Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2010
В фокусе внимания

Встретимся в Сочи

Сегодня нам необходимо решить три задачи: создать инновационную систему семейного спорта, внедрить в учебные заведения здоровьесберегающие технологии и создать все условия для занятий детей спортом по месту учебы и жительства. Только тогда мы сможем вырастить здоровое поколение, которое будет успешным в любых начинаниях и сможет завоевать спортивный Олимп.

В России 27 млн. детей – 19% от общей численности населения. Почти две трети из тех, кто достиг 14-летнего возраста, имеют хронические заболевания. Около 80% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Если у нас нет здоровых детей, то откуда же могут взяться первоклассные спортсмены, способные стать олимпийскими чемпионами?

Среди лидеров в медальном зачете последней зимней Олимпиады – Канада, Соединенные Штаты Америки, Германия, Норвегия, Южная Корея. Эти страны отличаются от других не только экономическим благополучием, но и высоким индексом развития человеческого потенциала. Там созданы социальные условия для гармоничного развития человека, роста продолжительности жизни, физического и духовного совершенствования. Спорт, физическая культура, формирование здорового образа жизни там входят в стратегию развития государств. Олимпийские соревнования – это лишь вершина пирамиды, в основании которой находятся миллионы граждан этих стран – приверженцев спортивного образа жизни, обладающих хорошим здоровьем.

Спортивные победы отражают уровень здоровья нации, который зависит от отношения государства и общества к здоровью детей.

Как сделать так, чтобы спорт пришел в семьи? Ведь именно родители должны привить своим детям потребность в физических нагрузках и любовь к физической культуре. Для этого, прежде всего, необходимо создать новое направление массового спорта – семейный спорт – и поддерживать конкретные проекты его воплощения на муниципальном уровне. Этот проект должен стать одной из главных инноваций в развитии массового спорта России.

Стоит внести и соответствующие коррективы в Положение о смотре-конкурсе на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и учебы. В нем должно учитываться не только наличие спортивного инвентаря и оборудования в спортивных клубах, но и возможности его проката для организации семейного спорта.

В учебных заведениях объем знаний и навыков, которые должны усвоить дети, уже достигли предела. В связи с этим нужно разработать принципиально новые методики обучения и организации учебного процесса: школа должна не убавлять, а прибавлять здоровье нашим детям. Необходимо давать им знания о здоровье и способах его сохранения, внедрять здоровьесберегающие технологии обучения, создавать возможности для занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях и спортивных клубах.

Эти идеи стали одними из главных составляющих национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая в начале 2010 г. была утверждена Президентом России Д.А. Медведевым. В ней целый раздел посвящен сохранению и укреплению здоровья школьников. Нам следует поддержать эту инициативу и дополнить ее практическими предложениями, направленными на сохранение здоровья, развитие физической культуры и школьного спорта.

Кроме повсеместного введения новых нормативов занятий физкультурой и паспортов здоровья российского школьника, стоит сделать акцент на вовлечении детей в систему детско-юношеского спорта. Речь идет именно о массовом детском спорте, а не о спорте высших достижений. Потому что именно массовый спорт является продолжением физической культуры, способствующей гармоничному развитию человека. Это стиль жизни, предполагающий физическую активность с учетом индивидуальных особенностей, тогда как спорт высших достижений – это профессиональная деятельность, направленная не на укрепление здоровья, а на достижение спортивных рекордов, которые часто достигаются именно ценой здоровья.

Сегодня основу детского спорта составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские спортивные школ, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, детско-юношеские клубы физической подготовки, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.

В соответствии с действующим законодательством спортивные школы финансируются за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации. Однако уровень экономического развития и финансовые возможности регионов в настоящее время различаются в десятки раз. А значит, и возможности для развития детско-юношеского спорта также очень сильно различаются.

По федеральным округам спортивные школы распределены следующим образом: Центральный – 22,8%, Приволжский – 21,3%, Южный – 17,3%, Сибирский – 15,8%, Северо-Западный – 8,9%, Уральский – 8,5%, Дальневосточный – 5,4%. Как мы видим, чем дальше на восток, тем хуже. Дети Урала и Дальнего Востока имеют в 3–4 раза меньше возможностей для занятий спортом, чем их сверстники из других регионов страны. Это недопустимо.

Основное пополнение тренерских кадров физкультурно-спортивных учреждений составляют выпускники физкультурных вузов, в которых сейчас обучается более 28 тыс. студентов; в год выпускается 4,4 тыс. специалистов. Однако молодые люди не стремятся на работу в спортивные школы из-за невысокой заработной платы, отсутствия жилья и перспектив его приобретения.

Для исправления положения дел нужно, в первую очередь, повысить социальный статус работников массового детско-юношеского спорта и пересмотреть систему оплаты их труда. Наряду с этим необходимо создавать возможности для повышения квалификации действующих тренеров и улучшения их научно-методического обеспечения.

Развитие детско-юношеского спорта сдерживается дефицитом спортивных сооружений. В настоящее время потребности в них удовлетворены лишь на 20%, причем половина сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах. Более 80% всех спортсооружений, многие спортивные школы и клубы находятся в муниципальной собственности. Местные власти в большинстве случаев пока не располагают достаточными финансовыми средствами для их ремонта и реконструкции. Множество объектов занимают малопригодные, ветхие и даже аварийные помещения.

Поэтому надо законодательно стимулировать привлечение внебюджетных источников на строительство многофункциональных спортзалов и физкультурно-оздоровительных комплексов по месту жительства, реконструкцию существующей материально-технической базы учреждений дополнительного образования спортивной направленности и оснащение их современным оборудованием.

К современным проблемам развития детско-юношеского спорта следует также отнести отсутствие детской спортивной медицины, современной диагностики уровня здоровья занимающихся и определения их физических качеств. Недопустимо, чтобы в ходе спортивных тренировок юные спортсмены портили свое здоровье из-за чрезмерных нагрузок или травм. Детские спортивные школы и клубы необходимо обеспечить не только тренерами, но и врачами. Планы тренировок и программы тренировочного цикла детей и подростков должны быть в обязательном порядке согласованы с ними.

Развитие детско-юношеского спорта не может идти только за счет увеличения количества спортивных школ. Необходимо создание доступных бесплатных детских спортивных клубов при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства.

Нередко клубы по месту жительства перепрофилируются под фитнес-центры или передаются коммерческим структурам. Подобную практику нужно полностью исключить. Детский спорт не должен быть ущемлен при любых обстоятельствах.

Составной частью данной системы должна быть информационно-образовательная деятельность, направленная на пропаганду детско-юношеского спорта и формирование навыков здорового образа жизни. Министерство образования и науки РФ и Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ должны обеспечить выпуск видеофильмов учебно-методического, теоретико-образовательного содержания для развития семейного и детско-юношеского спорта. Подобная практика существует во многих странах. В США, Японии, Финляндии, Швеции можно приобрести видеопособия по обучению и занятиям всей семьей велоспортом, туризмом, катанием на роликах, бегом на лыжах, гольфом и многим другим.

Занятия физической культурой в общеобразовательных учебных заведениях должны быть ежедневными. Ими надо завершать учебный день, восстанавливая силы детей после интеллектуальной нагрузки, – спорт должен стать универсальным средством оздоровления.

Михаил Николаев ,
заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации