Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2010
Методика

Оценивать – значит ценить…

Семь лет на сайте «Первого сентября» продолжается фестиваль «Открытый урок». И, как обычно, мы знакомим наших читателей с самыми интересными работами, опубликованными там.

В этом году теме «Спорт и здоровье детей» свои статьи посвятили 86 участников фестиваля. Больше всего работ прислано об организации здорового образа жизни, о веселых спортивных соревнованиях и игровых уроках. Такая тенденция понятна: школьные учителя не стремятся вырастить как можно больше спортсменов, ведь гораздо важнее за школьные годы заложить во всех детях стремление заботиться о своем здоровье, дать им возможность почувствовать радость от физической активности.

Многие педагоги анализируют существующие сегодня способы оценивания, предлагают свои варианты отслеживания динамики развития физических качеств. Эти проблемы много лет оставались в тени, но именно от их решения во многом зависит результат всего обучения. Поэтому начать сегодняшний номер мы хотим с краткого обзора вариантов оценивания, предложенных учителями в рамках фестиваля «Открытый урок». И более того: этому вопросу мы посвятим один из летних номеров нашей газеты.

Развитие координационных способностей

Светлана ГАЙНУЛЛИНА (учитель МОУ СОШ № 10 г. Нижнекамска, Республика Татарстан) предлагает свой способ оценивания координационных способностей учащихся. Ее практика показывает: такой подход не только позволяет отследить результаты обучения, но и мотивирует ребят на самосовершенствование.

Автор уверена, что развитию координационных способностей необходимо уделять время на каждом уроке, каждой тренировке. Специально разработанные комплексы упражнений координационной направленности могут являться методом тестирования для определения уровня физической подготовленности и служить показателем для отбора учащихся по различным видам спорта.

Упражнения для развития координационных способностей

Бег по ориентирам с выполнением определенных заданий

Бег по залу:

  1. Ориентир – в верхнем углу площадки остановка, присед – выпрыгивание с поворотом на 180° или 360° – упор лежа – отжимание – поворот в упоре вправо – отжимание. Бег по диагонали – с высоким подниманием бедра – спиной вперед.
  2. Ориентир – упор лежа, переступанием стопами вокруг кистей рук.
  3. Ориентир – бросок в кольцо, подбор, возвращение мяча на исходную позицию.
  4. Ориентир – бег по скамейке.
  5. Ориентир – 1 прямая передача мяча.
  6. Ориентир – лазанье по шведской стенке – 1 подтягивание – соскок.
  7. Ориентир – ускорение «восьмеркой».

Бег с изменением направления

Выполнение различных упражнений для рук, ног и туловища в движении и на месте, по сигналу учителя – ускорение в противоположную сторону. Например, если ученик стоит лицом по направлению движения, то он поворачивается и бежит в противоположную сторону.

Выполнение упражнений с разной скоростью по сигналу учителя

Это силовые, прыжковые, беговые упражнения или упражнения специализированной направленности, в спортивных играх – передачи, броски, ведение мяча и т.д.

Выполнение упражнений с предметами

Предметы могут различаться по весу, размеру и форме. Выполняются обведения, броски, жонглирование и т.д.

Тесты для оценивания координационных способностей

Тест 1. Упражнения сложнокоординационной направленности

Для учащихся секции баскетбола (УСБ)

1. Максимальная передача мяча вверх из положения седа. Встать и поймать мяч до его приземления.
2. Ведение мяча с ускорением по прямой, кувырок вперед (мяч в руках), бросок в кольцо.
3. Подбор мяча, проход в обратном направлении с обведением препятствий до лицевой линии.

Для учащихся секции волейбола (УСВ)

1. Верхняя передача мяча над собой из положения седа.
2. Встать, продолжая выполнять верхнюю передачу. Передвижение вперед, кувырок вперед (мяч в руках).
3. Верхняя передача мяча в щит, подбор, чередование верхней и нижней передач в стену с передвижением приставными шагами вдоль боковой линии до лицевой линии.

Для учащихся секции футбола (УСФ)

1. То же, что и для секций УСБ.
2. Ведение футбольного мяча на 10–15 м. Мяч взять в руки, выполнить кувырок вперед.
3. Удар по мячу в мини-ворота, подбор мяча с передвижением в обратном направлении, обведение препятствий до лицевой линии.

Для учащихся секции гимнастики (УСГ)

1. Равновесие на правой (левой) ноге, переворот правым (левым) боком, ускорение на 10 м, кувырок вперед, поворот, кувырок назад.
2. Встать. Прыжок на 360°.
3. Передвигаясь в обратном направлении, выполнить опорный прыжок, ноги врозь, после 3 шагов разбега.
4. Ускорение до лицевой линии.

Нормы выполнения упражнений сложнокоординационной направленности

Время, затраченное на
изучение упражнений
2–3 мин. (младшая группа)
1 мин. (старшая группа)
2–3 мин. (младшая группа)
1 мин. (старшая группа)
2–3 мин. (младшая группа)
1 мин. (старшая группа)
3–5 мин. (младшая группа)
2 мин. (старшая группа)
  УСБ УСВ УСФ УСГ

 

Время выполнения упражнений 13–14 мин. (младшая группа)
12 мин. (старшая группа)
14–15 мин. (младшая группа)
13 мин. (старшая группа)
15 мин.(младшая группа)
13 мин. (старшая группа)
18–20 мин. (младшая группа)
16–17 мин. (старшая группа)
Количество повторений 2–3 раза 2–3 раза 2–3 раза 3–4 раза


Тест 2

Изменение скорости и смена мест занятий с изменением площади пространства. Наблюдение за реакцией и ориентировкой занимающихся выявляет уровень перестройки деятельности, ориентировку, количество допущенных ошибок, внимание.

Тест 3

Скоординировать движения и точно выполнить их.

Для УСБ

1. Ведение мяча правой рукой, передача в стену левой рукой.
2. Ускорение с ведением мяча.
3. Бросок в кольцо с одновременным поворотом на 360°.

Для УСВ

1. Верхняя передача мяча с одновременными движениями ногами: сгибание вперед, назад, вынос прямых ног вперед, назад, в стороны, с подскоками.
2. Чередование верхней и нижней передач в парах с одновременными поворотами на 180°, 360°.
3. Передачи мяча из разных исходных положений.

Для УСГ

1. Круги руками: правая – вперед, левая – назад.
2. Ходьба на месте со сменой рук: правая рука – за голову, левая – вперед, кисть зажата в кулак.
3. Поочередная смена рук: правая – вверх, левая – вниз, поворот на 360°, подъем махом вперед правой (левой) ногой с одновременным наклоном головы вправо, влево.

Подсчитываются количество допущенных ошибок, остановок, технических недочетов, а также время, затраченное на запоминание движений, отмечается проявление творческой инициативы.

Тест 4

Выполнение упражнений с передвижением по разным направлениям. Измеряется точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники выполнения.

В течение нескольких секунд занимающийся должен понять технику выполнения и прореагировать на соответствующие жесты и указания, вспомнить похожие ситуации и инструкции о том, что делать в каждом конкретном случае, как выбрать правильную стратегию, и, наконец, на основании обратной связи определить, правильно ли выполнено упражнение.

Тест 5. Примерные упражнения сложнокоординационного характера

1. И.п. – выпад правой ногой вперед, левая рука – за голову, правая – за спиной.
1–2 – прыжок, левую ногу согнуть вперед, руки вверх;
3–4–шаг вперед, руки на пояс;
5–6 – прыжки ноги врозь – ноги вместе, руки в стороны – вверх;
7–8 – поворот на 180°.
2. 1 – правая нога вперед, руки согнуты вперед;
2 – смена ног, руки вниз;
3–4 – шаги на месте.
3. 1 – поворот на 360° на правой ноге вправо, левую руку положить на колено левой ноги;
2 – левую ногу выпрямить влево, носок на себя;
3 – левую ногу вправо-назад-на носок, руки вперед;
4 – мах правой ногой вправо, руки вниз, пальцы в замок;
5–6 – прыжки, ноги врозь – ноги вместе, руки в стороны – вверх;
7–8 – 2 шага назад.

Учитываются степень освоения движений по времени, затраченному на выполнение задания, точность, степень уверенности (в процентном соотношении).

Десятибалльная модель оценивания

Тамара Алькова, учитель физической культуры МОУ СОШ № 8 г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа, делится авторской разработкой инновационной системы оценивания в общеобразовательной школе. При создании данной модели она ставила перед собой задачу, близкую большинству наших авторов и читателей: «Необходима оценка, призванная стимулировать в детях познавательное стремление, ее показатели (критерии) должны быть открыты, доступны и понятны учащимся и их родителям. В этом случае оценочный компонент можно передать самим детям и, что особенно важно, сформировать у них адекватную самооценку и потребность в личностном саморазвитии».

Созданная автором модель базируется на концепции диагностики и оценки степени обученности учащихся (СОУ) В.П. Симонова. За основу рабочей модели она взяла его десятибалльную шкалу оценивания (см. табл. 1) и разработала собственную со спецификой образовательной области «физическое воспитание», в соответствии с которой оцениванию подлежат знания, двигательные умения и навыки, физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность и уровень физической подготовленности учащихся (см. табл. 2).

Автор акцентирует внимание не только на возможных критериях оценивания, но и на способах его проведения. Она отмечает, что при оценивании уровня знаний опрос может проводиться как в устной, так и в письменной форме до начала выполнения заданий, в паузах между упражнениями и после выполнения. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок. Весьма эффективным способом проверки знаний является демонстрация их учащимися: например, рассказ о значении упражнений по развитию силы дети могут сопровождать выполнением конкретного силового комплекса, и т.п.

При оценивании двигательных умений и навыков должна проводиться экспертная оценка техники освоения двигательных действий. Основными методами являются открытое и закрытое наблюдение, вызов, демонстрация упражнений, комбинированный метод.

При оценивании техники движений учитель принимает за эталон биомеханически правильное его выполнение – эффективное, рациональное – и хорошо освоенное – стабильное, устойчивое, автоматизированное.

Требования к учащимся следует соразмерять с тем, на каком этапе обучения проводится оценка. На начальном этапе проводится в основном текущая оценка путем наблюдений, причем обращается внимание главным образом на овладение учащимися правильной формой движения – по направлению, амплитуде, ритму и темпу. На этапе углубленного разучивания принимается во внимание также характер движений – правильность приложения усилий, согласованность, точность, быстрота выполнения. На этапе закрепления и совершенствования внимание учителя акцентируется на свободе движений, их плавности и экономичности. Оценивать можно только фактически проработанный материал, учитывая затраченное время и возможности его усвоения учащимися среднего уровня подготовленности.

Физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность оценивается по способам (умениям) самостоятельно развивать индивидуальные физические качества, по количеству физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий школы, города, округа, в которых принимал участие школьник.

Уровень физической подготовленности проверяется при тестировании уровня развития физических качеств. В основе предложенной автором таблицы оценивания динамики физической подготовленности (см. табл. 3) лежит образовательный стандарт и Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов В.И. Ляха и А.А. Зданевича. Оценивая уровень подготовленности, следует принимать во внимание не столько абсолютные показатели, сколько реальные сдвиги учащихся в показателях тестов за определенный период времени.

Итоговую оценку успеваемости школьников по физической культуре автор предлагает выводить исходя из суммы баллов, полученных ими за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, уровень двигательной подготовленности.

Знания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья, а учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, – в основном по разделам теоретических знаний, самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и выполнению доступных им двигательных действий.

Таблица 1

Десятибалльная шкала оценивания обученности учащихся (В.П. Симонов)

Десятибалльная шкала Основные показатели СОУ Обученность Суррогатная шкала Существующая шкала
в % уровень
1 балл – очень слабо Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.д. Около 1% Различение, распознавание (уровень знакомства) 2+ –очень слабо  
2 балла – слабо Отличает какой-либо процесс, ­объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде От 2 до 4% 3– – слабо
3 балла – посредственно Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) От 5 до 9% Запоминание (неосознанное воспроизведение) 3 – посредственно 3 балла – удовлетворительно
4 балла – удовлетворительно Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.д., однако затрудняется что-либо объяснить От 10 до 16% 3+ – удовлетворительно
5 баллов – недостаточно хорошо Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез От 17 до 25% Понимание (осознанное воспроизведение) 4– – недостаточно хорошо  
6 баллов – хорошо Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способности к самостоятельным выводам, и т.п. От 26 до 36%   4 – хорошо 4 балла – хорошо
7 баллов – очень хорошо Четко и логично излагает теоретический материал свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить свои знанияв простых случаях От 37 до 49% Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень) 4+ – очень хорошо  
8 баллов – отлично Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет От 50 до 64%   5– – отлично с минусом 5 баллов – отлично
9 баллов – великолепно Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенными теоретическими знаниями в практической деятельности От 65 до 81% Перенос (творческий уровень) 5 – отлично  
10 баллов – прекрасно Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков От 82% 5+ – великолепно (как исключение)  

 

Таблица 2

Десятибалльная система оценивания обученности школьников на уроках физической культуры

Десятибалльная шкала Знания и практическая их
реализация в осуществлении
физкультурно-оздоровительной
деятельности
Качество выполнения двигательных
действий, умений, навыков
Уровень физической
подготовленности
Суррогатная шкала
1 балл – очень слабо Присутствовал на занятии, слушал, наблюдал за техникой выполнения двигательных действий 2+ – очень слабо
2 балла – слабо Отличает какой-либо процесс, действие, но логическая последовательность, аргументация в умении использовать полученные знания в жизни отсутствуют Пытался выполнить двигательное действие, но допустил несколько существенных грубых ошибок, искажающих внешнюю форму движений Слабый 3– – слабо
3 балла – посредственно Запомнил большую часть определений, формулировок, но объяснить не может. Допускает несколько грубых ошибок в подборе и демонстрации упражнений для решения определенных задач, испытывает затруднения в организации места для занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания Двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок Низкий 3 – посредственно
4 балла – удовлетворительно Демонстрирует полное воспроизведение изученных определений, формулировок, правил, однако затрудняется что-либо объяснить и допускает существенную ошибку в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности Правильно выполнил двигательное действие, но допустил незначительное нарушение согласованности движений и пропустил несколько основных элементов Удовлетворительный 3+ – удовлетворительно
5 баллов – недостаточно хорошо Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мысленные операции, как анализ и синтез. Допускает несущественные ошибки в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности Двигательная задача решена, но допущено искажение второстепенных элементов двигательной деятельности, не нарушающее его основной схемы и не влияющее на результат действия. Пропущен элемент Ниже среднего 4– – недостаточно хорошо
6 баллов – хорошо Отвечает на большинство вопросов, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам, но допускает незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко, наблюдается некоторая скованность движений, допущена несущественная ошибка Средний 4 – хорошо
7 баллов – очень хорошо Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению и изложению теоретических знаний, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить полученные знания на практике Двигательное действие выполнено без ошибок, но недостаточно легко и четко, с некоторой скованностью движений Выше среднего 4+ – очень хорошо
8 баллов – отлично Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет Двигательное действие выполнено правильно, легко и четко, но наблюдается нестабильность в темпе выполнения Недостаточно высокий 5– – недостаточно отлично
9 баллов – великолепно Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности и используя примеры из своего опыта Двигательное действие выполнено правильно, заданным способом, точно, в надлежащем темпе, легко и четко, биомеханически эффективно, экономично Высокий 5 – отлично
10 баллов – прекрасно Нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности Двигательное действие выполнено оригинально, биомеханически эффективно, рационально. Характер движений согласованный, четкий, быстрый с учетом требований к свободе, плавности Исключительный 5+ – великолепно


Таблица 3

Уровень физической подготовленности учащихся 11–15 лет

 

Чем заменить отметку?

Нина СЕРЕБРЯННИКОВА, учитель физической культуры МОУ СОШ № 7 г. Лысьвы Пермского края, убеждена, что в современных условиях система оценивания учеников начальной школы должна быть более гуманистичной, например безотметочной. В своей работе на сайте «Открытый урок» она делится опытом, наработанным в ходе эксперимента по апробации и совершенствованию нового содержания общего образования, в котором их школа участвует с 2005 г.

По мнению автора, в условиях внедрения безотметочного способа оценивания возникает проблема выбора необходимых форм учета – совокупности документов, констатирующих результативность обучения, – учебных достижений младших школьников. Автор использует приемы самооценивания и взаимооценивания, причем особо отмечает: содержание тестовых заданий не выходит за рамки учебной программы, все задания выполняются на добровольной основе.

Каждый тест личной физической подготовки (см. табл. 1) заполняется детьми самостоятельно и оценивается исходя из требований к выполнению того или иного задания. При подготовке к самопроверке и взаимопроверке заранее обсуждаются содержание и последовательность выполнения заданий, общие правила выполнения тестов и система оценивания; учитель и ученики договариваются о системе поощ­рительных и штрафных баллов. После выполнения теста учеником учитель проверяет, все ли требования выполнены. Результаты заносятся в сводную таблицу, в которой содержатся результаты всех учеников; это помогает отследить динамику продвижения и всего класса и каждого отдельно взятого ученика.

Таблица 1

Моя физическая подготовка

Фамилия, имя _____________________________________ Класс _________

Тесты Четверть Год Планируемый результат
I II III IV  
уровень результат уровень результат уровень результат уровень результат    
Подтягивание                    
Наклон из положения лежа                    
Прыжки в длину с места                    
Челночный бег на 3×10 м                    
Прыжки на скакалке
(10 сек.)
                   
Отжимания                    
Метание мяча                    
Итог                    

 

Обозначение уровней: В – высокий; В/с – выше среднего; С – средний; Н/с – ниже среднего; Н – низкий.

Аналогичные итоговые срезы (тесты) спортивных достижений проводятся в сентябре и мае, чтобы отследить уровень продвижения школьников по отдельным двигательным качествам. Тесты включают материал ключевых тем, изучаемых в каждом классе; задания строятся по разделам учебной программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, – что позволяет сделать вывод об уровне физического развития школьников, степени сформированности способов учебных действий, развития мышления, уровне развития знаний, умений и навыков. Одним из важных способов оценивания сформированности учебных действий являются тестовые диагностические задания, результаты которых заносятся в лист индивидуальных достижений (см. табл. 2). Они направлены на определение уровня усвоения отдельных предметных операций с целью корректировки их как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Система таких диагностических данных позволяет учителю, администрации школы видеть пробелы каждого ученика в освоении знаний по предмету, а при переходе в новую образовательную ступень или смене учителя – в кротчайшие сроки принять меры для экстренной коррекции затруднений учащегося. Результаты выполнения диагностических работ (тестов) всех учеников класса записываются в журнал учета спортивных достижений.

Таблица 2

Лист индивидуальных достижений по физической культуре

Фамилия, имя __________________________ Класс _______________

Мои учебные достижения Четверть
I II III IV
Бег на 30 м        
Челночный бег 3×10 м        
Прыжок в длину с места        
6-минутный бег        
Наклон вперед        
Подтягивание на перекладине        
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)        
Строевые упражнения        
Метание мяча в цель        
Метание мяча на дальность        
Умею выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики        
Выполняю:
– акробатические упражнения
       
– кувырок вперед        
– стойку на лопатках        
– равновесие        
– мост из положения лежа        
– акробатическую комбинацию        
– прыжки со скакалкой        
– попеременный двухшажный ход        
– одновременный двухшажный ход        
Лазаю по канату        
Бегаю на лыжах        
Подсчитываю свой пульс        
Соблюдаю технику безопасности на занятиях        
Умею:
– организовать подвижную игру
       
– оказать помощь однокласснику при выполнении упражнения        

В связи с введением образовательных стандартов второго поколения проблема оценивания будет становиться всё острее, потому что к уже имеющимся вопросам добавятся новые. Может ли быть универсальный механизм, позволяющий поставить балльную отметку за развитие компетентностей? В чём его суть? Каковы ограничения использования балльной системы оценивания при индивидуальном подходе?

И главное. Как может учитель оценивать продвижение учеников, если в школе не будут соблюдаться «стандарты на условия», являющиеся основой образовательных стандартов второго поколения?

По материалам сайта «Открытый урок»

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»