Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2010
Методика

Игровые упражнения

Урок волейбола в 6-м классе

Автор данного материала предлагает и в разминке, и в основной, и в заключительной частях занятия применять больше игровых упражнений – это позволяет сделать урок более эмоциональным.

Задачи:

  • развитие координации движений, ловкости, силы средствами игровых упражнений с волейбольными мячами;
  • совершенствование техники элементов волейбола – верхней и нижней передач мяча;
  • формирование интереса к физическим упражнениям и регулярным занятиям ими, дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности, воспитание чувства дружбы.

Подготовительная часть

Урок начинается традиционно – с построения и сообщения задач. Проверяется наличие спортивной формы. Дети повторяют строевые упражнения, выполняя команды: «Разойдись!», «В одну шеренгу становись!». Это можно представить как игру между двумя командами – девочек и мальчиков.

Правила:

  1. Внимательно слушать команды учителя.
  2. Не толкаться при построении.

Затем класс выполняет следующие упражнения в движении:

  • обычная ходьба;
  • 4 шага на носках и 4 – на пятках;
  • 4 шага с хлопками и 4 – обычной ходьбой;
  • по одному свистку выполняется ходьба в глубоком приседе, по двум – прыжки на двух ногах;
  • ходьба с вращением рук в кистевых суставах;
  • ходьба с круговыми движениями прямых рук вперед и назад.

После этого дети выполняют разминочный бег с различными упражнениями в следующей последовательности:

  • медленный бег;
  • по свистку – поворот на 180° с продолжением бега в противоположном направлении;
  • бег «змейкой».

Затем учащиеся выполняют ходьбу и упражнения на восстановление дыхания, после чего перестраиваются в колонну по два, затем в две шеренги и поворачиваются лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами – 3–4 м. Предварительно учитель напоминает о необходимости соблюдения техники безопасности.

  1. Выпады вперед правой (левой) ногой.
  2. Упражнение «Паучок». Передвижение в упоре лежа сзади.
  3. Прыжки на правой (левой) ноге.

Основная часть

Игровые упражнения

  1. И.п. – руки согнуты на уровне груди, мяч между ладонями.
    1–4 – круговые вращения мяча вперед;
    5–8 – то же назад.
     

  2. И.п. – мяч в двух руках.
    1 – высоко подбросить мяч вверх;
    2 – упор присев;
    3–4 – встать, поймать мяч.
  3. И.п. – стоя спиной к партнеру, мяч в двух руках внизу.
    1–2 – бросок назад через голову своему партнеру;
    3–4 – поворот кругом, готовясь принять мяч от партнера.
    5–8 – то же выполняет другой партнер.
  4. И.п. – мяч в правой руке.
    1 – мах правой ногой вперед, передача мяча под ногой из правой руки в левую;
    2 – и.п.;
    3 – мах левой ногой вперед, передача мяча под ногой из левой руки в правую;
    4 – передача мяча партнеру.

  5. Подвижная игра «Кто точнее?»
    Участники стоят друг напротив друга на расстоянии 5–6 м. Одна шеренга держит мячи, другая принимает положение широкой стойки. Игроки с мячами по сигналу учителя толкают их руками так, чтобы они катились по полу ровно и попали в «ворота», образованные ногами партнера.

Правила:

  1. Упражнение начинать выполнять по сигналу.
  2. Мяч не бросать, а катить.

Элементы волейбола

Учащиеся совершенствуют ранее изученные элементы игры:

  • верхнюю передачу над собой;
  • нижнюю передачу и прием мяча в парах;
  • передачи мяча в парах.

Мяч в воздухе

Класс делится на две команды, у каждой по 3 мяча. По свистку ребята перебрасывают мяч через сетку на противоположную площадку. По второму свистку через определенное время игра прекращается. Побеждает та команда, на стороне которой к этому моменту останется меньше мячей.

Правила:

  1. Мяч передавать через сетку только верхней или нижней передачей.
  2. Сначала поймать мяч, а затем сделать передачу.
  3. После второго свистка передачи мяча немедленно прекращаются.

Заключительная часть

Класс выстраивается в одну шеренгу и выполняет упражнение для развития координации движений: сначала поворот переступанием на 360°, затем удерживают равновесие, стоя на одной ноге,согнув левую (правую) ногу вперед и выставив руки вперед, и закрывают глаза. Нужно постараться удержать позу в течение 20–30 сек.

Затем учитель подводит итоги урока, отмечает лучших учащихся, выставляет отметки.

Фото автора

Оксана Горковец ,
учитель физкультуры, МОУ Лицей № 3, г. Волгоград