Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2010
Методика

Искусство движения и изображения

Интегрированный урок в 5-м классе

Урок проводится совместно учителем физкультуры и учителем рисования и проходит в спортивном зале.

Оборудование: большие и малые мячи, скакалки, скамейки; карточки с индивидуальными заданиями для учащихся специальной медицинской группы; фломастеры, маркеры; переносная доска; магнитофон, аудиозаписи, плакаты, рисунки.

Подготовительная часть

Учитель

Урок наш будет необычный.
Цель – провести его отлично.
Тандем – ИЗО и физкультура,
Поможет нам литература.
Урок в стихах мы проведем
И никого не подведем.
На три команды класс поделим,
Три капитана будут в деле.
Имеет светофор три цвета –
Пусть в зале будет больше света!
Мы капитанов выбираем,
Они команду набирают.
Мы жеребьевку проведем,
Команде каждой цвет найдем.
У нас имеется табло,
И с ним нам очень повезло:
Там будем подводить итог
И кто что сделать первым смог,
Флажки там будем размещать
И их количество считать.
Кто больше всех их наберет,
Тот в победители пройдет.
Сейчас разминку проведем:
Прыжки, бежим, потом идем.

Класс выстраивается в одну шеренгу. Учитель сообщает задачи урока. Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, выбирают себе карточки с индивидуальными заданиями в соответствии с профилем заболевания. Остальные ребята приступают к выполнению упражнений:

  1. И.п. – о.с.
    1 – поднять плечи вверх;
    2 – отвести плечи назад;
    3 – прогнуться в спине;
    4 – опустить плечи.
    Выполнить 3–4 раза.
  2. И.п. – о.с.
    1–2 – прыжок с поворотом на 180° через правое плечо;
    3–4 – то же через левое плечо.
    Бег по залу в медленном темпе – 1 мин., соблюдая дистанцию 1,5 м.
    Ходьба приставным шагом правым (левым) боком – 30 сек.
    Прыжки, ноги врозь, ноги скрестно, со сменой ног через каждые 10 сек. – 30 сек.
    Выполнение упражнения на восстановление дыхания.

Учитель

Вот для вас одно заданье –
«Светофор» его названье.
Красный цвет – стоим на месте,
А зеленый – мы бежим,
Желтый цвет – хлопки в ладоши,
Маршируем как один.
Кто дружнее и сплоченней –
Заработает флажок.
Цвет зеленый – побежали!
Будь внимательным, дружок!

Дети выполняют упражнение:

  • красный цвет – о.с.;
  • желтый – ходьба на месте;
  • зеленый – бег в колонне по одному.

Учитель называет цвета в произвольном порядке. Выполнить 8–10 раз. Дети перестраиваются в колонну по три, в каждой колонне назначается капитан.

Учитель

Интервал для всех – два метра,
Все команды строят круг.
Торопитесь пуще ветра!
Справа – друг и слева – друг.
Под «Оранжевое небо» –
Эта песня просто класс! –
Упражненья выполняет
Весь наш дружный пятый класс.
Мы ж внимательно все смотрим
И оцениваем вас.
На себя, друзья, надейтесь –
На себя, а не на нас!
Чья команда отличилась,
Упражняясь лучше всех,
На табло флажок повесим –
Впереди вас ждет успех.
На свои теперь скамейки
Все рассядутся друзья.
Мы ж продолжим состязанья –
Нам без них никак нельзя.
Как закончили заданье,
Руки вверх – идут хлопки,
Но не слишком громко, сильно –
Не тряслись чтоб потолки.

Учащиеся перестраиваются в три круга. Чья команда сделает это быстрее, получает флажок.

В каждом круге дети самостоятельно под руководством капитанов выполняют комплекс ОРУ под музыкальное сопровождение в течение 3–4 мин. Та команда, которая сделает это организованнее, получает флажок. Затем все рассаживаются на скамейки.

Основная часть

Динамичные эстафеты под музыкальное сопровождение – аудиозаписи песен «Оранжевое небо» и «Миллион алых роз». В каждой участвуют 5 человек. Состав конкурсантов постоянно меняется. Команда, закончившая эстафету первой, получает флажок, который прикрепляют на переносную доску.

Олимпийские кольца

Учитель

Мяч зажми между ногами –
Посложнее здесь прыжки!
Это вам не оригами,
Здесь не жди поблажечки.
Как допрыгал до заданья,
Ждет, друзья, вас рисованье,
Ты бери скорей фломастер –
Рисовать у нас ты мастер!
Из пяти колец одно
Разукрасить нужно, но…
Здесь цвета нельзя напутать,
Континенты перепутать:
Ведь у каждого он свой –
Континента цвет родной –
И в обратную дорогу:
Бег с мячом, прыжков так много –
И с мячом, и на скакалке,
Но полезно для закалки.
Передачей служит мяч,
Следующий пустится вскачь.
Форварда оценим смело –
Это ведь ведущих дело.
Кто первым к финишу придет,
Тот у нас флажок возьмет.

Первые номера, зажав мяч между икроножными мышцами, по сигналу учителя начинают прыгать до своего стула, который находится в 8 м от линии старта. Не выпуская мяча, они разукрашивают одно из пяти колец олимпийской эмблемы фломастером, обратно бегут с мячом в руках и передают его вторым номерам.

Угадай вид спорта

Учитель

Ну, а в этой эстафете
Вспомнишь ты о жарком лете,
Ты бери смелей скакалку
И на ней прыжком вперед,
Удивлялся чтоб народ.
Пред столом остановись
И за карандаш возьмись.
На листе простом бумажном
Нарисован спорта вид –
Ты у нас спортсмен отважный,
Вид тот спорта назови.
Написав его названье,
Прыгай вновь в обратный путь,
О скакалке не забудь!
За ошибку – наказание:
Мы снимаем один балл.
Отдохни, сядь на скамейку –
Ты, наверное, устал.
На доску флажок летит
Тем, кто первым прибежит.

На стульях лежат листки с изображениями соревнований по различным видам спорта. Участникам команд поочередно предлагается ответить (подписать), что за вид спорта изображен на рисунке. Победитель определяется по количеству правильных ответов.

Два флага

Учитель

Патриот своей страны ты,
Все пути тебе открыты.
Ты бери ракетку смело
И – вперед, скорей за дело!
Шарик набивай ракеткой,
Делай это очень метко,
Чтобы шарик не упал,
Ты секунд не потерял.
Татарстана флаг, России –
Флаги эти так красивы!
Ты закрась один лишь цвет,
И прольется знаний свет.
Шарик передай, ракетку,
Делай это быстро, детка.
Мы итоги подведем,
Дальше с вами в путь пойдем.

Каждый участник бежит к стулу, на котором лежит флаг России или Татарстана, по пути подбрасывая шарик теннисной ракеткой, затем раскрашивает один из цветов флага России или Татарстана. и бегом возвращается к своей команде.

Одна голова – хорошо…

Учитель

От команды нужны двое,
И совсем уж не для боя.
Посмотрите на плакат,
Пристальным пусть будет взгляд.
Объясните, оцените,
Что здесь видите, скажите.
Тридцать вам секунд дано
На задание одно.
Кто доступней, интересней,
Проведет свой умный сказ,
Принесет флажок команде –
Он находится у нас.

В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от команды. Они подходят к плакату с надписью «Что бы это значило?» и за 30 сек. должны объяснить, что на нем изображено: например, оценка физического развития или комплексы упражнений для 4-го класса.

Цвета радуги

Учитель

Мячик в правой, мячик в левой –
С ними ты бежишь вперед,
А по ходу остановка
И жонглирование ждет.
Десять раз необходимо
Мяч подбросить и поймать –
В школе этому учили.
Любите с мячом играть?
Ах ты, радуга-дуга,
Всем нам очень дорога!
Коромысло, ты повисло
На поля и на луга.
Радуги раскрасишь цвет,
На заданье – наш ответ.

В конкурсе принимают участие 7 человек от каждой команды. Каждый участник, выполнив 10 раз жонглирование двумя мячами, останавливается перед стулом и закрашивает один из цветов радуги, после чего возвращается к своей команде.

Снеговик

Учитель.

Встали дружно все команды
И в колонны строятся
И к финальной эстафете
Вместе все готовятся.
Руки мы кладем на плечи
Впереди стоящему
И прыжки на двух вперед
Вторим за водящими.
Вы до пункта добрались,
За фломастеры взялись.
Здесь задача нелегка –
Рисовать снеговика.
Первый круг нарисовали
И к скамейке убежали.
Круга – три, ведро, морковка –
В этом вам нужна сноровка.
В месте рук – поменьше круг,
Пошевеливайся, друг!
Повнимательнее будь,
О метелке не забудь.
Мы оценим все творенья,
Всех команд произведенья.
Вы же чуть нас подождите,
На скамейках посидите.
Подведем сейчас итог,
Кто же отличиться смог.

5 участников от каждой команды, положив руки друг другу на плечи, прыгают до своего стула, где каждый рисует какую-либо часть снеговика.

Заключительная часть

Учитель

Молодцы, вы нас сразили
И талантом поразили:
Сочетали все движения
Быстро и без промедленья,
И рисуете прекрасно,
И старанья не напрасны.
Интегрированный урок
Вам пошел на пользу, впрок.
Молодцы, вы не терялись:
В эстафетах упражнялись,
Знанья ваши показали
Вы в спортивном светлом зале,
Виды спорта угадали,
Радугу разрисовали,
Татарстана флаг, России
Разукрасили красиво.
Вы талантливые дети,
Дети – лучшие на свете.
Вас мы все благодарим,
Вам спасибо говорим.

Класс выстраивается в одну шеренгу. Учителя подводят итоги урока, выставляют отметки и награждают победителей.

Анастасия Криц ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 19, г. Набережные Челны, Республика Татарстан ;
Валентина Швецова ,
учитель изобразительного искусства, МОУ СОШ № 19, г. Набережные Челны, Республика Татарстан