Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №1/2009

Обмен опытом и идеями

Борис Капанадзе

Борис Капанадзе

Во время проведения X фестиваля «Президентские состязания» редакцией газеты «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября» совместно с Федеральной СДЮСШОР были организованы «круглые столы» – внепрограммные мероприятия, во время которых учителя могли познакомиться с работой друг друга, высказать собственные предложения по проведению «Президентских состязаний». В этой работе приняли участие более 50 человек – педагоги, директора школ, представители команд. В отличие от предыдущих лет, на этот раз на первые две встречи были приглашены докладчики – учителя, чьи классы давно и успешно участвуют в финальных состязаниях.
Так, например, ни одного фестиваля не пропустил Борис КАПАНИДЗЕ, учитель физической культуры Краснянской СОШ Воронежской области. Его ученики неоднократно становились победителями и призерами в командном зачете. Почему? Все очень просто, объяснил он: бег, регулярное тестирование и общешкольные соревнования давно стали традицией в этой небольшой сельской школе. О его методике мы подробно рассказывали в № 1/2007. Очень похожие приемы описали и другие участники «круглого стола». Правда, они не считают их авторскими методиками – скорее стилем жизни в своих школах.

Иркутская область

Любовь Иванисова

Любовь Иванисова

Седьмой раз во Всероссийском фестивале «Президентские состязания» приняли участие Любовь ИВАНИСОВА и Вячеслав КОЧУК – преподаватели Усть-Илимской СОШ № 8. За эти годы они трижды были серебряными призерами (в том числе и в 2008-м), один раз заняли первое место, несколько раз – третье. В чем секрет их успешности?

– Мы сами удивляемся, как это у нас получается. У нас очень хорошая база. Школа – на 2000 учащихся. Есть и борцовский зал, и гимнастический.
Наши ученики действительно хорошо подготовлены к этим соревнованиям – наверное, потому, что тестирование у нас очень популярно. Известно: если ребенок не хочет заниматься, его никто не сможет заставить. Поэтому с самого начала мы поставили перед собой задачу: сделать так, чтобы дети сами хотели заниматься физкультурой и быть гармонично развитыми. Но этого не так просто добиться.
Сначала мы тестировали ребят чуть ли не «из-под палки». Подводя итоги, фиксировали уровень физической подготовленности каждого ребенка: высокий, средний или ниже среднего. Свои результаты знал каждый ученик – таблицы были помещены на стенде. Многие ребята, увидев их, захотели повысить свой уровень: «Почему у меня «ниже среднего»? Я хочу выше!» Соревнования между классами инициировали взаимопомощь, дополнительные тренировки – всем хотелось стать лучшими. Эту работу мы начали с самого основания школы, тридцать лет назад.
Наверное, поэтому, когда были введены Президентские состязания, нам было легко: мы уже давно работали по похожей схеме.
Мы проводим тестирование три раза в год: в сентябре, в декабре и в мае – и по полученным результатам осенью и зимой корректируем программу работы: увеличиваем нагрузку в тех или иных направлениях. Весеннее тестирование – итоговое, оно показывает результат работы за год и учителей, и учеников. В результате нам несложно выбрать класс для «Президентских состязаний», потому что все они сильные, хорошо подготовленные. В нашей школе все ребята знают про фестиваль «Президентские состязания» и мечтают участвовать в нем.
В вариативную часть школьного учебного плана внесены и уроки физической культуры, причем многие дети выбирают именно их. Когда проходят организационные собрания, на них имеет право прийти каждый учитель-предметник, чтобы рассказать о том, что он предлагает на своих уроках в вариативной части. Многие выбирают физкультуру и в результате имеют возможность заниматься дополнительно.
У нас на сегодняшний день работают шесть учителей физической культуры, один из них – учитель лечебной физкультуры. Тренеров нет, но мы можем открыть для ребят различные спортивные секции своими силами.
В нашей школе очень популярен выпускной экзамен по физической культуре. В прошлом году его сдавал 31 человек. Некоторые ребята пишут рефераты, в том числе и по лечебной физкультуре, – никто не получает отметки «автоматом».
Практическая часть бывает разная – это решает совет по физической культуре. В нее обязательно входят кросс, какие-либо тесты, остальное – по выбору.

Оренбургская область

Владимир Рыжов

Владимир Рыжов

Второй год подряд чемпионами финальных «Президентских состязаний» становятся команды из Оренбургской области, причем разные. В этом году самыми быстрыми, гибкими, выносливыми одиннадцатиклассниками в России стали ученики Новотроицкой СОШ № 23. Их учителя Владимир БУЧНЕВ и Владимир РЫЖОВ рассказывают о своей работе:

– Оренбургская область стабильно является призером фестиваля «Президентские состязания». В нашей школе по три урока физической культуры с 1-го по 11-й класс, причем мальчики и девочки занимаются отдельно, потому что база позволяет: у нас два спортивных зала размером 12x24 м. Учителям эта работа оплачивается полностью, например за счет кружков.
Когда наша школа открывалась, в ней учились 1500 ребят, на данный момент осталось только 500. В параллелях раньше было по четыре класса, теперь – по два.
Мы организуем школьные соревнования, победить в которых могут только классы, в которых все ребята хорошо занимались физической культурой в течение года. Подсчет результатов идет по системе бонусов – положительных и отрицательных: открываем журнал класса и подсчитываем количество двоек, троек, четверок и пятерок. Каждая отметка умножается на соответствующий (положительный или отрицательный) коэффициент, результаты суммируются. При этом учитываются отметки не только по физкультуре, но и по другим предметам. Есть сильные классы, которые могут иметь высокие результаты за счет других учебных предметов, но отметки по физкультуре у них невысокие, поэтому им не хватает баллов для победы в общем зачете. Соревнования проводятся в течение четверти, и никто не говорит, что мы отвлекаем ребят от учебы. Напротив, все учителя любят эти соревнования: для победы дети стараются подтянуться по всем учебным предметам.
Наверное, имеет смысл рассказать и о том, как поставлена вся работа по подготовке к «Президентским состязаниям» в Оренбургской области. Областные состязания проводятся еще серьезнее, чем общероссийские, – у нас в программу включены еще два вида акробатики и стрельба из винтовки. Вместо отжиманий девочки подтягиваются. Всего в нашем финале обычно участвуют 12 команд, отобранные сначала на аналогичных соревнованиях в школах, затем – в городах и в районах. Когда победитель определен, команда, которая будет представлять наш регион на российских состязаниях, едет на трехмесячные сборы в детский лагерь.
Нам помогает областная спортивная школа, и за счет этого команда за лето серьезно улучшает свои результаты.

Краснодар

Александр Каракулин

Александр Каракулин

Своими размышлениями и идеями поделился и один из судей – Александр КАРАКУЛИН. Он работает учителем физической культуры в СОШ № 42 г. Краснодара. В 2008 г. его ученики не принимали участия в «Президентских состязаниях», но в прошлые годы они постоянно входили в десятку сильнейших:

– Мы живем в эпоху электроники, когда детям нет необходимости утруждать себя дополнительной работой. Компьютеризация, плотно вошедшая в нашу жизнь, одновременно и помогает, и вредит. Детям уже не нужно читать книги по литературе, истории, географии, чтобы найти необходимую информацию, – на любой вопрос они могут найти ответ в Интернете за считанные секунды. Вместе с чтением уходят в небытие и подвижные игры, в которые играло множество предыдущих поколений: необходимые эмоции сегодняшние дети могут получить, не двигаясь с места, включив компьютер и погрузившись в компьютерную игру. Мы говорим, что дети обленились, не хотят двигаться. Но ругать их за это, по меньшей мере, неправильно: у них просто отпала потребность в движении для того, чтобы испытывать удовольствие от игры.
В сложившейся ситуации старые методики преподавания физической культуры не работают, становятся неэффективными. Научные разработки людей, далеких от практики, с трудом приживаются в школе: действительность слишком далека от теории. Старые стандарты и программы не подходят новому поколению.
Плохая экологическая обстановка, малоподвижный образ жизни превращают для российских детей школу в лазарет. Четыре часа двигательной активности в день, которые, по данным физиологов и врачей, необходимы для нормального физического развития детей, становятся несбыточной мечтой. Именно поэтому на страницах классных журналов, отведенных под записи о болезнях, фиксируется все больше и больше хронических заболеваний. Два и даже три урока физической культуры в неделю не могут спасти подрастающее поколение от последствий сидячего, малоподвижного образа жизни.
Во многих школах учителя физической культуры, стремясь продемонстрировать детям и их родителям динамику физического развития учеников, проводят тестирование физических качеств два раза в год – осенью и весной. Но, к сожалению, даже если и удается путем неимоверных усилий добиться положительных результатов, к началу нового учебного года у большинства ребят от этого не остается и следа – многие ученики не могут выполнить тесты на быстроту, выносливость, гибкость. Это говорит и о том, что в их семьях не уделяется должного внимания физическим упражнениям – родители несерьезно относятся к физической культуре, не уделяют должного внимания здоровью, пуская все на самотек. К концу учебного года ребята снова набирают хорошую физическую форму, но опять наступают летние каникулы, и…
Для того чтобы наши ученики поняли ценность физических упражнений, не прекращали заниматься физкультурой ни во время летнего отдыха, ни после окончания школы, мы ввели в процесс обучения ряд новых элементов: организовали для учеников младших классов группы здоровья, которые пользуются у нас большой популярностью; немного изменили программу – например, на уроках гимнастики мы очень часто используем прыжки через длинную скакалку. Дети любят прыгать и всегда делают это с удовольствием. Мы используем нестандартное оборудование, которое помогает увеличить плотность урока и развивает творческие способности учеников. В результате уроки становятся разнообразными, динамичными, увлекательными.
Грамотное проведение разминки помогает создать правильную установку на урок. Самая лучшая разминка – пятиминутный бег, хотя это и трудно. С 2003 г. мы используем элементы скиппинга во время разминки: 1 мин. прыжков – 30 сек. отдыха. Если выступила легкая испарина – значит, ребенок готов к основной части. Дополнительные разминочные упражнения нужны лишь для подготовки ребят к конкретным видам дальнейших занятий, требующих разогрева определенных групп мышц.
Разминку в старших классах часто проводят сами ученики. Сначала мы их учим правильно ее организовывать, потом они придумывают собственный вариант и проводят разминку для одноклассников.
На занятиях гимнастикой мы заменили кувырки на прыжки через длинную скакалку – дети получали слишком много травм, хотя мы соблюдали все правила, выполняли все подводящие упражнения. Всем очень нравится.
Используем специальное устройство для организации полосы препятствий с целью проведения эстафеты с гимнастическими обручами. Несколько таких устройств – и готова новая полоса: ее организация зависит лишь от фантазии учителя. Например, берем обычные черенки от лопат и просверливаем в них отверстия, в которые потом вставляем штырьки, а на них надеваем гимнастические палки. Для установки черенков на пол делаем подставки из старых школьных столов. Гимнастическая палка крепится при помощи штырьков между двумя черенками на том или ином уровне (в зависимости от возраста учеников и задач урока). Это устройство – не жесткое препятствие, при прикосновении оно падает, и ребенок может быстро собрать его. В младших классах мы используем это устройство для прыжков в высоту, а в старших, например, для «многохода» – устройства для перепрыгивания через препятствия на бегу.

О фестивале «Президентские состязания»

Обсуждение организации фестиваля «Президентские состязания» шло с первого дня. Учителя обменивались идеями, проявляя максимум фантазии. Часто жаловались: «Нас обидели – наши дети такие хорошие, все правильно делали, а их судили неправильно!» Правда, жаловались только те, кто не подавал никаких официальных апелляций, и эти слова я внимательно выслушивала, не придавая им особого значения: сказать можно все что угодно, если знаешь, что тебе некому ответить.
Именно для того, чтобы учителя смогли высказать свои претензии и предложения по организации фестиваля судьям и организаторам, мы организовали «круглый стол», посвященный обсуждению проведения фестиваля «Президентские состязания», на который пригласили главного судью соревнований Юрия ПЕРЕГУДОВА, директора федеральной ДЮСШОР Ольгу ЛЕВОЧКИНУ и председателя мандатной комиссии Галину БОЙКО. В «круглом столе» приняли участие представители всех команд, приехавших на соревнования. И это понятно: каждого участника волновали вопросы, которые там обсуждались. На некоторые из них ответы были даны незамедлительно, другие пока остались без ответа: надо подумать.

Один за всех...
Один за всех...
...и все за одного
...и все за одного
Вперед, к победе!
Вперед, к победе!
Разминка перед боем
Разминка перед боем
В пылу сражений
В пылу сражений
Азарт на площадке,...
Азарт на площадке,...
...в воде...
...в воде...
...и на трибуне
...и на трибуне
Остановись, мгновенье!
Остановись, мгновенье!

– По-моему, проводить соревнования с 11-м классом было неправильно. Многих ребят не отпустили родители: им нужно готовиться к выпускным экзаменам.

О. Левочкина:

– Мы предполагали, что такие трудности будут с 11-м классом, но впервые решились на это и, думаем, сделали правильно. Дело в том, что за годы проведения фестиваля стало понятно: 5–7-е классы приезжают хорошо подготовленные и за счет уроков физической культуры, и за счет внеклассной работы. Когда на жеребьевке выпал 10-й класс, подумали: будет интересно понять, каков уровень физической подготовленности у наших выпускников. На состязаниях стало ясно: в кроссе девушки из выпускных классов намного слабее по сравнению с ученицами 5–7-х классов. В плавании к 11-му классу мы получили практически нулевые результаты: в этом виде соревнований заявились участвовать 20 команд, но из них почти половина вообще не вышла на старт. И это лучшие команды России! Поэтому мы считаем, что нельзя отказываться от проведения соревнований для выпускников – ведь в школе нужно работать со всеми детьми, а не только с начальным и средним звеньями.

– Программой предусмотрен футбол для девочек, но это неправильно: девочки обычно плохо в него играют. Не лучше ли ввести для старшеклассников волейбол, а для 5–7-х классов – пионербол?

– Почему Положение о состязаниях так поздно поступает в регионы (например, к нам в Ямало-Ненецкий автономный округ)? В этом году оно пришло только в июне.

О. Левочкина:

– Во-первых, мы можем отправлять Положение только после того, как будет утверждена смета будущего фестиваля, – до этого момента мы не имеем права о нем заявлять. А во-вторых, не хотим, чтобы учителя занимались «натаскиванием» одних классов в ущерб работе с другими, – ведь именно так чаще всего происходит сразу после того, как мы объявляем, школьники какого возраста будут участвовать в очередном фестивале. Положение помещается на сайтах Росспорта и Рособразования, в этом году оно было опубликовано и в газете «Спорт в школе» – найти его и внимательно прочитать мог каждый желающий.

– В нашем регионе – на Ямале – подсчет результатов соревнований проводится по давно устаревшей схеме. Невозможно доказать нашим руководителям на местах, что во всей России давно используется совершенно другой механизм подсчета: они не станут слушать учителя, им нужно распоряжение сверху. Нельзя ли отправлять начальникам департаментов образования на местах письма с соответствующими инструкциями?

Ю. Перегудов:

– Не думаю, что имеет смысл дополнительно рассылать такие письма. В каждом регионе у руководителей есть возможность ознакомиться с Положением о состязаниях и приложениями с таблицами, где все написано. По-моему, этого достаточно.

– Я думаю, каждый участник фестиваля «Президентские состязания» должен получить соответствующее свидетельство. Сейчас такие документы необходимы и взрослым (для аттестации), и детям (для расширения своего портфолио).

– На фестивале было выявлено слишком много подставок. Надо было проверять паспорта с первого дня соревнований: не бывает такого, чтобы в одном классе семь человек пробегали 1 км быстрее чем за 3 мин. Я специально сходил к тренеру областной спортшколы и спросил, сколько ребят в области могут показать результаты 2.40 и 2.50. Оказалось, таких ребят очень мало, а тут – целые классы!

– Это единственные соревнования, на которых проверяется работа учителя. Спасибо организаторам! Правда, из-за подставок теряется смысл состязаний – снова на первое место выходят спортивные школы и профессиональные тренеры.

О. Левочкина:

– Мы – федеральная спортивная школа, а не ФСБ. Наша цель – организовать праздник, а не проводить расследование. Поэтому мы в первую очередь надеемся на вас, на учителей, на вашу порядочность, на то, что не будет подставок, – невозможно постоянно контролировать каждого. И мы не хотим на этом празднике следить за каждым ребенком и контролировать каждого учителя.

Ю. Перегудов:

– А я уже давно ни на чью совесть не уповаю. В данной ситуации должны быть приняты жесткие, решительные меры. Но я не вижу способа уличить нечестных преподавателей, если у ребят нет паспортов. А на то, что у людей, привыкших в течение многих лет привозить подставных учеников, вдруг проснется совесть, я не надеюсь.

Г. Бойко:

– Я прекрасно понимаю, как обидно тем, кто действовал честно, и думаю, что предложение ваше дельное. Если нам разрешат реализовать его, мы сможем в следующем году проводить заседание мандатной комиссии в течение двух дней и проверять документы у каждого участника. Те, у кого нет паспорта, могут предъявить карточку спортсмена или загранпаспорт.

– А почему бы не проверять пятерку победителей?

– Почему учителей не допускают на место проведения тестов? Нам остается только наблюдать с трибун.

Ю. Перегудов:

– Как только учителя выйдут на поле и встанут рядом с ребятами, закончится порядок – это проверено на практике, уж поверьте.

– Правильно. Я хочу сказать о том, как четко была организована работа судей. При проведении аналогичных соревнований в своем регионе – Кузбассе – я использовал схему, разработанную здесь, и она сработала безупречно. Спасибо организаторам и судьям!

– Есть предложение: подкорректировать таблицы. В них отдается явное предпочтение гибкости и силовой выносливости.

Ю. Перегудов:

– Мы каждый год корректируем их, ежегодно проводим подробный анализ и публикуем результаты в газете «Спорт в школе». Поверьте, если бы были статистические отклонения, мы бы их заметили. На самом деле, если вы посмотрите не только на свои результаты, но и на результаты всех участников фестиваля, то увидите разницу в 3–4 очка в разных видах соревнований, а это не повод для корректировки.

– Как же сделать эти соревнования действительно массовыми?

О. Левочкина:

– Если раньше мы допускали команды до соревнований по результатам тестирования, то теперь ввели новое правило: для того чтобы регион мог участвовать в финальных состязаниях, нужно проводить аналогичное тестирование на местах. Представление его протоколов – обязательное условие допуска к стартам. Не каждый руководитель пойдет на риск их подтасовки. На фестиваль «Президентские состязания» были допущены команды только из тех регионов, где были проведены отборочные соревнования. Это, на мой взгляд, хороший стимул для того, чтобы состязания стали по-настоящему массовыми, – тогда все классы захотят участвовать в них. Если есть другие предложения, мы будем рады их услышать и начнем вместе думать, как улучшить организацию фестиваля.

– Ученикам малокомплектных школ тоже хотелось бы участвовать в соревнованиях.

О. Левочкина:

– В этом месте мы немного изменили Положение. Невозможно проконтролировать, кто входит в сборную команду двух малокомплектных школ. Оказалось, что из некоторых регионов стали привозить не классы, а сборные команды целых областей.

– Может быть, разрешить брать ребят из младших классов такой школы, официально допуская их до соревнований, но учитывая возраст?

О. Левочкина:

– А может быть, имеет смысл организовывать группы учащихся малокомплектных школ? Сложная проблема, мы продолжаем думать над ней.

В заключение хочу сказать спасибо всем вам, в первую очередь – учителям.

Анапа – Москва

Фото автора

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»