Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2010
В фокусе внимания

Спортивный квартет

Новая игра для школьников и не только

В последние годы на радость мне, областному методисту по физическому воспитанию, происходит настоящий взрыв творческой активности учителей физической культуры Зауралья. Появилась уверенность в представлении идей, методических материалов, в том числе в форме публикаций на федеральном уровне, поражают воображение образцы нестандартного спортивного инвентаря и оборудования, появляются оригинальные мысли по совершенствованию содержания и методов преподавания физической культуры. Иногда видишь такие находки – хоть патенты выдавай, если бы в педагогике они предусматривались. Сегодня я хотел бы рассказать об опыте работы одного учителя физической культуры, который заставил по-новому взглянуть на школьную физкультуру и, прежде всего, на организацию школьных соревнований.

Начну с того, что в 2008 году приказом Министерства образования и науки РФ в госстандарт по физической культуре были внесены изменения, суть которых состояла в усилении роли командно-игровой деятельности в процессе физического воспитания. Как раз одновременно с этим мы получили статистические данные о том, что три игры, которые включены в программу по физической культуре, – волейбол, баскетбол и футбол, – входят в тройку самых популярных среди населения Курганской области видов спорта. Начался поиск путей, которые позволили бы более активно включать указанные спортивные игры в режим двигательной деятельности школьников.

Интересную инициативу вынес на обсуждение физкультурно-педагогической общественности региона учитель физической культуры из школы № 26 города Кургана Сергей Хаснулин. Он предложил объединить эти три популярные спортивные игры в одну. Впоследствии к игровому трио был добавлен гандбол, и новинка превратилась в игровой квартет, или игровое многоборье. Игровой комплекс превратился в самостоятельную игру, которая была названа «фригэймс», что в переводе с английского означает «свободные игры».


Фото с сайта www.newsmiass.ru

Введение фригэймс стимулирует более тщательное освоение всех четырех спортивных игр, входящих в игровой комплекс, способствует популяризации их среди обучающихся, открывает новые грани и достоинства. Благодаря фригэймс ни одна из четырех игр не будет незаслуженно забыта учителем физической культуры.

Фригэймс позволяет всесторонне воздействовать на физические качества школьников, прежде всего координацию движений, а также направлено совершенствовать сформированные на уроках технико-тактические навыки в напряженных игровых ситуациях. Нельзя не сказать о влиянии игрового многоборья на развитие личности школьников. Формирование умений взаимодействовать в коллективе партнеров по команде, подчинить свои действия общей командной задаче, уважать соперника – вот лишь небольшой перечень личностных приращений, которые инициируются игрой.

Подробнее остановимся на организационной конструкции и правилах игры. Как уже было сказано, фригэймс включает в себя волейбол, баскетбол, гандбол и футбол. Каждую из игр, входящих во фригэймс, можно условно назвать игровым модулем. Все игровые модули реализуются каскадом, последовательно друг за другом, в следующем порядке: модуль волейбола, модуль баскетбола, модуль гандбола и модуль мини-футбола. Взаимопроникновения модулей не предусматривается, все они автономны. На каждый из игровых модулей отводится 10 минут с небольшим перерывом для смены оборудования на площадке. Таким образом, чистое время игры во фригэймс – 40 минут (4×10 мин.).

Для участия в соревнованиях комплектуется команда в количестве восьми человек. Одновременно на площадке в каждой из играющих команд может находиться по пять-шесть игроков: на волейбольном модуле – 6 человек, на баскетбольном, гандбольном и футбольном – по 5 человек. По ходу игры допускаются произвольные замены игроков из числа запасных (так же, как в хоккее).

При проведении судейства по каждому из игровых модулей за основу берутся правила каждой из включенных во фригэймс игр с учетом размеров и условий типового спортивного зала школы.

Определение победителя осуществляется следующим образом: за победу в каждом игровом модуле присуждается три очка, за поражение – одно очко. Если игровой модуль закончился ничьей, каждая команда получает по два очка. Все очки, полученные командой в четырех игровых модулях, суммируются (например, в случае победы во всех модулях команда получает 12 очков: 3+3+3+3). Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество очков. При равенстве очков победителем признается команда, одержавшая победу в волейболе (здесь возможны варианты – по усмотрению организаторов соревнований). В случае победы в том или ином модуле одной из команд с явным (подавляющим) преимуществом судьи, если это будет предусмотрено положением, вправе дать победившей команде бонусное очко.

Идея объединения различных игр в единый комплекс уже нашла своих сторонников. Так, учителя физической культуры школы № 43 города Кургана Дмитрий Ботников и Владимир Варанва предложили использовать игровое троеборье, включающее в себя мини-футбол, гандбол и мини-лапту. Поступают предложения объединять и другие, не только командные виды спорта.


Фото с сайта www.newsmiass.ru

В феврале 2010 года в Кургане прошли соревнования по фригэймс, которые собрали несколько команд школ города. Вот что говорят о новинке педагоги города Кургана.

Валерий Панфилов, учитель физической культуры школы № 45 г. Кургана: «Игра позволяет по-новому, более интересно преподавать спортивные игры, популяризировать их среди обучающихся. Динамично сменяющиеся игровые модули в рамках фригэймс задают высокий эмоциональный фон игры».

Марина Власова, учитель физической культуры школы № 15 г. Кургана: «Моим ученикам очень понравилась эта игра, дети испытывают множество положительных эмоций, уже активно применяю ее во внеклассной работе».

Михаил Муравьёв, учитель физической культуры школы № 29, руководитель методического объединения учителей города Кургана: «Считаю фригэймс достаточно перспективной игрой, позволяющей комплексно решать множество задач, связанных с физическим совершенствованием детей и подростков.

Татьяна Худякова, методист по физической культуре Курганского городского инновационно-методического центра: «Прежде всего, рассматриваю фригэймс как интересную форму школьных или межшкольных комбинированных соревнований по спортивным играм, а также как факультатив по выбору, кроме того, возможно применение фригэймс в формате спортивного кружка или секции. Считаю, что это удачная попытка совершенствования форм внеклассной работы по физическому воспитанию».

Учителя физической культуры Зауралья по достоинству оценили новацию, апробировав ее на практике. Надеюсь, что и наши коллеги в разных регионах страны проявят к ней свое внимание и встанут в строй ее поклонников.

Фото с сайта www.newsmiass.ru

Эдуард Абрамов ,
к.б.н., заведующий Кабинетом физической культуры ИПК и ПРО, Курганской обл.