Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2010
Методика

Вместе – к победе

Обучение эстафетному бегу

В большинстве регионов страны стало традицией проводить легкоатлетические эстафеты, посвященные Дню Победы. Они являются очень зрелищным мероприятием и привлекают большое количество участников. Автор этого материала подробно рассматривает методику обучения передаче эстафетной палочки – самому важному элементу эстафетного бега.

Когда учить?

Подготовка учащихся к эстафете и ее проведение требуют от учителя физической культуры очень четкой и продуманной организации. Главное и необходимое условие – правильный выбор упражнений с хорошо продуманными действиями.

Обучать школьников технике эстафетного бега можно с 4–5-го класса. Основная задача – научить школьников четко передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости бега.

Обучение можно проводить в парах, в колоннах, в шеренгах – вначале на месте, затем в ходьбе. Освоив передачу эстафетной палочки в ходьбе, можно проводить передачу эстафетной палочки с предварительной имитацией движений рук при беге по команде учителя, затем – в медленном беге, а после этого – в беге со средней скоростью, по мере освоения техники передачи от попытки к попытке повышая скорость бега.

Чему учить?

Учащийся, передающий эстафетную палочку, держит ее за один конец, большая часть другого направлена вперед. При приближении к принимающему на расстояние, удобное для передачи, он подает команду: «Гоп!» – и принимающий отводит выпрямленную руку назад для приема эстафеты. При этом кисть у принимающего опущена вниз, четыре пальца отведены наружу, а большой – в сторону бедра. Передающий эстафету быстрым движением снизу-вперед-вверх вкладывает свободный конец палочки в руку принимающего (см. рис. 1), который не должен при этом поворачивать голову назад. Почувствовав касание палочки, он сжимает ее пальцами и продолжает бег.

Наиболее рациональный способ передачи эстафетной палочки – снизу, без перекладывания после приема из одной руки в другую. При этом способе передачи учащийся, стартовавший на первом этапе, несет палочку в правой руке и передает ее на втором этапе бегуну в левую руку, тот, в свою очередь, – бегуну на третьем этапе из левой руки в правую, и т.д.

Рис. 1. Передача эстафеты

Как учить?

Начальный этап

Задачи обучения

  1. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки вне зоны передачи.
  2. Научить технике старта учащихся, принимающих эстафетную палочку.
  3. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки в зоне передачи.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "SMS PRO GROUP 24X7". "24Х7" - это программа смс рассылка через интернет через WEB-сервис. Доставка до получателя в срок Ваших СМС по всему миру, качество и надёжность, помощь специалистов в эффективной массовой рассылке СМС, выгодные цены, удобный сервис. Узнать подробнее об услуге Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://sms24x7.ru/.

Последовательность обучения

  1. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую. Для этого учитель выстраивает школьников в две шеренги с интервалом 1–1,5 м. Вторая шеренга с эстафетными палочками в правой руке стоит на полшага левее первой, так, чтобы правая рука передающего была за левой рукой принимающего, т.е. руки партнеров – принимающего и передающего – должны находиться в одной вертикальной плоскости. Дистанция между шеренгами – 1 м.
    Принимающие по команде учителя отводят левую руку назад без предварительной имитации движения рук при беге с раскрытой ладонью и отведенным в сторону большим пальцем. Когда рука зафиксирована в этом положении, передающий снизу вкладывает в ладонь принимающего эстафетную палочку.
    Затем следует команда учителя «Кругом!» – и ученики выполняют упражнение в обратном порядке.
  2. То же, но передача эстафетной палочки осуществляется из левой руки в правую. Для этого вторая шеренга смещается по отношению к первой на полшага вправо.
  3. В шеренгах (парах) – передача и прием эстафетной палочки стоя на месте с имитацией движений рук при беге:
    а) по команде учителя;
    б) по команде передающего.
  4. То же, но с имитацией движений рук и ног при беге (бег на месте).
  5. Передача эстафетной палочки правой рукой с одного шага. Учитель выстраивает школьников в две шеренги. Первая шеренга ставит правую ногу вперед, а левую отставляет назад на 1–1,5 стопы, отводит левую руку назад и в этом положении смотрит назад, следя за действиями партнеров, которые будут передавать им эстафетную палочку. Учащиеся во второй шеренге держат ее за нижний конец в правой руке, отведенной назад. Правая нога стоит впереди, левая – сзади. С шагом левой ноги они выводят правую руку вперед и выполняют передачу палочки снизу вверх. Затем следует команда учителя «Кругом!» – чтобы учащиеся обеих шеренг поочередно побывали в роли то передающих, то принимающих эстафету.
  6. То же, но передача эстафетной палочки осуществляется левой рукой, а прием – в правую.
  7. В парах – передача и прием эстафетной палочки по команде учителя в ходьбе.
  8. То же, но по команде передающего.
    Методические указания. Упражнения 1, 2, 3, 4, 7, 8 можно выполнять, построив школьников в колонны. Передающие располагаются уступом на полшага от принимающих в противоположную сторону от держащей палочку руки.
  9. Учащиеся выстраиваются в две–три колонны и рассчитываются на первый – второй. Первые номера принимают эстафетную палочку правой рукой, а вторые – левой. Стоящий последним в колонне берет палочку в правую или левую руку в зависимости от своего номера. По команде: «Гоп!» – сзади стоящий вкладывает палочку в руку находящегося впереди, тот передает ее следующему, и т.д. Когда палочка дойдет до направляющего, все одновременно поворачиваются кругом, и передача палочки производится в обратном направлении.
  10. То же в ходьбе.
  11. То же в медленном беге.
    Методические указания. Упражнения № 9–11 учащиеся могут выполнять, построившись в круг: стоя на месте, в передвижении шагом и медленным бегом, передавая эстафету по цепочке в одну сторону. Передающий находится на полшага уступом в противоположную сторону от руки, держащей палочку.
  12. Передача и прием эстафетной палочки в парах по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом.
  13. Старт и стартовый разгон на прямой, принимающих эстафетную палочку из положения высокого старта и в наклоне с опорой на одну руку.
  14. Старт на отдельной дорожке на прямой при входе в поворот принимающих эстафетную палочку.
  15. Старт на отдельной дорожке на повороте при выходе на прямую принимающих эстафетную палочку.
  16. Передача и прием эстафетной палочки в зоне передачи, которую очерчивает учитель, – 20 м. Отрабатывается передача и прием эстафетной палочки в зонах передачи, попутно уточняется контрольная отметка от нее – 4–7 м до зоны передачи, при пересечении которой передающим начинает бежать принимающий. Задача состоит в том, чтобы принимающий получил от передающего эстафетную палочку, когда уже достиг высокой скорости в зоне передачи.
    Принимающий встает в начале зоны передачи в положении высокого или полунизкого старта и, сосредоточив внимание на контрольной отметке, ожидает передающего (см. рис. 2).

Рис. 2. Стартовые положения бегуна, принимающего эстафетную палочку

При выполнении этого упражнения может возникнуть ряд характерных ошибок:

  1. Принимающий эстафету начал бег прежде, чем передающий достиг контрольной отметки. Эта ошибка вызвана в большинстве случаев тем, что учащийся плохо видел отметку или ориентировался на передающего, а не на постановку его ноги на дорожку.
  2. Принимающий эстафету начал бег с отведенной назад рукой и почти все время старается повернуть голову для контроля за передачей эстафетной палочки, а это вызывает отклонение от правильного направления бега.
  3. Принимающий эстафету после команды передающего, а иногда и до нее замедлил бег. Это происходит из-за того, что учащийся, чрезмерно акцентируя свое внимание на команде, теряет контроль за скоростью бега.
  4. Вытягивание передающим руки с эстафетной палочкой вперед до сигнала, подаваемого для принимающего, или одновременно с сигналом. Это усложняет попадание эстафетной палочки между большим и указательным пальцами руки принимающего. За этой ошибкой следуют и ошибочные действия принимающего – он поворачивает голову и начинает ловить палочку, что усложняет передачу.
  5. Передача эстафетной палочки состоялась, но передающий обогнал принимающего.
  6. Принимающий и передающий бегут по одной и той же стороне дорожки.

Этап закрепления и совершенствования

Задачи обучения

  1. Закрепить технику передачи и приема эстафетной палочки.
  2. Научить школьников технике старта с эстафетной палочкой на первом этапе.
  3. Совершенствовать технику эстафетного бега.

Последовательность обучения

  1. Передача эстафетной палочки правой и левой руками стоя на месте без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.
  2. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего в ходьбе.
  3. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при продвижении медленным, а затем быстрым бегом.
  4. Прием и передача эстафеты с партнером в беге с ускорением на дистанции до 100 м. Учащиеся начинают ускорение, находясь на расстоянии 1,5 м друг от друга. Закончив передачу, бегущий сзади делает ускорение, а в это время принимающий сбрасывает скорость, меняясь с партнером местами, и т.д. При этом учащиеся бегут всю дистанцию по одной дорожке.
  5. Прием и передача эстафетной палочки в составе четырех участников на укороченной дистанции.
  6. Старты учащихся, принимающих эстафетную палочку в зоне передачи.
  7. Выполнение высокого и низкого старта на повороте дорожки без эстафетной палочки.
  8. Выполнение высокого и низкого (см. рис. 3) старта и стартового разгона по повороту с эстафетной палочкой.

    Рис. 3. Низкий старт в эстафетном беге:
    а – положение по команде «На старт!»;
    б – положение по команде «Внимание!»

    Стартующий удерживает палочку за нижний конец средним и безымянным пальцами правой руки, руку ставит у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем с одной стороны и указательным – с другой. При этом следует обратить внимание учащихся на то, что в момент отрыва пальцев рук от дорожки эстафетную палочку нужно уже держать всеми пальцами.
  9. Командный эстафетный бег на соревновательную или укороченную дистанцию с участием двух и более команд.
  10. Линейная эстафета. Участники команд строятся в колонны. По сигналу первые номера стартуют, преодолевают определенное расстояние, добегают до стойки, обегают ее и возвращаются к своим колоннам. Обязательное условие при передаче эстафеты – обегание их. Этим исключается нарушение правил и автоматически регулируется взаимное расположение передающего и принимающего эстафету.
  11. Встречная эстафета. Команды делятся на подгруппы, которые выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 15–30 м. В руках у направляющего – эстафетная палочка. По сигналу учителя первые номера бегут на противоположную сторону, обегают вторую подгруппу и передают эстафету ее направляющему, который для удобства приема палочки смещается на 1 м вправо от подгруппы. Затем передавший эстафету встает в конец этой колонны. То же задание выполняет второй номер – направляющий другой колонны, обегая первую подгруппу и становясь у нее замыкающим, и т.д. В момент старта очередных участников вся колонна смещается вперед к линии старта.
  12. Эстафета «Гонки с преследованием». Проводится по круговой дорожке диаметром 10–20 м. Команды выстраиваются на противоположных сторонах поля (беговой дорожки). Бегуны на первом этапе занимают места у линий старта, остальные – сбоку вне дистанции. По сигналу первые номера начинают бег, стараясь догнать друг друга. Когда участники забега на первом этапе пройдут половину дистанции, участники на втором этапе занимают свои места на старте, ожидая передающего эстафетную палочку. Каждый из них, стремясь при приеме эстафеты достичь равной скорости с участником, завершающим свой этап, начинает бег, когда партнер пересечет соответствующую контрольную отметку, и т.д.

    Для определения победителей эстафеты учитель встает на продолжении стартовых линий, чтобы одновременно видеть обе команды.

Варианты:

  1. Каждый участник бежит 2–3 круга подряд.
  2. Каждый участник бежит 1 круг, но эстафета повторяется без остановки 2–3 раза.

Рисунки взяты из книги: Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 1993.

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.