Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
В фокусе внимания

Психология подростка

Непоследовательность действий и нарушения в поведении подростков в значительной мере связаны с хорошо известным явлением акселерации. И дело тут не только в ускорении темпов физического развития, в частности полового созревания, но и в диспропорции между физическим и социальным взрослением школьников. Соответственно, отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.

Перестройка центральной нервной системы подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко влечет сложные переживания.

Одна из характерных форм реакции подростка на эти изменения – желание освободиться от чрезмерной опеки взрослых. В его основе обычно лежит утрированное стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. Подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, быть независимым от родителей, иметь свое личное жизненное пространство, вторгаться в которое непозволительно никому. Подобные вопросы острее поднимаются в семьях, где родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление ребенка к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций: страдают и родители, и подростки, у которых легко развиваются неврозы с различной тяжестью проявлений.

Возрастные особенности физиологии и анатомии школьников требуют от взрослых много такта и терпения. Например, у подростков нередки так называемые реакции компенсации, когда они на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т.д. Поэтому большой популярностью в этом возрасте пользуются экстремальные виды двигательной активности и спорта.

Огромную роль в формировании стиля поведения играет стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам. Таким лидером чаще всего становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания человек.

Нейроэндокринная перестройка организма в пубертатный период влияет и на формирование характера подростков. У них отчетливее проявляется чувство собственного достоинства, они слабо приемлют распоряжения в виде приказов, нраво­учений и требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов поведения становится потребность в самоутверждении, т.е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Если в коллективе сверстников подросток не находит признания своей «взрослости», это приводит к протестам и конфликтам.

Дети переходного возраста обладают сильно выраженным чувством справедливости, у них заметно развита склонность к проверке чужих суждений. Если в более раннем возрасте многое принимается на веру, то теперь поступки и действия окружающих критически переосмысливаются. Особенно придирчивы подростки бывают к человеку, претендующему на роль наставника.

Нередко школьники переоценивают свои физические возможности, пытаясь скорее пробежать по ступеням спортивного мастерства: на тренировках используют тяжелые силовые упражнения, пытаются выполнить не соответствующий их возможностям объем работы. Итог – перенапряжение, нарушение здоровья. В этом случае разно­образие тренировочных средств, рациональное сочетание нагрузок с отдыхом, правильное комплектование учебных групп, оптимальная постановка задач и перспективное планирование обеспечат успех в их спортивном совершенствовании.

Бывает, что подростки, имеющие слабое физическое развитие, вовсе прекращают заниматься физкультурой, чтобы не выглядеть смешными, неуклюжими. И тогда круг замыкается. С такими детьми важно поставить правильные цели, подобрать соответствующие средства; возможно, потребуются и индивидуальные тренировки. Например, у моего знакомого, работающего в фитнес-клубе, был случай, когда отец подростка с очень слабым физическим развитием, на уроках физкультуры вечно просиживающего на скамейке освобожденных, попросил оказать его сыну репетиторские услуги по программе школы, но с опережением. Через несколько месяцев мальчик стал одним из лучших в классе по физкультуре, изменился не только внешне, но и внутренне – стал уверенным, общительным, улучшилась его успеваемость по другим предметам.

Важно помнить, что абстрактные результаты тренировок, ожидаемые в призрачном будущем, кажутся далекими, разговоры о них слабо стимулируют активность занимающихся. Поэтому необходимо наряду с общей целью ставить конкретные, ближайшие цели, реальность достижения которых очевидна.

Динамика развития моторных возможностей детей, имеющих разный тип конституции, неодинакова. Это вполне закономерно, так как они не только имеют специфические особенности структуры тела, но различаются также по целому ряду функциональных свойств. При этом, опережая сверстников по уровню одного качества, подростки могут уступать в развитии другого.

Так, выявляется преимущество детей с мышечным типом телосложения (М-типом) в сфере моторики. Им свойственны самые высокие результаты в скоростном тесте «Бег на 30 м», ловкости – тест «Челночный бег», упражнениях скоростно-силовой направленности, в которых задействованы мышцы ног, – прыжках в длину и высоту с места. В группе мальчиков «мышечники» не уступают представителям других конституциональных типов и в гибкости туловища.

Дети астенического типа (А-типа) имеют более низкие результаты в скоростном, скоростно-силовых тестах и тестах на ловкость по сравнению со всеми остальными. Только в тестах «Метание мяча», «Отжимание» и тестах на гибкость позвоночника, где достоверные различия выявлены в группе девочек, представители А-типа показали высокие результаты.

Опережая сверстников в соматическом развитии, дети с дигестивным типом телосложения (Д-типом) имеют сравнительно более низкие локомоторные возможности. Во всех половозрастных группах лишь динамическая сила нижнего отдела брюшного пресса и динамическая сила мышц спины в тесте «Поднимание ног» у них выше, чем те же показатели у детей других конституциональных типов. В группе девочек представители Д-типа имели более высокий, чем у остальных, уровень скоростно-силовых возможностей мышц верхних конечностей в тесте «Отжимание», в группе мальчиков – высокий уровень развития силовых качеств мышц туловища в тесте «Статическая выносливость».

Таким образом, в большинстве половозрастных групп подростки А-типа в целом характеризуются сравнительно более высокими показателями развития мышц верхних конечностей; школьники Д-типа обладают относительно более высокими показателями силы и силовой выносливости нижних конечностей и мышц брюшного пресса; скоростные качества, ловкость и быстрота реакции развиты у детей М-типа.

Следует отметить повышение координационных способностей подростков с 13 до 17 лет. Их наиболее значительное развитие у мальчиков отмечается в 13–15 лет. У девочек развитие координационных способностей стабилизируется с 11 до 14 лет, затем с 14 до 15 лет повышается и после 15 лет вновь стабилизируется.

Статья опубликована при поддержке сайта Андреева Александра, который помогает людям находить их предназначение, реализовывать его и получать за это достойные деньги. Александр Андреев, автор первого в СНГ онлайн-тренинга по "Поиску Предназначения", более 300 статей по теме личностного роста и успеху, книг "Самый Важный Принцип Успеха" и "Открой Свой Денежный Поток", более 100 аудио-подкастов и обучающих видео по достижению успеха, знает ответы на многие вопросы, волнующие большинство людей. Надеемся, что и Вам курс Андреева Александра поможет найти призвание, и Вы узнаете, как максимально реализовать свой потенциал и можно ли заниматься любимым делом и получать за это хорошую зарплату. Подробную информацию о тренингах, их расписании и стоимости можно узнать на сайте Андреева Александра по адресу andreevalexandr.com.

Фото О. Леонтьевой

Татьяна Лисицкая ,
мастер спорта по художественной гимнастике, к.б.н., профессор РГУФКСиТ, г. Москва