Методика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внедряем инновацииКонспекты уроков по гимнастике
«Гимнастика – душа и тело…»
|
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть (10–12 мин.) | ||
Построение, приветствие. Детям предлагается выбрать ленту, цвет которой соответствует их настроению, и завязать ее на левой руке. Учитель. «Гимнастика – душа и тело…» Что для вас значат эти слова? |
3 мин. | Рефлексия в начале урока по выбранным лентам. Оформление темы в письменном виде. Если дети затрудняются ответить, им предлагается вспомнить, какие бывают виды гимнастики. По ходу урока учащиеся должны найти ответ на заданный вопрос |
Ходьба: • на носках, руки вверх, на шаг – наклон головы вперед; • на пятках, руки в стороны; • с поворотом головы на шаг вправо, влево; • в полуприседе, руки за голову |
1,5 мин. | Обратить внимание на осанку (плечи расправить, смотреть вперед, живот подтянуть). Следить за дистанцией. Локти в стороны, спина прямая |
Бег. Ходьба | 1,5 мин. | Следить за правильностью выполнения элементов бега. При движении в колонне учащиеся берут обручи в правую руку на правое плечо |
ОРУ с обручами | 4–6 мин. | |
Основная часть (21–23 мин.) | ||
Кувырок вперед | 2–3 мин. | При необходимости учитель выполняет показ акробатических упражнений. Учащиеся работают в группах с помощью карточек, устраняя ошибки друг друга и помогая добиться правильного выполнения. Старший группы следит за работой внутри группы. При кувырке обратить внимание на положение головы, спины. Колени слегка развернуть, локти прижать, группировку брать чуть ниже коленей |
Стойка на лопатках | 2–3 мин. | В стойке туловище держать прямо, носки вытянуть, локти широко не расставлять |
«Мост» из положения лежа | 2–3 мин. | Обратить внимание на опору всей ступни. Ноги врозь, кисти рук направлены под лопатки, голова откинута назад |
Знакомство с гимнастическими пирамидами. История возникновения, характеристика пирамид. Применение ранее изученных акробатических упражнений в построении пирамид |
2 мин. | Учитель предлагает детям образовать полукруг лицом к нему, обращая их внимание на рисунки с изображениями пирамид. Гимнастические пирамиды строятся из акробатических упражнений, которые начали появляться в Греции еще в XVIII в. до н.э. Пирамиды могут быть разные: по количеству исполнителей, сложности построения и т.д. Провести беседу об использовании акробатических упражнений в построении пирамид, разбор и построение общей пирамиды учителем совместно с учащимися |
Творческое задание. Каждая группа строит свою пирамиду | 5–6 мин. | Учитель объясняет детям, что пирамида у каждой группы должна быть своя, но можно использовать упражнения из представленных рисунков, акробатические упражнения, а также в качестве музыкального сопровождения – классическую музыку |
Показ пирамид по группам | 3 мин. | В построении пирамид принимают участие две группы одновременно. Учитель отмечает самую оригинальную пирамиду, пирамиду с использованием сложного упражнения, творческого подхода или по другим номинациям |
Диалог с учащимися о применении пирамид, их значении | 2 мин. | Построение пирамид можно использовать при подготовке выступления на спортивных праздниках, соревнованиях, в перерывах между состязаниями и т.д. Учитель поясняет, что это упражнение развивает творческое воображение, гибкость тела, воспитывает коллективизм; сложное построение – развивает силу, улучшает координацию движений |
Заключительная часть (5–7 мин.) | ||
Игра «Фигуры» Выбирают водящего. Учащимся предлагается свободно под музыку выполнять танцевальные ритмичные движения. Как только музыка прекращается, дети, придумав каждый свою фигуру, замирают в любом положении. Водящий выбирает самую оригинальную или сложную, т.е. больше всего понравившуюся ему фигуру. Ученик, изобразивший ее, становится водящим, и игра продолжается |
2–3 мин. | Музыкальное сопровождение для игры подбирается разное по темпу. Учитель, проявляя инициативу, может предлагать учащимся выполнить новые движения под музыку в случае, если они стесняются или им не удается выполнить танцевальные движения |
Детям предлагается выбрать ленту, цвет которой соответствует их настроению, и завязать ее на правой руке. Построение в шеренгу. Учитель предлагает вернуться к вопросу, заданному в начале урока: «Гимнастика – душа и тело…» Что для вас значат сейчас эти слова? |
2–3 мин. | Учитель фиксирует изменения в настроении учеников по цвету лент, выбранных в начале и в конце урока, и возвращается к вопросу, заданному в начале урока; выслушивает мнения учащихся, анализирует их размышления в начале и в конце урока |
Подведение итогов урока | 1 мин. | Учитель благодарит детей за работу на уроке |
Акробатическая комбинация
Урок в 8-м классе
Цель: составить и продемонстрировать в группах акробатическое соединение из разученных элементов.
Задачи урока:
• способствовать развитию физических качеств методом круговой тренировки;
• закрепить технику ранее изученных акробатических элементов;
• развивать творческие способности путем составления акробатического соединения;
• воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельность.
Инвентарь: маты, гантели весом 2 кг и 3 кг, скакалки, набивные мячи весом 3 кг, гимнастические скамейки, стойки с флажками; карточки с заданиями.
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть урока (10–12 мин.) | ||
Построение, приветствие. Измерение показателей ЧСС. Сообщение задач урока |
1 мин. | Выявить учащихся с высоким показателем ЧСС и дать им минимальную нагрузку на уроке |
Строевая подготовка (повороты на месте) | 1 мин. | Обратить внимание на правильность выполнения поворотов |
Ходьба: • на носках, руки на пояс; • на пятках, руки в стороны. Бег |
1 мин. | Следить за осанкой: плечи расправить, смотреть вперед, живот подтянуть. Следить за интервалом |
Приставной шаг правым, левым боком, руки за голову. Выполняется по боковым линиям волейбольной площадки | 1 мин. | Локти в стороны, спина прямая, шаг шире, подскок выше |
Ходьба с восстановлением дыхания. Распределение учащихся по станциям | 1 мин. | Учащиеся занимают рабочие места по станциям. Группы по 3–4 человека заранее сформированы учителем |
Выполнение заданий на различные группы мышц методом круговой тренировки. После выполнения задания на станции – бег по кругу с переходом на следующую станцию | 7 мин. | Во время бега по кругу следить за технически грамотным выполнением элементов бега |
1-я станция – сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамейки | 20 сек. | Задания подобраны с учетом чередования упражнений на различные группы мышц |
2-я станция – прыжки через гимнастическую скамейку (перешагивание – облегченный вариант) | 20 сек. | Темп высокий – для сильных учеников, средний – для средних и слабых |
3-я станция – упражнения с гантелями | 20 сек. | Учащиеся начинают и заканчивают выполнение заданий по сигналу учителя |
4-я станция – прыжки через скакалку | 20 сек. | |
5-я станция – отдых лежа на матах | 20 сек. | |
6-я станция – бег с набивным мячом в руках вокруг стойки: 1 раз с мячом, 1 раз без мяча и т.д. | 20 сек. | |
7-я станция – лежа на спине, руки за голову. Поднимание ног до угла 90° | 20 сек. | |
Легкий бег с переходом на ходьбу | 20 сек. | Упражнения для восстановления дыхания |
Основная часть урока (22 мин.) | ||
Работа в группах по карточкам | 9 мин. | Учащиеся устраняют ошибки друг друга, помогая добиться правильного выполнения каждого акробатического элемента, работают совместно, дружно |
Задания на карточках для девочек • выполнение упражнений для мышц шеи (наклоны, вращения); • упражнение на равновесие «Ласточка»; • кувырок вперед, назад; • кувырок назад в стойку ноги врозь; • «мост» из положения стоя с помощью и без помощи; • стойка на лопатках с помощью рук; • сед в группировке, сед углом |
Каждое упражнение выполнить 2–3 раза | При кувырке обратить внимание на положение головы, спины. Колени слегка развернуть, локти прижать, группировку брать чуть ниже коленей. В стойке туловище держать прямо, носки вытянуть, локти широко не расставлять |
Задания на карточках для мальчиков • выполнение упражнений для мышц шеи (наклоны, вращения); • упражнение на равновесие – стойка на одной ноге, руки в стороны; • кувырки вперед и назад; • кувырок назад в стойку ноги врозь; • стойка на лопатках без помощи рук; • сед с наклоном вперед; • кувырок вперед из стойки на руках |
Каждое упражнение выполнить 2–3 раза | В стойке на лопатках туловище держать прямо, носки вытянуть, локти широко не расставлять. Стойка на руках выполняется со страховкой |
Измерить показатели ЧСС | 1 мин. | Проследить, в норме или нет показатель ЧСС после максимальной нагрузки |
Творческое задание каждой группе: составить и выполнить акробатическое соединение из различных элементов | 7 мин. | Детям дается четкая установка на выполнение правильного перехода от одного элемента к другому |
Показ акробатических соединений двумя-тремя группами на оценку | 5 мин. | Учитель распределяет роли: кто из детей будет из группы показывать, кто – объяснять последовательность выполнения, кто – анализировать и оценивать. Оценка ставится одна на всю группу. Ошибки выявляются у всех членов группы. Например, один ученик показал соединение с двумя ошибками, второй объяснил безошибочно, а третий не увидел тех ошибок, которые допустил первый. В этом и заключается обучение в сотрудничестве |
Заключительная часть урока (5–6 мин.) | ||
Дыхательная гимнастика по системе хатха-йоги | 3 мин. | Обратить внимание на правильную посадку при выполнении упражнений на дыхание |
Измерение показателей ЧСС | 2 мин. | Узнать показатель ЧСС у каждого ученика, проследить, вернулся ли учащийся к первоначальному показателю ЧСС |
Подведение итогов урока | 1 мин. | Учитель благодарит детей за работу на уроке |
Любовь Щербинина ,
МОУ "Ординская СОШ", с.Орда, Пермский край