Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2010
В фокусе внимания

Нестандартное оборудование

Разработка и использование

Каковы критерии инновационности в физическом воспитании? Что можно считать новацией в практике физического воспитания, а что нет? Техническое перевооружение традиционного урока, появление компьютерной техники, мультимедийного оборудования позволили выйти из тупика, появившегося в методике преподавания отдельных предметов, и дали толчок дальнейшему методическому поиску. Однако частная методика физического воспитания в последние годы также переживает кризис своего развития. Всё, что можно было изобрести в преподавании физической культуры с применением традиционных стандартизированных средств, изобретено. Перед прогрессивным педагогом, старающимся идти в ногу со временем, встает проблема: в какие направления педагогической инноватики включиться, чтобы не повторять уже существующее в методике?

Анализ инновационной активности деятельности учителей физической культуры позволил определить ее приоритеты. Многие физкультурно-педагогические работники разглядели простую истину: реальная новизна в методике преподавания возможна только при техническом перевооружении предмета, появлении новых технических средств. Так как надеяться на то, что в школы поступят новые образцы стандартного оборудования, не приходится, педагоги предпринимают попытки, и весьма удачные, разрабатывать и внедрять нестандартное спортивное оборудование и инвентарь.

За последние годы накоплен значительный опыт применения в педагогической деятельности нестандартного оборудования, многопропускных универсальных спортивных снарядов. Часть оборудования представляет собой видоизмененные стандартные технические средства, эксплуатационные свойства которых усовершенствованы, а диапазон применения расширен, другие – технические решения, позволяющие применять совершенно новые двигательные действия.

Статья опубликована при поддержке онлайн гипермаркета SnabWorld, реализующего инструменты и расходные материалы для производства и сборки мягкой и корпусной мебели, а так же для укладки паркета и других видов отделочных, ремонтных и строительных работ. В электронном каталоге на сайте snabworld.ru в широком ассортименте представлены: абразивные материалы, профессиональный пневмоинструмент, деревообрабатывающее и компрессорное оборудование, крепёж, а также ручной инструмент и различные аксессуары, необходимые во многих видах производства, строительства и ремонта. Сотрудничество со SnabWorld – гарантия того, что необходимые расходные материалы и инструменты будут в нужном количестве и в нужное время, а любые, потенциально возможные, проблемы с номенклатурой будут решены быстро и без лишних вопросов. Уверены, Вы никогда не пожалеете, что выбрали SnabWorld своим партнером.

Методика применения стандартного универсального инвентаря и оборудования четко сформулирована и отработана практикой. Она включает обучение занимающихся навыкам быстрой подготовки мест занятий, правилам безопасного выполнения упражнений, навыкам страховки и самостраховки.

Стандартное спортивное оборудование позволяет решать большой массив педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений стандартным набором и вызывает у обучающихся привыкание, ощущение однообразия. Нестандартное оборудование и инвентарь – то новое, с чем сталкивается ученик на уроке физической культуры. При отсутствии должного опыта такой контакт может оказаться небезопасным, поэтому с раннего возраста необходимо обучать школьников работе с нестандартными конструкциями.

Преимущества (достоинства) нестандартного оборудования и инвентаря перед стандартными прототипами заключаются в следующем:

  • открывается возможность для применения большого разнообразия модифицированных и принципиально новых двигательных действий;
  • расширяется диапазон применения стандартных упражнений в новых условиях и нестандартном формате;
  • увеличивается пропускная способность инвентаря и оборудования, что обеспечивает высокую интенсивность и моторную плотность урока;
  • создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества, генерации новых идей, например в аспекте создания новых двигательных действий, а также альтернативных способов применения упражнений, в том числе в упрощенном и усложненном вариантах, и др.;
  • имеющийся фактор новизны – использование нового инвентаря и оборудования – существенно повышает эмоциональный фон урока.

Применяя нестандартное оборудование, мы не отрицаем эффектов, которые дают традиционные для занятий физической культурой спортивные снаряды и инвентарь. Более того, мы склонны рассматривать их в диалектическом единстве учебного процесса по физической культуре, объединенных принципом преемственности и взаимодополнения. Чаще именно сочетание стандартного и нестандартного оборудования на уроке обеспечивает наибольший педагогический эффект. Важно, что нестандартное оборудование расширяет возможности использования стандартного, поскольку задумано и сконструировано оно на основе традиционных технических прототипов.

Еще одно направление в работе по внедрению нестандартного спортивного инвентаря и оборудования – создание детьми миниатюрных моделей, являющихся предшественниками настоящего нестандартного оборудования.

Весь фонд нестандартного инвентаря и оборудования, в том числе созданного учениками перед применением в педагогической деятельности, проходит техническую экспертизу внутри школы. С этой целью создается экспертная комиссия, которая разрабатывает методику проведения экспертизы и проводит тестирование на предмет безопасности и эксплуатационной пригодности нового оборудования. На основании экспертных мероприятий формируется акт приемки нестандартного оборудования и инвентаря.

По данным нашего наблюдения, применение нестандартного спортивного инвентаря и оборудования является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря и оборудования могут быть признаны в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры.

Фото из архива авторов

Эдуард Абрамов ,
к.б.н., заведующий Кабинетом физической культуры ИПК и ПРО, Курганской обл. ;
Владимир Варанва ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 43, г. Курган