Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2010
Газета в газете "Спорт в школе"

Туризм

Пешеходный туризм

Пешеходный туризм (англ. hiking) – один из самых массовых видов спортивного туризма. В пешие походы, как правило, ходят группами. Главная задача – пройти определенный маршрут за указанное время.

Вариантов пеших походов великое множество.

Есть походы выходного дня, когда люди выбираются с рюкзаками на природу и за один день проходят несложный путь километров в десять. В детско-юношеском туризме есть походы первой – третьей степени сложности. Поход первой степени длится не меньше трех дней, за которые надо пройти минимум 30 км. Для второй степени надо одолеть 50 км за четыре дня, для третьей – уже 75 км за 6–8 дней.

Те, кто часто ходит в походы и уже достиг двенадцатилетнего возраста,
запросто могут получить значок «Турист России»! Для этого им надо за
год сходить в один или несколько походов и в сумме набрать не меньше
пяти дней «в поле» и 75 км пешком.

А есть категорийные походы. Категорий сложности шесть. Поход первой категории, который не требует специальных знаний, предполагает прохождение маршрута в 100 км за 6 дней. Для сравнения: поход самой сложной – шестой – категории, для которого необходимы специальная физическая подготовка и подбор правильного снаряжения, занимает 20 (!) дней. За это время пешком надо пройти минимум 250 км. Чтобы получить звание мастера спорта, нужно иметь за спиной четыре похода шестой категории сложности.

Кроме того, для получения спортивного разряда надо выполнить ряд требований: перед прохождением маршрута группа должна зарегистрировать его и получить разрешение в Маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), а после завершения похода сдать туда отчет, на основании которого и присваиваются разряды всем его участникам. Подробнее об этом можно прочитать на сайте Федерации спортивного туризма России http://www.tssr.ru.

В целях экономии веса легкоходы отпарывают этикетки и декоративные
элементы от одежды, у зубной щетки отпиливают ручку, вместо ботинок
используют кроссовки или кеды, а вместо палатки – дождевик.

Походы разделяются не только по степени сложности препятствий, встретившихся на пути, – рек, бродов, возвышенностей, болот, лесов, – но и по автономности – попадаются ли в дороге, например, продуктовые магазины, по напряженности маршрута и другим показателям.

В последнее время появились новые разновидности пешего туризма, например легкоходство. Как ясно из названия, легкоходство – это путешествие налегке. Главная идея – проходить большее расстояние за день, меньше уставая при этом. Для этого максимально уменьшается вес снаряжения – легкоходы несут на себе не больше 10 кг; в традиционном туризме минимальный вес снаряжения обычно составляет не менее 14 кг. Самые ярые поклонники это вида спорта берут с собой не более 2,5 кг. Правда, для того чтобы ходить в такие походы, нужно быть очень выносливым человеком. Подробнее об этом виде туризма можно узнать на сайте http://www.legkohod.com/.

Горный туризм

Пожалуй, это самый массовый, романтический и воспетый в песнях вид туризма. Десятки тысяч людей ходили и продолжают ходить в горы. В советское время (до 1989 года) между горным туризмом и альпинизмом проводили четкую границу: только альпинисты имели право совершать восхождения на вершины – это, собственно, и является их целью, в то время как горный турист должен был пройти маршрут заданной сложности, как правило, на высоте не ниже 2500 м над уровнем моря. Туристы зачастую шли по перевалам, хребтам и ледникам, в связках, используя «кошки» и ледорубы, но… подниматься на вершины не имели права. Сейчас этот запрет снят, и границу между альпинизмом и горным туризмом провести довольно сложно. Особенностью горных походов является то, что многие группы не просто восходят на вершины, а проходят траверсы – поднимаются на вершину с одной стороны, а спускаются с другой. В альпинизме это также практикуется, но менее распространено.

Первая военно-научная экспедиция в России отправилась к Эльбрусу в 1829 году.
Руководил ею генерал Г.А. Емануель. Участники экспедиции поднялись на восточную
вершину Эльбруса на высоту 5621 м.

Горный туризм – один из самых сложных видов туризма, требующий большой выносливости и хорошей подготовки. Он объединяет в себе элементы пешего туризма – подъем из долин в горы, лыжного, альпинизма и даже скалолазания.


Как и в остальных видах спортивного туризма, в горном формально выделяют шесть категорий сложности походов. Сложность маршрута в горном туризме определяется в основном категорией перевалов, в него входящих. Также учитываются длина маршрута и продолжительность похода. На сайте турклуба «Вестра» (http://www.westra.ru/stories/djuly/MauntiTur/) можно прочесть обстоятельную статью мастера спорта международного класса Анатолия Джулия о том, как рассчитывается сложность маршрута.

Самым длинным маршрутом пешеходного туризма считается Аппалачская тропа
в США. Тропа проходит по горной системе Аппалачи, и ее длина достигает
3500 км – от горы Катадин (штат Мэн) на севере до горы Спрингер (штат Джорджия) на юге.

Как, куда и, самое главное, с кем пойти в горный поход, можно узнать на ресурсе http://www.mountain.ru/ и сайтах двух самых известных клубов страны – турклуба МАИ http://www.turclubmai.ru/ и Туристского клуба НГУ http://mountain.nsu.ru.

Спелеотуризм

Если горные туристы и альпинисты поднимаются на горы, то спелеотуристы, наоборот, проникают в их недра. Спелеотуризм – это путешествия по естественным, а в последнее время – и искусственным пустотам в земле.

Термин «спелеология» (от греч. «спелеон» – «пещера») предложил в 1890 году
французский археолог Э.Ривьер. В этом же году его применяет как научное
определение один из основателей современной науки о пещерах – Э.А. Мартель.
А в 1928 году при Венском университете открылся первый в мире Институт спелеологии.

Пещеры, разломы, старые копи и шахты и даже колодцы и системы канализации – вот что интересует спелеотуристов. Занятие это не из легких: в кромешной темноте при свете налобных фонариков приходится протискиваться сквозь узкие ходы – «шкуродеры», преодолевать колодцы, завалы, пропасти глубиной до полукилометра, подземные реки и сифоны (подводные туннели), для чего спелеотуристы используют не только веревки, крючья и карабины из арсенала альпинистов, но и акваланги.

Кстати, сифоны представляют большую опасность для пловцов, так как могут быть значительной длины и кое-где сужаться так, что человек протиснуться не в силах. Сифоны бывают от нескольких метров до нескольких километров длиной.

В 1968 году Виктор Дублянский написал первый учебник по спортивной спелеологии
«Путешествие под землей», увлекательную научно-популярную книгу «Вслед за каплей воды»,
несколько десятков монографий о пещерах Крыма, Украины, Западного Кавказа.

Спелеотуристы могут находиться под землей, не видя солнца, до недели. Это высокая влажность, абсолютная тишина, холод, так как и зимой, и летом в пещерах держится постоянная температура чуть выше нуля, но и нереальная красота подземного мира: колонны сталактитов и сталагмитов, гипсовые росы, кристаллы сланца завораживают человека, впервые спустившегося под землю. Но в этом мире надо вести себя крайне осторожно – ведь экосистемы после вмешательства человека восстанавливаются десятки лет. Например, обломанный сталактит восстанавливается только через десятки и даже сотни лет.

Самый длинный сифон на территории СНГ – 935 м. Он находится в пещере Ординской
на восточной окраине села Орда Пермского края на левом берегу реки Кунгур.

Пещер на территории нашей страны великое множество, и далеко не все из них на Кавказе. Есть пещеры и в Сибири, и на Алтае, и на севере России. Даже в Подмосковье известно более ста каменоломен. Однако ни в коем случае не стоит спускаться в любую, даже самую маленькую пещеру без подготовки, снаряжения и опытного инструктора.

Велотуризм

Это, наверное, самый независимый вид туризма. Если в горном, пешем, водном и спелеотуризме нужно добираться до начала маршрута на транспорте – поездах, машинах, самолетах, то в велотуризме ты сам себе транспорт. Велосипед дает ни с чем не сравнимое чувство автономности. Пожалуй, с ним может сравниться только авто- и мототуризм.

Учитель географии и физкультуры Владимир Кочетков из села Сурское
Ульяновской области со своими учениками проехал всю Европу и пересек
США – от побережья Атлантического океана до побережья Тихого. А сам в
одиночку он пропылил по дорогам Мексики, Австралии, Китая и Индии!

Расстояния у велотуристов весьма немаленькие. Например, минимальная протяженность велосипедного похода первой, самой простой, категории сложности составляет 300 км. А шестая категория – это 800 км за 20 дней, при этом надо пройти не менее 500 км труднопроходимых дорог по болотам, пескам, лесным буреломам, преодолевая реки и различные переправы. Впрочем, большинство велотуристов передвигаются все-таки по дорогам без подобных крайностей.

Бывают однодневные походы – без ночевок, т.е. выезд – утром, приезд – вечером того же дня. Бывают походы выходного дня – с одной ночевкой: туристы выезжают в субботу утром и возвращаются в воскресенье вечером. И, наконец, существуют многодневные велопоходы – путешествия в несколько дней с ночевками в палатках.

В 1869 году в Париже состоялись первые велосипедные гонки на деревянных
«костотрясах» (велосипедах с деревянными колесами и металлическими ободами
без амортизаторов). Гонщики проехали дистанцию 120 км, победитель развил
среднюю скорость почти 11 км/ч.

У нас в стране годом зарождения велотуризма можно считать 1882-й. Именно тогда семь членов Петербургского общества отправились на велосипедах к водопаду Иматра в 270 верстах от Петербурга.

Занятие велотуризмом – прекрасный способ не только сбросить лишний вес и набрать хорошую спортивную форму, но и посмотреть культурные и природные достопримечательности, увидеть разные страны, поглядеть, как живут другие народы, и рассказать о жизни в России.

Есть легенда, что первый двухколесный велосипед изобрел нижнетагильский крепостной
мастер Е.Артамонов. Его сооружение было цельнометаллическим, с большим передним и
малым задним колесами, с педалями на оси переднего колеса. На нём он проехал из
Нижнего Тагила в Петербург, а оттуда – в Москву.

А вот какой велосипед выбрать, как подобрать правильный велорюкзак, по какому маршруту ехать в первый раз, можно узнать на сайтах http://vgvozdev.narod.ru/, http://www.rukzak.ru/velo.htm и http://veloturizm.ru.

Водный туризм

Главная задача водного туризма – пройти маршрут по воде (реке, озеру, морю). Для этого «водники» используют самые разно­образные конструкции, порой собственной разработки.

Байдарки, каяки, анъяпики, умиаки, каноэ – всё это маломерные суда без палубы, которые приводятся в движение мускульной силой человека, проще говоря, веслом. Археологи утверждают, что история маломерных судов насчитывает более 4 тысяч лет и почти все народы использовали их для морской и речной охоты и на войне.

Различать эти суда просто: в байдарке, как правило, несколько гребцов, которые сидят один за другим лицом по направлению движения и усердно машут двухлопастными веслами. Каноэ – лодка в форме челнока, в которой сидят один или несколько человек, а весла у них однолопастные. А каяк – это одноместная байдарка. Из-за своей подвижности и компактности каяки бывают очень разными: для прыжков в водопадах, для игрового сплава и гребного слалома, для одного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по водохранилищам, большим озерам и морям. Морской каяк называется «сияк» (англ. sea kayak).

Для нашей страны традиционны, прежде всего, сплавы по рекам на байдарках.

По рекам сплавляются и на катамаранах. Это разборные двухкорпусные суда, где корпуса соединяются сверху рамой. В основном на них плавают в странах СНГ. Впрочем, катамараны бывают и парусные, в том числе морского и океанского класса.

Во время второй мировой войны английские и австралийские моряки именно
на байдарках совершали диверсии против немецких и японских кораблей.

На Западе самым распространенным видом морского туризма считается рафтинг, который у нас только набирает силу. Это сплав по реке на надувном судне, которое называется «рафт» (англ. raft). Это слово означает «плот», но по сути, это надувная лодка специальной конструкции с упругим корпусом вместимостью от 4 до 20 человек. На рафтах плавают, как правило, по так называемой белой воде – в бурном, стремительном потоке горной реки с прохождением разнообразных порогов, сливов, бочек и прочих водных препятствий.

Рафтинг – коммерческий вид туризма, для занятий им не требуется никакого опыта. Надо лишь оплатить тур – и вы в группе. Поэтому для рафтинга выбирают легкодоступные реки.

Впрочем, и поныне энтузиасты сплавляются на деревянных плотах, а также на честерах – плотах, состоящих из четырех надувных гондол, соединенных рамой.

Как и в пешем туризме, в водном существует классификация водных препятствий по сложности – от первой категории до шестой. Подробнее об этом можно прочитать на сайтах http://splav.211.ru/ и http://www.splav.net.ua/.

Конный туризм

Часто такой вид туризма называют верховым туризмом. Это путешествие верхом на лошадях или редко – в экипажах. Как и во всех других видах туризма, здесь есть свои особенности. Прежде всего, это занятие требует минимальных навыков обращения с лошадью и хоть какого-то умения держаться в седле. Впрочем, большинство маршрутов рассчитано на людей, не имеющих какой-либо предварительной тренировки в верховой езде. Поэтому перед походом опытные инструкторы проводят на турбазах необходимую подготовку по специально разработанным программам. Они обучают будущих туристов ухаживать за лошадью, седлать, запрягать ее и управлять ею.

Однако путешествие верхом требует даже большей ответственности и внимания, чем остальные виды туризма, – ведь наездник должен думать не только о себе, но и о лошади.

Первый в СССР конный верховой маршрут был проложен в 1971 году Алтайским краевым
советом по туризму и экскурсиям. Теперь такие маршруты действуют во многих краях и
областях. Можно передвигаться как верхом, так и на телегах и фаэтонах, а зимой – на санях.

Маршруты конных туристов обычно пролегают по труднодоступным и невероятно красивым местам – по горам Алтая, степям Забайкалья, Бурятии, Монголии, по Саянам и Южному Уралу, Горному Крыму. Неспешный ритм этого удивительного вида туризма открывает путешественникам зеленые долины, плоскогорья, полные свежего холодного воздуха, альпийские луга, напоенные запахами трав и цветов, и сумрачные леса.

Главная особенность конного туризма – не надо тащить тяжелый груз на собственных плечах. Всё снаряжение и продукты везут в переметных сумках, прикрепленных к седлу лошади. Если груза много, то для него выделяют отдельную, вьючную лошадь. Но возможности животных всё же ограничены, поэтому жизнь конных туристов в поле мало отличается от жизни остального туристского люда: ночуют в палатках, готовят на кострах.

При езде строевой рысью всадник на протяжении только одного километра должен привстать
на стременах несколько сотен раз, а при езде учебной или манежной рысью он испытывает
почти тысячу ритмических толчков. Такая встряска активизирует обмен веществ, препятствует
чрезмерному отложению жира, вырабатывает красивую осанку.

В конном туризме, в отличие от остальных, выделяют всего три категории сложности походов, которые определяются по Методике категорирования верховых походов, с которой можно ознакомиться на сайте Федерации спортивного туризма http://www.tssr.ru/.

Конный туризм тесно смыкается со спортивной верховой ездой. Он очень полезен для здоровья: все путешествие проходит в сидячем положении, при этом человек испытывает небольшую нагрузку. Когда лошадь переходит на рысь, нагрузка заметно увеличивается.

Подробнее о верховой езде можно прочитать на туристическом форуме http://turistrus.ru/forum/.

Лыжный туризм

В нашем климате лыжный туризм – один из самых популярных видов спортивного туризма. Может показаться, что у лыжников жизнь намного легче, чем у горных туристов или любителей пещер. Но это лишь на первый взгляд.


С тяжеленным рюкзаком за спиной лыжные туристы совершают многокилометровые переходы при температуре до –40 градусов и ниже. А снегопады, вьюги, ветер, секущий лицо, глубокий снег, лавины? Лыжники ходят не только по равнинам, но и по тайге, тундре, архипелагам и льдам, даже высокогорным районам. Некоторые походы проходят и в условиях полярной ночи. Тем более что лыжи – одно из главных средств передвижения на Северном полюсе.

Лыжные туристы используют туристские лыжи. Они короче и шире
беговых – чтобы не проваливаться в рыхлый снег, более прочные
и гибкие – чтобы турист с большим грузом мог пройти по крупным
застругам, бурелому, камням.

Занятия лыжным туризмом требуют большой физической выносливости, выдержки, умения разбить палатку и устроиться на ночлег в поле, лесу или горах, навыков разведения огня в снегу, хорошей техники подъемов, спусков, поворотов и траверсирования склонов...

Кроме того, в последнее время лыжники ходят по тундре и замерзшим водоемам на коньковых и лыжных буерах, парусных нартах, на лыжах с индивидуальным парусом, на снегокатах и аэросанях.


Спортивные туристические путешествия (маршруты) проводят туристические клубы, группы самодеятельного туризма. Найти единомышленников вы можете на сайтах «Вольный ветер» http://veter.turizm.ru/catalog/routes/lyzhnyi/ и «Скиталец» (http://www.skitalets.ru/ski/ski.htm).

Авто- и мототуризм

Как ясно из названия, авто- и мототуризм – путешествия на автомобилях и мотоциклах. Это занятие требует больших затрат, чем пешие, лыжные и даже конные походы. Один бензин влетит в копеечку. Но у автотуризма есть и свои прелести.

Прежде всего, это полная свобода, даже большая, чем у велотуриста. Автотуристы – рекордсмены по пройденным километрам. Например, автор этого обзора, ни на что не претендуя, прошел за три недели свыше 5 тысяч километров и пересек весь Скандинавский полуостров – от Финляндии до Норвегии и обратно. А уж километраж бывалых путешественников достигает астрономических величин.

Можно задаться вопросом: куда путешествуют автотуристы? Но проще сказать, куда они не путешествуют. Вроде бы только в Антарктиде не побывали представители этого беспокойного туристского племени. Автотуристы колесят по всему миру: от Китая и Монголии до Ближнего Востока, Северной Африки и, конечно, Европы.

Автотуристы долго готовятся к походу, прокладывают нитки маршрутов, получают визы и подтверждения из заграничных кемпингов. Ведь вся прелесть автотуризма в том, что можно посетить множество стран – по своему собственному маршруту и личному расписанию, не завися ни от гидов, ни от автобусов, ни от туроператоров. Главным образом, туристам требуются только карты и знание английского языка: без него, увы, никуда.

Это самый комфортный вид туризма – машина позволяет захватить с собой множество необязательных, но приятных мелочей: от раскладных стульев до надувной кровати. Это самый технологичный вид туризма: никто из автотуристов уже не полагается на обыкновенные бумажные карты, а все используют спутниковые навигаторы, которые всегда поправят водителя, если он собьется с пути. Хотя романтика дороги при этом никуда не исчезает – ведь и навигаторы ошибаются, и после утомительного дня туристы неожиданно могут оказаться не в кемпинге, как планировали, а на поляне в лесу.

В отличие от остальных видов туризма, в автотуризме нет категорий сложности. Если, конечно, не считать ралли по бездорожью – так называемых покатушек. Но это уже ближе к экстремальным видам спорта.

Более подробную информацию об автотуризме можно найти на сайтах http://www.avtoturistu.ru, http://trassa.narod.ru и http://autotravel.h1.ru/.

Фото с сайта www.shutterstock.com

Алексей Олейников