Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
В фокусе внимания

Начни с себя

Метод проектов в системе повышения квалификации

Модернизация школьного образования ориентирует учителя на развитие познавательной самостоятельности детей, формирование у них исследовательских умений. Сохранить конечную цель и основное содержание образовательного процесса, видоизменив методы работы – с транслирующих на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, – позволяет проектное обучение.

Знаю, но не умею

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который он выбрал сам, участвует в совместной деятельности, в процессе общения. При этом повышается мотивация к изучению предмета, приобретаются умения результативно планировать свою деятельность, исследовательские, коммуникативные умения, навыки целеполагания, формируются различные компетенции, в том числе социальные.

В настоящий момент у учителей физической культуры Саратовской области отсутствует единое мнение о сущности метода проектов. Это суждение подтвердили результаты нашего анкетирования: в сознании педагогов нет четкого представления о таких понятиях, как проект, метод проектов. Несмотря на то что 81% опрошенных считают, что знакомы с данным вопросом, всего 5,4% частично используют метод проектов на уроках и во внеурочное время. При этом дать правильное определение, что такое метод проектов, смогли только 2,7%, что такое проект – 8,1% участников опроса.

Проект зачастую ассоциируется с пояснительно-иллюстративным освещением какой-либо учебной темы или презентацией в программе Microsoft Office PowerPoint.

Абсолютное большинство – 91,8% опрошенных – полагают, что использование метода проектов на уроках физической культуры – необходимая составляющая современного образовательного процесса. При этом многие считают, что в данный момент не могут использовать на уроках этот метод по ряду причин: в силу своей недостаточной компетентности по этому вопросу, из-за загруженности учащихся, в том числе проектами по другим предметам, отсутствия специального компьютерного кабинета с выходом в Интернет.

Первая проблема объективна и решаема. Например, в нашем институте существуют курсы повышения квалификации, проводятся семинарские занятия, консультации в индивидуальном и дистанционном режимах, выпускаются сборники и учебно-методические пособия, организуются конкурсы проектов, создаются условия для успешной самоподготовки учителей.

Другие причины носят больше субъективный характер и являются косвенным подтверждением того, что у большинства учителей отсутствует четкое понимание обсуждаемого вопроса. Компетентный учитель не допускает загруженности учащихся во время выполнения проекта, так как делает акцент на познавательном интересе как мотиве активной учебной деятельности, умеет создать среду, в которой учащиеся заинтересованы в самостоятельном получении знаний, при этом обязанности в группе распределяются на всех исходя из индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого. Такой подход позволяет снизить психологические, физические, эмоциональные нагрузки и создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Еще один сложившийся стереотип, выявленный с помощью опроса: для выполнения проекта необходимо иметь отдельный класс, желательно компьютерный. Безусловно, если учителю физической культуры администрация предоставляет такие возможности, это позволяет вывести предмет и, как следствие, школу на новый качественный уровень. Но утверждать, что использовать на уроках метод проектов без компьютерного класса нельзя, было бы ошибкой.

Таким образом, анкетирование показало, что учителя физической культуры Саратовской области признают важность и понимают необходимость использования метода проектов на уроках и во внеурочное время, но недостаточно компетентны в этом вопросе. Исходя из того, что грамотно использовать на уроках метод проектов может только хорошо подготовленный специалист, профессорско-преподавательским составом кафедры общетехнических дисциплин в программу для инструкторов ДОУ и учителей физической культуры всех категорий введена тема «Метод проектов». Занятия содержат как теоретическую, так и практическую части.

Умею и буду знать

Большинство слушателей комфортно чувствуют себя на практических занятиях и успешно справляются с заданиями, проявляя такие качества, как мобильность, коммуникабельность, демократичность. Тем не менее, часть учителей, как правило, имеющих большой стаж работы в школе, испытывают затруднения при выполнении упражнений, а также при участии в ролевой игре: выявлении и формулировании потребностей, генерации идей, обоснованном отстаивании своей позиции, совместном обсуждении проблем. У них слабее проявляются коммуникативные умения, наблюдается потребность в репродуктивном подходе к обучению: в частности, от них поступают просьбы к преподавателю, проводящему занятие, переформулировать задания по принципу «слушай – запомни – повтори».

Ролевая игра «Мы выполняем проект» позволяет развить у слушателей курсов навыки проектирования. Она проводится в два этапа. На первом слушатели, разделившись на группы по 3–10 человек, выступают в роли учителей и, опираясь на образовательный стандарт, предлагают свой вариант преобразования учебной темы в проблему для проектной деятельности, оговаривая возраст проектантов и продолжительность работы, анализируют каждое предложение, совместно выбирают лучшую идею для проекта.

На втором этапе слушатели пробуют себя в качестве учащихся и работают над выбранным проектом следующим образом:

  • выявляют проблему (определяют потребность кого-либо в чем-либо);
  • ставят цель как предполагаемый конечный результат;
  • разрабатывают критерии к продукту проектной деятельности;
  • генерируют идеи, позволяющие решить проблему (удовлетворить потребность), и формулируют обоснования для выбора лучшей;
  • планируют деятельность, направленную на достижение результата;
  • анализируют свою деятельность, проводят рефлексию;
  • презентуют и защищают свой проект.

Следует обратить особое внимание на то, что обязательным условием как упражнений, так и ролевой игры является активность каждого участника, т.е. все члены группы высказывают свои мнения, выслушивают чужие, совместно анализируют ситуацию и выбирают лучшую точку зрения.

На итоговый контроль выносится защита проекта каждой группой. При этом используется многоуровневая оценка. Отдельно оцениваются:

  • продукт проекта (соответствие продукта заявленным целям, оригинальность и т.д.);
  • процесс проектной деятельности (степень организованности проектантов, грамотное распределение обязанностей и т.д.);
  • оформление пояснительной записки (соответствие стандартам оформления, структура, логика изложения и т.д.);
  • презентация проекта в программе Microsoft Office PowerPoint (композиционная и художественно-графическая целостность, краткость, четкость, ясность формулировок и т.д.);
  • защита проекта (владение материалом, уверенность в себе, взаимодействие с аудиторией и т.д.).

Итоговая оценка проекта складывается из самооценки проектантов, оценки оппонентов и оценки преподавателя и/или экспертной группы.

Такой подход позволяет слушателям пройти всю проектную цепочку – от идеи до воплощения в реальный продукт, а также попробовать себя в разных социальных ролях: учителя, ученика, защитника, оппонента и т.п., что, безусловно, благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом. При этом у проектантов остается готовый проект, который можно использовать в качестве дидактического материала как на уроках, так и во внеурочное время, например такой, как выполненный учителями г. Балашова и Балашовского р-на: А.Н. Бескровных, Н.А. Ивановой, Е.В. Красниковой, Ю.В. Саяпиным, В.Н. Вячиным, С.Г. Бессоновым, И.В. Новгородовой, Н.В. Мериновой, М.А. Кособрюховой, Е.А. Костюченко, Ю.В. Гридневой, Е.А. Комаровой, в роли учеников 10-го класса школы № Х города N (см. Приложение).

Однако в заключение необходимо отметить, что вопросы повышения квалификации учителей физической культуры остаются открытыми и требуют дальнейшего внимательного рассмотрения и изучения.

Приложение

Путь к продлению творческой и физической активности

Проект (сокращенный вариант)

Обоснование проблемы

Мы – ученики 10-го класса школы № X города N. Пять лет назад судьба свела нас с новым классным руководителем Ивановой Натальей Александровной. С этого момента наша жизнь изменилась в лучшую сторону – ее наполнили интересные, запоминающиеся события: туристические походы, песни под гитару у костра, конкурсы, экскурсии и праздники. Активная внеурочная деятельность еще больше сплотила наш коллектив. Наталья Александровна стала для нас не только классным руководителем, но и близким человеком. Мы доверяем ей свои тайны, советуемся, вместе переживаем радости и горести.


п/п
Действие Ответственные Сроки выполнения
1
Проведение диагностики и оценивание результатов показателей здоровья Ивановой Н.А. Бескровных А.Н., Иванова Н.А., Красникова Е.В.
07.09
2
Поиск методик оздоровительных систем в библиотеках – домашних, школьных, публичных, Интернете Саяпин Ю.В., Вячин В.Н., Бессонов С.Г., Новгородова И.В., Меринова Н.В., Кособрюхова М.А.
08.09–13.09
3
Анализ и подбор подходящей оздоровительной системы в соответствии с указанными критериями Вся группа
14.09
4
Апробация оздоровительной системы классным руководителем Иванова Наталья Александровна
15.09
5
Проведение и анализ промежуточной диагностики Бескровных А.Н., Иванова Н.А., Красникова Е.В.
21.09, 28.09, 05.10, 12.10
6
Проведение и анализ итоговой диагностики Бескровных А.Н., Иванова Н.А., Красникова Е.В.
19.10
7
Анализ результатов проектной деятельности и рефлексия Вся группа
20.10
8
Оформление пояснительной записки Костюченко Е.А., Гриднева Ю.В., Комарова Е.А.
07.09–23.10
9
Защита проекта Вся группа
24.10

Наталья Александровна скоро отметит свой пятидесятилетний юбилей, и мы задумались о том, как помочь ей еще долгие годы оставаться полной сил и энергии. На уроках физической культуры мы знакомимся с различными традиционными и современными оздоровительными системами, позволяющими продлить творческую и физическую активность. Мы посоветовались с Натальей Александровной и с ее согласия решили подобрать подходящие способы сохранения ее здоровья.

Цель проекта
Подобрать и адаптировать систему оздоровительных мероприятий, направленных на продление творческой и физической активности классного руководителя Ивановой Натальи Александровны.

Задачи

  1. Провести диагностику физического развития и физической подготовленности классного руководителя.
  2. Подобрать для нее наиболее подходящую оздоровительную систему.
  3. Проследить динамику состояния здоровья классного руководителя при использовании выбранной системы оздоровления в течение учебной четверти.

Оздоровительная система должна соответствовать следующим критериям:

  • учитывать индивидуальные особенности и материальные возможности;
  • быть мобильной, т.е. использоваться в различных территориальных и временных условиях;
  • приносить реальную пользу здоровью;
  • занимать мало времени.

Мы спланировали всю свою деятельность и распределили обязанности на всех исходя из интересов и возможностей каждого.

Итак, наше исследование началось. Вместе с Натальей Александровной мы провели необходимые измерения, полученные сведения занесли в таблицу «Индивидуальная карта фактических измерений показателей здоровья»; применив формулы из учебного пособия Б.Х. Ланда, рассчитали индивидуальные показатели здоровья классного руководителя.

Выводы по результатам диагностики

Наталья Александровна обладает небольшим избытком массы тела, крепким телосложением, недостаточным развитием органов дыхания. Для ее организма характерны удовлетворительная работоспособность, низкий уровень функционального состояния и напряжение адаптационных механизмов, лежащих в основе поддержания кровообращения.

В Интернете и различных печатных изданиях мы нашли множество оздоровительных систем: гимнастика (ритмическая, атлетическая), аэробика (степ-, аква-, танцевальная, силовая), шейпинг, калланетика, тай-бо, дыхательная гимнастика.

Проанализировав все оздоровительные системы с точки зрения разработанных критериев, взвесив все «за» и «против», мы выяснили, что наиболее подходящей именно для Натальи Александровны является дыхательная гимнастика.

Доказано, что процесс дыхания неразрывно связан с кровообращением, обменом веществ и энергии, кислотно-щелочным равновесием в организме, водно-солевым обменом. Установлены взаимные связи дыхания с такими функциями, как сон, память, эмоциональный тонус. При регулярном использовании дыхательной гимнастики повышаются работоспособность и физиологические резервы организма. Данная оздоровительная система играет важную профилактическую, лечебную и реабилитационную роли. Она показана людям разного возраста, и Наталья Александровна не имеет противопоказаний для занятий. При этом для дыхательной гимнастики не нужен спортзал, тренер, оборудование, и можно заниматься ею в любом возрасте и в короткие промежутки времени, например в перерывах между уроками. Таким образом, дыхательная гимнастика подходит для Натальи Александровны по всем параметрам: с точки зрения материальных и физических возможностей, по ожидаемой пользе для здоровья, по малой затрате времени, по мобильности.

Мы решили составить комплекс дыхательной гимнастики для апробации Натальей Александровной с учетом показателей ее здоровья. Из всего многообразия выбрали методику А.Н. Стрельниковой, на основе которой составили комплекс и рекомендации по применению.

Наталья Александровна, проводя самостоятельно и с помощью ответственных за диагностику текущий контроль, занималась в течение учебной четверти. Она сообщила нам, что уже через несколько недель почувствовала улучшение: повысились работоспособность и внимание, начала легче запоминаться информация, стало проще справляться с переутомлением, нагрузками, напряженным ритмом школьной жизни. Мы заметили, что за всё это время она ни разу не болела простудными заболеваниями.

Через полтора месяца после начала занятий дыхательной гимнастикой нами была проведена итоговая диагностика показателей здоровья классного руководителя. Ее результаты: повысился уровень функционального состояния до средних показателей.

Анализ проделанной работы

Мы подобрали оздоровительную систему для классного руководителя, подходящую по ее физиологическим, психологическим и материальным возможностям. При этом дыхательная гимнастика может выполняться как дома, так и на работе, например в перерывах между уроками. Промежуточная и итоговая диагностика показали, что упражнения улучшили физическое и психологическое состояние классного руководителя. Мы видим Наталью Александровну ежедневно бодрой и жизнерадостной, значит, – не ошиблись с выбором оздоровительной системы, и поставленная цель достигнута.

Фото А. Кабанова

Галина Ермоленкова ,
ОТД ГОУ ДПО ИПКиПРО, г. Саратов