Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2010
В фокусе внимания

Защитить себя

Обучение школьников самообороне

Неготовность детей к самозащите в случаях попадания в экстремальные ситуации – одна из причин увеличения количества трагедий, которые в последние годы все чаще происходят в России. Автор данного материала уверен: ситуацию надо совместно – и срочно! – исправлять родителям, педагогам системы школьного и дополнительного образования. Данная методика была успешно апробирована автором в спортивной секции ДОСААФ и в СДЮСШОР по боксу г. Таштагол Кемеровской области в 1989–2001 гг. на занятиях групп самообороны для мальчиков и девочек.

Общеизвестно, что после распада СССР и трансформации общества из социалистического в капиталистическое количество преступлений на территории СНГ стало резко прогрессировать. Основные причины такого роста понятны: обнищание населения, рост наркомании, девальвация нравственных ценностей, пропаганда насилия в СМИ и др.

В итоге уже в 2001 г. Россия занимала второе место в мире после ЮАР по количеству совершенных убийств на 100 тысяч населения, а во все последующие годы уже не выходит из тройки лидеров, включающей также печально известную Колумбию.

Убийств в России теперь регистрируется:

  • в 20 раз больше, чем в Японии;
  • в 17 раз больше, чем в Германии;
  • в 14 раз больше, чем во Франции;
  • в 12 раз больше, чем в Швеции;
  • в 11 раз больше, чем в Великобритании;
  • в 3,5 раза больше, чем в США…

Такую трагичную ситуацию надо совместно – и срочно! – исправлять родителям, педагогам системы школьного и дополнительного образования.

Уязвимые места человеческого тела

Для успешной самообороны школьник должен точно знать расположение уязвимых точек на человеческом теле. Поражение данных точек ногами, руками и подручными предметами не требует большой физической силы и приводит к болевому шоку или потере сознания. И тогда школьник может спастись бегством и (или) обратиться за помощью.

В боевом разделе каратэ стиля сётокан насчитывается 40 дзинтай кюсё, или жизненно важных точек противника.

Армейский рукопашный бой по системе Г.Бурцева и др. базируется на атаке 21 уязвимого места врага.

Но для уроков самообороны в школе предлагается более оптимальная классификация уязвимых точек из системы А.Тараса «Боевая машина» (см. рис. 1).

Рис. 1. Уязвимые точки человеческого тела

Голеностопный сустав (подъем стопы)

Поражается топчущим ударом ноги (в обуви) сверху либо футбольным ударом спереди или сбоку. Даже слабые удары вызывают острую боль. Более сильное воздействие разрушает малые кости стопы, вызывает трещину или перелом нижнего конца берцовой кости, малой или большой – в зависимости от стороны, с которой наносится удар. Сильный удар ногой сзади на уровне подъема стопы разрывает ахиллово сухожилие, если атакуемая нога преступника является опорной.

Кость голени

Малая и большая берцовые кости почти не прикрыты мышцами спереди, поэтому боль от удара пронзает все тело, как электрический разряд. Атаковать голень следует носком, каблуком, внутренним или внешним ребром подошвы обуви. Даже относительно слабые удары по голени вызывают острую боль и огромный кровоподтек. Сильное воздействие влечет болевой шок вплоть до потери сознания, трещину или перелом кости. Сильный удар сзади по ноге, нагруженной в этот момент весом тела, может вызвать временный паралич икроножной мышцы.

Коленный сустав

Колено – самая лучшая мишень для атаки ногами в нижнем уровне. По нему удобно бить со всех сторон и любой частью стопы в обуви. Даже слабые удары по колену вызывают острую боль. Более сильное воздействие ведет к разрыву коленных связок, раздроблению хрящей, вывиху либо перелому костей, образующих суставное сочленение. Удар средней силы сзади в подколенный сгиб тоже сопровождается острой болью и частичным разрушением сустава.

Исходная позиция

Исходная позиция для самообороны не должна напоминать стойки каратэ, тхэквондо, ушу, бокса или самбо. Устойчивое положение ног и удобное положение рук школьника приносятся в жертву неожиданной для преступника самообороне. Не следует забывать, что преступник чаще всего старше, физически сильнее, опытнее в единоборствах или даже вооружен.

Наиболее оптимальной является следующая позиция: ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленях (см. рис. 2). Одна нога расположена немного сзади, школьник стоит боком к преступнику. Руки перед самообороной должны быть в постоянном движении. Например, девочка может якобы снимать серьги, чтобы «откупиться» от насильника, а мальчик может «искать» по верхним карманам мобильный телефон или деньги для грабителя. Такие движения рук будут отвлекать взгляд преступника и, кроме того, замаскируют удар ногой и как дополнение – атаку рукой, если будет необходимо.

Рис. 2. Исходная позиция для самообороны

Ударные поверхности ног

В каратэ стиля сётокан используется 7 ударных поверхностей ног. Лучшими для школьника с точки зрения травмобезопасности на уроках и эффективной самообороны являются те, которые можно использовать на тренировках и при уличной самообороне.

  1. Сокуто, или внешнее ребро стопы. При использовании в ударе пальцы стопы сжаты и оттянуты на себя. При уличной самообороне применяется край подошвы обуви (см. рис. 3).
  2. Коси, или основание пальцев стопы. При использовании в ударе пальцы стопы сжаты и также оттянуты на себя. При уличной самообороне применяется передний край подошвы или жесткий носок обуви (см. рис. 4).
  3. Какато, или пятка стопы. При использовании в ударе пальцы и сама стопа оттянуты на себя. При уличной самообороне применяется каблук.

Рис. 3. Сокуто

Рис. 4. Коси

Удары ногами

В отличие от высоких ударов всех стилей спортивного каратэ, боевой раздел стиля сётокан предусматривает нанесение ударов ногами только на нижнем уровне. Преимущества таких ударов следующие:

  • короткая траектория и быстрота;
  • внезапность;
  • невозможность блокировки или захвата руками.

Последним двум факторам весьма способствует то, что такие удары почти всегда проходят вне поля зрения преступника. В традициях каратэ при нанесении ударов руками и ногами производится резкий выдох с криком. Считается, что такое действие усиливает удар, служит средством мобилизации и запугивания противника.

Наиболее надежным из всех ударов по подъему стопы является штампующий удар ногой вбок, или йоко-фуми-коми (см. рис. 5).

Рис. 5. Удар йоко-фуми-коми

При самообороне школьник должен оценить расстояние. Резко оттолкнувшись стопой от пола, надо согнуть в колене ногу, поднимая ее вверх до уровня колена опорной ноги, затем резко разогнуть ее, метясь пяткой (каблуком) в подъем стопы преступника, а перед контактом оттянуть носок стопы на себя и загнуть пальцы вверх. Для усиления удара можно перенести вес тела на атакующую ногу.

Штампующий удар ногой вбок по колену или голени преступника отличается от предыдущего только тем, что ударная нога сгибается в колене и поднимается не прямо вверх перед собой, а в сторону, противоположную удару, – для замаха, увеличивающего силу удара (см. рис. 6).

Рис. 6. Штампующий удар

Уширо-фуми-коми, или штампующий удар назад, может наноситься по подъему стопы, голени или колену преступника. Резко оттолкнувшись стопой от пола, надо согнуть в колене ногу, поднимая вверх до уровня колена опорной ноги, затем повернуть голову в сторону атакующей ноги, контролируя точность удара в цель (см. рис. 7). Небольшой наклон корпуса вперед улучшает равновесие и увеличивает силу удара. Не следует забывать, что опять необходимо перед контактом потянуть носок стопы на себя и загнуть пальцы вверх. Такой метод предохраняет атакующую ногу от травмы и увеличивает жесткость и силу удара.

Рис. 7. Уширо-фуми-коми

Менее сильные, но более резкие удары по сравнению со штампами по голени и колену преступника школьник может производить простым маховым движением ноги вперед, вбок и назад. При этом надо максимально резко отталкиваться стопой от пола (см. рис. 8).

В этих вариантах удара ногами при уличной самообороне ударной поверхностью служит не пятка (каблук), а подушечка и внешняя часть стопы (соответственно носок и край подошвы обуви).

Рис. 8. Маховые удары ногами

Урок самообороны

Вначале учитель сообщает краткую информацию школьникам об исходной позиции, уязвимых точках и ударных поверхностях. Затем выполняется стандартная разминка.

Основную часть занятия учитель начинает с того, что распределяет учащихся по парам. Важно суметь расставить их так, чтобы в каждой паре с девочкой оказался мальчик, имеющий небольшой опыт занятий любым единоборством. Затем детям предлагаются следующие задания:

  1. Медленная имитация штампующих ударов вбок по подъему стопы противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз.
  2. Быстрая имитация штампующих ударов вбок с легким контактом по подъему стопы противника. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  3. Медленная имитация штампующих ударов вбок по голени противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  4. Быстрая имитация штампующих ударов вбок по голени противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  5. Медленная имитация штампующих ударов ногой вбок по колену противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  6. Расставить школьников в парах на полметра дальше друг от друга. Дети выполняют быструю имитацию штампующих ударов ногой вбок по колену противника без контакта левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  7. Медленная имитация штампующих ударов ногой назад по колену противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  8. Учащиеся встают на расстоянии 50 см друг от друга и выполняют быструю имитацию штампующих ударов ногой назад по колену противника без контакта левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.
  9. Быстрая имитация маховых ударов вперед (10 раз), вбок (10 раз) и назад (10 раз) по голени или колену противника с легким контактом левыми (правыми) основаниями стопы и пятками. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз.

В заключительной части занятия дети выполняют силовые упражнения – приседания на одной ноге или на двух ногах у шведской стенки. Способ и количество приседаний определяются учителем индивидуально в зависимости от уровня физической подготовленности школьников.

Перед окончанием урока учитель напоминает детям об уязвимых точках.

Рекомендуемая литература

  1. Тарас А. Боевая машина: Руководство по самозащите. – Минск: Харвест, 1997. – 592 с.
  2. Лялько В. Трактат о женской самообороне: практич. пособие. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 432 с.
  3. Бурцев Г., Малашенков Г., Смирнов В., Сямиуллин З. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат, 1992. – 206 с.
  4. Нишияма Х., Браун Р. Каратэ, или Искусство борьбы «пустой рукой». – Харьков: Рубикон, 1994. – 240 с.

Рисунки В.Жигарева, А.Воробьева, С.Лялько

Виктор Лялько ,
инструктор по самообороне, г. Таштагол, Кемеровская обл.