Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2010
Методика

Гимнастика в игровой форме

Уроки гимнастики считаются не такими интересными и эмоциональными, как уроки спортивных игр. Валерий Бородин из Белгородской области предлагает объединить игры и выполнение гимнастических элементов. Предлагаемые им задания для эстафет «Веселые старты» позволяют закрепить разученный на уроках гимнастики материал и повышают эмоциональный фон занятия.

Двенадцать гимнастических эстафет

Пролезь через мост

Участвуют две команды. Первые номера по сигналу учителя бегут к шведским стенкам, забираются вверх, касаются рукой верхней рейки, спускаются вниз, добегают до гимнастического мата и выполняют гимнастический мост. В это время вторые номера бегут к первым, пролезают под ними и выполняют дальше то же задание, а первые номера возвращаются к своим командам и встают в конце колонны. Следующие участники выполняют то же задание, только последний участник не выполняет мост.

Повторяй за мной

Для выполнения заданий можно использовать подкидной мостик, батут, автомобильную камеру. Соревнования могут быть как индивидуальными, так и командными. Дети показывают те упражнения, которые изучали, но могут придумывать и свои: один придумывает и показывает, другой повторяет. Выигрывает тот, кто придумает больше упражнений и больше повторит. Чтобы игра не затягивалась, можно ограничить ее 10 упражнениями.

Придумай комбинацию

Командам сообщается определенное количество гимнастических элементов, из которых нужно придумать комбинацию, например: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, мост, сед углом, полушпагат, равновесие на одной ноге, прыжок с поворотом на 180°, а также переходные элементы. В игре могут участвовать две и более команд. Выполнять упражнение может капитан команды или тот, кого выберет команда.

Кувырок через обруч

На расстоянии 10 м от команд стоят по два участника и держат обручи в вертикальном положении, опираясь ими о пол. За обручами лежат гимнастические маты, а за ними установлены разворотные стойки. По сигналу учителя первые номера в командах бегут вперед, прыгают в обруч, выполняя кувырок вперед, затем обегают стойки, на обратном пути пролезают в обруч и передают эстафету вторым номерам.

Силачи

В 2 м от команд стоят две гимнастические скамейки, а за ними на расстоянии 3–4 м на гимнастическом мате лежат гантели. Первые номера лежат на животе на скамейках так, чтобы ноги находились на полу. По сигналу они, сгибая и выпрямляя руки, быстро проталкивают себя вперед, затем подбегают к гантелям, 5 раз выжимают их вверх от плеч, кладут на место, возвращаются обратно, пробегая по скамейкам, и передают эстафету вторым номерам.

Переправа

На расстоянии 10 м от команд стоят два гимнастических козла или коня, за ними лежат гимнастические маты, в 2 м от матов стоят 2 скамейки. По сигналу первые номера подбегают к козлу, перелезают через него, спрыгивают на маты, ложатся на скамейки, опираясь на руки, – ноги касаются пола, передвигаются в упоре на руках, затем обегают стойки. На обратном пути, подбегая к скамейке, они разворачиваются к ней спиной, пробегают ее в положении широкой стойки, затем поворачиваются и пролезают под козлом, после чего возвращаются к своим командам, берут за руку вторых номеров и выполняют то же задание вместе с ними. Добежав до разворотной стойки, первые номера остаются стоять за ней, а вторые бегут за третьими. Перелезают через козла оба участника, на скамейке выполняют задание тоже оба, а за стойкой остаются вторые номера, и так до тех пор, пока все игроки не переправятся за разворотную стойку.

Эстафета с гимнастическими скамейками

На расстоянии 10 м от команд стоят две гимнастические скамейки. По сигналу первые номера подбегают к ним, принимают положение упор лежа сбоку, ноги на скамейке, и выполняют передвижение в таком упоре вдоль скамейки. Закончив это задание, игроки пролезают в гимнастический обруч, лежащий на полу. На обратном пути участники выполняют передвижение в упоре лежа сбоку, руки на скамейке, после чего передают эстафету вторым номерам.

Кувырки с мячом в руках

По сигналу учителя первые номера бегут к гимнастическим матам с мячом в руках, выполняют кувырок и обегают разворотную стойку. На обратном пути они также выполняют кувырок и передают мячи вторым номерам. Если игрок роняет мяч при выполнении кувырка или во время бега, то ему начисляются штрафные баллы.

Кувырки в парах

Задание выполняется так же, как и в предыдущей эстафете, только без мячей; двое игроков в команде выполняют кувырки вдвоем, взявшись за руки.

Упражнения на гимнастическом бревне

Участвует один игрок от команды, например капитан. Он придумывает комбинацию из заданного количества гимнастических элементов: шаги, прыжки, повороты, танцевальные движения, равновесие на одной ноге, наскок на бревно, сед углом, соскок. Выигрывает тот игрок, который покажет более интересную комбинацию и допустит меньше ошибок.

Переправа над пропастью

Устанавливают двое высоких параллельных брусьев. Под ними укладывают гимнастические маты. Участники по очереди быстро передвигаются в висе на руках по одной из жердей. Следующий участник приступает к выполнению упражнения только тогда, когда предыдущий спрыгнет с брусьев.

Комбинированная эстафета

В этой эстафете каждый участник выполняет свое задание:

1. Первые номера бегут и вращают обруч на талии, затем передают эстафету вторым номерам, которые находятся возле брусьев.

2. Вторые номера принимают положение виса на подколенках и продвигаются от одного конца брусьев к другому, помогая себе руками и ногами.

3. По окончании выполнения упражнения вторыми номерами третьи номера в положении упора лежа на гимнастической скамейке сбоку, руки на скамейке, выполняют одно отжимание с последующим хлопком руками и продвижением вдоль скамейки. Затем они бегут к шведской стенке и передают эстафету четвертым номерам.

4. Четвертые номера выполняют 10 подниманий прямых ног в положении виса на шведской стенке. Можно упростить задание и предложить детям поднимать согнутые ноги в коленях.

5. По окончании выполнения задания четвертыми номерами пятые номера – мальчики – выполняют 5 подтягиваний в висе на перекладине.

6. Сразу после этого шестые номера на гимнастической дорожке выполняют перекаты боком или кувырки вперед.

7. Затем седьмые номера выполняют передвижение вперед в положении гимнастического моста.

8. Потом восьмые номера выполняют перевороты боком, количество которых оговаривается заранее.

Игровые упражнения можно использовать не только в качестве эстафет, но и во время круговой тренировки. Такой метод организации занятия позволяет «убить сразу двух зайцев»: и интерес к уроку у ребят повысится, и физические качества будут развиваться. К тому же предлагаемые задания можно выполнять не на отдельных станциях, а поточно, преодолевая условную гимнастическую полосу препятствий.

Круговая тренировка

Комплекс № 1

1. Ходьба и бег по гимнастическому бревну.

2. Передвижение в упоре на руках по жердям на параллельных брусьях, опущенных вниз до предела.

3. Передвижение «гусиным шагом» по гимнастической скамейке.

4. Передвижение в висе на руках по шведской стенке – 6–12 пролетов. Учащимся со слабым уровнем физической подготовленности разрешается выполнять задание с помощью ног.

5. Передвижение по гимнастической скамейке в положении лежа на животе, помогая себе руками.

Комплекс № 2

1. Передвижение в упоре лежа сбоку, руки на скамейке, вдоль гимнастической скамейки.

2. Прыжок или перелезание через гимнастического козла.

3. Передвижение в висе на подколенках на параллельных брусьях, держась руками за одну жердь и упираясь ногами в другую.

4. Передвижение по шведским стенкам, держась за рейки руками и упираясь в них ногами, с поворотами то лицом, то спиной к ним.

5. Напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание с нее.

6. Ходьба по гимнастическому бревну спиной вперед.

Комплекс № 3

1. Перелезание через гимнастическое бревно определенным способом.

2. Передвижение в висе по высоким параллельным брусьям; ноги не должны касаться матов.

3. Прыжки в упоре присев на гимнастической скамейке.

4. Лазанье по шведской стенке вверх и вниз в быстром темпе.

5. Серия кувырков вперед или назад либо перекаты боком.

Комплекс № 4

1. Бег по гимнастической скамейке спиной вперед.

2. Броски баскетбольного мяча в кольцо.

3. Передвижение вдоль гимнастической скамейки в упоре лежа сзади, руки на полу, ноги на скамейке.

4. Пролезание через лежащий на полу обруч.

5. Прыжки через длинную скакалку, которую вращают двое учащихся.

Комплекс № 5

1. Передачи набивного мяча в парах.

2. Лазанье по наклонной скамье.

3. Лазанье по шведской стенке в висе на руках. Слабо подготовленные учащиеся могут опускаться с помощью ног.

4. Перелезание через гимнастического коня, козла или бревно.

5. Напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание с нее.

Комплекс № 6

1. Передачи баскетбольного мяча в парах.

2. Подлезание под гимнастическим козлом или конем.

3. Лазанье по канату вверх и вниз в быстром темпе.

4. Отжимания с продвижением из стороны в сторону в упоре лежа на гимнастической скамейке, отталкиваясь руками и ногами.

5. Поднимание прямых ног в висе на шведской стенке.

Комплекс № 7

1. Передачи набивного мяча в парах в положении седа, ноги врозь.

2. Передвижение по гимнастическому бревну прыжками на двух ногах вперед.

3. Гимнастический мост из положения лежа.

4. Приседания на одной ноге с опорой о шведскую стенку («пистолет»).

5. Передвижение в упоре лежа на гимнастической скамейке, руки на скамейке, с поворотами на 180°.

Комплекс № 8

1. Прыжки с ноги на ногу по нарисованной мелом разметке.

2. Повороты на бревне на месте – 2 раза на 360° и соскок на мат с точным приземлением в обозначенный квадрат.

3. Ведение баскетбольного мяча по гимнастической скамейке с передачей в конце скамейки следующему участнику.

4. Прыжки через скакалку.

5. Поднимание туловища из положения лежа, ноги закреплены за нижнюю рейку шведской стенки.

Комплекс № 9

1. Передвижение в упоре лежа сзади, удерживая набивной мяч на животе и бедрах.

2. Передвижение в висе по верхней жерди разновысоких брусьев или перекладине.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке.

4. Выпрыгивания вверх из упора присев с продвижением вперед.

5. И.п. – руки с гантелями к плечам. Выжимание гантелей вверх.

Комплекс № 10

1. Передвижение по рейке перевернутой гимнастической скамейки с закрытыми глазами.

2. Прыжок через козла, ноги врозь.

3. Передвижение в упоре лежа по гимнастической скамейке боком, руки на скамейке, без помощи ног.

4. Поднимание и опускание ног за голову в положении лежа.

5. Ведение баскетбольного мяча правой (левой) рукой с обведением 5–6 стоек.

Валерий Бородин ,
учитель физкультуры, МОУ Гимназия № 18, г. Старый Оскол, Белгородская обл.