Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2010
Методика

Роликовая подготовка

Вариативный компонент программы

Появление на рынке раздвижных роликовых ботинок на 4–5 размеров позволяет сделать этот вид физической активности более доступным, а интерес детей к этому виду спорта может служить основанием для его включения в школьную программу. Катание на роликовых коньках похоже на катание на льду, что позволяет устранить типичные ошибки зимнего вида спорта заблаговременно.

При обучении катанию на роликовых коньках лучше делить класс на подгруппы по 10–15 учащихся.

Оборудование: асфальтированная дорожка шириной 10 м и длиной 100 м и (или) площадка размером 30×40 м, роликовые коньки и комплекты защитного снаряжения: шлем, налокотники, наколенники, перчатки, яркие пластмассовые дорожные стойки-ограничители высотой 30–40 см (25 шт.).

Занятия проводятся в сентябре и мае – по 8 уроков. Распределение учебных часов по классам представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение учебных часов по классам

Учебные разделы Классы Всего
часов
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й
Основы знаний 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11
Физическое совершенствование (практические занятия) 14 14 14 14 14 14 14 14 12 12 12 148
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности (методические уроки) 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 17
Всего 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 176

1–4-е классы

Основы знаний

Правила поведения на спортивной площадке во время урока. Меры безопасности. Требования к местам занятий, спортивной одежде и инвентарю. Уход за инвентарем. Основы техники катания на роликовых коньках. Средства и методы восстановления.

Физическое совершенствование
Подводящие упражнения на земле и на траве без роликовых коньков

Стойка (посадка) высокая, средняя, низкая. «Пружинки» (полуприседы, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), приседания, выпады, полуприседы, подскоки на двух ногах. Падения перекатом в группировке на бок. Выпрыгивание из полуприседа и полного приседа, с продвижением вперед, в сторону. Ходьба в разных направлениях, с поворотами на 180° и 360°. Ходьба приставными шагами правым и левым боком. Ходьба скрестным шагом по виражу вправо – влево. Ходьба и бег с сильно развернутыми в стороны носками, «елочка» по разметке.

Подводящие упражнения на асфальте

Катание на двух ногах, не отрывая роликов от асфальта, с помощью партнера и самостоятельно. Катание на двух ногах с попеременным переносом центра тяжести с одной ноги на другую. Катание на двух ногах после поочередного отталкивания каждой ногой. Приседания, отведения, приведения, махи ногами в разных направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде. Катание в полуприседе и в полном приседе, наклоны в стороны. «Фонарики» – разведение и сведение роликов. Поочередный прокат на одной ноге после отталкивания другой (можно толкать перед собой партнера). Отталкивание – прокат с постепенным увеличением длины проката и сокращением числа отталкиваний. Прокат на двух ногах после разбега с 3–4 шагов; то же с 5–7 шагов с переносом центра тяжести с правой ноги на левую и наоборот. Толчок правой ногой – прокат на двух ногах; то же с левой ноги. Попеременный толчок правой (левой) ногой – прокат на двух. Попеременное отталкивание левой (правой) ногой с максимальным прокатом на каждой ноге; то же с выпадами, полуприседами, подскоками на двух ногах, скрестными шагами. Одноопорный прокат в положении «ласточка» в сочетании с другими упражнениями на удержание равновесия. Объезд препятствий в двухопорном прокате; то же, отталкиваясь одной ногой. Катание по дуге, не отрывая роликов от опоры; то же толчком одной ногой, поочередно каждой. Прокат по дуге на правой (левой) ноге на внутреннем (внешнем) ребре. Катание спиной вперед с помощью партнера, стоя лицом друг к другу: взявшись за руки, варьируя стойку, с изменением направления движения (по дугам), с поочередным прокатом на правой (левой) ноге. Катание спиной вперед, не отрывая коньков от асфальта, за счет перемещения центра тяжести вправо – влево с изменением направления движения (по дугам). Катание спиной вперед по прямой, попеременно отталкиваясь правой (левой) ногой.

Специальные упражнения на асфальте

Катание на двух ногах с варьированием посадки. Катание с длинным прокатом в высокой, средней, низкой стойке. Катание с изменением направления. Катание с коротким прокатом. Катание спиной вперед по прямой попеременными толчками каждой ногой. Торможение переступанием: поочередное притормаживание каждой ногой за счет переноса центра тяжести на опорную ногу и разворота роликового конька носком внутрь. Перепрыгивание через фишки, разложенные на асфальте на расстоянии 3–4 м одна от другой. Торможение в заранее обозначенном месте. Катание по виражу. Разворот из положения лицом вперед в положение спиной вперед и наоборот. Катание по кругу в обе стороны. Катание на одном коньке с прыжками вверх, вперед, в стороны, через фишки. Катание с различной скоростью, в разных направлениях. Прохождение прямой с предварительного разбега за наименьшее количество шагов. Бег на коротких отрезках, старты из различных исходных положений.

Освоение навыков организации занятий

Подбор инвентаря и спортивной экипировки, соотнесение их с задачами и содержанием занятий; выполнение требований безопасности. Правила шнуровки ботинок, регулирование размера ботинка. Самоконтроль при нагрузке и восстановлении – измерение ЧСС.

Требования к выпускнику начальной школы

Освоение катания на роликовых коньках, выполнение специальных подготовительных упражнений, удержание динамического равновесия, катание в посадке: отталкивание, прокат, развороты вправо – влево; катание на роликах в стойке до 1 км за одно занятие, сериями по 50–150 м без остановок.

5–7-е классы

Основы знаний

Основы техники катания на роликовых коньках. Меры профилактики травматизма. Разминка, ее роль. Специальные упражнения. Понятие о цикле движений (фазах скользящего шага). Характеристика техники катания по прямой, по виражам, со старта. Последовательность в обучении технике катания на роликовых коньках. Основы воспитания физических качеств. Особенности проведения занятий с начинающими. Тестирование физической подготовленности.

Физическое совершенствование

Техника катания на двух и одном коньках. Передвижение попеременно длинными и короткими шагами. Торможение. Катание на роликах с прыжками вверх, вперед, в стороны, с перепрыгиванием фишек. Старты, ускорения из различных исходных положений. Катание спиной вперед по прямой, отталкиваясь попеременно правой (левой) ногой; то же с изменением направления движения. Катание спиной вперед, варьируя посадку с изменением направления движения (по дугам). Катание спиной вперед по дуге с переступанием поочередно в удобную (неудобную) сторону. Катание по виражу, влево, вправо, по «восьмерке», по кругу, с изменением скорости движения. Продолжительное передвижение на коньках. Маневрирование. Учебные игры, эстафеты.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

Выполнение обязанностей дежурного по группе: подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия. Наблюдение за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, умение находить и исправлять ошибки, взаимообучение. Уход за подшипниками, смена положения колес по мере их износа. Индивидуальный контроль и регулирование физических нагрузок на занятиях.

8–9-е классы

Основы знаний

Классификация и общая характеристика упражнений на роликовых коньках. Основы методики обучения начинающих. Характеристика средств и методов тренировки. Тактика бега на различные дистанции. Характеристика фаз скользящего шага. Ритм и темп катания. Самоконтроль в тренировочном процессе.

Физическое совершенствование

Катание лицом и спиной вперед, повороты при беге спиной вперед, торможение с поворотом и последующим ускорением. Старты, торможения с последующим ускорением в различных направлениях. Катание на ограниченном пространстве. Выпады в движении, прыжки через фишки толчком одной и двумя ногами с поворотом и последующим движением в заданном направлении. Изменение направления без отрыва конька от опоры, переступанием, прыжком, скрестным шагом, перебежкой, слаломным бегом.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

Выполнение роли помощника учителя, овладение принятой терминологией. Подбор упражнений для разминки и самостоятельное ее проведение по заданию учителя, демонстрация технических приемов. Исправление типичных ошибок, взаимообучение. Уход за колесами роликов, промывка подшипников. Владение основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная части.

Требования к выпускнику основной школы

Формирование эффективного навыка катания на роликовых коньках, освоение различных способов перемещения с разной интенсивностью. Катание на роликах в стойке до 1,5 км (девушки) и до 2 км (юноши) за одно занятие, сериями по 300–500 м без остановок.

10–11-е классы

Основы знаний

Техника способов передвижения на роликовых коньках с учетом индивидуального физического развития и уровня подготовленности. Методические приемы обучения катанию и последовательность их применения. Способы регулирования нагрузки. Контроль состояния здоровья и физической работоспособности. Характеристика разновидностей техники катания на коньках. Формирование двигательных навыков. Ведение дневника самоконтроля: учет тренировочных нагрузок, результатов тестирований, анализ выступлений на соревнованиях.

Физическое совершенствование

Катание по прямой с изменением направления движения и скорости. Катание спиной вперед с поворотом, торможением в неудобную сторону. Катание между препятствиями спиной вперед. Бег на время. Маневрирование в играх и беговых упражнениях в различных условиях. Бег с коротким и длинным прокатом, лицом и спиной вперед, переступанием, по дуге, зигзагом. Катание по виражу влево, вправо, по «восьмерке», по кругу, с изменением скорости, с поворотами в удобную и неудобную стороны. Остановки, прокат по окружностям различного диаметра, выполнение технических элементов с безопорной фазой. Совершенствование маневренности при выполнении игровых упражнений.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

Методика тестирования физической работоспособности. Участие в судействе: знание правил соревнований и их организации. Индивидуальный подбор специальных подготовительных упражнений. Самостоятельная организация и проведение занятий. Приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности.

Требования к выпускнику средней школы

Катание с заданными параметрами, в вариативных условиях, в том числе в игровых ситуациях, при подъеме крутизной 7–10°, по виражу. Освоение базовых объемов роликовой подготовки в стойке до 2 км (девушки) и 3,5 км (юноши) за одно занятие сериями по 500–700 м без остановок.

Организационно-методические указания

Объем катания в посадке по прямой учащимися в возрасте 7–9 лет за один урок может достигать 1,5–2 км (50–150 м без остановок); 10–11 лет – 2–3 км (100–300 м без остановок); 12–13 лет – 4–5 км (200–800 м без остановок); 14–17 лет – 5–8 км (300–3000 м без остановок). При планировании нагрузок педагогу следует ориентироваться не столько на паспортный, сколько на биологический возраст ученика и уровень его физической подготовленности.

Во всех классах нагрузку следует контролировать не только по визуальным признакам, но и по ЧСС. При освоении объемов катания ЧСС может достигать 160 уд./мин. в 1–4-х и 180 уд./мин. – в 5–11-х классах в зависимости от заданной интенсивности и уровня физической подготовленности учеников. Следует учитывать, что получаемая нагрузка существенным образом зависит от качества используемого инвентаря и погодных условий. Например, один и тот же объем катания на роликовых коньках с колесами малого диаметра и плохими подшипниками даже на хорошем асфальте может быть освоен учащимися, если они приложат вдвое больше усилий по сравнению с хорошими условиями катания.

При поточном методе выполнения упражнений расстояние между учащимися должно быть 15–20 м, для того чтобы учитель мог давать им индивидуальные методические указания.

При обучении технике длительность выполнения упражнений определяется только способностью выполнять их правильно. Если учащемуся трудно выдерживать оптимальные параметры катания, то выполнение упражнения следует прекратить, не допуская закрепления неправильно сформированного навыка. Таким образом, интервал отдыха определяется строго индивидуально. Восстановление между сериями должно достигать фонового разминочного уровня при ЧСС, равной 100 уд./мин., иначе усталость будет мешать дальнейшему усвоению движений. В процессе обучения важно добиваться экономичности, непринужденности выполнения различных технических приемов передвижения на коньках.

Особенностью биомеханики катания на коньках является очень высокая, превышающая средние показатели амплитуда разгибания стопы (угол наклона голени к стопе). Функция голеностопного сустава имеет определяющее значение при освоении навыков катания, поэтому в разминку следует включать упражнения на гибкость. Следует учитывать, что до 7% людей имеют врожденный высокий анатомический подъем стопы. Определить плохую гибкость можно также экспресс-тестом: выполнить полный присед из основной стойки босиком. В этом случае занимающиеся не могут сместить центр тяжести наклоном голени вперед и вынуждены в противовес выносить вперед руки, чтобы не упасть. Характерной ошибкой катания у них становится высокая стойка и так называемая вертикальная голень. Таким ученикам рекомендуется подкладывать корригирующую стельку под пятку, а учитель должен применять в работе с ними индивидуальную систему оценивания.

Для безопасности роликовая подготовка должна проводиться только на сухом чистом асфальте и с применением средств защиты: шлема, налокотников, наколенников, перчаток без пальцев.

Статья опубликована при поддержке Медицинского центра реконструктивной хирургии и лазерной коррекции "МЦ ЦРЧ", который предлагает своим пациентам новейшую методику в области лечения плоскостопия и исправления осанки - изготовление индивидуальных ортопедических стелек. Сделанные на основе технологии 3D сканирования они полностью повторяют все изгибы и особенности стопы пациента, формируют правильные своды стопы, поддерживают ее и выставляют в правильное анатомическое положение. Ноги в обуви с такими стельками не потеют, так как индивидуальные ортезы «дышат», а их эластичная форма не затрудняет ходьбу, использование при производстве качественных материалов и современного немецкого оборудования гарантируют прочность индивидуальных стелек в носке. Ознакомиться с подробной информацией об ортопедических стельках, а также посмотреть цены на их изготовление Вы можете на сайте rubca.net.

Как выбрать коньки

Правильно подобранные коньки позволяют затрачивать меньше сил, сохраняя при этом необходимую скорость. Новичкам следует выбрать высокие ботинки, закрепляющие голеностопный сустав. Важно обратить внимание на удобство ботинка и его анатомическую совместимость с ногой, необходимую боковую поддержку (см. рис. 1).

roliki.tif
Рис. 1. Модель для новичков

Однако короткий прокат и высокая частота шагов приводят к быстрому утомлению. Поэтому по мере освоения основ катания лучше перейти на модели для роликобежцев: ботинок должен быть невысоким, без задника и обеспечивать возможность свободного выноса колена вперед. Для этой цели верх ботинка на одно-два деления не шнуруется совсем. Достаточно длинная платформа, лучше пятироликовая, обеспечивает свободный длинный прокат (см. рис. 2).

Image32878.JPG
Рис. 2. Модель для роликобежцев

При выборе роликовых коньков с длинной платформой следует учитывать силу мышц голени. Длина платформы определяет также условия управления коньком, маневренность движений, особенно при беге по виражу. Чем короче длина платформы, тем меньше длина проката, но выше маневренность. Если маневренность важнее длины проката, то следует выбирать модели с короткой платформой.

Чем больше диаметр колеса, тем выше скорость катания. Все колеса классифицируются по диаметру и мягкости. Например, в записи "76 mm 82a2" цифра перед буквами "mm" обозначает диаметр, а цифра перед "a" – мягкость колес, обозначение которой обычно лежит между 74а и 84а. Для комфортной езды, но частой смены колес подойдут мягкие колеса со значением 78а–80а, для высокой скорости – твердые (82а–84а).

Шнурки не должны быть слишком толстыми – лучше использовать синтетические: они прочнее и немного растягиваются. Нельзя затягивать шнуровку слишком туго возле пальцев, а также поверх ботинка. А вот подъем стопы следует шнуровать плотно.

Уход за коньками

Колеса со временем стираются. Для того чтобы они равномерно стирались с обеих сторон, их надо переворачивать, чтобы внутренняя сторона колеса становилась внешней, и наоборот, а также менять местами. Обычно четвертое колесо меняется со вторым, а третье – с первым. Задние колеса стираются быстрее, чем передние. Чем мягче колеса, тверже покрытие и интенсивнее катание, тем чаще их надо переворачивать и менять. Если подшипники начинают постукивать или скрипеть, их следует промыть в бензине в стеклянной баночке. Если подшипник промыт, то шарики внутри блестят, и он будет крутиться долго и бесшумно.

Рациональная техника

Особенность обучения передвижению на роликовых коньках состоит в том, что занимающийся движется вперед вместе с точкой опоры. Площадь опоры предельно уменьшена, что предъявляет высокие требования к равновесию. Фаза проката характеризуется наклоном туловища и сгибанием ног в тазобедренном, коленном и особенно в голеностопном суставах. Отталкивание осуществляется перпендикулярно платформе конька.

Хороший прокат при малом трении позволяет долго сохранять инерцию движения и высокую скорость. Однако малое трение значительно затрудняет отталкивание. Так как разницы при скольжении ролика вперед и назад нет, для эффективного отталкивания необходимо найти упор, не тормозя и не проскальзывая.

Обучение технике бега на роликовых коньках неразрывно связано с развитием мышечных групп в положении посадки. Решающим фактором успеха должны быть увеличение силы отталкивания и способность к воспроизведению этого усилия, т.е. скоростно-силовая подготовка.

Параметры скользящего шага служат показателем рациональной техники. Скользящий шаг принято делить на три фазы: свободного скольжения (см. рис. 3), одноопорного отталкивания (см. рис. 4) и отталкивания в двухопорном положении (см. рис. 5).

Image32884.JPG
Рис. 3. Фаза свободного скольжения (проката)

Image32890.JPG
Рис. 4. Фаза одноопорного отталкивания

Image32896.JPG
Рис. 5. Фаза двухопорного отталкивания

При уменьшении длительности фазы свободного скольжения уменьшается длительность действия тормозящих сил – трения и сопротивления внешней среды, вследствие чего повышается скорость.

Уже в фазе свободного скольжения происходит смещение общего центра тяжести тела и увеличение угла отталкивания. Это способствует более раннему началу одноопорного отталкивания и значительно сокращает время выполнения пассивных фаз. Затянутая фаза двухопорного отталкивания у новичков наглядно характеризует плохое равновесие и слабость мышц ног – долгое нахождение на двух опорах. Отталкивание должно выполняться с возможно более поздней загрузкой второй опоры. Отталкивание в двухопорном положении менее экономично.

Процентное соотношение длительности фаз свободного скольжения, одноопорного и двухопорного отталкивания – двигательный ритм – у новичков составляет 22:38:40. У чемпионов мира эти показатели составляют 11:66:23. В то же время анализ лучшей техники катания 13–14-летних роллеров выявил, что по ведущим показателям они уже демонстрируют высокотехничное катание. При хорошей технике ритм достаточно стабилен, а сама техника отличается лишь большей или меньшей высотой посадки, определяющей степень напряжения мышц. Глубина же посадки зависит от уровня физической подготовленности.

При совершенствовании бега на конках следует стремиться:

  • к удержанию оптимальной посадки;
  • к быстрому смещению общего центра тяжести в фазе одноопорного отталкивания;
  • к отталкиванию со значительным смещением общего центра тяжести вперед-в сторону;
  • к выполнению большей части отталкивания в одноопорном положении;
  • к сокращению фазы свободного скольжения.

Знание оптимальных характеристик скользящего шага дает возможность:

  • вносить коррективы в методику обучения основным элементам техники;
  • целенаправленно воздействовать на слабые стороны физической подготовленности;
  • установить рациональный ритм скользящего шага, обеспечивающий наибольшую скорость;
  • устранять индивидуальные ошибки.

Техника новичков

Высокая посадка, характерная для детей, приводит к неустойчивому положению тела. Новички чаще всего катаются на внутреннем ребре конька. Это объясняется слабостью мышц голеностопного сустава. Когда сила отталкивания ниже оптимального уровня, избежать падения можно только путем загрузки второй опоры. Таким образом, при слабых мышцах избежать катания на внутренних ребрах в противоупорах невозможно. Учащийся может хорошо понимать, чего именно от него добивается педагог, но слабость голеностопного сустава не позволяет удерживать оптимальные углы.

Для укрепления голеностопного сустава рекомендуется предварительно применять на уроках манжеты-утяжелители весом, примерно равным весу конька, прикрепляемые к голеностопному суставу на липучках. Можно использовать самодельные манжеты, которые позволят отталкиваться быстро, по небольшой амплитуде и с незначительным усилием.

Характерные ошибки

  • Новички в фазе свободного скольжения чаще всего катаются на внутренних ребрах (иксах). При слабых мышцах голеностопного сустава избежать катания на иксах, в противоупорах невозможно.
  • Катание на прямых ногах. Высокая посадка приводит к неустойчивому положению тела.
  • Мышечная закрепощенность.
  • Слабые мышцы не позволяют постоянно сохранять рабочую позу.
  • Новички, толкаясь, стараются быстро подставить вторую опору – стопа к стопе, колено к колену.
  • Движение в коленном суставе ограничено, полного разгибания нет.
  • Отталкивание происходит вверх, вызывая вертикальные колебания туловища. Заметно колебание линии плеч вверх – вниз.

Анализ катания новичков показывает, что они часто выполняют движения нерационально во всех фазах скользящего шага. Причины ошибок заключаются в плохой координации движений, слабости мышц, а также низкой выносливости, которая приводит к неспособности удерживать статическое положение тела. Исправлять данные ошибки нужно с помощью специально подобранных упражнений (см. табл. 2).

Таблица 2

Характерные ошибки в технике катания на роликовых коньках и способы их исправления
Ошибки Причины физиологического характера Технические способы исправления Методические указания
Высокая посадка, «вертикальная голень» Слабые мышцы ног, недостаточная гибкость голеностопного сустава, низкая выносливость к статическим положениям тела Сохранение угла посадки, ходьба в полуприседе, прыжки в приседе Согнуть колени, накрыть коленом ботинок, сидеть ниже
«Сваливание» стопы вовнутрь Слабые мышцы голеностопного сустава Ходьба по земле Держать стопу
Высокое поднимание таза и низкое опускание плеч Слабые мышцы ног, спины Перераспределение тяжести тела с сильным выведением бедра вперед, приподнимание плеч Согнуть колени, закрыть коленом ботинок, смотреть вперед на 50 м
Постановка свободной ноги далеко от опорной Слабые мышцы ног не позволяют закончить толчок в смещении Подтягивание свободной ноги, касание ее бедром и голенью опорной ноги Собирать колено к колену, стопу к стопе
Бег на иксах, противоупоры Слабые мышцы ног, плохое равновесие, недостаточное смещение Фиксация положения смещения в парах Собирать колено к колену, стопу к стопе «утюжком»
Недостаточное смещение Плохая мышечная координация, слабые мышцы ног Переносы общего центра тяжести, фиксация положения, смещения в парах с удержанием в нужном угле Выполнить смещение в сторону
Вертикальные колебания при отталкивании Недостаточная гибкость голеностопного сустава, плохая мышечная координация Отработка смещения, имитация под горизонтальным ограничителем Выполнить смещение в сторону

Фото их архива автора

Ольга Фатеева ,
г. Красноярск