Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
Методика

Начало начал

Бег – это упражнение, имеющее спортивное, оздоровительное и прикладное значение. Бег присутствует практически везде: в подвижных, спортивных играх, во многих упражнениях, используемых на уроке физической культуры. Обучение бегу можно проводить в спортивном зале и на открытом воздухе, применяя различные легкоатлетические упражнения, подвижные и спортивные игры.

К максимальным скоростям

Беговые упражнения выполняются в течение почти всего учебного года. Бегу необходимо учить регулярно и систематически. В лапте применяют обычный (свободный), игровой и спринтерский бег. Цель последнего – достичь максимальной скорости передвижения. Для обучения технике спринтерского бега применяют следующие упражнения:

  1. Бег на месте с различной частотой движений.
  2. То же с продвижением вперед.
  3. Бег с высоким подниманием бедра.
  4. Прыжки с ноги на ногу.
  5. Бег прыжками.
  6. Бег с прыжками на 10–15 м с переходом на обычный бег.
  7. Бег с захлестыванием голени.
  8. Бег с ускорением.
  9. Бег с быстрым наращиванием скорости.
  10. Бег на время с ходу на 20–30 м.
  11. Семенящий бег на месте, можно у стенки, и с продвижением вперед в медленном, затем в быстром темпе.
  12. Бег спиной вперед.
  13. Бег на прямых ногах за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах.
  14. Бег по наклонной беговой дорожке, угол наклона – 5°.
  15. Бег в гору.
  16. Бег в высоком темпе на 100–200 м.

Перестройка и ускорение

Учащиеся перестраиваются в пары в колонну по два и выполняют следующие упражнения для обучения ускорению:

  1. Бег с высокого старта.
  2. Ходьба выпадами.
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Старт с поворотом.
  5. Ускорение во время ходьбы.
  6. Старт из произвольных положений: сидя, лежа на полу, стоя на одной ноге, – располагаясь лицом, боком, спиной по направлению движения.

Ручной мотор

При обучении бегу особое внимание нужно обращать на его технику, сочетание напряжения и расслабления. При этом важным техническим элементом бега является правильная работа рук.

Для этого применяются следующие упражнения:

  1. Беговые движения руками в различном темпе.
  2. Свободный бег с акцентом на работу рук.
  3. Беговые движения руками в стойке игрока с повернутой вправо, влево головой.
  4. То же, выполняя повороты головы в разные стороны.
  5. Беговые движения руками в стойке с наклоном туловища вперед.

Крутой вираж

Для обучения бегу по повороту можно предложить детям выполнить следующие упражнения:

  1. Бег по окружности центрального круга баскетбольной разметки.
  2. Бег по виражу беговой дорожки в спортзале.
  3. Обегание контрольной стойки (стоек).
  4. Бег по виражам со сменой направления.
  5. Бег по виражу на время.
  6. Обегание игроков, построенных в одну шеренгу.
  7. Эстафеты с обеганием контрольных стоек.
  8. Игра «Третий лишний».

Игровой бег

Техника бега в подвижных играх существенно отличается от бега легкоатлетического: он менее техничен и продолжителен, что вызвано специфическими задачами игры. Игровой бег совершенствуется в подвижных играх и эстафетах: салки, «Самолеты», «Цепочка», «Бегуны и скакуны», «Волк и овцы», «Кто быстрее?» и т.д. Для совершенствования техники игрового бега можно применять следующие упражнения:

  1. Бег на месте в положении приседа, руки согнуты в локтях.
  2. То же в движении вперед по сигналу.
  3. Бег спиной вперед по прямой.
  4. Бег правым (левым) боком по прямой.
  5. Бег по площадке в различных направлениях в медленном темпе: лицом вперед, спиной вперед, правым (левым) боком.

Галина Жеребцова ,
учитель физической культуры, МОУ «СОШ № 6», г. Калининград