Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2008

МЕТОДИКА. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Как развивать интерес к урокам физкультуры?

 Уроки физкультуры с девушками 11-х классов

Ни для кого не секрет, что уроки физкультуры для старшеклассников не являются такими значимыми и любимыми, как для учеников начальных и средних классов: возрастает нагрузка по основным предметам плюс подготовительные курсы в вузе, занятия с репетиторами
и т.д. Что же делать преподавателю физической культуры, который хочет, чтобы его ученики не просто осваивали программу, а приходили в спортивный зал увлеченно и заинтересованно? Чем увлечь, как заинтересовать?

По сути дела, уроки физкультуры в старших классах – это обобщение всех тех умений и навыков, которые ученики развивали на уроках в средней и младшей школе. Для преподавателя работа в старшей школе радостна и одновременно ответственна: ребята выходят на финишную прямую, уже манят к себе стены выбранного вуза, и кто-то из них может сказать: «Да ну ее, физкультуру, лучше я физикой побольше позанимаюсь».

Нам, учителям физкультуры, очень бы хотелось, чтобы девушки в старшей школе чувствовали и понимали состояние своих физических возможностей, ощущали необходимость физического самосовершенствования, в том числе и потому, что рядом с ними есть те, кто стремится им подражать. Это ученицы средних классов.

Мы попробовали соединить стремления старших и младших подростков, и когда образовались такие пары: старшая и младшая, девушка и девочка, которые стали вместе заниматься физкультурой, – стало очевидно, что организованная таким образом работа интересна и тем и другим.

В рамках двух уроков в неделю мы старались создать такие условия, чтобы занятия физкультурой становились потребностью учащихся, запросом их общей культуры, чтобы на уроках они учились самостоятельной организации занятий физкультурой и могли применять эти знания на практике.

I четверть

Практико-кондиционное тестирование

Каждая старшеклассница сначала проверяет себя и заполняют тест-карту по форме Т-1 (11 кл.) «Мои физические возможности в начале 11-го класса», а затем тестирует одну из семиклассниц, физические возможности и особенности которой выявлялись ею в конце прошлого учебного года и зафиксированы в тест-карте Т-1 (6 кл.). На основании этого тестирования каждая одиннадцатиклассница составляет таблицу тестирования Т-1 (7 кл.) «Моя подопечная в начале 7-го класса».

Так как в прошлом году ученицы (старшая и младшая) уже познакомились друг с другом и имели подобный опыт общения и совместной деятельности, они легко договариваются, в какое время им обеим будет удобно работать. Заниматься вместе они могут на уроке физкультуры или в любое свободное время в течение отведенных на это двух недель. Так как характер выполняемых упражнений одинаковый для 11-го и
7-го классов, школьницы выполняют одну и ту же работу. Помогая друг другу, они достигают каждая своих результатов: семиклассница – результатов своего тестирования за первое полугодие, а одиннадцатиклассница – результатов своего тестирования и результатов тестирования семиклассницы, которые использует как материал для дальнейшей работы по теме «Основы индивидуального планирования. Рекомендации младшему товарищу».

Основы индивидуального планирования

Затем каждая одиннадцатиклассница, учитывая результаты своего кондиционного тестирования, подбирает физические упражнения сначала для себя, а затем для семиклассницы, учитывая результаты двух тестирований: в конце 6-го класса и в начале
7-го класса (Т-2 (6 кл.) и Т-1 (7 кл.)). Учитель, в свою очередь, предлагает составить программу занятий, одно тренировочное занятие или не менее трех конкретно расписанных упражнений.

При составлении рекомендаций старшеклассницы должны соблюдать некоторые условия:

1. Упражнения должны быть посильными для семиклассниц и такими, чтобы выполнять их можно было где угодно: дома, на даче, в школе.

2. На выполнение упражнений не должно уходить много времени.

3. Упражнения должны быть написаны грамотным предметным языком и общедоступны, чтобы их можно было без труда найти в пособиях, книгах, журналах, Интернете.

4. Старшим школьницам следует поинтересоваться, какие упражнения предпочитают выполнять младшие, что им больше нравится. Таким образом, младшие становятся соавторами работы, что способствует ее последующей востребованности.

Вот, например, рекомендации Насти К. (11-й класс) для Лизы Д. (7-й класс).

Лиза!

Я просмотрела результаты твоего тестирования и подобрала ряд упражнений для тебя. Они не очень сложные, но требуют регулярности. Только тогда ты добьешься какого-то результата. Помни о том, что любые физические упражнения травмоопасны, поэтому не надо сильно себя нагружать. Если ты не сможешь сразу выполнить то количество упражнений, которые представлены в моих рекомендациях, делай меньшее количество раз, но постепенно увеличивай нагрузку. Не думаю, что для тебя эта тренировка будет сложной (я заметила, что ты достаточно спортивный человек). Скорее всего, мой вариант тренировки послужит тебе для поддержки спортивной формы. Удачи!

II четверть

Практика

В этой четверти одиннадцатиклассницы выполняют выбранные упражнения, доводя их до детальной проработки (У-1), и находят новые (У-2) для дальнейшей работы.

Попробовав выполнить первые упражнения, девушки уже в состоянии понять, над чем надо работать дальше, что лучше делать: скорректировать имеющиеся упражнения или подобрать новые.

Теория

Одиннадцатиклассницы записывают результаты самостоятельной работы над упражнениями (У-1 и У-2) в дневник.

Из дневника Насти Н.:

«Сегодня у меня было первое занятие по аэробике, потому что на прошлой тренировке меня не было. Сначала было трудно. Но на самом деле ощущения фантастические, потому что организм сразу ощущает прилив сил. У меня поднялось настроение, и, как ни странно, я чувствую внутреннюю легкость…

Сегодня мы выполняли новые упражнения – калланетику. Они приятные, спокойные. Мне сегодня было немного тяжело, потому что раньше у меня было растяжение шеи».

Из дневника Ани Е.:

«Мои ощущения от занятий аэробикой (по кассете)

С непривычки было довольно сложно работать все 20 минут без передышки. Некоторые упражнения были не совсем понятны сразу, но со временем стало гораздо легче. Я вошла в заданный ритм. В целом работа по этой кассете дает хорошую физическую подготовку. Самочувствие отличное, появляется бодрость, заряд энергии...

Сегодня мы занимались по другой кассете. Был другой ритм, другие упражнения. Эта тренировка была легче для меня по нагрузке. Упражнения было трудно повторять, они не совсем обычные. Предыдущая кассета была эффективнее и полезнее для меня».

Зачет по итогам первого полугодия проводится по результатам собеседования ученицы с учителем. На собеседование по итогам первого полугодия представляются материалы, собранные за полгода в процессе работы старшеклассницы:

– результаты своего кондиционного тестирования Т-1 (11 кл.);
– выбранные упражнения У-1 и У-2 с текстами дневника, отражающими их работу с упражнениями;
– результаты тестирования семиклассницы Т-1 (7 кл.);
– рекомендации семикласснице по итогам ее кондиционного тестирования;
– краткий анализ собственной физической активности за первое полугодие.

Для зачета ученица 11-го класса пишет только краткий обзорный рефлексивно-аналитический материал о своем физическом развитии.

III четверть

Практика

Девушки продолжают работать над своими наиболее слабыми физическими качествами путем подбора упражнений, их детальной проработки и фиксации результатов.

Теория

С 5-го по 11-й класс на каждом уроке школьница записывает на отдельный лист свои наблюдения. Это или схема, или результат, или просто записи об ощущениях, самочувствии, настроении. Все это без особого разбора в виде множества файлов собрано в папку. Индивидуальные папки с файлами хранятся на кафедре физической культуры.

И вот теперь нужно систематизировать в логической последовательности все накопленные материалы: какие навыки девушка приобрела, чем овладела. У каждой ученицы свой объем информации, и этот материал для нее очень важен. В процессе работы нужно отобрать только нужную информацию и правильно, аккуратно разместить ее в папке. Задание можно выполнять дома или в школе после уроков.

IV четверть

Практика

Одиннадцатиклассницы готовятся к кондиционному тестированию (март) и в апреле проводят его для себя Т-2 (11 кл.) и для семиклассницы Т-2 (7 кл.). Ученицы помогают друг другу.

Теория

В мае девушки подсчитывают свои результаты, полученные в Т-1 (11 кл.) и Т-2 (11 кл.) по нашей методике «Оценка индивидуального уровня физической кондиции (ОИУФК)». Совместно с семиклассницами, помогая освоить методику оценки своей кондиции, они подсчитывают их ОИУФК по результатам Т-1 (6 кл.), Т-1 (7 кл.), Т-2 (7 кл.) и готовят краткий анализ своей деятельности в связке «старший – младший». Они составляют рефлексивно-аналитический текст по своим материалам, собранным за весь период обучения в школе по предмету «физическая культура».

Зачет за второе полугодие и итоговая аттестация проводятся также по результатам собеседования, на которое ученицы представляют:

– результаты кондиционного тестирования семиклассницы;
– свои рекомендации для нее;
– краткий анализ своей деятельности;
– результаты своего кондиционного тестирования;
– итоговую работу ОИУФК и ее анализ;
– рефлексивно-аналитический обзор: представления о физической культуре вообще и своих достижениях – в частности с представлением обработанных материалов с 5-го по 11-й класс.

Рекомендации младшему – это уникальный способ сделать предмет «физическая культура» не только привлекательным, но и значимым для старшеклассников. Обычно я так говорю будущим выпускницам: «Вы вправе давать рекомендации младшему товарищу, потому что никто из учеников в школе лучше вас, больше вас не знает и не умеет по физкультуре. Вы освоили предмет настолько, что можете сами себя протестировать, узнать свои слабые стороны, найти и грамотно подобрать для себя упражнения, построить и скорректировать свой тренировочный процесс, подсчитать и обработать свои результаты по тестовым методикам, проанализировать данные и составить мнение о своей физической культуре. Вы знаете весь цикл работы над своим физическим совершенствованием».

Эти рекомендации и есть тот итог нашего пути, который помогает ответить на вопросы: чему я научился, чем овладел, что умею, на что способен, как я это делаю, что испытываю от работы с собой и другими? И отвечаем на них не мы с вами, а ученик, и это самое главное! Значит, не зря, все не зря!

Лариса БЫЧКОВА,
учитель физической культуры
школы № 734,
Москва