Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2010
В фокусе внимания

Детская самооборона

Учить или не учить?

Нет смысла доказывать актуальность проблемы уличной преступности, несущей угрозу не только взрослым людям, но и детям. Во многих странах, например в США и Англии, на государственном уровне реализуются программы по обучению граждан навыкам эффективной самообороны – ударам, блокам, броскам и т.д.

Однако боевые навыки, изначально предназначенные для самозащиты, могут быть легко использованы для эффективного нападения. В подростковом сообществе этот факт легко провоцирует желание отрабатывать эти навыки на одноклассниках, которые тоже не лыком шиты благодаря тем же курсам. Количество драк увеличивается. Повышается накал страстей, озлобленность внутри сообщества. Появляются изгои, которых не просто шпыняют время от времени, а используют как постоянную грушу для битья на заднем дворе школы. И нечему удивляться, когда такой ребенок-груша, доведенный до отчаяния бесконечными издевательствами сверстников, снимает со стены отцовское ружье и приходит с ним в школу.

В нашей стране вопрос обучения самообороне школьников находится в стадии решения. Идей немало. Например, тоже вводить в школах обязательные курсы самообороны: задействовать уроки физкультуры, ОБЖ, классные часы и т.д. Однако, просматривая предлагаемые материалы и программы, сразу видишь многие недочеты и риски, и хочется если не опровергнуть, то очень серьезно дополнить предложенные ранее идеи.

А если учить, то чему?

Давайте рассмотрим, какие навыки, полезные с точки зрения повышения выживаемости, можно сформировать на традиционных уроках физкультуры.
Занятия по самообороне, на которых детей предлагают обучать эффективно обороняться за счет применения боевых приемов – наносить специально поставленные удары по болевым точкам противника, проводить сложные захваты, броски, заламывания рук с выкручиванием суставов, – весьма сомнительны, а то и откровенно опасны в контексте обычного школьного урока.

Причин несколько:

1) необходимость не только физического воспитания, но и нравственного, не позволяющего применять боевые навыки для нападения, а соблазн возникает неизбежно. В любой нормальной школе боевых искусств или в кружке самообороны этот вопрос поставлен четко и жестко. Работа ведется с небольшими группами ребят, которые сами пришли учиться, зная, на что идут. К нарушителям даже за шутливые «потасовки» вне занятий применяются санкции вплоть до исключения. Преподаватель (тренер, наставник, учитель, сенсей) владеет специфическими педагогическими навыками. Всего этого нельзя сказать о простом учителе физкультуры и даже о профессиональном преподавателе единоборств, поставленном в рамки обычного школьного урока, учитывая ограниченность времени, редкость занятий, слишком большое количество учащихся, причем по большей части незамотивированных, неготовых усваивать материал физически и психологически, превратно понимающих цели данного обучения;

2) невозможность полноценной отработки боевого навыка, даже простейшего, в рамках школьного урока. Ведь самый, казалось бы, элементарный хлесткий удар кулаком требует упорной и нудной тренировки в течение многих часов, после которой мышцы и сухожилия болят долго и весьма ощутимо, не говоря уже об ушибах, небольших растяжениях связок. Многих это лишает мотивации. Что же касается ударов сложных – ногой с разворота с попутным специфическим выворачиванием стопы и загибанием вверх пальцев ног, – то здесь ситуация выглядит еще менее реалистичной;

3) сложность применения спортивных приемов в реальной уличной драке, в которую ребенок может вступить охотно, так как считает себя суперменом после успехов на спортивном ринге. Ведь одно дело – вполсилы отрабатывать удары на товарище или со всей дури лупить боксерскую грушу и совсем другое – профессионально со всего размаху ударить живого человека, отлично понимая, что он может после этого и не встать. Для нормально воспитанного ребенка это сложнейший психологический барьер, через который он, возможно, не в состоянии будет переступить в критический момент. Кроме того, уличный хулиган запросто может применить и такой удар, отражать который спортсмена не учили.

Таким образом, приходится констатировать, что обучение боевым навыкам самообороны – задача отдельных профессионалов, работающих вне школы либо в школе, но в рамках факультатива. Школа может лишь агитировать ребят вступать в секции боевых искусств и самообороны. А те, в свою очередь, будут проводить отсев.

Так что же остается учителю физкультуры? Неужели он принципиально беспомощен в вопросе повышения выживаемости своих подопечных? Отнюдь – он может сделать многое.

Но прежде чем перейти к конкретным предложениям, позвольте вспомнить несколько примеров. Я дрался всего несколько раз в жизни и при этом ни разу не оказывался один на один с равным по силе противником. Это был либо здоровый амбал, завалить которого можно было разве что ударом в висок, а это уже преступление, либо бешеный отморозок, который «дрался, как дышал», либо целая орава хулиганов, с большинством из которых нетрудно было бы разобраться поодиночке, но не со всеми сразу. Тем не менее, благодаря полученному опыту мне удалось отработать навыки эффективного ухода от драки без потери чувства собственного достоинства.

Пусть заклеймят меня позором сторонники честного мужского мордобоя до последнего зуба, но, с точки зрения физической подготовки, для выживания мирного человека в современном городе важны навыки не только и не столько рукопашного боя, сколько эффективного бегства, отступления, лавирования, падения, прорыва, ухода в отрыв, увертывания, метания подручных предметов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда потенциальные обидчики пристают гораздо чаще, чем во взрослом возрасте. Плюс пара простых, но хорошо поставленных ударов кулаком.

Всё это, за исключением последнего, можно смело отрабатывать на уроках физкультуры, не боясь побочных эффектов в виде использования полученных умений во зло.

Эффективное бегство

Бегство от заведомо более сильного противника, решившего забавы ради вас избить, ограбить, унизить, не есть проявление трусости. Это разумная мера, поскольку, оставшись в этот раз целым и невредимым, вы сможете не только решить сиюминутную проблему, но и получить время для подготовки к аналогичному столкновению в будущем, например пойти на курсы бокса, начать, наконец, заниматься спортом, перестать вести себя как потенциальная жертва.

Даже киношные супермены, обычно громящие в одиночку толпы врагов, иногда все-таки от них же и убегают. Теряют ли они при этом свой имидж суперменов? Нет, потому что даже в этой ситуации демонстрируют уверенность, разумность, спокойствие и великолепную физическую подготовку, достойную подражания.
Почему же эта мера редко применяется эффективно?

Во-первых, часто потенциальная жертва слишком долго тянет с решением о бегстве, думая: «Авось обойдется», «А может, он просто шутит и сейчас отстанет», «А что толку – все равно догонит», «А что другие скажут?» – и т.д.

Во-вторых, ей мешает неумение быстро и долго бежать, из-за чего более развитый физически хулиган неизбежно догоняет жертву.

В-третьих, невладение навыком быстрого старта – долгий разворот, долгий разгон, из-за чего жертву легко успевают перехватить при попытке к бегству.

Последние два навыка могут быть отработаны на уроках физкультуры. Важно научиться бегать как на длинные, так и на короткие дистанции, а также переключаться с одного режима бега на другой по нескольку раз.

Техника быстрого старта позволяет мгновенно срываться с места и за доли секунды разгоняться до предельной скорости, причем не только вперед, но и назад, и в различные стороны. Лучше всего посмотреть, как учат этому элементу тренеры по регби, американскому футболу, бейсболу.

Представьте себе реакцию хулигана, перед которым только что стояла «покорная жертва», готовая к «обработке», а через секунду он видит ее спину в нескольких десятках метров. И эта спина продолжает удаляться со скоростью пули. Бросится ли он вдогонку? Едва ли.

Отступление

Иногда вы не можете просто развернуться и убежать, например, если стычка с хулиганом произошла на дискотеке, в кафе, где надо лавировать между людьми, столами и т.д. и (или) обеспечивать отступление своих товарищей по несчастью. Сложность состоит еще и в том, что вам нужно быстро пятиться назад или в сторону, постоянно держа в поле зрения и наступающего хулигана, и возможные препятствия, при этом предупреждающе выставив перед собой кулак или предмет, способный послужить оружием. Причем в этот момент ваше поведение должно быть спокойным и уверенным, а не паническим и суетливым. Это будет говорить хулигану о том, что вы готовы дать отпор, а значит, бросаться на вас в атаку прямо сейчас чревато неприятностями. Какое-то время он будет наступать на вас, но держаться на расстоянии и лишь затем бросится в погоню, а может, и передумает.

Для отработки этого навыка можно использовать полосу препятствий, между которыми надо лавировать, двигаясь спиной вперед или боком из пункта А в пункт Б.

Лавирование

Это умение быстро и эффективно убегать от хулигана по запутанной и (или) пересеченной местности, например, петляя между деревьями в парке, домами в городе, между прохожими в толпе. Сложность лавирования состоит в том, что необходимо, не сбивая дыхания, постоянно то разгоняться до предельной скорости, то резко тормозить, то менять направление, то бежать зигзагами, то перепрыгивать или быстро перелезать через препятствия. И при всем при этом сохранять «холодную голову» и постоянно думать, куда бежать дальше и как запутать преследователей.

Для отработки этих навыков можно использовать полосу препятствий, по которой ребята будут бегать друг за другом.

Другим полезным упражнением будет видоизмененный вариант игры «Вышибалы».

Традиционные правила этой игры выглядят так:

  1. Игроки делятся на две команды: вышибающих и водящих.
  2. Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии, ближе которых им нельзя подходить друг к другу. Чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.
  3. Команда водящих находится между вышибалами.
  4. Вышибалы стараются выбить водящих с помощью мяча.
  5. Выбитый выходит из игры до ее окончания или пока его не выручат другие водящие – поймают мяч (свечку) от вышибалы.
  6. Когда остается последний водящий, он должен суметь увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, то вся команда входит обратно на площадку, и игра продолжается. В противном случае команды меняются местами.

Мы предлагаем отменить правило свечек, а вместо целой команды водящих пусть в игре участвуют все по очереди. Его задача – продержаться как можно дольше невыбитым. При этом мяч бросает тот вышибала, который его поймал, а не по очереди. Водящий выходит из игры после попадания в него мячом, и его место занимает новый. Побеждает тот игрок, который сумеет дольше всех продержаться невыбитым.

Падение

Иногда в ходе потасовки или бегства вы можете упасть – случайно или с чьей-то помощью. Не владея навыками безопасного падения вперед, назад, вправо, влево, на ровном месте, при прыжке с высоты, можно не только не суметь уйти от погони, но и получить травму. Умение падать позволит избежать травм и мгновенно подняться, чтобы продолжить драку или бегство. Этим, кстати, можно сбить настрой противника.

Тренировка техники падения – хорошо изученный феномен. Он постоянно применяется в тренировках борцов, на занятиях восточными единоборствами.

Прорыв

Иногда на пути к бегству или отступлению могут находиться не только предметы или посторонние люди, но и сообщники хулигана, которые будут пытаться схватить вас, загородить путь и т.д. Ошибка большинства неподготовленных людей состоит в том, что они боятся входить в физический контакт с живым препятствием, тормозят, останавливаются, начинают метаться. На этом их бегство заканчивается. В таком случае нужно действовать наоборот – идти на прорыв, использовать технику живого тарана.

Из курса элементарной физики

При столкновении двух равноценных тел то из них, которое двигалось на момент удара с большой скоростью, получает минимальные повреждения или не получает вовсе и продолжает двигаться в том же направлении с чуть сниженной скоростью. То тело, которое стояло неподвижно, получает максимальные повреждения и отлетает назад с еще большей скоростью, чем теперь движется первое тело.

Масса движущегося тела в момент столкновения с другим неподвижным телом резко возрастает даже при небольшой скорости, иногда в разы.

Знание элементарных вещей из курса физики позволяет сделать вывод, что при возникновении живого препятствия можно использовать собственное тело как огромный кулак. Им с разгона можно таранить препятствие и отбрасывать противника со своего пути. При этом важно избегать контакта лоб в лоб – таким образом можно нанести себе травму и потерять скорость. Будет правильнее произвести удар по касательной, вильнув в последний момент в сторону. При этом велика вероятность, что человек сам испугается контакта и в последний момент посторонится. Усилить эффект можно, если сопроводить предполагаемый контакт криком: «Уйди! Убью!»

Как превратить свое тело в кулак? Во-первых, нужно хорошо разогнаться, во-вторых, сгруппироваться: втянуть голову в плечи, руки напрячь и согнуть в локтях, а сами локти прижать к грудной клетке. Сжатые кулаки поднять на уровень лица, прикрывая его от возможных ударов. Бить противника нужно плечом, чуть повернувшись к нему боком: к тому противнику, который находится правее, – правым, а к тому, который левее, – левым. В момент удара нужно резко развернуть корпус прямо, чтобы противника отбросило в сторону.

Техника прорыва используется в регби и американском футболе. Для тренировки можно использовать цилиндрическую боксерскую грушу. Пробегая мимо нее на полной скорости, ученик должен попутно ударить в нее плечом и максимально далеко оттолкнуть в сторону. Начинать можно с еле заметных касаний.

Можно также предложить детям игру «Бой петухов. Двое участников входят в круг, встают на одну ногу, удерживая другую рукой в согнутом положении, и, толкаясь плечами, пытаются вытолкнуть соперника за пределы круга или вынудить его потерять равновесие – упасть, встать на обе ноги, коснуться рукой пола.

Отрыв

Иногда хулиган может проявить упорство и показать неплохую физическую подготовку, преследуя жертву на довольно высокой скорости. В этой ситуации может помочь уход в отрыв, когда на короткое время убегающий резко взвинчивает темп, тем самым мгновенно увеличив дистанцию. Главное в этом – не переусердствовать. Лучше всего делать это тогда, когда преследователь уже начал уставать или сомневаться в целесообразности погони и это становится заметным. Будет еще лучше, если он при этом потеряет вас из виду, – например, если вы свернете за угол дома. Тогда, увидев жертву вновь и на значительно большем расстоянии, он, скорее всего, откажется от погони.

Уворачивание

Хулиган практически никогда не нападает сразу, особенно если «играет на публику» где-нибудь на «тусовке». Сначала он всегда «прощупывает» жертву как психологически – оскорбляя ее, задавая хамские вопросы, так и физически – слегка толкая ее, небрежно хватая за руки и одежду, «дружески» хлопая по плечу. При этом он всегда старается грубо влезть в личную и даже интимную зону жертвы – приблизиться к нему почти вплотную, что нормальный человек позволяет делать только близким друзьям, родственникам и сексуальным партнерам.

Этим преступник бессознательно преследует несколько целей: во-первых, стремится разогреть себя для драки; во-вторых, пытается обескуражить жертву и спровоцировать ее на конфликт, чтобы потом «с полным правом» пустить в ход кулаки; в-третьих, выяснить, насколько жертва раскусила его замысел и готова дать отпор.

В этом случае может быть полезна техника упреждающего мягкого уворачивания, когда вы расслаб­ляете корпус и руки, а затем при попытке прикоснуться к вам мягко, словно невзначай, уклоняетесь от соприкосновения. Например, хулиган хочет вас хлопнуть по плечу, а плечо проваливается под его рукой вниз, пытается жестко толкнуть в грудь – вы делаете шаг назад и в сторону, вынуждая его заваливаться вперед. Это выставляет его в нелепом свете перед всеми и сигналит о вашей готовности к драке, к которой он сам, может быть, еще не готов. При более стойком навыке можно увертываться резко: ваше плечо не просто проваливается под его рукой, а отдергивается назад, вынуждая хулигана ловить пустоту. Заявить же, что вы на него «наехали», он не может, так как вы даже не поднимали руку, и все это видели.

Может возникнуть и такая ситуация: жертва, кажется, уже «сидит на крючке». Ее со всех сторон окружили сообщники хулигана, сам он уже почти довел разговор до того момента, когда можно раздуть публичный скандал, объявить себя «оскорбленной невинностью», привлечь симпатии окружающих на свою сторону и броситься с кулаками «отстаивать поруганную честь». Но вдруг происходит непредвиденное. Жертва обрывает разговор, разворачивается и решительно уходит прочь. Броситься на нее сразу нельзя – в глазах окружающих это будет явно беспричинное нападение: они еще не дозрели до симпатий к хулигану и могут ему помешать. Что делать? Сообщники могут попытаться мягко и незаметно со стороны без резких движений задержать уходящую жертву и вернуть назад: схватить за руку или плечи, «случайно» встать поперек дороги и оттеснить обратно и т.д.

Здесь, помимо прорыва и мягкого уворачивания, несостоявшаяся жертва может применить технику жесткого уворачивания (это то же самое, но более агрессивно) и простые приемы освобождения от захватов. Перечислим основные: резкие рывки – когда жертву пытаются схватить за плечи, руки или одежду, резкие выкручивания своих рук с заломом кистей рук противника, которыми тот пытается схватить кисти жертвы. Навыкам освобождения от захватов обучают на специальных занятиях по борьбе и рукопашному бою, но можно это сделать и на школьных уроках физкультуры.

Метание подручных средств

Данный прием должен применяться лишь в крайних случаях по причине большой опасности, но, к сожалению, иногда и он необходим, и к нему инстинктивно прибегает загнанная в угол жертва. Однако он бывает малоэффективен, так как навык прицельного метания надо долго развивать. Но если он развит, вы можете остановить не одного, а нескольких преследователей. Одно-два упреждающих прицельных попадания небольшими камнями плюс демонстративное поигрывание третьим, уже более крупным булыжником и охотничий азарт остановят даже самого отъявленного хулигана.

Зачем учить?

Даже если в жизни ребенку не придется использовать полученные навыки для самообороны, они всё равно не будут для него лишними, так как развивают быстроту, силу, координацию движений, выносливость, гибкость, а кроме того, придают уверенность в своих силах, отсутствие которой и позволяет хулиганам выбрать себе жертву. К тому же выработка этих навыков может послужить стимулом к регулярным занятиям спортом, причем не только единоборствами.

Евгений Пятаков ,
г. Москва