Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2010
Методика

Сильный пол

Урок атлетической гимнастики для девушек 10–11-х классов

Если соединить гимнастическую скакалку с амортизатором и использовать ее на уроке, можно не только разнообразить учебный процесс, но и добиться существенного прогресса в развитии физических качеств старшеклассниц.

Сила без отягощений

Силовая подготовка направлена на всестороннее развитие мускулатуры девушек, укрепление мышц и связок, формирование правильной осанки. Наибольший эффект можно получить, если применять отягощения, в качестве которых могут использоваться не только гантели, гири и штанги, но и амортизаторы – для развития мышц верхнего плечевого пояса: дельты, трицепсов и бицепсов. При этом используются разные формы организации выполнения упражнений: индивидуальные, в парах, групповые.

Работа с отягощениями достаточно монотонная и быстро вызывает утомление. Для повышения работоспособности создают эмоциональный фон – используют музыкальное сопровождение. Это позволяет добиться высокой моторной плотности, если обеспечить всех учащихся инвентарем.

Задачи урока:

– разучить комплексы упражнений с дополнительными отягощениями;
– развивать силовые и скоростно-силовые качества;


– воспитывать трудолюбие, стремление к активности, чувство музыкального ритма, формировать красоту движений.

Инвентарь: музыкальный центр, аудиозаписи; макет атлета, клейкие полоски с липучками; бутылочки – «гантели»; финишные отметки для эстафет; коврики; мячи волейбольные; указка; устройство-держатель «Солнце»; листы здоровья, маркеры.

Подготовительная часть

Урок начинается с построения, сообщения его задач, напоминания основных положений техники безопасности. Затем девушки измеряют пульс и отмечают результат в листе здоровья.

Затем выполняются упражнения в ходьбе: на носках, на пятках, перекатами с пятки на носок, спортивная ходьба, в которых необходимо следить за осанкой и равномерным дыханием, после этого – бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, приставным шагом правом и левым боком, с подскоками вверх с одной ноги на другую. Темп средний. Учитель должен обратить внимание на наклон туловища, постановку стопы, вынос бедра и работу рук, а также на дыхание.

Общеразвивающие упражнения

ОРУ выполняются с маленькими пластиковыми бутылочками – «гантелями», наполненными водой, весом 500 г. Упражнения выполняются в ходьбе.

1. И.п. – руки согнуты в локтях, гантели к плечам.
1 – руки в стороны;
2 – и.п.;
3 – руки вверх;
4 – и.п.

2. И.п.– руки вперед.
1 – руки в стороны;
2 – и.п.

3. И.п. – руки на пояс.
1 – наклон влево;
2 – наклон вправо.

4. И.п. – руки в стороны. Повороты кистей рук.

5. И.п. – правая рука вверх, левая вниз. Махи руками.

6. И.п. – руки перед грудью. Повороты туловища налево и направо на каждый шаг.

7. И.п. – о.с.
1 – выпад правой ногой вперед, руки вверх;
2 – и.п.;
3 – выпад левой ногой вперед, руки вверх;
4 – и.п.

Основная часть

Аэробика с отягощением

Класс перестраивается в три шеренги. В течение 5 мин. проводится аэробика с гантелями весом 1 кг. Необходимо следить за осанкой.

Силовые упражнения

Затем учащиеся выполняют индивидуальные силовые упражнения со скакалкой-амортизатором. При этом нужно следить за дыханием: на растяжке амортизатора – вдох, при опускании в исходное положение – выдох.

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. Растяжка амортизатора в стороны, руки прямые.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад, предплечья книзу, амортизатор на шее. Растяжка амортизатора в стороны, руки прямые.

3. И.п. – наступить двумя ногами на треть амортизатора скакалки, руки, согнутые в локтях сзади за головой, удерживают амортизатор. Растяжка вверх, руки прямые.

После этого учитель проводит с девушками беседу о том, какие мышцы были задействованы в этих упражнениях, и показывает или просит показать их на макете.

Прыжки через скакалку

Девушки выполняют прыжки через скакалку под музыку с заданиями:

– с поочередными махами правой и левой ногой вперед;
– поочередно по два прыжка на правой и левой ноге;
– на двух ногах вместе.

Затем девушки измеряют пульс и записывают показания в карточку здоровья.

Упражнения с амортизатором

Затем класс перестраивается в две шеренги. Таким образом получаются пары для выполнения силовых упражнений. Одна партнерша берет два амортизатора – свой и партнерши – за один конец, другая – за другие.

1. И.п. – выпад правой ногой вперед, поочередные махи руками.

2. И.п. – наступить ногами на скакалку-амортизатор партнерши, которая выполняет поднимание прямых рук вверх. Затем девушки меняются местами, после чего учитель продолжает беседу о том, какие мышцы были задействованы в этих упражнениях. Ученицы клейкими лентами отмечают их на макете.

Эстафета

В командах, образованных во время предыдущего перестроения, девушки соревнуются, поочередно выполняя прыжки через скакалку, зажав мяч между икроножными мышцами. Эстафета проводится под бодрую, энергичную музыку.

Солнышко

Для этого используется нестандартное оборудование – устройство-держатель «Солнце»: в круглой деревянной подставке по диаметру сделаны прорези, куда вставляются ручки скакалок-амортизаторов, что позволяет выполнять силовые упражнения всем вместе.

1. И.п. – стойка ноги врозь, амортизатор удерживается двумя руками внизу.
1 – подтянуть амортизатор к груди;
2 – и.п.

2. И.п. – амортизатор в правой руке, локоть прижат, левая рука на пояс.
1 – согнуть правую руку в локте;
2 – и.п.

3. То же левой рукой.

Учитель продолжает беседу о том, какие мышцы были задействованы в этих упражнениях. Девушки клейкими лентами отмечают их на макете.

Тест

Для самоконтроля девушкам предлагается выполнить тест в прыжках через скакалку за 1 мин. Учащиеся сами подсчитывают и анализируют свои результаты.

Заключительная часть

Упражнения в седе

Последующие упражнения выполняются на ковриках под медленную музыку.

1. И.п. – стойка ноги врозь, согнуты в коленях, руки со скакалкой-амортизатором за головой.
1 – сед, скакалка вперед;
2 – и.п.

2. И.п. – сед, руки с амортизатором вверх.
1–2 – сгибая ноги, опустить руки вниз, продеть скакалку под ноги;
3–4 – ноги вверх;
5–8 – сгибая колени, вывести скакалку из-под ног, принять исходное положение.

Затем девушки снова рассуждают, какие мышцы были задействованы в этих упражнениях, и отмечают их на макете.

Релаксация

Упражнения выполняются под медленную, спокойную музыку очень плавно.

1. Потянуться, поднять руки вверх, нога на носок, поворот туловища.
2. «Волна». Выполнять левой и правой руками поочередно.
3. Наклоны туловища вперед с прогибанием в пояснице.
4. И.п. – о.с. Поднять руки вверх, соединить ладони, опустить руки к груди, согнуть их в локтях, развести в стороны, вытянуть вперед, опустить вниз.

Подведение итогов

Замер пульса проводится в третий раз, показания заносятся в карточку здоровья. Затем учитель проверяет теоретические знания учениц, выставляет отметки, дает домашнее задание.

Фото автора

Светлана Ерёменко ,
учитель физкультуры, МОУ Раздольненская СОШ им. В.Н. Ролдугина, пос. Раздольный, Камчатский край