Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2010
В фокусе внимания

Не навреди!

Занятия на природе требуют соблюдения педагогом и детьми дополнительных мер предосторожности. Особенно это важно во время туристических тренировок, где каждая мелочь может стать причиной роковой ошибки…

Место педагога

Правильное перемещение педагога во время занятия – это своеобразный показатель его профессиональной культуры. Дети всегда должны видеть учителя, а он должен видеть детей, особенно когда они выполняют задания, связанные с риском для жизни. От его места нахождения во многом зависят дисциплина и деловая собранность детей.

При объяснении педагог стоит лицом к солнцу, ветру, а ребята – спиной или боком к солнцу. Если есть что-то отвлекающее внимание детей, то их следует расположить спиной к нему.

Педагог должен демонстрировать правильную, красивую и рациональную технику движения. Именно такой показ часто приводит детей в удивление и восторг, что способствует повышению его авторитета. Умение показать упражнение – значительная составляющая успеха. При выполнении упражнений детьми важно следить за тем, чтобы они один за другим выполняли задание, и, если нужно, указывать на ошибки и исправлять их, но не все, а только самую грубую из них.

Еще лучше, если педагог умеет доходчиво объя­с­нить упражнение. Объяснение должно быть кратким, понятным, доступным, точным и логичным. Важно выбрать правильно и ракурс показа. Учитель должен быть аккуратно одет, правильно снаряжен. Указывать на возможные неточности выполнения нужно сразу же после окончания выполнения приема.

Педагог должен находиться там, где дети заканчивают выполнять прием (движение), недалеко от всей группы, где будут отчетливо слышны его указания.

Показывать нужно не всякий прием. То, что понятно и может быть выполнено после короткого объяснения, демонстрировать не надо. Но необходимо показать те движения, которые трудно объяснить, с которыми раньше в своей жизненной практике дети не встречались. Например, нельзя без показа научить спуску «дюльфер».

Активизируют детей, вызывают желание старательно заниматься и личный пример педагога, его опрятность, подтянутость и улыбка.

Статья опубликована при поддержке Учебного центра НП МАЭБ, специализирующегося на вопросах охраны труда, производственной безопасности и обучении профессионалов в этой области. Еще здесь готовят рабочих люльки, стропальщиков, лифтеров, машинистов подъемника, а также персонал, основной специализацией которого станет техническая эксплуатация тепловых энергоустановок. Студенты могут выбрать очную, очно-заочную или заочную форму обучения. Сроки обучения по программам профессиональной подготовки - не менее 260 часов, программам дополнительного профобразования - не менее 16 часов. По договоренности с заказчиком обучение может быть проведено прямо на территории предприятия или организации при наличии группы слушателей в составе не менее 10 человек. С подробной информацией об услугах, оказываемых центром, и их стоимости можно ознакомиться на сайте maeb.ru.

Поспешай не торопясь

Учитель должен внедрить в сознание детей правильную трактовку понятия скорости передвижения по дистанции: скорость – результат быстрого чередования неторопливо и тщательно отработанных приемов.

Техника, принципы взаимной страховки, самостраховки – наиболее ответственная и сложная часть урока. Это обусловливается трудностями обучения. Ведь, обучая «равнинных» детей преодолевать естественные и искусственные препятствия, часто приходится обходиться в основном имитацией и теоретическими объяснениями. Тем не менее, каждый юный турист-многоборец должен ясно понимать сущность взаимной страховки и самостраховки, представлять механику удержания напарника по связке при срыве, уметь сознательно выбирать наиболее эффективный для данной обстановки способ страховки. Также он должен иметь понятия о надежности пунктов страховки – веревки, локальной петли, крючьев, искусственных опор, не допускать закладывания веревки за ненадежные опоры.

Занятия на природе по форме и содержанию существенно отличаются от занятий в помещении или спортивном зале. Учитель должен стараться, чтобы детям понравился выезд на природу, чтобы они вернулись домой довольными и с нетерпением ждали следующего выхода. Не рекомендуется с первых уроков начинать форсированное освоение приемов, натаскивать детей на достижение высоких результатов. Лучше слишком долго выполнять простое упражнение, чем слишком рано начать сложное. Форсирование физических нагрузок ведет к ослаблению здоровья детей, тормозит рост и развитие организма.

Главная задача первых выходов на природу – привлечение школьников к регулярным занятиям, постепенное повышение уровня их физической подготовленности, ознакомление с многообразием спортивно-оздоровительного туризма.

Подготовка к занятиям

Разработка содержания каждого занятия, как правило, осуществляется самим педагогом ввиду того, что невозможно разработать единые для всех учреждений дополнительного образования конспекты занятий, которые должны быть подробными и краткими. При этом важно, чтобы учитель зафиксировал в нём свои мысли, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится.

Рабочий, или поурочный, план – это документ планирования учебной работы на определенный отрезок времени, в котором предусматривается основное содержание каждого занятия (см. табл. 1). Обычно в методических пособиях в помощь молодым педагогам приводятся примерные планы занятий. Это значит, что педагог должен использовать их с соответствующими поправками на специфические условия своей работы.

Различны условия работы, разнообразен круг средств, которые педагог может взять на вооружение для решения стоящих перед ним задач. На одном занятии обычно решается только несколько из них. Ребята хотят увидеть новое интересное место – познавательная задача, потренироваться перед соревнованиями – учебная, поиграть на природе – оздоровительная. Педагог из всех задач должен выбрать главную, объединяющую, – ту, ради чего и организовывалось данное занятие. Это, как правило, учебные цели: отработка различных навыков, умение ориентироваться, разбивка бивака, разведение костра, приготовление пищи, прикидка перед соревнованием и др.

 

Таблица 1

Схема плана-конспекта занятий

Название темы Берется из программы
Цель занятия Указывается дифференцированно.
Образовательная – какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Развивающая – какой развивающий результат может дать занятие.
Воспитательная – какие качества личности будут формироваться
Методы обучения Показ, беседа, этюды, импровизация
Формы обучения Группой, звеньями, индивидуально
Тип занятия Комбинированное, вводное (изучение нового материала), или итоговое (обобщающее)
Оборудование и основные источники информации Можно указать основную и специальную литературу, ТСО, музыкальные произведения
Ход занятия
Актуализация (повторение изученного материала) Здесь указывается, какие ранее изученные понятия и действия надо активизировать, определяются форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля учащихся, их взаимопроверки
Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков Указываются новые понятия и действия, которые вводятся в данной теме, предполагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, какие действия предстоит научиться выполнять и каким способом. Определяются вид и тип самостоятельной работы учащихся
Закрепление изученного материала Указанные в предыдущем разделе плана действия, умения и навыки должны прочно закрепляться на занятии, главным образом в процессе самостоятельного применения

Снаряжение и инвентарь подбираются в зависимости от темы занятий, цели и задач. Учебные маршруты необходимо подбирать по рельефу, сложности и протяженности для детей разного возраста.

Методические рекомендации

Подготовительная часть

В подготовительной части занятия, продолжительность которой – 15–20 мин., необходимо:

1) организовать группу;
2) объяснить задачи занятия;
3) активизировать внимание детей;
4) осмотреть трассу и обеспечить безопасность;
5) выполнить ОРУ, специальные и подготовительные (имитационные) упражнения;
6) выполнить упражнения для развития физических качеств.

Безопасность превыше всего

Обеспечение безопасности – главная задача и забота педагога. Оно обеспечивается наличием специального снаряжения – высококачественных рукавиц, касок, верхней страховки, оборудованием промежуточных точек страховки, а также высоким уровнем подготовленности детей к занятию. Обес­печение безопасности диктуется, прежде всего, тем, что занятия проводятся на склонах, обрывах, подвергающихся разрушению в результате эрозии. К тому же места занятий обычно бывают расположены вдали от медицинских учреждений, поэтому старайтесь избегать травм. Перед началом занятий нужно внимательно осмотреть веревки, обвязки, обувь, одежду детей. Иногда плохо завязанный шнурок может быть причиной травмы.

С точки зрения безопасности не рекомендуется проводить занятия на сильно пересеченной местности с обрывами, осыпями, глубокими оврагами, ямами, труднопроходимыми ручьями и болотами. Важно, чтобы учебный полигон имел хороший обзор, был отчетливо виден педагогу, живописен.

Можно использовать трассы, где уже не раз проходили соревнования. Однако нужно учесть, что эти трассы могут быть по сложности выше уровня технической подготовленности детей и находиться далеко от места проживания. Маршрут для начинающих должен иметь много хороших зацепок. Крутизна склона должна быть небольшой, чтобы полностью исключить возможность срыва. После того как участок местности определен и очищен, его нужно оборудовать. Необязательно прокладывать маршрут прямо вверх. В зависимости от рельефа, целей занятий он может быть проложен с отклонением в сторону и даже вниз.

Свои коррективы вносит и погода. Практические занятия следует прекращать с приближением грозы. В жаркие солнечные дни не разрешается заниматься с непокрытой головой. В осеннее и зимнее время года необходимо заниматься в рукавицах и в теплой обуви. Это не дает возможности четко и точно выполнять элементы движений, чувствовать опору, а боязнь поскользнуться сковывает движения, делает их чрезмерно осторожными. В это время лучше проводить обучение на школьных стадионах, спортплощадках, тропах здоровья, используя спортивные сооружения и снаряды.

Не жалейте времени на разминку. К сожалению, очень часто учащиеся пренебрегают разминкой – это если и не приводит к травмам, то обязательно сказывается на результате.

Причины невыполнения разминки детьми:

– непонимание значения разминки;
– отсутствие привычки выполнять разминку;
– стеснение при выполнении разминки.

Разминка подготавливает организм к предстоящей деятельности, к переходу из спокойного состояния в активное. Она проводится с полным напряжением сил. ОРУ во время разминки особенно важны для начинающих спортсменов. Желательно оценивать технику выполнения ОРУ. Дети, как правило, любят выполнять упражнения на результат, и зачеты всегда интересуют занимающихся, повышают их активность и целеустремленность. Однако, оценивая достижения учеников, в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные успехи в развитии их двигательных способностей.

Чудо-веревка

Можно включать в подготовительную часть занятий нетрадиционные упражнения с основной веревкой, репшнуром, альпенштоком. Они формируют устойчивые навыки работы с веревкой. При этом следует обращать внимание на широкую амплитуду и свободу движений, правильную осанку в сочетании с глубоким, естественным и ритмичным движением, например выбрасыванием рабочей веревки на максимальное расстояние или в цель. Перед броском бухту веревки надо разделить на две части: одну – ее делают такой величины, чтобы ее удобно было взять в руку, – бросают в направлении цели вперед-вверх, а затем вслед за первой бухтой посылают вторую. При замахе надо встать боком к цели и широко расставить ноги.

Хороший прием – использование дополнительных заданий: бухтование веревки, вязка и развязывание узлов. Последним можно овладеть только в процессе постоянных упражнений. Подобные задания могут быть групповыми и индивидуальными.

Прыжки через веревку (скакалку) оказывают разностороннее воздействие на организм детей: они развивают координацию движений, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Вращение скакалки осуществляется движениями кисти и отчасти – предплечий, плечи остаются прижатыми к грудной клетке.

Индивидуальные прыжки через репшнур длиной 2 м

1. Прыжки или беговые шаги через веревку на месте, с продвижением вперед, назад или в сторону и вращением скакалки вперед.
2. То же с двойным вращением веревки.
3. Подскоки поочередно на правой и левой ноге с одновременным отведением другой ноги вперед – назад.
4. Подскоки с вращением веревки вправо – влево; одна рука держит ее сзади, другая – спереди.
5. Прыжки с вращением веревки петлей. Руки скрещиваются в тот момент, когда веревка идет вперед-вниз.
6. Прыжки через веревку стоя на месте, чередуя обыкновенное вращение веревки с вращением сбоку.
7. Прыжки через веревку в полуприседе и приседе; веревку необходимо соответственно укоротить.
7. «Метелочка». Веревка складывается вдвое, берется с одной стороны рукой и затем проводится под ногами. Прыжки выполняются поочередно, двумя ногами одновременно, с одной ноги на другую, на двух ногах и на одной.

ОРУ с веревкой

1. Вязание узлов «восьмерка» – 20–24 узла на 30-метровой веревке в течение 3 мин.).
2. То же на максимальное количество узлов за определенное время (1, 2, 3 мин.).
3. И.п. – о.с., веревка внизу. Выкрут прямых рук за спину с постепенным уменьшением расстояния между ними.
4. И.п. – руки вверх, веревка в руках. Повороты туловища налево и направо.
5. И.п. – то же. Прыжки в правую и левую стороны.

Развитие физических качеств

В программу занятий следует чаще включать приседания на одной ноге, на двух ногах с партнером на плечах, «рваный» бег, бег в гору, лазанье по деревьям с обязательной страховкой.

Особое внимание следует уделять упражнениям на равновесие: ходьбе по упавшим деревьям, на «качающихся бумах», по сильно натянутой веревке, натянутой на высоте 1 м.

Не менее важно тренировать детей в прыжках в глубину – соскоках, так как умение ловко и мягко спрыгнуть с препятствия в обозначенное место важно для предупреждения травм, ушибов и переломов.

Упражнения в преодолении препятствий помогают развивать необходимые туристу умения и навыки.

При этом следует разъяснять детям значение выполняемых ими упражнений, так как от умения быстро перелезть через ров, пройти по узкой опоре, ловко и быстро спуститься в овраг может зависеть жизнь людей.

Основная часть

В основной части занятий педагогу следует организовать детей так, чтобы они как можно меньше ожидали своей очереди для выполнения приема.

Работая с начинающими, каждому техническому приему следует обучать изолированно. Для более опытных подбирают комплекс заданий, состоящих из 2–3 приемов. Прием, понятный и освоенный новичком, следует сразу же переносить в обстановку обычного применения. Большинство приемов требует многократных повторений в ряде последовательных занятий.

Содержание основной части занятия должно соответствовать поставленной задаче и быть логическим продолжением предыдущего урока. Такая последовательность способствует лучшему усвоению материала.

Учебные занятия, даже когда они проводятся на объектах небольшой высоты и на многократно пройденных маршрутах, всё равно требуют соблюдения мер предосторожности.

Элементы скалолазания

Первые шаги на склоне при проведении занятий по лазанью могут показаться детям сложными и даже опасными. Дети не могут привыкнуть к новому ощущению – ощущению глубины. Часто это понятие путают с высотой. На первых подъемах от неожиданного взгляда вниз ребенок может потерять самообладание. В этом случае педагог должен поддержать ребенка, помочь ему преодолеть робость, дать более легкое задание на пологом склоне. Первые уроки по лазанью необходимо построить таким образом, чтобы всей группе было интересно заниматься, например лазать на упорах, с повторным прохождением по одним и тем же точкам опоры или, наоборот, только по новым точкам.

Прежде чем учить лазать по склону, деревьям, надо показать детям приемы страховки. Главное требование к страхующему – внимательное и правильное их выполнение. Страховка организуется там, где есть теоретическая опасность срыва и нет возможности самозадержания.

При обучении важно следовать правилу: идти от простого к сложному. Для отработки элементов скалолазания не следует сразу использовать сложный рельеф, а при отработке техники важна последовательность их выполнения.

При этом группу лучше разделить на две части: одни лазают, другие страхуют. Педагог обязан объя­с­нить действия страхующих в случае проскальзывания или срыва. Затем группы меняются местами. Важно обращать внимание на положение корпуса при лазанье в зависимости от опорных точек и своевременно напоминать детям о необходимости плавного изменения центра тяжести при перемене точек опоры. Эта часть занятий проводится с верхней страховкой. При подъеме рекомендуется верхней рукой перегибать веревку в кулаке. Это повышает надежность захвата на веревке. Не стоит требовать от детей расположения веревки между ногами. Нужно обратить их внимание на то, что не следует висеть на руках на веревке и откидывать корпус назад. Организацию страховочных пунктов учитель проводит в присутствии ребят, которые должны видеть все места страховки и самостраховки.

Рабочие веревки, применяемые на занятиях для организации страховки, перил, сопровождения, траверсов, должны иметь диаметр не менее 10 мм. Использование вместо веревок строп, тесьмы не разрешается даже при условии равной прочности ассортимента.

Лазанье начинается там, где турист не может двигаться дальше без помощи рук. Главная задача здесь – поддерживать равновесие верхней части тела и активно работать там, где нет удобных и надежных опор для ног. Туловище следует по возможности держать вертикально, а руки и ноги перемещать не менее чем на ширину плеч. Основную работу во время подъема выполняют ноги.

При лазании применяются следующие правила:

1. Необходимо использовать не менее трех точек опоры.
2. Предварительно нужно опробовать сучки и другие опоры.
3. Работать следует в основном ногами, а не руками.
4. Нельзя вставать на колено.

Отрабатывать приемы лазанья можно как вверх, так и вниз по склону. Основное внимание при этом нужно обращать на выполнение правил скалолазания.

Ноги при лазании несут большую нагрузку, чем руки: руки поддерживают тело в равновесии. Передвигаться также нужно за счет силы ног. При подъе­ме не следует допускать зависания на веревке и руках, корпус не должен отбрасываться назад. Веревка также должна идти по рельефу слева или справа от корпуса.

Лазание без помощи рук на пологих склонах позволяет отрабатывать технику движения ног. Его можно усложнить, если не использовать одну или обе руки. Необходимо стремиться к тому, чтобы передвижение по склону больше походило на ходьбу или бег.

Показателем отличной техники является непрерывное движение. Остановки обусловлены недостатком техники, неправильным использованием имеющихся опор.

При подъеме важно наступать ногами на опоры, проверенные руками. Основная работа рук заключается в захвате опоры – верхней, боковой, нижней – пальцами и ладонью. Лазать надо мягко, пластично, без рывков, сохраняя равновесие. При этом важно не торопиться и не опираться на колено.

Занимающийся может использовать страховочную веревку в качестве дополнительной точки опоры для того, чтобы преодолеть сложный участок. При этом он должен подать команду страхующему: «Закрепи!» Страхующий должен выполнить этот прием, после чего, используя ее как перила, можно преодолеть сложный участок. Провис петли страховочной веревки не должен быть ниже уровня ступней страхуемого участника.

Необходимо плотно и без рывков выдавать и выбирать веревку, чтобы не было провисания; сообщать партнеру о наличии свободной веревки.

Страхующий не имеет права снимать страховку до тех пор, пока страхуемый не подаст ему сигнала о том, что он вышел на безопасное место и встал на самостраховку. Руки от точки страховки должны быть не ближе чем на 50 см, иначе при неожиданном рывке их можно поранить.

Положение корпуса при подъеме должно быть таким же, как и при движении вверх по ступенькам лестницы. Ребенок должен перемещать схватывающий узел по веревке таким образом, чтобы исключить его захват, т.е. зажатие в кулаке. Схватывающий узел непригоден для страховки новичков на спуске, так как, когда веревка трется о склон, узел при невнимательности может заблокироваться.

Безопасный спуск

При спуске по закрепленной веревке следует уделять повышенное внимание страховке. Всю организацию системы спуска производит педагог. Он не должен выпускать детей на спуск, пока лично не проверит правильность посадки на веревку, закрепления страховочной веревки на грудной обвязке и организации верхней страховки у страхующего.

Вначале спуск нужно проводить на склонах высотой до 15 м, затем отработать спуск и подъем спортивным способом. При этом рекомендуется как можно чаще проводить смену лазающих и страхующих, чтобы научить всех делать это правильно. Все точки закрепления веревок должны быть оборудованы петлями (карабинами) для перестежек. Затем педагог, объяснив организацию схемы занятий, снимает все веревки, и дети под его наблюдением повторяют прием налаживания точек спуска или подъема. Спуск должен быть равномерным на всём его протяжении.

До начала движения по веревке следует еще раз показать работу схватывающего узла при подъеме и положение рук на веревке. При движении дети должны держать самостраховочную петлю без ослабления. Схватывающий узел должен быть выше точки пристегивания репшнура и проходить под верхней рукой. Его не нужно переводить под нижнюю руку, так как при потере равновесия могут произойти разворот туловища и удар телом о склон.

На каждой трассе должно быть предусмотрено несколько вариантов прохождения дистанции, чтобы не лазать по одному и тому же месту.

При обучении приемам спуска по веревке нужно использовать участки склона разной крутизны. К началу спуска необходимо найти простой путь подъема по склону или по тропе.

Спускающийся ребенок должен быть в специальной одежде, с каской на голове и находиться на самостраховке с помощью репшнура и схватывающего узла на расстоянии локтя от груди и на верхней страховке.

Защитная каска – это снаряжение, гарантирующее личную безопасность. Она не должна соскальзывать при движении. Каска должна защищать всю черепную коробку, а голова – удобно в ней располагаться.

Спуск по веревке может быть простым, удобным и надежным, если предприняты все меры предосторожности при выборе места, а веревка закреплена только за надежные, хорошо проверенные опоры.

Обучение рекомендуется начинать на травянистых склонах крутизной 30–40°. Спуск по веревке должен проходить спокойно и равномерно, словно шагая по склону. Бежать и прыгать на спуске не следует. Площадка для спуска должна быть удобной и прочной. Приземляться нужно внимательно, легко и устойчиво, чтобы не потерять равновесие и не получить травму.

При обучении работе со схватывающим узлом рекомендуется показать детям «срыв» и затем работу узла. «Срыв» не следует проводить на маршруте, так как может возникнуть опасность проскальзывания вниз по веревке.

В качестве материала для изготовления опорных петель могут применяться отрезки основной веревки диаметром не менее 10 мм. В случаях когда опорные петли выполняют функции групповой самостраховки, нужно использовать сдвоенную основную веревку.

Дети должны четко знать состав и последовательность предстоящих действий. Все приемы и операции рекомендуется выполнять в устойчивых положениях – на земле или удобной площадке.

Передвижения по перилам

Всю организацию перил вначале нужно показать детям. При этом следует объяснять им места закрепления веревок и петель, показать надежность закрепления веревок. Передвижение по перилам необходимо проводить по схеме «П»: подъем – траверс – спуск. Места перестежек должны быть оборудованы постоянными петлями или карабинами. Педагогу следует строго следить за тем, чтобы во время перестежек ребенок не оказался вообще без страховки.

Занятие можно считать успешным, если ребенок пройдет около 200 м спусков, подъемов и траверсов.

Обучение всем способам переправ нужно начинать на дне сухого оврага, затем в реальных условиях. На месте занятий учитель сам проверяет глубину оврага или речки. Дно перед началом занятий надо тщательно проверить и очистить от консервных банок, стекла, коряг, ям, старых свай и прочего мусора. При промере глубины прохождения брода нельзя ограничиваться только прохождением по прямой от берега до берега: следует несколько раз пройти брод на выбранном участке по всем направлениям, а затем оградить его шестами (вешками).

С целью повышения моторной плотности тренировки следует организовать до начала практических занятий ряд переправ.

Потом можно проводить занятия в воде выше колен с соблюдением всех мер безопасности.

Ознакомление с системой полиспаста и организацией переправы посуху производится по заранее подготовленной, но не натянутой подвесной переправе. Вначале дети изучают закрепление веревок, схватывающих узлов и их последовательность, способы закрепления карабинов. Обязательно нужно обратить их внимание на вкладывание во все узлы палочек, для того чтобы после снятия нагрузки с веревок можно было быстро и легко развязать узлы.

При организации переправы вброд высота веревки над водой должна быть на уровне груди переправляющихся детей.

При организации переправы по бревну его длина должна быть 5–10 м, а толщина – 20 см. При меньшей толщине целесообразно взять две жерди и связать их веревкой. Переправляясь через овраги и ручьи по бревнам и кладям, туловище не нужно сгибать, руки следует развести в стороны, а ноги ставить на свод стопы, слегка развернув носки. Чтобы не потерять равновесие, смотреть нужно не под ноги, а на 2–3 м вперед.

Полезный альпеншток

Не менее важно научить детей пользоваться альпенштоком, роль которого часто выполняет обычная палка. Она должна быть по плечо ребенка и достаточно крепкой, чтобы не переломиться, если кто-то, сорвавшись, повиснет на ней, как на перекладине. С ее помощью, поскользнувшись или потеряв равновесие, можно застраховать себя от падения, опершись концом о склон.

Для этого на крутых или опасных склонах альпеншток должен быть наготове: держать его нужно обязательно в двух руках рабочим концом, который делается заостренным, к склону. Педагог должен научить всех детей правильно держать его, меняя положение в руках, когда склон оказывается с другой стороны.

При траверсах и подъемах зигзагом альпеншток используется как точка опоры, штычок при этом нужно держать ближе к склону. Положение ног – такое же, как и при подъеме: нижняя стопа чуть развернута вниз по склону. При проскальзывании и возникновении угрозы падения вниз нужно резко нагрузить альпеншток, воткнуть его в склон. После восстановления равновесия можно продолжить движение.

Заключительная часть

Заканчиваться занятия должны игрой. Игра на открытой местности, в лесу, парке предоставляет педагогу широкие возможности для творческой фантазии в выборе упражнений, направленных на развитие физических качеств. Большие игры на местности могут заменить собой целые практические занятия. Они являются ценным воспитательным средством. Игры проходят интересно, когда у детей есть определенный игровой опыт, а у учителя – умение собрать воедино многие игры на местности. Чем меньше возраст ребят и ниже уровень их подготовки, тем чаще бывает необходимо применять на занятиях игры и игровые упражнения. В зависимости от погодных условий и размеров поляны, где проводятся игры, можно самим придумать или разнообразить игру, изменить ее условия, включить дополнительные препятствия. Дозировка игр и игровых упражнений зависит от цели, с которой они применяются.

Уход за снаряжением

По завершении занятий использованное снаряжение должно быть осмотрено, вычищено, высушено и возвращено на отведенное ему определенное место. Пригодность к дальнейшему использованию снаряжения и инвентаря надо проверять сразу же по возвращении с практических занятий – это необходимо для нормальной деятельности других групп.

Синтетические веревки стареют, намокание и замерзание веревок не проходят бесследно: они от этого теряют до 30% прочности, которая даже в нормальных условиях полностью не восстанавливается. Также следует оберегать веревки от воздействия прямых солнечных лучей.

Намокшую веревку нужно сушить в растянутом состоянии и только в тени; грязную можно мыть только в теплой воде со стиральным порошком и необходимо хорошо прополоскать.

В процессе эксплуатации веревки на оплетке появляется ворс из тончайших волосков, улучшающий «схватываемость» веревки и замедляющий износ.

При сушке веревку не следует перекидывать через острые грани. Нельзя оставлять ее на ночь в траве и укладывать влажной. Перед укладкой ее необходимо очистить, высушить и выровнять.

При быстром протравливании веревки под нагрузкой через карабин возможно оплавление. Противонаправления и скручивающие напряжения возникают в веревке при скоростных подъемах и раскручиваниях в результате вращения детей вокруг собственной оси.

Хранить веревку следует либо в бухтах, если она уже нарезана, в маркированном виде (маркировка не должна быть слишком тугой!), подвешенной, в прохладном темном помещении. Концы разрезанной веревки должны быть оплавлены, чтобы предотвратить дальнейшие их распускание.

Те же правила необходимо соблюдать в обращении с репшнуром.

Берегите природу!

Каждый педагог, занимающийся с детьми туризмом, должен помнить следующее:

1. За нарушение установленных правил природопользования учитель может быть привлечен к административной, материальной и уголовной ответственности.

2. За нарушение правил пожарной безопасности в лесу может быть наложен штраф.

3. За каждое срубленное дерево диаметром до 12 см включительно (диаметр определяется по пню) нарушитель должен заплатить штраф; при диаметре от 20 до 24 см – в двойном размере, от 32 до 36 см – в тройном и т.д.

4. За каждый срубленный куст взыскивается штраф.

Указанные штрафы и расценки действуют на территории лесов зеленых зон вокруг городов, курортных, почвозащитных и полезащитных лесов, заповедников, ленточных боров. За ценные породы деревьев – кедр, дуб, твердолиственные, ореховые, плодовые породы – штраф накладывается, где бы они ни были срублены. К рубке приравнено и так называемое повреждение леса до степени прекращения роста независимо от того, сохранится ли возможность появления поросли от поврежденных деревьев. Поэтому за ободранные стволы берез, сломанные верхушки елей полагается такое же наказание, как и за полную рубку деревьев. В более серьезных случаях незаконная рубка леса наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Следует помнить, что самовольное использование на туристские костры буреломных и ветровальных деревьев, порубка сухостоя или использование даже срубленных деревьев наказываются штрафом, исчисляемым в соответствии с действующей в данной местности таксой за самовольную рубку деревьев, уменьшенной вдвое.

5. Сурово наказывается причинение вреда муравейникам. За такие нарушения, совершённые в лесах зеленой зоны, взыскивается штраф в зависимости от диаметра муравейника, за каждый поврежденный или уничтоженный муравейник.

Фото с сайта www.shutterstock.com

Ильдар Замалетдинов ,
Центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий «Простор», г. Казань, Республика Татарстан