Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2010
Методика

В Стране дружных игр

Сюжетно-игровой урок для 1-го класса

Цель: формирование у детей социальных навыков средствами физического воспитания.

Задачи:

  • отработка форм совместной деятельности посредством игровых упражнений;
  • воспитание умения строить совместные действия в подвижных играх;
  • формирование правильной осанки, содействие общему укреплению организма ребенка, стимуляция функции дыхания;
  • развитие основных движений, внимания, быстроты реакции, умения согласованно действовать в коллективе.

Инвентарь: гимнастическая скамейка, гимнастические палки, канат, набивные мячи.

Подготовительная часть

Урок начинается с построения, рапорта, сообщения задач занятия.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Как еще можно поприветствовать друг друга? А как шутливо можно поздороваться? Кто из вас любит путешествовать? Что такое путешествие?

Дети отвечают.
– Сегодня мы с вами отправимся в игровое путешествие. Мы будем играть в такие игры, где нужно все делать сообща, дружно, вместе. А что значит – дружно?

Дети. Уметь согласованно действовать в коллективе, соблюдать правила игры.

Учитель. А если действовать недружно, то что получится?

Дети отвечают.
– Чтобы отправиться в игровое путешествие, нам необходимо занять места в вагонах.

Игра «По местам!»

Учитель. Посмотрите друг на друга, запомните, кто за кем стоит, какого цвета волосы, глаза у соседа. Сейчас проверим, не потерялись ли вы в дороге.

По команде «Разойдись!» все разбегаются по залу. По команде «По местам!» учащиеся должны как можно быстрее занять свое место в шеренге.

Во время бега учащиеся по сигналу останавливаются и закрывают глаза. Стоящему в колонне первым, глаза которого открыты, учитель показывает место, куда нужно встать. По второму сигналу дети открывают глаза и бегут туда, где стоит первый игрок. Строиться можно в шеренгу, в колонну, в круг.

Учитель. Молодцы! Теперь можно ехать.

Игра «Поезд»

Под музыку песни В.Шаинского «Голубой вагон» два «состава» – дети, построенные в колонну по одному, – двигаются в обход по залу навстречу друг другу, при встрече протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы, машут руками… Сделав два круга, они останавливаются в центре зала.

 

Станция «Дружная»

Учитель. Вот мы и приехали на станцию «Дружная». Мы долго ехали, пора размяться. Давайте покажем, как мы умеем делать ритмическую гимнастику.

Дети выполняют комплекс ОРУ на гимнастической скамейке под музыку:

  1. И.п. – о.с., стоя лицом к скамейке.
    • поставить правую ногу на скамейку;
    • то же левой ногой;
    • опустить правую ногу на пол;
    • то же левой ногой.
  2. И.п. – то же.
    1 – шаг левой ногой на скамейку, согнуть левую руку;
    2 – приставить правую ногу к левой;
    3 – опустить левую ногу на пол, левую руку – вниз;
    4 – и.п.;
    5–8 – то же правой ногой и рукой.
  3. И.п. – о.с., стоя правым боком к скамейке.
    1 – поставить левую ногу скрестно на скамейку, руки отвести влево;
    2 – опустить левую ногу в и.п., руки вправо.
    То же правой ногой, стоя левым боком.
  4. И.п. – стоя лицом к скамейке, руки на пояс.
    1 – шаг левой ногой на скамейку;
    2 – мах правой ногой в сторону;
    3 – опустить правую ногу на пол;
    4 – и.п.;
    5–8 – то же с другой ноги.
  5. И.п. – то же.
    1 – шаг левой ногой на скамейку;
    2 – приставить правую ногу;
    3 – опустить левую ногу на пол;
    4 – и.п.;
    5–8 – то же с правой ноги.
  6. Выполнить полуприсед на левой ноге, правую ногу поставить на скамейку, руки на правом колене. Удерживать позу.
  7. И.п. – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях. Обхватить руками ноги под коленями.
    1–8 – напрячь мышцы спины;
    9–12 – поворот туловища вправо, руки вправо;
    13–16 – поворот туловища влево, руки влево.

– Молодцы! Мы делали все движения вместе, согласованно, поэтому получилось красиво.

Наше путешествие продолжается. Прошу занять места в вагонах.

Дети встают в две колонны и продолжают свой путь до следующей игровой станции.

Основная часть

Учитель. Мы приехали на станцию «Выручалочка». Здесь мы проверим, умеете ли вы помогать друг другу. Давно замечено, что играть вместе с друзьями интереснее, когда все уважительно относятся друг к другу и не ссорятся.

Иголочка и ниточка

По сигналу первые номера начинают разматывать клубок, не выпуская его из рук. Конец шнура передают из рук в руки вдоль колонны. Когда он достигает замыкающего, тот продевает его сквозь «ушко иголки» – в деревянных гимнастических палках длиной 100–120 см просверлено отверстие – и возвращает вдоль колонны игроку, стоящему впереди. Когда два конца шнура встретятся у направляющего, все начинают бег до контрольной отметки и обратно, стараясь не выпустить веревку из рук. Первым бежит участник с «иголкой».

Учитель. Молодцы! У вас всё получилось. А почему?

Дети отвечают.
– Да, ребята, мы играли дружно – спешили помочь друг другу, потому что мы – одна команда. Вы дружно справились с нелегким заданием, и у меня для вас есть еще одна игра.

Грузовые машины

Две команды соревнуются в перетягивании на свою сторону большой игрушечной машины с грузом – набивными мячами – с помощью веревки.

Учитель. Ребята, а в этой эстафете вам помогала дружба?

Дети отвечают.

Погрузка арбузов

Команды выстраиваются в шеренги по всей длине зала. Рядом с первыми номерами стоят детские машины с грузом – по 6 набивных мячей. По сигналу дети начинают передавать их друг другу по одному от направляющего к замыкающему и складывать в обруч. Побеждает команда, которая первой перенесет весь груз.

Учитель. А как вы считаете, вы помогали друг другу в этой нелегкой игре? Можно ли сказать о нас такой поговоркой: «Один за всех, и все за одного»?

Дети отвечают.
– Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Плетень». Что такое плетень?

Дети. Изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Учитель. Если вы будите играть слаженно, то всё у вас получится.

Плетень

Игра способствует развитию внимания, ловкости, быстроты реакции, закрепляет технику танцевальных шагов. Проводится под музыку.

Команды строятся в две шеренги на расстоянии 10 м одна от другой, повернувшись лицом друг к другу. Участники, взяв друг друга за руки и опустив их вниз, идут навстречу со словами:

– Раз, два, три, четыре, пять –
Вместе весело играть!
Нет во всем огромном мире
Дружбы крепче, чем у нас!

На середине площадки дети образуют один общий круг и выполняют под музыку танцевальные шаги, подскоки. Как только музыка останавливается, они должны быстро вернуться на свои места и построиться в шеренгах, образуя «плетень». Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.

Учитель. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?

Дети называют разные пословицы и поговорки.
– А вот еще пример: «Что одному не под силу, то легко коллективу». Давайте это проверим.

Перетягивание каната

Игра способствует развитию силовой выносливости, воспитанию коллективизма, умения работать по правилам.

Вариант 1. Дети соревнуются с учителем.

Вариант 2. Канат кладут посредине зала. Обе команды выстраиваются в 15 м от него, поворачиваются к канату спиной и выполняют задание учителя до определенного сигнала.

Услышав его, все игроки поворачиваются и устремляются к канату. Задача игроков – захватить его любым способом и унести его за линию своего «дома».

Заключительная часть

Учитель. Ребята, а сейчас давайте поиграем в очень интересную игру, в которой командные действия помогут вам стать еще дружнее.

Парашют

Дети встают по кругу, берутся за края ткани и натягивают ее так, чтобы поверхность была ровной. В центре круглого полотна находятся два отверстия на расстоянии 30 см друг от друга, отмеченные контурами красного и желтого цвета. Учитель кладет теннисный мячик на край полотна. По его сигналу дети стараются согласованными движениями закатить мяч в отверстие команды-соперницы. Игра продолжается до 3 очков.

Учитель. Молодцы!

Путешествуя по Стране дружных игр, вы показали, что вы очень дружный класс. С вами можно отправляться в любое путешествие. А сегодняшнее подошло к концу. Все пассажиры могут сесть в один поезд и отправиться домой.

Все дети встают друг за другом в колонну по одному и, изображая поезд, выходят под музыку из зала.

Наталья Шестакова ,
учитель физкультуры, МОУ СОШ № 3, пос. Октябрьский, Иркутская обл.