Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
Газета в газете "Спорт в школе"

Танцы на любой вкус

Долгое время танцы считались больше искусством, чем спортом, хотя по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов их вполне можно сравнивать с последним.

Спортивные танцы

8 сентября 1997 года в мире танцевального спорта произошло знаменательное событие: Международный олимпийский комитет признал своим полноправным членом Международную федерацию танцевального спорта (IDSF).

Стоит признать, что для маневрирования на паркете и выполнения сложных фигур и танцевальных линий участникам необходимы именно такие спортивные качества, как гибкость, координация движений и выносливость, а жесткое расписание танцоров, состоящее из уроков и практических занятий, подобно тренировкам. Не менее важно для танцоров соблюдать график турниров, постоянно принимать участие в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Для того чтобы пару не забывали судьи, ей важно быть на виду.

Танцы – это командный вид спорта. В чемпионате по формейшн – состязанию ансамблей разных клубов – команда может состоять не более чем из 16 человек (8 пар). Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров – от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре – пять двухминутных танцев.

Одно из самых интересных событий в танцевальном спорте России – Кубок «Спартака». Традиционно в его рамках проходит турнир по спортивным танцам мировой классификации IDSF Open Standart и IDSF Open Latin. Борьба за высшую ступень здесь идет среди лучших танцевальных пар Москвы, всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Сюда же съезжаются из разных уголков мира детские, юниорские и молодежные дуэты. Кроме того, в рамках Кубка проводятся турниры по акробатическому рок-н-роллу и аргентинскому танго, которые в последнее время приобретают все большую популярность.

Фото Н.Журавка

Спортивные танцы – любимый многими и динамично развивающийся, а следовательно, массовый вид спорта. Так, на последнем соревновании 2009 года – чемпионате России среди студентов – участвовало около 1000 дуэтов – детские, юниорские, молодежные и взрослые пары из разных городов России и семи зарубежных стран.

Боевые танцы – капоэйра

Капоэйра успешно сочетает элементы танца, игры и боевых приемов под звуки ритмичной и зажигательной музыки. Это бразильское национальное боевое искусство отличается от всех других использованием низких стоек, ударов ногами и большим количеством акробатических элементов.

Современная версия танца, в отличие от ее ранних форм, редко используется в боевых целях – в основном это бой бесконтактный. Традиции во многом определяют порядок проведения встреч: судьи оценивают не только боевые качества спортсменов, но и их внешний вид и даже выбранную музыку.

Фото с сайта www.fotki.yandex.ru

Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из Мозамбика, Гвинеи, Анголы, Конго и других колоний.

Споры относительно названия «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии заключаются в том, что оно принадлежит либо языку индейцев тупи и означает «поле, заросшее кустарником, расчищаемое выжиганием либо вырубкой», либо языку киконго и переводится как «перепархивать с места на место», а также «бить, драться». В Бразилии капоэйра стала неким символом сопротивления действующему режиму среди группировок подпольщиков и уличных банд – сопротивления одновременно и танцем, и оружием. Поэтому в 1892 году капоэйра была запрещена первой Конституцией Бразильской Республики, и лишь в 1930 году, когда военный переворот изменил ситуацию в стране, она стала легитимным боевым искусством.

Через два года после этого открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Некий Местре Бимба систематизировал наработанный опыт различных школ, улучшил технику преподавания и основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана». Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья. Его стиль называется «Ангола» – по названию места на африканском континенте, откуда привозили рабов. Каждый стиль отличается своими особенностями и ключевыми моментами. Так, Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в шахматах. Между этими двумя направлениями существует достаточно большая разница по скорости, способу исполнения движений и общей направленности игры, однако многие капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры. Некоторые современные школы обучают своих учеников смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей.

В Америке и Европе капоэйра стала особенно популярна после выхода боевика «Только сильнейшие» (1993) с Марком Дакаскосом в главной роли. В июне 1998 года была зарегистрирована Федерация «Капоэйра России», а в июне 2003 года Госкомспорт зарегистрировал капоэйру как вид спорта. Президентом Федерации «Капоэйра России» стал заместитель председателя Комитета по обороне Госдумы академик Алексей Георгиевич Арбатов.

Черлидинг: танцы поддержки

Что такое черлидинг, российские любители спорта узнали сравнительно недавно.

Сначала девушек, представляющих группу поддержки и выступающих «на разогреве» у команд по американскому футболу и баскетболу, увидели по телевизору, так как буквально во всех американских фильмах, где показаны спортивные соревнования, черлидинг – обязательное условие любого матча.

Фото Н.Журавка

Первая черлидинговая команда в нашей стране была создана в 1996 году при Детской лиге американского футбола (ДЛАФ). Вскоре в связи с повышенным интересом девочек к оригинальному виду спорта появилась Автономная некоммерческая организация Досуговый клуб «Ассоль», официально зарегистрировавшая группы поддержки спортивных команд. В 1999 году во Дворце спорта «Динамо» состоялись первые соревнования по черлидингу на Кубок Федерации. Впоследствии они стали проводиться ежегодно по определенной программе. Официально видом спорта черлидинг был признан в России 12 февраля 2007 года.

Само слово «черлидинг» – английское; оно происходит от слов cheer – «одобрительное призывное восклицание» и lead – «вести, управлять».

Первый клуб групп поддержки был организован в Нью-Джерси в Принстонском университете в 1865 году. В нём собрались шесть человек, которые выстроились перед трибунами со студентами и в течение всей игры скандировали кричалки, побуждая остальных зрителей болеть за любимую команду.

Помпоны – атрибуты, которые и по сей день являются визитной карточкой черлидинга, – стали активно использовать в американских университетах и колледжах в 30-е годы. Затем в программу представления были добавлены повороты и закручивания. Гимнастические трюки, как правило, выполнялись мужчинами, в то время как девушки танцевали.

Черлидинг, сочетающий в себе элементы шоу и акробатических упражнений, приобрел массовое распространение в 80-х годах и превратился в самостоятельный вид спорта – были установлены официальные стандарты и правила безопасности, которые запрещали некоторые травмоопасные кувырки и пирамиды; стали проводиться соревнования среди юниоров и взрослых команд повсей территории Соединенных Штатов, а затем и в Европе; появились тренеры по черлидингу, открылись специальные курсы.

Можно выделить два основных направления черлидинга: соревнования команд по программам, подготовленным в соответствии со специальными правилами, и работа со спортивными командами, клубами, федерациями. Задача спортсменок, а в последнее время и спортсменов, – привлечение зрителей на стадионы и в спортивные залы, создание благоприятного морально-психологического климата на стадионе, смягчение агрессивного спортивного настроения, поддержка спортивных команд, участвующих в матче.

Ледовая симфония

Танцы на льду – самый молодой вид фигурного катания. Он возник в конце 1940-х годов в Великобритании, а затем получил распространение во всем мире. Впервые о спортивных танцах на льду в нашей стране узнали в 1958 году. Тогда появились первые звезды, вскоре стали проводиться чемпионаты. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду включены с 1976 года.

Фото Л.Ларионовой

Для танцевальных дуэтов существует список утвержденных элементов: дорожки шагов, серии твизлов, поддержки и танцевальные вращения. Дорожка шагов — это набор различных элементов, выполняемых в комбинации. Она имеет свои строгие правила. Фигуристы чаще всего стараются разнообразить движения, включая в нее декоративные элементы или движения руками. Также партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов – быстрых поворотов на одной ноге по часовой стрелке или против нее. Это один из самых сложных танцевальных элементов в данном виде спорта.

Соревнования по танцам на льду проводятся как троеборье и включают следующие виды программ: обязательный танец, оригинальный и произвольный. Каждый танец оценивается отдельно, и по сумме баллов за все три программы определяется расстановка мест в турнире. Главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду – шаги и повороты.

На каждый сезон Техническим комитетом Международного союза конькобежцев избираются две группы танцев, которые жеребьевкой распределяются на соревнования, и задается определенная музыкальная тема. По сумме результатов обязательного и оригинального танцев отбираются 24 лучшие пары, которые допускаются к исполнению произвольной композиции, а музыку к ней выбирают сами спортсмены со своими тренерами и хореографами.

Занятия по танцам на льду в любой секции фигурного катания, будь то спортивное общество или районный спортклуб, проводятся по единой схеме. Сначала ребята занимаются в зале от одного до трех месяцев и только потом выходят на лед. Главной задачей первого этапа является выработка хорошей координации движений, ловкости, гибкости и выносливости. Постепенно вводятся элементы специальной подготовки – имитация основных движений фигуриста, которые впоследствии будут оттачиваться на льду: скольжение, подсечки, вращения. Но самый необходимый навык для фигуриста, отрабатываемый до автоматизма, – умение падать!

Владимир Петров