Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2010
Методика

Следуя за Мастером

Открытый урок в 6-м классе

Этот урок интересен насыщенностью разнообразными способами работы, которые обязательно заинтересуют и привлекут к активной работе всех учеников, даже тех, кто освобожден от занятий.

Задачи урока

  • Образовательные:
    • обучение соизмерению и регулированию пространственных, временных и динамических параметров движений – чувства пространства, чувства времени, мышечного чувства;
    • закрепление техники лазания по канату в три приема;
    • совершенствование навыков игры в баскетбол;
    • развитие способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;
    • повышение пространственной, временной и силовой точности движений.
  • Воспитательные:
    • воспитание взаимопомощи, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, культуры межличностных взаимоотношений;
    • формирование потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления здоровья.
  • Оздоровительные:
    • формирование правильной осанки;
    • профилактика плоскостопия.

Инвентарь: канат, 4–5 баскетбольных мячей, рулетка, 4–5 скакалок, 4–5 теннисных мячей, мишень 40×40 см, магнитофон, ноутбук, электронный тест.
При отсутствии необходимых электронных носителей учитель может заблаговременно сделать распечатки теста. В этом случае ученики на станции выполняют тестирование, отмечая в поле правильные ответы. Учитель сможет проверить работы учащихся после урока, а если в классе есть освобожденные, они выполняют проверку самостоятельно, используя ключ к ответам.

Статья опубликована при поддержке компании "Замки-Сервис", в которую Вы можете обратиться, если Вам необходимо установить или поменять замки в металлической двери, вскрыть дверь и отремонтировать ее. Заказать срочный выезд мастера для вскрытия и замены дверного замка в металлической двери можно круглосуточно - диспетчер компании в любое время дня и ночи готов выслушать Вашу проблему и прислать по указанному Вами адресу необходимого специалиста. Мастер приедет с необходимым набором инструментов и поможет Вам попасть домой, если из-за поломки замка Вы не смогли этого сделать. Если же Вы потеряли ключи, или у Вас их украли, профессионалы из "Замки-Сервис" могут предложить Вам не менять полностью замок, а лишь заменить секретный модуль его механизма (личинку). В результате Вы избежите ненужных трат, связанных с покупкой хорошего, а значит, и не дешевого замка, а также получите новый комплект ключей от Вашей двери, запечатанный заводом-изготовителем. С подробной информацией об услугах, оказываемых компаний, и ценах на них можно ознакомиться на сайте zamki-c.ru.

Притча

Учитель начинает урок с притчи.

Учитель. Однажды Великий Мастер стиля «ветви дерева» собрал своих учеников и велел им повторять с ним самые разнообразные движения и позы. Урок был таким сложным, что лишь немногие из учеников могли повторить то, что показывал Мастер.

Когда же Учитель продемонстрировал наиболее сложное положение тела, один из учеников не выдержал и, соблюдая установленный ритуал, обратился к Учителю. «Как можно применить в бою столь неудобное положение тела?» – задал он свой вопрос и с превеликим трудом повторил за Мастером сложную позу. Мастер тут же собрал учеников и велел им к утру следующего дня показать, как можно применять эту позу в самых различных случаях.

На следующее утро пристыженные ученики признались Мастеру, что ничего путного придумать не смогли. Тогда Мастер показал им много примеров поединков, когда злополучная поза помогала одержать победу над соперником. Свой показ он сопровождал такими словами: «Не бывает неудобных поз для тела, и если оно по своей природе способно находиться в каком-нибудь положении, то может и привыкнуть к нему, а привыкнув, будет использовать его тогда, когда это нужно его хозяину».

Подготовительная часть

Класс выстраивается в одну шеренгу. После проверки готовности ребят учитель сообщает задачи урока, кратко напоминает о технике безопасности. Освобожденные от урока ученики помогают учителю. Затем дети измеряют свою ЧСС, после чего приступают к выполнению физических упражнений под музыку.

Выполнив строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом, – они переходят на ходьбу в обход по залу на пятках, носках, на внешнем и внутреннем своде стопы, в приседе. Учитель обращает внимание на сохранение правильной осанки.

После этого ученики выполняют прыжки с продвижением вперед на правой и левой ноге с высоким подниманием бедра и последующим выпрямлением маховой ноги, затем прыжки с продвижением вперед на правой и левой ноге и c поворотом на 360° через правое и левое плечо на протяжении трех кругов.

Затем учащиеся приступают к бегу: сначала в медленном темпе, потом шагами галопа, приставными шагами и с изменением направления по сигналу учителя; по другому сигналу они должны быстро коснуться пола правой рукой. Важно обратить внимание детей на соблюдение интервала между бегущими. Через 1–2 мин. они выполняют бег в медленном темпе, а потом – ходьбу с восстановлением дыхания.

После этого учащиеся перестраиваются в три шеренги и выполняют комплекс ОРУ, используя средства аэробики. Выполняется ранее изученный учащимися комплекс, а сами упражнения показываются учащимися поочередно.

Затем дети перестраиваются в одну шеренгу, а затем из нее – в шесть шеренг уступами.

Основная часть

Каждая шеренга образует группу, которая будет выполнять упражнения по станциям методом круговой тренировки. Учитель объясняет детям содержание работы и порядок прохождения станций. Смена заданий осуществляется по его команде.

Учитель наблюдает за ходом перемещения по станциям, по мере надобности корректирует действия учащихся. Сам он находится на станции № 5, осуществляя страховку.
По окончании круга дети переносят спортивный инвентарь в указанное им место, после чего выстраиваются в одну шеренгу, затем делятся на четыре команды: две – мальчиков и две – девочек – для игры в баскетбол. Игры проводятся на двух площадках поперек спортивного зала. Судейство осуществляют или запасные игроки поочередно, или освобожденными от урока учащимися.

Тренировочные станции

  1. Броски мяча в баскетбольное кольцо в движении после ведения правой; левой рукой.
  2. Прыжки через скакалку, вращая ее вперед, назад. Выполнить 2 раза по 100–110 прыжков.
  3. Метание мяча в цель правой, левой рукой. Выполнить 3 серии из 3 бросков с 5 м.
  4. Прыжки в длину с места. Выполнить прыжок в длину с максимальным усилием, расстояние зафиксировать. Все последующие прыжки постараться выполнить ровно наполовину от первого прыжка. Количество успешных попыток запомнить.
  5. Лазание по канату в 3 приема. Выполнить 2–3 попытки.
  6. Электронное тестирование на знание теории по теме: «Осанка и ее значение для здоровья». Ответить на 7 вопросов, выбрав верный вариант из трех предложенных и вписав его в соответствующую ячейку. Запомнить свою отметку.

Заключительная часть

Дети выстраиваются в одну шеренгу, выполняют упражнения для восстановления дыхания и на сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других.

Затем учитель предлагает им сыграть в игру на внимание «Точное движение». Он называет в произвольном порядке числа от 1 до 5, а ученикам по каждому из этих счетов нужно выполнить следующие упражнения:

1 – руки вверх;
2 – ходьба на месте;
3 – прыжком принять положение ноги врозь, руки за голову;
4 – присед, руки вперед;
5 – руки вперед.

Побеждает тот, кто не совершит при этом ни одной ошибки.

Затем учащиеся выполняют упражнения для укрепления зрения и для профилактики простудных заболеваний – надавливают костяшками указательных пальцев с одновременным вращением на активные точки лица: крылья носа, виски, уголки рта, переносицу – по 10 раз по часовой стрелке и против нее, затем – с вращением в точке между большим и указательным пальцами кисти по 10 раз на каждой руке.

После этого дети измеряют свою ЧСС. Затем в форме дискуссии подводятся итоги занятия. Обязательно нужно поощрить учащихся за их личные достижения, за хорошо выполненную работу, а также за правильные ответы на вопросы теста.

Учитель предлагает вернуться к притче, с которой он познакомил школьников в начале урока, и предлагает им попытаться найти ответ на поставленный в ней вопрос. Ученики предлагают свои варианты ответа, опираясь на свой опыт. Если у них не получается, то учитель сам приводит примеры из жизни.

В конце урока дети организованно выходят из зала.

Вопросы теста

  1. Для обеспечения движений в организме человека с первых дней его развития формируется:
    а) аппетит;
    б) летательный аппарат;
    в) опорно-двигательный аппарат.
  2. В состав опорно-двигательного аппарата входит:
    а) система кровообращения;
    б) костно-мышечная система;
    в) дыхательная система.
  3. Формированию правильной осанки способствуют:
    а) чтение книг на диване;
    б) выполнение домашнего задания при плохом освещении;
    в) занятия физическими упражнениями, спортом;
    г) отсутствие любых физических нагрузок на организм.
  4. Гиподинамия – это:
    а) недостаток движения;
    б) избыток движения;
    в) физическое перенапряжение организма.
  5. Искривление позвоночника в правую или левую сторону – это:
    а) заболевание костей скелета;
    б) сколиоз;
    в) заболевание мышц.
  6. Последствием недостатка движений является:
    а) ухудшение памяти и внимания;
    б) улучшение сна;
    в) некоторое улучшение работоспособности.
  7. Какого правила необходимо придерживаться при работе сидя, чтобы сохранять правильную осанку?
    а) сидеть так, чтобы грудная клетка опиралась на край стола;
    б) сидеть прямо;
    в) сидеть, опираясь левым локтем на стол.

Ключ к ответам: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – б; 6 – а; 7 – б.

Елена Дмитриева ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 3, ЗАТО пос. Светлый, Саратовская обл.