Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2010
Методика

По следам бременских музыкантов

Урок баскетбола в 3-м классе

Оказывается, сделать урок необычным, более привлекательным, а главное – интересным для детей не так сложно. Нужно всего лишь взять то, что нравится детям, – а это игры, музыка, конкурсы и т.д. – и «приправить» фантазией учителя.

Планирование занятия

Этот урок совершенствования является логическим завершением изучения технического выполнения элементов баскетбола: ведения и передач баскетбольного мяча. При планировании данного урока учитывались возможности детей и их возраст. В течение всего урока обеспечивается высокая работоспособность школьников за счет смены интеллектуальных заданий и физической нагрузки. Хорошая психологическая атмосфера поддерживается за счет доброжелательности учителя, использования наглядных пособий и музыкального сопровождения.

Задачи урока:

  • образовательные:

– совершенствование техники ведения баскетбольного мяча по прямой правой и левой руками;
– совершенствование техники передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди с отскоком от пола;
– совершенствование техники перемещения приставным шагом;

  • оздоровительная:

– содействие развитию физических качеств;

  • воспитательные:

– содействие развитию нравственно-волевых качеств;
– содействие развитию психических процессов;
– содействие эстетическому развитию.

Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, обручи, конусы с номерами; магнитофон, аудиозаписи песен из мультфильма «Бременские музыканты»; 3 набора кубиков с портретом Принцессы; (портреты героев) мультфильма «Бременские музыканты»; плакаты с названиями физических качеств.

Фото с сайта http://multiki.arjlover.net

Подготовительная часть

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня достаточно холодно на улице. Давайте улыбнемся друг другу, и у нас будет светло и тепло от наших улыбок. Ведь улыбки и веселый смех – это здоровье. Сегодня на уроке мы будем совершенствовать элементы одного из олимпийских видов спорта – баскетбола: ведение и передачу баскетбольного мяча.

На уроке нас будет сопровождать музыка из мультфильмов про бременских музыкантов. Ну, а те, кто не видел этих мультфильмов, познакомятся с ними сегодня. Некоторых из них вы можете видеть здесь, в зале. Слушайте задания внимательно и выполняйте их, соблюдая правила техники безопасности.

На стенах спортивного зала висят портреты героев мультфильма «Бременские музыканты», а также плакаты с названиями физических качеств, прикрытые чистыми листами бумаги.

Класс следует в обход по залу за направляющим. Звучит песня «Ох, рано встает охрана».

Учитель. Начинаем наш урок с разминки. Повторяйте за мной движения и вспоминайте веселых охранников короля.

Дети выполняют упражнения в следующей последовательности:

– ходьба на носках, на пятках, руки на пояс;
– обычная ходьба;
– ходьба правым боком, ноги скрестно;
– ходьба левым боком, ноги скрестно;
– обычная ходьба;
– многоскоки с ноги на ногу;
– приставной шаг правым боком;
– приставной шаг левым боком;
– обычная ходьба;
– ходьба в полуприседе;
– ходьба в полном приседе;
– ходьба в полуприседе;
– обычная ходьба;
– упражнение на восстановление дыхания.

Учитель. Вспоминаем Трубадура, который тоскует по Принцессе, и продолжаем выполнять за мной движения.

Звучит песня «Куда ты, тропинка, меня привела?».

Выполнение ОРУ в движении.

Основная часть

Класс делится на пары. Дети выполняют упражнения до тех пор, пока звучит музыкальный фрагмент, затем принимают исходное положение.

1. Ведение баскетбольного мяча в беге по прямой правой и левой руками до разворотной стойки и обратно. Первый номер передает мяч второму, который выполняет то же задание.

Звучит песня «Мы к вам заехали на час». Учитель напоминает, что мяч нужно толкать от себя, накладывая руку сверху; бег обычный. При этом надо стремиться выполнять упражнение без зрительного контроля.

2. Передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.

Учитель. Хочу обратить ваше внимание на то, что мяч иногда может быть непослушным и капризным, как героиня следующего музыкального эпизода. Поэтому посмотрите внимательно, как работать с мячом.

Звучит дуэт Короля и Принцессы из мультфильма «По следам бременских музыкантов». Учитель показывает технику выполнения передачи. Все мячи – у вторых номеров. Первые номера располагаются напротив вторых на расстоянии 3–4 м, ноги на ширине плеч. Мяч должен удариться в пол на расстоянии приблизительно 1 м от партнера. Дети выполняют задание.

3. Упражнение «Тараканчики». Передвижение в упоре лежа сзади приставным шагом правым и левым боком, удерживая баскетбольный мяч на животе. Сначала упражнение выполняют первые номера – до разворотной стойки и обратно. Вторые номера ожидают их в положении стоя.

Фото с сайта http://multiki.arjlover.net

Звучит песня Гениального Сыщика. Дети пытаются копировать его движения, затем кладут мячи на место.

Учитель. Постарайтесь вспомнить, какими физическими качествами обладали бременские музыканты.

Дети вспоминают: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Учитель в это время снимает листы, закрывающие названия.

Учитель. А теперь проверим ваше внимание. Поставьте руки на пояс, ноги на ширине плеч. Закройте глаза и вспомните, как Сыщик похитил Принцессу.

Звучит песня Трубадура «Луч солнца золотого…» из мультфильма «По следам бременских музыкантов». Дети рассказывают сюжет. В это время учитель расставляет инвентарь для следующих эстафет.

Учитель. У Бременских музыкантов было много испытаний, и нам сейчас предстоят эстафеты.

Класс делится на три команды. Учащиеся выстраиваются в колонны напротив конусов с номерами от 1 до 3.

Три эстафеты

Во всех эстафетах побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. За ошибки начисляются штрафные очки.

Эстафета 1

Учитель. Похищена Принцесса! Чтобы ее найти, нужно нарисовать ее, но не кистью, а с помощью кубиков, на которых изображен ее портрет.

Первые номера бегут к конусу, рядом с которым лежат кубики, берут один из них, обегают конус и на обратном пути кладут кубик в обруч, затем передают эстафету вторым, а сами встают в конец колонны. Последний участник должен составить из собранных кубиков портрет, поэтому класть их нужно аккуратно.

Для удобства на стене висит образец портрета. Если игрок не справляется, ему помогает вся команда.

Эстафета 2

Учитель. В этой эстафете вы должны показать взаимовыручку, взаимопонимание, волю к победе как герои мультфильма «Бременские музыканты».

Фото с сайта http://prazdni.com

Первая пара игроков встает в обруч и держит мяч руками. Нужно пронести мяч, передвигаясь приставным шагом, до разворотного конуса и обратно, не уронив ни мяча, ни обруча, который удерживается за счет давления на него спиной. По возвращении первой пары обруч покидает только первый номер, а на его место встает третий. Затем уходит второй номер, а входит четвертый, и т.д. Таким образом, каждый должен пройти свой этап дважды. Когда очередь опять дойдет до первого номера, он еще раз должен пройти этап. Обходя разворотный конус, учащиеся должны удерживать мяч над ним.

Эстафета 3

Учитель. Последнее испытание посвящено вам. Оно покажет, как вы преуспели в совершенствовании навыков владения баскетбольным мячом.

Первые номера выполняют ведение баскетбольного мяча до конуса, затем – передачу двумя руками от груди в стену с отскоком от пола, после чего с ведением мяча возвращаются обратно, передают его из рук в руки вторым номерам и встают в конец колонны.

Заключительная часть

Учитель. Бременские музыканты отличались хорошим чувством юмора. Они прислали вам телеграмму, но из-за ошибки телеграфиста в нее вкрались опечатки. Постарайтесь их исправить. Это пословицы, которые вам могут пригодиться в жизни:

Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
Трус своей лени боится.
Трус кормит, а лень портит.
Терпение и пруд всё перетрут.
В здоровом теле – здоровый пух.

Каждой команде предлагается 2–3 телеграммы. На обдумывание – 1 мин. В это время можно убрать спортивный инвентарь. Затем команды по очереди дают свои варианты ответов, после чего учитель сообщает правильные:

Два сапога – пара.
Ум хорошо, а два лучше.
Один в поле не воин.
Трус своей тени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
В здоровом теле – здоровый дух.

Рефлексия

Учитель. Наше занятие подходит к концу. Покажите с помощью жестов, понравилось ли оно вам. Если не понравилось – останьтесь стоять в основной стойке, а если понравилось – поднимите руки и помашите ими.

Учитель называет основные фрагменты урока, дети дают рефлексию жестами.

Учитель. Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Мне бы хотелось, чтобы вы еще раз назвали основные физические качества. Надеюсь, что вы их не забудете и будете продолжать развивать их не только на уроках физкультуры.

Дети дают устную рефлексию и называют физические качества.

Учитель подводит итоги занятия и награждает детей «от лица бременских музыкантов».

Ольга Олейник ,
учитель физкультуры, ГОУ Прогимназия № 1749, г. Москва