Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2009
Методика

Учимся сотрудничать

Организация разновозрастного взаимодействия

Разновозрастное взаимодействие школьников – необходимый компонент любой системы образования, так как именно оно делает процесс общения детей друг с другом максимально интересным, заманчивым, привлекательным, а результаты воспитания и обучения – эффективными. Мы предлагаем описание опыта организации подобной работы средствами физической культуры.

Знакомая ситуация

Стандартная классно-урочная система, разделение учащихся по полу и возрасту на некоторых уроках, несомненно, вносят дисгармонию в сферу детского общения, обедняют эмоциональное развитие школьников. А на физической культуре строгое разделение учеников по возрастам и классам оказывается абсолютно нелепым и бессмысленным – настолько разным бывает уровень физического развития ребят в каждом классе. Урок физкультуры в любом случае требует от педагога поиска таких форм работы со школьниками, при которых неравенство физической подготовки детей будет учитываться. Прекрасным вариантом решения проблемы может стать разновозрастное деятельностное общение. Изобретать ничего не требуется. Мир людей так устроен: все мы разные.

Чтобы организовать успешное разновозрастное взаимодействие на уроке физкультуры, совсем не обязательно специально что-то перестраивать – можно просто использовать те условия, которые существуют практически в любой школе.

Вот стандартная ситуация. Уроки физкультуры в 1-м и в 6-м классах в расписании приходятся на одни и те же часы, но зал только один. Ничего страшного, уверены те, кто составляет расписание, – это же физкультура, а не математика! Можно расстроиться и начать делить зал скамеечками и сетками. А можно, наоборот, порадоваться: вот он, момент, когда старшие и младшие школьники смогут с удовольствием пообщаться, почувствовать себя нужными друг другу и успешными! И урок проводят два учителя, появляются новые возможности для организации двигательной деятельности.

Вместе веселее

Перед уроком с такой «накладкой» мы договариваемся с коллегой о ходе занятия: например, решаем строить занятия по принципу индивидуального взаимодействия школьников шестых и первых классов.

А дальше все оказывается просто. Старшие дети, хотя это только шестой класс, на самом деле уже многое умеют. С ними вполне можно не только обсудить, но и придумать весь урок. Наши шестиклассники, разобрав первоклассников под личную ответственность, с подсказками и поддержкой учителей решают провести разминочные комплексы упражнений – каждый со своим подопечным. Так перед нами возникает восемнадцать авторских разминок, проводимых ребятами со всем энтузиазмом, старанием и гордостью. Ученики шестого класса чувствуют себя знающими, опытными специалистами по сравнению с первоклашками и поэтому очень стараются показать все свои умения. У них появляется реальное чувство ответственности за свое детище, за за свою работу.

Статья опубликована при поддержке компании "Евина-Декор". Реставрация и изготовление лепнины, установка фасадной и интерьерной лепнины. Гарантия качества, доступные цены. Ознакомиться с работами по реставрации лепнины и по оформлению интерьеров, узнать подробную информацию о компании и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.evina.ru/s_gipsovie_karnizi.php.

Реакция первоклассников по-настоящему завораживает. Надо видеть, как в эти моменты малыши с восторгом и обожанием смотрят на старших по возрасту ребят! Первоклашки становятся особенно внимательными. Необычная форма урока кажется им новой и привлекательной. Они усердно выполняют предложенные упражнения и изо всех сил стараются не подвести своих «тренеров». При этом у всех детей повышается мотивация для занятий физкультурой, увеличивается двигательная активность, возникает чувство успешности и ощущение нужности своих умений и навыков. Для шестиклассников такой урок становится замечательным опытом работы, в том числе организационной. Малышам тесное сотрудничество со старшими ребятами помогает знакомиться со школой, учит общению. Дети теперь повсюду будут узнавать друг друга, станут друг для друга значимыми, а это уже немало. А для нас, учителей, такой урок – хорошая возможность посмотреть со стороны, чему и как мы на самом деле учим детей.

Многолетний опыт работы с разновозрастными детскими сообществами средствами физического воспитания позволяет говорить об эффективности и разнообразии форм работы в этом направлении. Условия для разновозрастного взаимодействия могут возникать стихийно, быть обусловлены какими-то внешними обстоятельствами, а могут специально создаваться педагогами как одно из мощных средств образования. По ходу работы в доступных детям формах каждый ребенок может успешно овладевать не только учебными навыками, но и познакомиться с рядом теоретических знаний, освоить методические аспекты физической подготовки. А учителя, в свою очередь, могут использовать такую форму работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

На уроке

Таким способом может быть организован целый урок или его часть. Формы такого взаимодействия весьма разнообразны:

  • разминочный комплекс упражнений, проводимый как с целым классом, так и парами (об этом было подробно рассказано выше);
  • индивидуальное разучивание различных физических упражнений, когда старший ученик уже хорошо владеет техникой выполнения или учится вместе с младшим, показывая и объясняя своему подопечному, как правильно выполнять задание;
  • помощь старшеклассников в проведении совместных тестирований физических качеств (чувство ответственности перед младшими делает эту работу гарантированно честной и качественной даже при отсутствии постоянного учительского контроля);
  • организация подвижных игр вместе с младшими при помощи создания временных разновозрастных команд (младшеклассник быстрее доверится старшему товарищу, чем взрослому руководителю, и сможет лучше включиться в работу);
  • организация учащимися 8-х, 9-х и 10-х классов соревнований по легкой атлетике для учеников начальной школы (например, «Осенние старты»). Такая форма работы может быть использована старшеклассниками в качестве учебного материала, который они будут осваивать в первой четверти, со сдачей зачета. См. об этом: «Судейская практика на уроке физической культуры» – «Спорт в школе», № 21/2004);
  • мастер-класс или показательное выступление ученика, занимающегося каким-либо видом спорта;



  • подготовка и проведение тематических учебных занятий или нескольких уроков, объединенных одной темой, – это уже может стать темой проектной работы;
  • исполнение учеником роли помощника учителя на одном отдельно взятом уроке или в течение достаточно продолжительного времени: четверть, полгода или учебный год, с последующей письменной итоговой рефлексивно-аналитической работой по осмыслению полученного личного опыта;
  • создание старшеклассниками «педагогических мастерских»: ребята с увлечением подыскивают и готовят материал для их проведения, для уроков с младшими, осваивают азы педагогической деятельности, пробуют свои силы в возможной будущей профессии (в качестве учителей);
  • инсценировки на уроках физкультуры: старшеклассники придумывают сценарий сказки, включающий различные комплексы физических упражнений. Таким способом они смогут лучше усвоить принципы подбора и построения физических упражнений, учитывая их направленность и дозировку;
  • специально составленная программа «Старший – младшему», рассчитанная на 1–2 учебных года. Ее лучше всего использовать в 10–11-х классах как элемент профильного обучения (см. об этом: «Как развить интерес к урокам физкультуры» – № 14/2008);
  • особая организация занятий по лыжной подготовке, когда расписание составляется таким образом, чтобы можно было провести совместный поход на природу учеников нескольких классов. Это способствует воспитанию у детей чувства ответственности, взаимопомощи, передаче опыта старших – младшим, возникновению крепкой дружбы.

Конечно, мы перечислили не все формы разновозрастного взаимодействия школьников на уроках физкультуры. Любой учитель может добавить свои примеры сотрудничества школьников.

Внеурочная деятельность

Эту работу можно проводить с детьми и после уроков – есть много разных способов, приведем лишь самые распространенные:

  • подвижные перемены, где зал открыт для всех желающих (основное правило: если тебе мешают, сам найди место в зале, где тебе мешать не будут); из всех видов двигательной активности в данное время исключен только футбол как травмоопасный вид спорта при большом скоплении людей;
  • активный отдых, подвижные игры на улице, не имеющие ограничений ни по возрасту, ни по количеству участников;
  • открытие «Свободных двигательных пространств» при непосредственном участии детей разных классов школы при организации и проведении Спартакиад, конкурсов, общешкольных праздников и мероприятий;



  • сюжетно-ролевые игры различных экспериментальных команд;
  • организация общешкольного праздника «Цирк! Цирк! Цирк!»;
  • творческие и проектные работы по предмету «физическая культура» (см. об этом: «Творческая работа. Проект: мой опыт по обучению группы шестиклассников основам организации и проведению соревнований по баскетболу» – № 19/2004; «“Веселые старты”: соревнования или творчество» – №№ 22, 23/2005; «Баскетбол для малышей» – № 2/2005);
  • зимнее и летнее ориентирование, походы, однодневные и многодневные образовательные выезды и поездки, школьные туристические слеты (см. об этом: «Турслет может быть игрой» – № 18/2005 и «Туристский слет для начальной школы» – № 6/2005).

 

Лариса Бычкова ,
учитель физической культуры, ГОУ ЦО "Школа самоопределения" № 734, г. Москва