Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2010
Методика

Спортивные танцы

Юноши-старшеклассники хотят быть сильными, привлекательными и чувственными, девушки – женственными, грациозными, красивыми. И все без исключения хотят быть любимыми, найти партнера и построить с ним доверительные отношения. Всё это могут дать молодым людям занятия спортивными танцами, если их ввести в программу по физической культуре за счет вариативного компонента.

Введение

Спортивные танцы – одно из прекраснейших искусств и уж точно самый красивый вид спорта, приносящий удовлетворение и благотворно влияющий на здоровье и психику. Научившись красиво танцевать, человек находит серебряный ключик к своему здоровью. Почему? Да потому, что во время исполнения спортивного танца задействованы многие группы мышц; это приводит к соразмерному развитию фигуры, способствует устранению ряда физических недостатков, вырабатывает правильную и красивую осанку. Акробатические упражнения, используемые в танцах, совершенствуют функции органов равновесия, способствуют развитию точности движений, силы и ориентировки в пространстве при любом положении тела. Спортивные танцы придают фигуре стройность, а движениям – ловкость.

Спортивные танцы – парные, и успех здесь во многом зависит от отношений партнеров. И на тренировках, и во время соревнований у них развиваются внимательность, доброжелательность, корректность, готовность прийти на помощь и вместе с тем критичность, требовательность.

Чтобы научить занимающихся выполнять танцевальные упражнения, надо знать, чем эти упражнения отличаются от других разделов программы. Прежде всего это целостность и динамичность.

Целостность заключается в участии всех мышц в выполнении движения; основное движение всегда сопровождается дополнительными. Например, основное движение – подъем с переносом веса с каблука на носок. Дополнительными движениями здесь будут:

а) поворот головы;
б) движение плечевого пояса и рук вправо и влево;
в) чуть заметные наклоны туловища в сторону движения рук.

Наиболее ярко целостность движений проявляется в танцевальных упражнениях европейской программы (стандарта).

Танцоры выполняют все упражнения динамично, активно передвигаются по залу, постоянно изменяя темп, ритм, силу и амплитуду движений.

Спортивные танцы связаны не только с различными видами спорта, но и со многими оздоровительными и укрепляющими методиками.

Танцы – проводник музыки в тело человека: благодаря слиянию характера движения с характером музыкального сопровождения танцы получают различную эмоциональную окраску. Эта связь проявляется не только в согласовании движения с размером и темпом музыки, но и в формировании умения правильно воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее содержанием, характером и ритмом. Чем больше учащихся выполняют в танце синхронные движения четко в такт, тем эффектнее будет результат.

В зависимости от целей каждой части урока заранее подбирается и соответствующая по ритму музыка. Например, на разминку можно включить современную ритмичную музыку, а при выполнении прыжков – музыку в стиле рок-н-ролл. В основной части при разучивании латиноамериканской программы используется музыка, соответствующая по ритму зажигательной самбе, четкому ча-ча-ча, веселому и энергичному джайву или спокойной, уверенной, но всё так же четкой румбе. А при разучивании танцев европейской программы нужно использовать плавную, чувственную музыку. При изучении некоторых танцев, таких как венский вальс, медленный вальс или танго, можно использовать как инструментальную, так и классическую музыку.

Задача учителя – предложить несколько вариантов музыки для исполнения того или иного элемента спортивного танца. Тем самым педагог способствует развитию у учащихся эстетического вкуса.

Пользуясь музыкальной аппаратурой, следует соблюдать некоторые правила:

Музыка для выполнения того или иного танцевального элемента записывается заранее.

Между двумя мелодиями обязательно должна быть пауза.

После объяснения упражнения и опробования его без музыки преподаватель предупреждает учащихся о выполнении задания под музыку.

Во время выполнения упражнения учитель делает короткие замечания, иногда считает вслух, помогая ученикам понять темп и ритм движения.

Занятия можно проводить в спортивном или актовом зале, на спортивной или асфальтированной площадке. В закрытых помещениях целесообразно использовать специализированное оборудование – станок для хореографии, зеркала.

Для проведения занятий по спортивным танцам мы предлагаем девушкам надевать специальную форму: юбки из легкой или полулегкой ткани, которые должны быть либо в крупную складку, либо типа «солнце клеш». Длина юбки от линии талии – 30–40 см. Это рекомендуемый вариант формы: юбки надеваются девушками только по их желанию.

Танцевальные упражнения легко дозируются как по трудности, так и по физической нагрузке. Это делает их доступными для учеников любого возраста. Для освоения данной программы в 10–11-х классах рекомендуется вводить подготовительные упражнения в форме игры в начальной школе или как разминку в начальной и средней школе. Проведение занятий по спортивным танцам на уроках физической культуры в 6–9-х классах имеет некоторые особенности и требует четкой организации урока. Учащиеся в этом возрасте, особенно мальчики, не всегда охотно выполняют танцевальные упражнения. Еще труднее поставить их в пару с девочками. И здесь учитель должен помочь им найти взаимопонимание, создать на уроке атмосферу взаимопомощи, дружбы и участия.

Учащихся следует заранее приучить к ежедневным домашним заданиям продолжительностью 15–20 мин. и к ведению дневника самостоятельной работы. Задания составляются учителем для каждого класса отдельно в зависимости от уровня подготовленности занимающихся.

Физиологические особенности развития учащихся 10–11-х классов

У каждого человека с детства накапливаются так называемые блоки, «сидящие» в разных местах тела. Это связано с определенными, строго индивидуальными условиями развития и становления психики, характера, личности. Без освобождения от этих блоков развитие танцевальной активности продвигается крайне медленно. Чаще всего бывают заблокированы мышц спины, рук, ног и груди. Каждый из таких блоков формирует определенные психологические установки, созданные специфическим образом мышления и воспитания под влиянием окружающего мира. Вот, например, варианты установок, определяющие блоки плеч, спины, груди:

«Жизнь тяжела», – и мы согнулись под ее тяжестью.

«На меня все смотрят», – и мы втягиваем голову в плечи.

«Все против меня» – прячем самое уязвимое место – живот и грудь.

«Меня легко обидеть и ранить» – происходит то же самое.

Ощущение неуверенности, неустойчивости в жизни проявляется в блокировке мышц ног.

Любая негибкость мышления, бессмысленное упрямство, сопротивление блокируют мышцы шеи, поясницы; у таких танцоров также наблюдаются трудности с пластикой.

По характеру танца можно определить проблемы учащихся и устранить их, изменив тем самым танец. Использование элементов спортивных танцев на уроках физической культуры в школе помогает молодым людям избавиться от накопленных блоков, придает жизни новую эмоциональную окраску, повышает интерес к занятиям, позволяет использовать полученные навыки при самостоятельных занятиях во внеурочное время.

Хорошее здоровье в основном определяется нормальным расположением, правильным функционированием органов тела, отсутствием предрасположенности к каким-либо заболеваниям. Нормальное физическое развитие предусматривает изменение строения и функций организма в связи с возрастом и ростом тела, а также соответствие достигнутого уровня морфологических и функциональных показателей возрастным нормам.

По характеру физического развития различают два типа школьников: равномерно растущие и растущие с преобладанием какого-либо одного или двух размеров тела – длины, массы, окружности груди. По скорости увеличения размеров тела различают замедленно, средне и ускоренно (интенсивно) растущих.

В старшем школьном возрасте у большинства детей уже определился тип телосложения, поэтому можно более детально классифицировать индивидуальные особенности человека.

Учащиеся астеноидного (слабого) типа телосложения характеризуются высоким ростом, узким и уплощенным туловищем, тонким костяком, слабо развитой мускулатурой, обычно удлиненным лицом и уходящим назад лбом. Им присущи большая степень замкнутости, погруженность в мир собственных переживаний, рассудительность в отношениях с окружающими и в поведении. К таким школьникам при выборе пары нужен индивидуальный подход.

Им необходимы:

– медленные силовые упражнения, развивающие мышечную массу (физическое ведение);
– упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы и развития быстроты и выносливости (движения самбы, ча-ча-ча и особенно джайва);
– упражнения на развитие гибкости (волна, контракция) и удержание равновесия на одной ноге, на двух ногах, с изменением позиции корпуса.

Школьники торакального (грудная клетка цилиндрической или слегка расширенной вверху формы, мускулатура развита умеренно, легкие – хорошо) и мышечного (с рельефно развитой мускулатурой) типов телосложения могут заниматься по обычной методике.

Особенно сложно бывает найти подход к школьникам дигестивного типа телосложения. Они обычно имеют средний рост, круглую голову, короткое, коренастое тело, склонны к полноте, отличаются общительностью, добродушием, оптимизмом. Силовые качества, координация, точность движений у школьников дигестивного телосложения развиты удовлетворительно. Им необходимо в первую очередь избавиться от лишнего веса с помощью упражнений:

– активизирующих кровообращение и дыхание, вызывающих повышенные энергозатраты за счет сгорания жиров;
– улучшающих скоростные качества за счет активизации биологического механизма энергообес­печения;
– укрепляющих мышцы живота – места наибольшего отложения жира.

Им надо разъяснить, что упражнения могут дать эффект только в комплексе с диетой, водными процедурами и активной двигательной деятельностью на свежем воздухе.

В старшем школьном возрасте нарушения осанки встречаются чаще, чем в младшем и среднем.

Часто развивается отклонение позвоночного столба от анатомической нормы в передне-задней или поперечной плоскости, что сопровождается изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук и ног.

Слабая мускулатура туловища и плечевого пояса, привычка сутулиться и смещать плечи вперед, что особенно часто встречается у девушек в период интенсивного увеличения размеров молочных желез, приводят к чрезмерному искривлению грудного отдела позвоночного столба и, как следствие, к появлению круглой спины: голова наклонена вперед, плечи свисают, лопатки имеют крыловидные очертания, спина дугообразная, живот расслабленно выпячен вперед, ягодицы уплощены, угол наклона таза уменьшен, ноги слегка согнуты в коленях.

Другое часто встречающееся отклонение – кругло-вогнутая спина: увеличиваются все изгибы позвоночника в передне-заднем направлении. В итоге таз чрезмерно наклонен вперед, в поясничной области позвоночник гипертрофированно прогнут вперед, брюшная стенка вялая, из-за чего случается опущение внутренних органов.

Плоская спина отличается минимальными изгибами позвоночного столба. Человек при этом, как правило, обладает узкой грудной клеткой, мышцы спины ослаблены, лопатки как бы отходят от позвоночника.

Юношеский возраст для мужской половины характеризуется гиперсексуальностью, которая начинается еще в подростковом возрасте и продолжается в течение 2–3 лет после завершения полового созревания (пубертата). Юноши в этот период отличаются повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий. Девушки в этом отношении развиваются иначе и физически, и психологически, их отношение к юношам больше выражается в дружбе, они более чувствительны к психологическим нюансам. Перед учителем стоит задача всячески стимулировать чистые, дружеские отношения юношей и девушек, с большим тактом и пониманием подходить к проявлениям влюбленности, бороться против грубости, неблагородства, невежливости, употребления скверных слов.

Начальная школа

Предложенный материал для 1–4-х классов состоит в основном из подготовительных упражнений, направленных на развитие у занимающихся физических качеств. Особое внимание уделяется упражнениям, формирующим правильную осанку, пластику и красивую походку. Рекомендуемые упражнения способствуют укреплению свода стопы, развитию подвижности суставов рук и плечевого пояса, увеличению гибкости, ловкости.

Простейшие танцевальные упражнения используются в подготовительной части урока в виде разминки и в конце основной части урока в форме игры с элементами танца.

Основные упражнения

Ходьба:

• на полупальцах, на пятках;
• в полуприседе, в приседе;
• с высоким подниманием бедра;
• строевым шагом;
• спиной вперед;
• со сменой темпа.

Бег:

• с высоким подниманием бедра;
• на носках с продвижением вперед;
• спиной вперед с поворотами;
• с захлестыванием голени назад.

Направление относительно корпуса:

– вперед;
– назад;
– в сторону, приставным шагом.

Выполнение упражнений на равновесие:

• на одной ноге;
• на двух ногах;
• с изменением позиции корпуса;
• без изменения позиции корпуса.

Перенос веса тела:

– с одной ноги на две;
– с двух ног на одну;
– с одной ноги на другую.

Подъемы и спуски:

• на одной ноге;
• на двух ногах;
• за счет работы стопы;
• за счет работы колена;
• с сохранением проекции центра тяжести на переднюю часть стопы;
• с сохранением проекции центра тяжести на каблук;
• подъем с переносом веса с носка на каблук.

Скольжение:

• маховой ноги;
• на опорной ноге.

Отведение и приведение ноги:

• со сгибанием в колене;
• без сгибания в колене;
• с контролем пола носком;
• с контролем пола каблуком;
• махи.

Движения корпуса:

• «волна»;
• изгиб, наклон;
• скручивание с нарушением параллельности линий плеч и бедер;
• поворот без изменения позиции опорной стопы;
• контракция – сжатие и растяжение.

Вращения в начальной школе выполняются в виде поворотов на передней части стопы и на каблуке на месте, с продвижением по диагонали, по дуге, по кругу.

Прыжки с элементами спортивных танцев – эффективное средство развития силы, выносливости, координации движений.

Танцы

Чарльстон

И.п. – о.с.

1. Поворачиваясь на полупальцах, приподнять пятку от пола, колени соединены, ноги полусогнуты.

2. Опускаясь на всю стопу, принять исходное положение.

Движение на одной ноге предполагает отрывание от пола попеременно правой и левой ноги. Оно выполняется на счет 1–2 одной ногой и на счет 3–4 – другой.

Твист (скручивание)

И.п. – ноги вместе, руки полусогнуты.

На счет 1, отрывая пятки от пола, принять положение полуприседа, колени отвести влево, левую руку подать вперед, а правую отвести назад. На счет 2 принять исходное положение, правую руку подать вперед, а левую отвести назад.

3–4 – то же в другую сторону.

«Стирка»

И.п. – о.с.

1-й такт. На счет 1–2 с полуповоротом направо сделать полуприсед на левой ноге, а правую выставить вперед на носок. Сделать руками вдоль правой ноги два движения, имитирующих стирку на доске. На счет 3–4 прыжком встать в полуповорот налево от основного направления.

На счет 5–8 повторить движения счета 1–4 с другой ноги.

2-й такт. Повторить движения 1-го такта.

3-й такт – «полоскание белья». На счет 1–4, приседая на каждый счет, отводить колени вправо и влево, а руками имитировать полоскание в противоположную сторону.

«Маленький танец»

Музыка – полька З.Компанейца.

Танцующие встают парами по кругу, взявшись за руки крест-накрест, левая рука поверх правой. Ноги в третьей позиции, правая впереди.

Танец начинается после четырех тактов вступления.

Первая фигура

1–4-й такты. Начиная с правой ноги, танцующие выполняют вперед по кругу два движения польки и четыре подскока.

5–8-й такты. Еще раз исполняются движения 1–4-го тактов. Заканчивая их, танцующие разъединяют руки и поворачиваются лицом друг к другу, мальчик располагается спиной к центру круга.

Партнерша держит руку внизу, а партнер – на поясе.

Вторая фигура

1–4-й такты. Начиная с правой ноги, танцующие делают три легких шага вперед, при встрече проходя правым боком мимо левого плеча партнера, затем приставляют левую ногу в третью позицию позади правой; начиная с левой ноги, делают три шага назад, возвращаясь на свои места, и приставляют правую ногу в третью позицию впереди левой.
5–7-й такты. Танцующие берутся за руки и кружатся на месте приставными шагами; заканчивая движение, разъединяют руки и останавливаются лицом по линии танца.
8-й такт. Танцующие два раза хлопают в ладоши и берутся за руки, как в начале танца. После этого движения танца повторяются.

«Летка-енка»

Музыка В.Лехтинена.

И.п. – о.с.

1–2-й такты. На счет 1 выполнить подскок на месте, одновременно выбрасывая вперед левую ногу. На счет 2 сделать подскок на месте или немного вперед, левую ногу вернуть в и.п. На счет 3–4 повторить движения счета 1–2, но с правой ноги.

3-й такт. На счет 1 выполнить подскок вперед, ноги вместе. На счет 2 сделать остановку. На счет 3 выполнить подскок назад, ноги вместе. На счет 4 сделать остановку.

«Кадриль»

Музыка В.Темнова «Веселая кадриль».

Вступление

И.п. – о.с.

Построение в парах под руку.

На счет 1–8 выполнить переменные шаги.

Первый куплет

1-й такт. На счет 1 выполнить поворот направо, руки согнуты в локтях, правая рука лежит на левой. На счет 2 принять исходное положение. На счет 3–4 повторить движения счета 1–2. На счет 5 сделать наклон влево, левая рука на пояс, вверх. На счет 6 принять и.п. На счет 7–8 повторить движения счета 5–6.

2-й такт. На счет 1 сделать шаг вперед правой ногой с пятки, руки развести в стороны. На счет 2 – шаг вперед левой ногой с пятки. На счет 3 – шаг назад правой ногой, руки на пояс. На счет 4 – шаг назад левой ногой, руки на пояс.

3-й такт. На счет 1–4 девочки выполняют поворот кругом, опустив руки вниз, приподняв кисти и на каждый шаг поднимая плечи. Мальчики делают правой ногой шаг в сторону, левую ставят на пятку, правую руку отводят за голову, а левую ставят на пояс. На счет 5–8 повторить движения счета 1–4 в другую сторону.

4-й такт. На счет 1 сделать наклон вперед, левая рука на пояс, правая мягко опускается вниз – русский поклон. На счет 2 принять и.п. На счет 3–4 повторить движение счета 1–2. На счет 5–8 сделать 4 шага на месте с притопом, руки – на пояс.

Второй куплет

1-й такт. На счет 1–3 сделать 3 шага вперед с правой ноги. На счет 4 выполнить притоп. На счет 5–7 сделать 3 шага назад с левой ноги. На счет 8 выполнить притоп.

2-й такт. На счет 1–8 выполнить поворот в парах лицом друг к другу, сделать 4 шага вперед и 3 назад, на счет 8 выполнить притоп.

3-й такт. На счет 1–2 сделать шаг вперед правой ногой, к ней приставить левую Удерживая левую на поясе, правая вверх, затем взяться за руки, образовав «окошечко». На счет 3–4 сделать шаг левой ногой назад, правую приставить к ней с притопом. На счет 5–8 повторить движения счета 1–4.

4-й такт. Девочки на счет 1–4 совершают прыжки с подскоком, поворот кругом через правое плечо, руки на пояс; на счет 4 выполняют притоп, на счет 5–8 повторяют движения счета 1–4 влево.

Мальчики на счет 1–4 прыжком принимают положение полуприседа на носках, руки на пояс; на счет 5–8 встают, левую ногу ставят в сторону на пятку, левая рука на пояс, правая – за голову.

Партнеры заканчивают танец, стоя лицом друг к другу, приняв положение полуприседа на правой ноге, левая нога – в сторону на пятку, руки в стороны.

Средняя школа

На уроках в 5–9-х классах основные элементы остаются прежними, но к ним добавляются новые, которые можно использовать не только в подготовительной, но и в основной части урока в разделе «Гимнастика» – по 5–6 упражнений.

Чековый ход вперед

Шаг, призванный обеспечить прекращение дальнейшего движения вперед, носит название чекового хода вперед и по сравнению с обычным ходом вперед имеет следующие особенности:

1) работающая нога занимает позицию впереди корпуса;
2) на нее переносится только часть веса тела;
3) колено опорной ноги сгибается и приближается к колену работающей ноги;
4) носок работающей ноги разворачивается примерно на 1/16.

В остальном это движение аналогично обычному ходу вперед, т.е. работают стопа и бёдра, колено работающей ноги выпрямляется перед переносом веса или части веса тела.

Латинский крест

Когда в латиноамериканских танцах одна нога скрещивается впереди или позади другой, позиция ног всегда одинакова. Эта позиция называется «латинский крест».

Когда правая нога скрещивается за левой, оба колена согнуты и бёдра расположены на одной высоте. Носок правой ноги развернут наружу, и правое колено «спрятано» за левым. С поправкой на длину ноги от колена до стопы и на степень растяжки голеностопа расстояние между носком правой ноги и каблуком левой составляет примерно 15 см.

Типы ведения

Партнер использует два типа ведения:

– физическое ведение

Для физического ведения партнер использует напряжение мышц соединенных рук. Партнерша отвечает напряжением мышц своей руки (или рук); создаваемое противодействие дает возможность партнеру вести ее в требуемую позицию.

В фигурах, требующих физического ведения, рука партнерши обычно слегка подведена к корпусу и напряжена;

– шейпинг-ведение

Это ведение сообщается партнером через позиции свободных или соединенных рук и корпуса. В фигурах, требующих шейпинг-ведения, соединенная рука партнерши обычно слегка подведена к корпусу и минимально напряжена;

– позиции рук

Если в исполняемом движении участвует тело, то свободные руки становятся его продолжением, и поэтому они должны плавно передать движение через запястье к пальцам и закончить его в правильной позиции на требуемую долю такта. Поскольку руки действуют как физическое продолжение тела, их действие в этом случае закончится после соответствующего действия корпуса.

Типичные позиции свободной руки могут быть следующие:

1) в сторону и вытянута;

2) в сторону и подведена к корпусу;

3) вперед и подведена к корпусу;

4) накрест и подведена к корпусу;

5) в сторону и слегка подведена к корпусу.

Старшая школа

Прежде чем начать обучать детей спортивным танцам, необходимо объяснить им основные позиции в паре.

Основные позиции в паре

Основной называется позиция, в которой начинается какая-либо основная фигура, и позиция, в которой она заканчивается.

Существует 23 основных позиции в паре, но мы возьмем только те, которые необходимы для изучения фигур программного материала.

Закрытая позиция (румба, самба, ча-ча-ча)

Партнеры располагаются на расстоянии примерно 15 см друг от друга. Партнерша слегка смещена вправо по отношению к партнеру. Вес партнера может быть на любой ноге, вес партнерши – соответственно на противоположной.

Правая рука партнера – на спине партнерши, и его ладонь охватывает нижнюю часть ее левой лопатки. Правая рука образует мягкую дугу, локоть примерно на высоте груди. Левая рука партнерши легко лежит на правой руке партнера, повторяя форму этой дуги, а ее левая ладонь – на правом плече партнера.

Форма левой руки партнера примерно повторяет мягкую дугу его правой руки, но левое предплечье поднято. Левая кисть с прямой линией запястья расположена примерно на высоте его носа. Левой ладонью партнер легко держит правую кисть партнерши. Левая кисть партнера и правая кисть партнерши расположены на воображаемой центральной линии, равноудаленной от партнеров.

Открытая позиция

Партнеры располагаются лицом друг к другу примерно на расстоянии вытянутой руки. Вес партнера может быть на любой ноге, вес партнерши – соответственно на противоположной. Позиции «стоп» зависят от фигуры, которая приводит пару в эту позицию, например «клюшка», «стоп-поворот» и т.д.

Соединение рук зависит от последующей фигуры. Можно соединять их левой за правую, правой за левою, правой за правую и за две руки, а также не соединять совсем – руки свободны.

Когда руки соединены, они выведены вперед и слегка согнуты чуть ниже уровня грудной кости. Свободная рука отведена в сторону и слегка согнута, образуя плавную дугу от плеча.

Когда физическое соединение отсутствует, обе руки направлены вперед и согнуты, локти подведены близко к корпусу.

Позиция «веер»

Эта позиция применяется в румбе и ча-ча-ча.

Партнерша располагается почти на расстоянии вытянутых рук слева от партнера, ее корпус составляет прямой угол с корпусом партнера. Вес – полностью на левой ноге после выполнения хода назад.

Полный вес партнера – на правой ноге, расположенной в позиции в сторону и слегка впереди. Воображаемая линия, проведенная вперед через правую стопу партнерши, пройдет примерно в 15 см перед корпусом партнера.

В позиции «веер» левая кисть партнера обращена ладонью вверх и расположена под кистью партнерши, обращенной ладонью вниз. Большой палец накрывает тыльную сторону ладони партнерши.

Правая рука партнерши направлена вперед и слегка согнута чуть ниже уровня плеча. Левая рука партнера отведена в сторону и слегка согнуты в форме мягкой дуги от плеча. Положение головы у обоих партнеров естественное, взгляд направлен вперед.

Позиция «фоллэвей»

Эта позиция применяется в джайве. Позиция «фоллэвей» аналогична променадной позиции с той разницей, что партнер выполнил шаг левой ногой назад, партнерша – правой ногой назад.

Открытая променадная позиция

Это позиция, которая используется в румбе, самбе и ча-ча-ча, аналогична открытой позиции правой рукой за левую руку, вес партнера – на левой ноге, партнерши – на правой, но:

• правая рука партнера и левая – партнерши направлены диагонально вперед и слегка согнуты;
• партнер поворачивается до 1/4 влево, партнерша – до 1/4 вправо.

Когда угол между партнерами составляет 1/4, позиции стоп описываются как «в сторону в открытой променадной позиции».

В открытой променадной позиции левой рукой за правую руку партнер держит правую руку партнерши левой рукой.

Учебная стойка


Используется в европейской программе (учебный вариант).

Программа

Латиноамериканские танцы

1. Самба:

• баунс самбы;
• основное движение с правой и левой ноги;
• поступательное основное движение;
• виски самбы вправо и влево;
• променадные ходы самбы;
• боковой ход;
• стационарные ходы;
• закрытые роки с правой и левой ноги;
• левый поворот;
• кортаджака;
• поступательные ботафого;
• открытые роки вправо и влево;
• променадные ботафого;
• коса.

2. Румба:

• работа стопы;
• кукарача;
• альтернативное основное движение;
• поступательные ходы;
• веер;
• клюшка;
• спот-поворот влево и вправо;
• чек из открытой позиции («Нью-Йорк»);
• волчок (правый и левый);
• алемана;
• открытый хип-твист.

3. Ча-ча-ча:

• работа стопы и распределение веса;
• шассе вправо и влево;
• ронд-шассе;
• хип-твист-шассе;
• тайм-степ;
• закрытое и открытое основное движение.

4. Джайв:

• шассе джайва влево и вправо;
• основное движение на месте;
• основное движение на фоллэвее;
• смена мест справа налево и наоборот;
• линк;
• хлыст;
• американский спин;
• «мельница»;
• чикен уокс.

Европейские танцы

1. Медленный вальс:

• малый квадрат;
• квадрат в повороте;
• перемены вперед и назад;
• движение по кругу;
• сочетание перемен и квадратов в повороте.

2. Танго:

• большой квадрат;
• малый квадрат.

3. Венский вальс:

• основной шаг по кругу.

Технология оценивания

Сдачу зачетных комбинаций можно проводить в форме соревнований. Это повышает интерес школьников к урокам, где каждый может почувствовать себя учителем и спортсменом-профессионалом. Для таких соревнований-конкурсов необходимо создать судейскую коллегию из самих учащихся.

Очень хорошо, если в классе есть ребята, которые занимаются или ранее занимались в танцевально-спортивных клубах и имеют соответствующий опыт.

Учитель, выслушав мнение судейской коллегии, дополняет, если необходимо, и дает свою оценку, объяснив ошибки, но в первую очередь говорит о достоинствах исполнения.

Чтобы у учащихся не возникали сомнения в правильности выставления оценки, рекомендуется заранее в процессе работы сообщить им «стоимость» упражнения или комбинации и основные ошибки, за которые будет снижаться оценка. Зная предъявляемые требования, ученики смогут сознательно добиваться устранения ошибок. Оценивая выполнение упражнений, учитель классифицирует ошибки на мелкие, значительные и грубые.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Eurostudy.Cz. Если Вы решили приобрести качественные знания английского и чешского языков, а также посмотреть Чехию, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Eurostudy.Cz. Перейдя по ссылке: «учеба в Чехии», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию об условиях обучения и документах нужных для путешествия в Чехию. Сайт www.Eurostudy.Cz постоянно обновляется, поэтому Вы всегда сможете найти актуальную информацию.

Ошибки Баллы
Мелкие 0,1
Значительные 0,3
Грубые 0,5

 

В латиноамериканской программе к мелким ошибкам относятся:

1) небольшое отклонение от линии танца;
2) небольшие колебания туловища при выполнении различных равновесий;
3) неточное выполнение поворота.

К значительным ошибкам относятся:

1) отсутствие резкости движений;
2) разъединение рук во время поворота;
3) недостаточное натяжение стопы при выполнении шагов;
4) несоблюдение стойки.

К грубым ошибкам относятся:

1) отсутствие физического или шейпинг-ведения партнера;
2) отсутствие работы бедер, пресса;
3) начало движения с пятки;
4) танцы на полусогнутых ногах;
5) несоблюдение танцевального и музыкального ритма;
6) несоблюдение позиций рук.

В европейской программе к мелким ошибкам относятся:

1) недостаточная ширина шага;
2) легкое покачивание туловища.

К значительным ошибкам относятся:

1) угловатость движений;
2) неправильное направление шага;
3) несоблюдение линии танца.

К грубым ошибкам относятся:

1) начало движения с носка;
2) отсутствие ведения партнером;
3) несоблюдение танцевальной стойки;
4) несоблюдение танцевального и музыкального ритма.

Во время исполнения зачетной танцевальной комбинации все ошибки записываются, и затем подводятся итоги.

Литература

Лэрд У. Техника латиноамериканских танцев. – М.: Артис, 2005.

Джеффри Хэрн для DANCE SPORT INTERNFTIONAL, 2002.

Спортивные танцы. Бюллетень № 4. – М.: Российская государственная академия физической культуры, 1999.

Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы быть первым. Закон успешной тренировки. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2002.

Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. М.; СПб., 1993.

Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры. Физическая культура. – М.: Дрофа, 2003.

Фото автора

Елена Зуева ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 20, г. Нижний Новгород.