мин. между прыжками.
3. Встречная эстафета – 3 раза.
4. Лазанье по шесту – 4 раза без помощи ног (м), с помощью ног (д) с отдыхом по 2 мин.
5. Бег в среднем темпе до 1000 м.
6. Упражнения для развития гибкости у гимнастической стенки.

3 июля

– Беговая разминка до 250 м.
– ОРУ, упражнения для развития гибкости – 30 мин.

1. Отжимания (д) из упора лежа на траве – до 120 раз за 6 подходов.
2. Подтягивание (м) на перекладине – до 60 раз за 8 подходов с интервалом 2 мин.
3. Приседания со штангой с выпрыгиванием: 20 кг (м), 15 кг (д) (4 подхода).
4. Повторный бег 4×60 м.
5. Бег до 1500 м в медленном темпе.
6. Упражнения в висе.

4 июля

Велосипедный турпоход до 15 км на реку с купанием и катанием на надувных лодках. Обед и ужин на берегу реки.

6 июля

1. Бег до 1000 м на время.
2. Упражнения для развития гибкости – 20 мин.
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине – 1 подход до 35 раз, 2 подхода по 30 раз, 2 подхода по 25 раз.
4. Многоскоки на беговой дорожке.
5. Прыжки через шины.

8 июля

– Беговая разминка до 500 м.
– ОРУ.

1. Бег на 60 м на результат.
2. Эстафетный бег – 3 раза.
3. Отжимания на полу (д) – до 120 раз в сумме.
4. Подтягивание на перекладине широким хватом (м) – до 50 раз в сумме.
5. Прыжки в длину с места – 15 раз.
6. Бег 1000 м в быстром темпе.

10 июля

– Беговая разминка до 250 м.
– ОРУ, упражнения для развития гибкости – 30 мин.

1. Прыжки в длину с места на результат.
2. Наклон вперед на результат.
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине с отдыхом 2 мин. между подходами – 3 подхода.
4. Бег до 1500 м в среднем темпе с выбыванием после каждого круга (250 м).

11 июля

– Групповой прыжок через скакалку – до 400 раз.
– Эстафета 4×60 м.
– Встречная эстафета.
– Тренировка в дартс.
– Поднимание туловища из положения лежа на спине – до 100 раз за 4 подхода.

13 июля

– Разминочный бег 250 м.
– ОРУ, упражнения для развития быстроты и гибкости.

1. Бег на короткие дистанции 4×60 м.
2. Эстафетный бег на время – 2 раза.
3. Упражнения для развития гибкости в парах и на гимнастической стенке – до 30 мин.
4. Подтягивание на перекладине (м) узким хватом – 8 подходов, 50 раз в общей сложности.
5. Отжимания (д) в упоре лежа, руки между автомобильными шинами – 7 подходов, 140 раз в общей сложности.
6. Бег 500 м на время.
7. Упражнения на растяжку в висе.

15 июля

– Разминочный бег 500 м.
– ОРУ, прыжковые упражнения.

1. Бег на короткие дистанции 2×60 м.
2. Прыжки в длину с места – 15 попыток.
3. Прыжки в длину с разбега – 8 попыток.
4. Поднимание туловища из положения лежа на спине – 1 подход на максимум за 30 сек., остальные 3 подхода – по 30 раз в быстром темпе.
5. Лазанье по шесту: без помощи ног (м), с помощью ног (д) – 4 подхода.
6. Бег 1000 м в среднем темпе.
7. Упражнения на растяжку – 20 мин.

17 июля

ОРУ, упражнения для развития гибкости в парах и на гимнастической стенке – до 30 мин.

1. Бег на 1000 м на время.
2. Прыжки через скакалку – до 500 раз с интервалом отдыха до 2 мин. через каждые 100 прыжков.
3. Отжимания на полу – до 100 раз.
4. Висы и лазанье по рукоходам.

18 июля

Велосипедный однодневный турпоход на реку – 14 км.

1. Плавание и катание на надувных лодках в течение дня.
2. Кросс 200 м.
3. Групповой прыжок через скакалку (скиппинг).

20 июля

– Бег в медленном темпе до 500 м.
– ОРУ, беговые и прыжковые упражнения.

1. Повторный бег 3×60 м.
2. Прыжки в длину с места – 20 раз.
3. Упражнения на растяжку – 30 мин.
4. Подтягивание на перекладине (м) – 1 подход на максимум, затем до 70 раз в сумме.
5. Отжимания на полу (д) – 1 подход на максимум, затем до 150 отжиманий в сумме.
6. Игра в стритбол.

22 июля

– Беговая разминка до 500 м.
– ОРУ, упражнения для развития гибкости на гимнастической скамейке и в парах – 25–30 мин.

1. Поднимание туловища на автомобильных шинах – 3 подхода по 20 раз на скорость с полным отклонением назад.
3. Многоскоки на шинах – 10 подходов по 10 прыжков.
4. Эстафета – 3 подхода.
5. Бег 1500 м в среднем темпе.
6. Футбол до 20 мин. (м, д).

24 июля

– Беговая разминка до 500 м.
– ОРУ.

1. Подтягивание на перекладине (м) – всего 70 раз.
2. Отжимания на полу (д) – всего 120 раз.
3. Лазанье по шесту: без помощи ног (м), с помощью ног (д) – 2 подхода.
4. Прыжки в длину с места –15 попыток.
5. Многоскоки – 4 подхода.
6. Бег с ускорением до 1500 м.

25 июля

1. Бег до 500 м.
2. Скиппинг.
3. Встречная эстафета.
4. Плавание в реке.

27 июля

– Бег до 250 м.
– ОРУ, беговые упражнения.

1. Бег на скорость – 3 раза по 60 м.
2. Эстафета на время.
3. Прыжки в длину с разбега – 6–7 попыток.
4. Лазанье по шесту: без помощи ног (м), с помощью ног (д) – 5 подходов.
5. Бег на скорость 500 м.
6. Упражнения на растяжку – 20–25 мин.
7. Плавание в реке.

29 июля

– Бег до 500 м.
– ОРУ, упражнения для развития гибкости на гимнастической стенке и в парах – до 30 мин.

1. Прыжки в длину с места – 20 раз.
2. Многоскоки по 50 м кругу – 3 подхода.
3. Подтягивание на перекладине – 6 подходов по 8 раз.
4. Отжимания на полу – 6 подходов по 20 раз.
5. Бег с ускорениями до 1500 м.
6. Прыжки через скакалку – 3 подхода по 100 раз.

31 июля

– Бег до 250 м.
– ОРУ.
– Контрольная тренировка:

1. Подтягивание на перекладине (м), отжимания на станке (д).
2. Упражнения для развития гибкости – наклон туловища вперед.
3. Прыжки в длину с места.

1 августа

– Бег до 250 м.
– ОРУ.
– Контрольная тренировка (продолжение):

1. Бег 60 м на время.
2. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек.
3. Бег 1000 м на время.
4. Подсчет очков. Подведение итогов работы за июль.

Помимо физических нагрузок, один-два раза в неделю учащиеся собираются дополнительно в вечернее время, чтобы сыграть в дартс, шахматы и отрепетировать свое выступление на конкурсе художественной самодеятельности к фестивалю.

Кто победит Змея Горыныча?

Владимир АВЕРЬЯНОВ из Шанинской СОШ Таловского района Воронежской области поделился опытом организации работы по подготовке к Президентским тестам с четвероклассниками.

На первый взгляд это был совсем другой урок: учитель – совсем не строгий Змей Горыныч; мальчики – храбрые юноши, пытающиеся освободить из заточения девочек-красавиц, угнанных коварным Змеем в рабство. Рабыни «пашут на плантациях» – выполняют тесты, включенные в Президентские состязания. Храбрецы соревнуются со Змеем – перетягивают канат (один воин не может победить, зато все вместе…), подтягиваются на перекладине – кто больше (один не может подтянуться больше, чем Змей, зато все вместе…) и т.д. План урока приведен ниже, читатели могут сами с ним ознакомиться.

Тем не менее урок был очень похож на занятие, продемонстрированное Борисом Капанадзе. Дело в том, что этот учитель тоже не ругал ребят – напротив, постоянно поддерживал, хоть и играл роль Змея: «Вот как здорово у вас получается! Молодцы! Ну и что, если ты один раз смог подтянуться, – зато смог! А вместе вы – вон какая сила!»

Урок-сказка в 4-м классе

Задачи:

– определение уровня физической подготовленности учащихся с целью анализа работы за год и планирования работы на следующий год;
– развитие физических качеств и укрепление мышц опорно-двигательного аппарата;
– воспитание самостоятельности, патриотизма, чувства товарищества и взаимовыручки.

Методы и приемы:

– поточный (разминка);
– фронтальный (ритмическая гимнастика);
– метод дифференциации (м, д);
– работа по станциям с карточками-заданиями (д);
– единоборство с учителем.

Место проведения: спортивный зал.

Средства: гимнастические маты, канат, скакалки; рулетка, секундомер; щит с изображением герба сказочного царства Змея, макет трехглавой головы Змея Горыныча; аудиозапись музыки; карточки-задания, карандаши; каравай хлеба.

Вводная часть

Урок начинается с построения, приветствия и разминки, выполняемой под музыку, в начале которой очень важно повторить выполнение строевых приемов, команд «Равняйсь!», «Смирно!» и поворотов, причем осмысленно, а не на уровне рефлекса.

Разминка включает комплекс упражнений для развития координационных и кондиционных способностей:

1. Упражнение на дыхание, стоя на месте, – 30 сек.

И.п. – о.с.

1–2 – медленное поднимание рук через стороны вверх, подняться на носки;

3–4 – и.п.

При последнем повторении задержать прямые руки вверху, затем отвести их до отказа назад.

2. Упражнения в движении на формирование правильной осанки – 2 мин.:

– ходьба на носках в колонне по одному, руки вверх, отведены до отказа назад. Смотреть в потолок, тянуться вверх, как будто хотим достать вкусную ягодку, подвешенную над головой;
– ходьба на пятках, руки за голову, локти отведены до отказа назад. Носки на пол не опускать, смотреть в потолок, отводить локти назад;
– ходьба в полуприседе с различными положениями рук: в стороны, вверх, за голову, вперед, за спину. Подбородок выше, смотреть вверх;
– то же, но в полном приседе. Желательно выполнять еще пронацию и супинацию;
– ходьба «гусиным» шагом, руки на коленях. Корпус держать прямо, не сутулиться;
– ходьба на внешнем и внутреннем своде стопы с различными положениями рук. Корпус держать прямо.

3. Бег – 4 мин.:

– бег в колонне по одному, дистанция – 3–4 шага;
– бег с вращением рук вперед и назад, амплитуда вращений максимальная;
– бег с вращением рук: правая – вперед, левая – назад и наоборот.

Очень важно давать упражнения координационного характера: ребенок должен осмысленно владеть своим телом в пространстве. Важно заложить это в начальной школе, чтобы он приобрел уверенность в себе и в средней школе быстрее обучался сложным движениям;

– бег приставными шагами правым и левым боком с вращением рук вперед и назад, амплитуда вращений максимальная;
– бег скрестным шагом правым и левым боком, руки согнуты перед грудью, необходимо как можно сильнее скручивать туловище;
– бег с подскоком и вращением рук вперед и назад, как можно выше поднимая колени;
– бег спиной вперед, руки вперед, не опуская пятки на пол;
– бег по диагонали с ускорением обычным шагом, правым (левым) боком приставным шагом, правым (левым) боком скрестным шагом, спиной вперед.

4. Прыжковые упражнения – 1 мин.:

– прямо на левой (правой) ноге;
– боком на левой (правой) ноге;
– на двух ногах;
– на левой (правой) ноге с вращением вокруг себя в правую и левую сторону и т.п. Необходимо соблюдать дистанцию во избежание создания травмоопасной ситуации.

5. Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания – 30 сек. Руки вверх – вдох, вниз – выдох.

6. Перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два и четыре дроблением и сведением. Дети должны осмысленно выполнять задание.

7. Подводящие упражнения для выполнения теста на гибкость – 3–4 мин. Выполнять медленно, по 5–6 повторений:

• И.п. – о.с., руки перед грудью, пальцы в замок.

1–2 – медленный наклон вперед, стараться коснуться носков сомкнутыми руками;
3–4 – и.п. Ноги не сгибать.

• И.п. – о.с., руки на пояс.

1 – наклон, коснуться пола руками на уровне носков;
2 – наклон, коснуться пола руками на уровне пяток;
3 – наклон, коснуться пола как можно дальше за пятками;
4 – и.п. Ноги в коленях не сгибать.

Оценочная таблица

Очки Подтягивание на
перекладине (кол-во раз)
Отжимание
(кол-во раз)
Прыжки в длину
с места (см)
Поднимание туловища
за 30 сек. (кол-во раз)
Наклон туловища
вперед (см)
Бег на 30 м (сек.) Бег на 1000 м
(мин., сек.)
  м д м д м д м д м д м д
50 13 27 185 178 30 28 20 22 5,1 5,2 3,55 4,00
49 - 26 182 175 - - - - - - 3,56 4,01
48 - 25 179 172 29 27 19 21 - - 3,57 4,02
47 12 24 176 169 - - - - 5,3 5,3 3,58 4,03
46 - 23 173 166 28 26 18 20 - - 3,59 4,04
45 - 22 170 163 - - - - - - 4,00 4,05
44 11 21 167 160 27 25 17 19 5,4 5,4 4,01 4,06
43 - 20 164 157 26 24 - - - - 4,02 4,07
42 - 19 161 154 25 23 16 18 - - 4,03 4,08
41 10 - 158 151 24 22 - - 5,5 5,5 4,06 4,11
40 - 18 155 148

23

21 15 17 - - 4,09 4,14
39 - - 154 147 22 20 - - - - 4,12 4,17
38 9 17 153 146 21 19 14 16 5,6 5,6 4,15 4,20
37 - - 152 145 20 18 - - - - 4,18 4,23
36 - 16 151 144 19 17 13 15 - - 4,21 4,26
35 - - 150 143 18 16 - - 5,7 5,7 4,22 4,27
34 8 15 149 142 17 15 12 14 - - 4,23 4,28
33 - - 148 141 16 14 - - - - 4,24 4,29
32 - 14 147 140 15 13 11 13 5,8 5,8 4,25 4,30
31 - - 146 139 14 12 - - - - 4,26 4,31
30 - 13 145 138 13 11 10 12 - - 4,27 4,32
29 7 - 144 137 12 10 - - 5,9 5,9 4,30 4,35
28 - 12 143 136 11 - 9 11 - - 4,33 4,38
27 - - 142 135 10 9 - - - - 4,36 4,41
26 - 11 141 134 - - 8 10 6,0 6,0 4,39 4,44
25 - - 138 131 9 8 - - - - 4,42 4,47
24 - 10 135 128 - - - 9 - - 4,45 4,50
23 6 - 132 125 8 7 7 8 6,1 6,1 4,48 4,53
22 - 9 129 122 - - - - - - 4,51 4,56
21 - - 126 118 - - - 7 - - 4,54 4,59
20 - 8 123 115 7 6 6 - 6,2 6,2 5,00 5,05
19 - - 120 112 - - - - - - 5,05 5,10
18 - 7 117 111 - - - 6 - - 5,10 5,15
17 5 - 114 108 6 5 5 - 6,3 6,3 5,15 5,20
16 - 6 111 105 - - - - - - 5,20 5,25
15 - - 108 102 - - - 5 - - 5,20 5,30
14 - - 105 99 5 - 4 - 6,4 6,4 5,30 5,35
13 - 5 102 96 - 4 - - - - 5,35 5,40
12 4 - 99 93 - - - 4 - 6,5 5,40 5,45
11 - - 96 90 4 - 3 - 6,5 - 5,45 5,50
10 - 4 93 87 - - - - - 6,6 5,50 5,55
9 - - 90 84 - 3 - 3 6,6 - 5,55 6,00
8 - - 87 81 3 - - - - 6,7 6,00 6,05
7 3 3 84 79 - - 2 - 6,7 6,8 6,05 6,10
6 - - 81 75 - - - - - 6,9 6,10 6,15
5 - - 78 72 2 2 - 2 6,8 7,0 6,15 6,20
4 2 2 75 69 - - - - 6,9 7,1 6,20 6,25
3 - - 72 65 - - - - 7,0 7,2 6,25 6,30
2 1 - 69 64 - - - - 7,1 7,3 6,30 6,35
1 - 1 65 63 1 1 1 1 7,2 7,4 6,35 6,40

 

• И.п. – широкая стойка, руки на пояс.

1 – полуприсед на правой (левой) ноге, наклон к левой (правой);
2–3 – держать;
4 – и.п. Наклон выполнять к прямой ноге.

• Из широкой стойки выполнить сед на правой ноге, левая – прямая, носок на себя, руки на голеностопе. Перенести вес тела с правой ноги на левую. Выполнить сед на левой ноге, правая прямая, и обратно. Перемещать тело как можно ниже над полом до полного выпрямления ноги, пятки от пола не отрывать.

• И.п. – сед на правой ноге, левая в сторону, левую руку опустить на пол сзади для равновесия.

1 – правой рукой взять за носок левой, потянуть его на себя, коснуться лбом прямой левой ноги;
2–6 – удерживать и.п.;
7–8 – поменять положение тела и рук. Отведенную ногу стараться держать прямой.

• И.п. – широкая стойка, руки на пояс.

1–3 – наклон вперед;
4 – и.п. Стараться достать локтями пола на воображаемой линии, соединяющей ступни.

Основная часть урока

Змей Горыныч захватывает в плен девочек и делает из них рабынь, которые должны выполнить упражнения и записать результаты.

Мальчики вступают в единоборство с учителем, представшим перед ними в образе Змея Горыныча. Это повышает интерес учащихся, мотивирует их на интенсивную и продуктивную работу. Свои результаты дети записывают в протоколы, которые учитель использует для планирования дальнейшей работы с учащимися. Оценка результатов проводится после следующего урока, на котором дети сдают бег на 30 и 1000 м по оценочной таблице.


Мальчики и девочки занимаются раздельно, девочки – самостоятельно, под руководством освобожденных от урока учениц. Учитель при необходимости помогает им. Это позволяет решить следующие задачи:

– приучение к самостоятельности;
– привлечение учеников, освобожденных от занятий, к активной работе.

Выполнение упражнений по программе «Президентские состязания»

1. Наклон вперед из положения сидя, ноги прямые, пальцы правой и левой рук – на одном уровне. Результат замерять от пяток до кончиков пальцев.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (д). Руки на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, грудь касается кубика с высотой ребра не более 5 см. Сначала необходимо выполнить вращение рук с максимальной амплитудой – по 10 раз вперед и назад.

Подтягивание на перекладине (м). Принять положение вис хватом сверху. Подтягивание выполнять без рывков до положения – подбородок над перекладиной, опускаться в вис до полного выпрямления рук в локтевых суставах.

3. Прыжок в длину с места. Встать за линию, принять положение «старт пловца», со взмахом рук вперед-вверх выполнить прыжок. Результат замерять от линии до последней точки приземления.

4. Упражнение в парах. Поднимание туловища за 30 сек. из положения лежа на спине, руки за голову, ноги под углом 90°. Один ученик выполняет задание на гимнастическом мате, другой держит его за голеностопы; потом партнеры меняются местами. При выполнении упражнения обязательно касаться локтями согнутых ног.

Заключительная часть

Дети строятся в одну шеренгу. Учитель подводит итоги занятия и сообщает тему и цель следующего занятия.

После теоретической работы

Семинар проходил два дня. Работа была интересной, насыщенной, но к вечеру учителя немного уставали от теории, и это естественно: тем, кто привык жить в постоянном движении, трудно даже два дня сидеть, слушать, смотреть. Поэтому, наверное, организаторы семинара заранее внесли в план работы спортивные игры между учителями: волейбол и баскетбол. И, надо сказать, это мероприятие было одним из самых интересных. Был виден уровень подготовленности учителей, их готовность не только говорить о значении спорта в жизни человека, но и заниматься им. Игры продолжались по нескольку часов, но все выходили из спортивного зала такими счастливыми!

Интересно, а дети, которые на уроках много – а порой очень много! – подтягиваются, отжимаются, бегают кроссы, делают упражнения для развития гибкости и силы, будут выполнять эти упражнения после того, как закончат школу? Или вздохнут с облегчением? Смогут ли они когда-нибудь так же с радостью и азартом поиграть в волейбол, футбол, теннис?

Измерение показателей физических качеств – это здорово! Но только в том случае, если это не становится главной и единственной целью занятий физкультурой. В Краснянской средней школе ребята с радостью ходят на физкультуру, хотя им там часто приходится выполнять совсем не увлекательные упражнения. В этом, бесспорно, заслуга учителя.

Фото автора

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»