Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2010
Методика

Пионербол – игра для всех

Урок подвижных игр в 5-м классе

Многие учителя для обучения волейболу применяют общеизвестную подвижную игру – пионербол, или пионерский мяч. Игра очень нравится детям, однако методических разработок по ней крайне мало.

Подготовка к уроку

Урок проводится в зале. Учитель заранее подготавливает волейбольные мячи из расчета один мяч на двоих, волейбольную сетку и чертит на доске схему волейбольной площадки, где указывает порядок расстановки игроков.

Подготовительная часть

В начале урока учитель кратко напоминает ребятам правила безопасности, проверяет их готовность к уроку, напоминает основные правила игры в пионербол.

Затем производится расчет по два. Таким образом, класс сразу делится на две команды, в каждой назначается капитан и указывается сторона площадки.

После того как обе команды построились на своих сторонах площадки, учитель предлагает им игру на внимание «Класс, смирно!». Учащиеся выполняют повороты на месте – направо, налево, кругом, только если предварительно будет подана команда «Класс!».

Потом обе команды выполняют ходьбу по залу – каждая на своей половине площадки – на носках и пятках. Проходя вдоль сетки, ребята вытягивают вверх правую руку, стараясь коснуться руки проходящих мимо игроков другой команды, затем переходят на бег по кругу, «змейкой», с изменением направления, приставными шагами правым, левым боком, спиной вперед, соблюдая интервал 2 шага. Затем дети переходят на ходьбу, выполняют упражнение на восстановление дыхания и выстраиваются в одну шеренгу на линиях нападения.

В каждой из команд производится расчет по два. Первые номера остаются на своих местах (передняя линия), а вторые делают 4 шага назад (задняя линия). Затем учитель предлагает детям еще одно задание на внимание: один свисток – игроки передней линии бегут к сетке, выпрыгивают вверх, а игроки задней линии бегут спиной до лицевой линии и касаются ее рукой, после чего все игроки возвращаются на свои места. Два свистка – наоборот. Задание выполняется 2–3 раза.

Фото с сайта http://pushkinoschool13.narod.ru

При выполнении ОРУ добавляется скоростной момент. По сигналу учителя темп выполнения упражнения резко возрастает. Такой сигнал подается один раз на блок. Первый блок: упражнения для кистей рук, локтевых суставов, плеч. Второй блок: наклоны вперед, назад, в стороны, скручивания туловища. Третий блок: упражнения для ног, силовые упражнения. В конце разминки можно предложить детям игру «Великаны и карлики», которая, с одной стороны, активизирует внимание, а с другой – является хорошим упражнением для ног.

Основная часть

Передачи мяча

Капитаны раздают мячи первому составу своих команд – игрокам передней линии. Затем учащиеся выполняют ранее изученные упражнения в ловле и передачах мяча в парах – между игроками передней и задней линий. Игроки первого состава встают спиной к сетке, а игроки второго состава делают шаг назад. Дети последовательно по указанию учителя выполняют передачи:

– двумя руками от груди;
– двумя руками из-за головы;
– одной рукой сверху;
– одной рукой снизу;
– то же в прыжке с места и с 2–3 шагов разбега.

Нападающий удар

Затем все мячи передаются одной из команд. Участники поточным способом выполняют нападающий удар с 2–3 шагов разбега двумя руками из-за головы. Потом то же задание выполняют игроки другой команды. Через 3–4 минуты игроки команды без мячей стараются поймать мяч после нападающих ударов другой команды, отрабатывая технику игры в защите и нападении.

Подача мяча

Игроки одной из команд отрабатывают технику выполнения подачи мяча одной рукой из-за лицевой линии, а игроки другой команды ловят его. Потом команды меняются ролями.

Фото с сайта http://gymn22.narod.ru

Фото с сайта http://pushkinoschool13.narod.ru

Учебная игра

Игроки занимают места в своих игровых зонах. Учитель обращает их внимание к информационной доске, объясняя правила перехода игроков.

Вначале в игре принимают участие первые составы команд. Игра ведется до 5 очков. Затем на площадку выходят игроки вторых составов команд. Игра также продолжается до 5 очков.

Потом задача усложняется: игрок, поймавший мяч, выполняет передачу игроку зоны № 3, тот – игроку нападения (из зоны № 4 или № 2), а он, в свою очередь, – нападающий бросок через сетку. Нападающие команды-соперника выполняют одиночное блокирование.

Заключительная часть

Команды выстраиваются на лицевых линиях в одну шеренгу. Учитель подводит итоги игры и урока, отмечает лучших нападающих и защитников. Хорошо, если в конце урока учитель пригласит детей заниматься в секциях пионербола и волейбола.

Затем дежурные убирают мячи, и все организованно уходят в раздевалку.

Андрей Сахаров ,
учитель физкультуры, МОУ Лицей № 1, г. Чистополь, Республика Татарстан