Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
Методика

Она коварна – высота

При обучении прыжку в высоту важно руководствоваться принципом «от простого к сложному». При этом процесс обучения должен быть непременно связан с развитием физических качеств. Обучение и тренировка должны быть единым педагогическим процессом – так считает автор этого материала.

Фазы прыжка

Разбег…

Прежде чем приступить к изучению того или иного способа прыжка, детей нужно ознакомить с основами разбега и отталкивания. Обычно разбег изучается вместе с отталкиванием. Однако можно обучать разбегу отдельно, постепенно увеличивая его длину до 7–9 шагов. Необходимо обратить внимание на скорость разбега, добиваясь постепенного ускорения. Нередко учащиеся начинают разбегаться слишком быстро и достигают наибольшей скорости к середине разбега, а не к его окончанию. В итоге подготовка к отталкиванию осуществляется на замедляющейся скорости, что влечет за собой ряд ошибок при отталкивании. Одна из них, весьма существенная, – преждевременное опускание общего центра тяжести тела, что также затруднит эффективное отталкивание. Поэтому в упражнениях на изучение разбега нужно делать акцент на ускорении ритма трех последних шагов, выполнять их широким шагом, ставя ногу на пол (грунт) с пятки. Разбег с выполнением последних предтолчковых шагов заканчивается или просто отталкиванием без преодоления планки, или запрыгиванием на невысокие предметы, а также перепрыгиванием через них произвольным способом. Учитель может дать детям задание выполнять разбег по линии, начерченной мелом на полу или обозначенной на грунте в секторе для прыжков.

…толчок…

Для изучения отталкивания применяется большое количество специальных и имитационных упражнений:

  1. Постановка ноги с пятки на всю стопу.
  2. Мах свободной ногой, держась рукой за опору.
  3. Сочетание постановки толчковой ноги с махом свободной ногой.
  4. То же с разбега в сочетании с отведением рук назад и с последующим махом рук вверх.
  5. То же с доставанием руками, головой и ногами различных предметов.
  6. Прыжки через планку на взлет, подтягивая и сгибая толчковую ногу.

Фото Н.Журавка

На уроке с большим количеством учащихся преподавателю необходимо применять методы обучения технике прыжка в высоту, позволяющие выполнять упражнения всем одновременно. Например, двигаясь по кругу в спортзале или на спортплощадке на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют отталкивание на каждый третий или пятый шаг или один за другим перепрыгивают через натянутую в центре зала резинку. При проведении прыжков через планку на спортплощадке нужно позаботиться об увеличении размера прыжковой ямы, чтобы могли прыгать одновременно несколько человек.

Уже на этом этапе обучения учитель должен познакомить детей с техникой правильного приземления. Для этого можно предложить им выполнять прыжки в глубину, спрыгивания с различных гимнастических снарядов, а также изучать варианты приземления на руки и на ногу с последующим перекатом на плечи и спину. При обучении разбегу в сочетании с отталкиванием нужно иметь в виду, что прыжок – это единый двигательный акт, поэтому большое внимание следует уделить сочетанию этих элементов.

Учащиеся выполняют следующие задания:

  • сочетать разбег с выполнением трех последних ускоренных шагов;
  • выполнить 3 последних шага с имитацией отталкивания и энергичным махом свободной ноги и руки. Дети обычно с трудом осваивают сочетание быстрого разбега с мощным, технически правильным отталкиванием. Очень важно найти оптимальную скорость разбега для каждого ученика, а определив ее, его можно закрепить, подавая звуковые сигналы. Длину отдельных шагов можно регулировать, сделав соответствующие отметки на линии разбега.

…полет и приземление

Движения прыгуна в полете зависят от выбранного способа прыжка. Существует большое количество имитационных упражнений, с помощью которых можно овладеть тем или иным способом. Однако не стоит использовать их слишком часто – это может сделать занятие неинтересным. Нужно чередовать выполнение специальных упражнений с различными прыжками не только через планку, но и через естественные и искусственные препятствия. Большую помощь в этом могут оказать игры с элементами прыжков: «Удочка», «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Кто кого перепрыгнет» – и эстафеты с преодолением препятствий. В процессе занятий следует проводить соревнования как на результат прыжка простейшими способами, так и на лучшее исполнение отдельных его элементов.

Приступая к изучению того или иного способа прыжка в высоту, учитель должен создать у учащихся правильное представление о его технике, демонстрируя ее на собственном примере. Потом дети выполняют прыжок с произвольного разбега, а преподаватель фиксирует их внимание на ошибках при отталкивании, переходе планки, приземлении.

Способы прыжка

Перешагивание

Затем можно перейти к изучению техники прыжка способом «перешагивание» в следующей последовательности:

  1. Научить переносить через препятствие маховую и толчковую ногу. Для этого учащийся должен, стоя боком вплотную к препятствию – поставленной наклонно планке или скамейке, поднять вверх маховую ногу, поставить ее за препятствием и сразу поднять и перенести через него толчковую ногу.
    То же, но с нескольких шагов подхода.
  2. Научить преодолевать планку перешагиванием, отталкиваясь с небольшого разбега. Место толчка обозначить кругом в 20–30 см от планки. Быстро подойдя к планке мелкими шагами, оттолкнуться из круга и преодолеть препятствие.
    То же с трех шагов разбега.
  3. Научить правильным движениям маховой и толчковой ноги. Кроме круга для отталкивания, начертить за препятствием круг для приземления. Выполняя прыжок с небольшого разбега, постараться над планкой выпрямить маховую ногу и опустить ее с поворотом стопы и колена внутрь. Одновременно энергично подтянуть и перенести через планку толчковую ногу.
  4. Научить правильному положению туловища и рук во время прыжка. Добиваться выпрямления туловища и маха руками, согнутыми в локтях, во время отталкивания и наклона туловища вперед с поворотом его в сторону разбега, опуская при этом руки вниз по сторонам от планки во время полета.

Перекидной

Этот способ наиболее эффективен и в то же время сравнительно прост для освоения, не требует особых предосторожностей, как некоторые другие, и доступен для учащихся 13–14 лет. Для усвоения техники прыжка рекомендуются следующие упражнения.

Изучение техники продольного вращения тела

  1. Стоя на толчковой ноге боком к гимнастической стенке и держась за нее руками, мах широким движением от бедра с последующим поворотом лицом к гимнастической стенке.
  2. То же с нескольких шагов разбега, заканчивая запрыгиванием на гимнастическую стенку.
  3. Прыжки с одного, двух и трех шагов разбега с подтягиванием толчковой ноги, увеличивая скорость продольного вращения, и поворотом на 180° и 360° – пируэт.
  4. То же, но через наклонно поставленную планку. Вначале ее дальний конец устанавливается на полу или земле, а ближний – на кронштейне стойки. Постепенно дальний конец поднимается.

Изучение техники движений при переходе через планку и приземлении

  1. Имитация переноса толчковой ноги из упора лежа сзади.
  2. Переход через планку и приземление с опорой на коня, скамейку гимнастическую, бревно, брусья.
  3. Совершенствование перехода планки и приземления способом «перекидной», прыгая через планку, установленную на доступной высоте, акцентируя внимание на отдельных элементах техники прыжка, добиваясь, в первую очередь, совершенствования слабо освоенных элементов.

Фото с сайта www.fotki.yandex.ru

Совершенствование техники прыжка в целом

  1. Прыжки через планку на доступной высоте, увеличивая длину разбега до 5, а затем до 7 беговых шагов, – совершенствование ритма разбега при подходящей для каждого ученика длине и скорости разбега.
  2. Прыжки через планку – совершенствование перехода от разбега к отталкиванию.
  3. Прыжки на околопредельной и предельной высоте – сохранение техники усвоенных движений при переходе планки.

Работа над ошибками

При изучении техники прыжков в высоту у школьников часто возникают ошибки, требующие немедленного исправления. В противном случае формируется неправильный навык, исправлять который намного труднее. Ошибки выявляются в различных фазах прыжка.

Ошибки в разбеге

  1. Несоблюдение рационального ритма разбега, например слишком высокая скорость в начале разбега и замедление при подходе к отталкиванию.
  2. Неправильное попадание на место отталкивания. Прыгун вынужден подбирать шаги, то уменьшая, то увеличивая длину шага.
  3. Неправильный переход от разбега к отталкиванию.

Исправление ошибок

  1. Создание правильного представления о направлении, ритме разбега, характере последних шагов.
  2. Многократное выполнение разбега по линии, начерченной на полу (грунте).
  3. Разбег по отметкам для каждого шага.
  4. Разбег в ритме звуковых сигналов, подаваемых учителем.
  5. Выполнение беговых упражнений, способствующих выработке навыка ритмичного разбега.

Ошибки в отталкивании

  1. Поворот толчковой стопы в сторону планки при выполнении упражнения перекидным способом.
  2. Наклон тела в сторону планки при отталкивании.
  3. Неправильное направление толчка и маха, слишком длинная траектория полета.
  4. Переход после отталкивания в полет без достаточного распрямления толчковой ноги и туловища и энергичного маха свободной ногой.

Исправление ошибок

  1. Постановка ноги на сделанную заранее отметку с короткого разбега, не допуская ее поворота в сторону планки при выполнении упражнения перекидным способом.
  2. Выполнение прыжковых упражнений с доставанием рукой, головой высоко подвешенных предметов.
  3. Прыжки с махом свободной ноги в направлении разбега.
  4. Укрепление мышц стопы, голени, бедра и таза, определяющих мощность отталкивания.

Ошибки при переходе планки

  1. Преждевременный переход тела прыгуна в горизонтальное положение.
  2. Сбивание планки маховой ногой.
  3. Сбивание планки толчковой ногой.

Исправление ошибок

  1. Прыжки «на взлет» с удержанием вертикального положения тела.
  2. Напрыгивание на высоко поставленную планку, стараясь сесть на нее.
  3. Создание правильного представления о вращении тела при переходе планки и переносе через нее маховой и толчковой ноги.
  4. Напрыгивание на гимнастического коня с забрасыванием на него маховой ноги.
  5. Поочередный перенос маховой и толчковой ног через гимнастического коня, нижнюю жердь разновысоких брусьев.

Учителю следует помнить, что появлению ошибок способствуют две причины. Первая – это неправильная методика обучения технике прыжка, отсутствие у детей четкого представления о тех или иных ее элементах. Вторая – это недостаточная физическая подготовленность детей, мешающая освоению техники прыжков в высоту. Следовательно, исправление ошибок должно предусматривать не только техническое совершенствование навыков, но и укрепление мышц ног.

Владимир Семенов