Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
Методика

Советы бывалых

Уроки легкой атлетики

Автор этой статьи делится своим многолетним опытом проведения уроков легкой атлетики в школе, обращает внимание на методические особенности, раскрывает секреты организации и повышения моторной плотности занятия.

Уроки физкультуры в школе подразделяются на:

  • учебные;
  • вводные;
  • тренировочные;
  • совершенствования;
  • контрольные – проверка уровня физической и технической подготовленности учащихся;
  • смешанного типа – учебно-тренировочные, комплексные: упражнения ОФП из различных видов спорта.

Школьный урок легкой атлетики независимо от типа делится на три части: подготовительную, основную, заключительную.

Начало урока

Цель подготовительной части урока – средствами легкоатлетических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функции организма. Правильный подбор упражнений способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению связок, опорно-двигательного аппарата.

Выполнение упражнений подготовительной части урока способствует решению его основных задач. Это могут быть: спокойный бег, переменный бег, беговые упражнения, специальные подводящие и подготовительные упражнения, подвижные игры. Если школьники в основной части урока будут заниматься, например, прыжками в длину с разбега, то в подготовительную часть можно включить специальные прыжки в длину: прыжок в шаге через беговой шаг, через 2, 3, 5 шагов разбега, прыжки с места. В конце подготовительной части нужно провести подвижную игру или эстафету, челночный бег, выполнить несколько ускорений.

Подготовительная часть урока должна содействовать повышению уровня физической подготовленности детей, особенно если урок обучающий, а не тренировочный. Упражнения ОФП должны быть направлены в основном на укрепление мышц туловища, рук и, естественно, ног. Мышцы ног развиваются в повседневной жизни школьника, чего не скажешь о мышцах туловища. Ведь ребенку приходится сидеть за партой в школе и за столом дома около 10–12 ч в сутки, а это приводит к различным заболеваниям: сутулости, сколиозам, лордозам. Подбирая упражнения для подготовительной части урока, нужно придерживаться следующего правила: после выполнения упражнений на силу обязательно давать упражнения на расслабление, на гибкость, на быстроту.

После выполнения 1–2 упражнений для укреп­ления мышц туловища или рук нужно предложить детям ускорения или в игровой форме – упражнения на внимание, быстроту движений, быстроту реакции. Упражнения и характер работы должны чередоваться. Однообразная монотонная нагрузка вызывает потерю интереса школьников к уроку, появляется напряжение, снижается эмоциональный фон урока.

Вопреки логике

Обычно подготовительная часть урока начинается с медленного бега – для разогрева. Однако на практике это не приводит к нужному результату, а скорее наоборот. Дети выполняют медленный бег под контролем учителя, который дает методические указания по технике бега, ритму дыхания, осанке, контролирует дисциплину, скорость бега. Такое начало неинтересно детям, и учителю может быть тяжело на каждом уроке бегать со школьниками. Как правило, классу дается задание пробежать 5–6 кругов или 2–3 мин. по площадке вокруг школы, что приводит к неправильному выполнению упражнения: наиболее сильные ученики начинают выяснять, кто из них самый быстрый и выносливый, далеко убежав от слабых. При этом соревнование происходит без всякой предварительной подготовки, без соответствующей разминки, без постепенного врабатывания всех систем организма. Тем самым нарушается решение самой главной задачи урока – оздоровительной, которая предусматривает подготовку организма к нагрузке. Уже через 1–2 мин. после начала бега частота пульса у лидеров может достичь 190–210 уд./мин. После такого начала урока прежнего единства больше нет: появляется несколько групп школьников – самые выносливые (они это доказали за счет своего здоровья), самые слабые, которым показали, как они слабы, и те, кому отбили охоту что-либо делать дальше. Эти школьники обычно не бегут, а в лучшем случае чередуют ходьбу с медленным бегом. К тому же после такого длительного бега ОРУ и упражнения ОФП уже никому не интересны. В итоге прибежавшие первыми школьники сильно устали, потеряли много сил, но удовлетворили свои амбиции, а остальные уже потеряли интерес к уроку.

Что делать?

Для более рационального проведения урока можно использовать другие варианты его начала:

  1. выполнить ОРУ сразу после построения;
  2. начать урок с подвижной игры при участии всех учеников. Ее интенсивность должна быть средняя, продолжительность – 4–5 мин. Затем выполнить ОРУ;
  3. выполнить переменный или повторный бег на отрезках 60–100 м в чередовании с 2–3 упражнениями для развития гибкости, улучшения подвижности суставов во время отдыха между беговыми заданиями. Интенсивность нагрузки – 60–80% от максимальной;
  4. чередовать выполнение легкоатлетических упражнений и ОРУ во время легкого бега или с перерывами для выполнения ОРУ;
  5. выполнять ОРУ, применяя метод круговой тренировки. При этом лучше последовательно выполнять упражнения на станциях всем классом, а не отдельными группами;
  6. проводить подготовительную часть урока в форме игры «Салки маршем».

Дозировка длительности бега и ОРУ зависит от уровня подготовленности учащихся и погодных условий. При проведении ОРУ сначала выполняются упражнения на мелкие мышцы, затем на более крупные. Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока.

Формы построения учащихся при выполнении ОРУ могут быть разными. При проведении занятий на улице при ветреной погоде лучше использовать построения в колонну по два или в круге. Легкие упражнения можно проводить в парах, а сложные могут стать причиной нарушения дисциплины, отказа от выполнения, поэтому их не следует включать в урок часто, хотя они и более эффективны.

Продолжительность всей подготовительной части урока должна составлять 7–15 мин. Если задачами урока предусмотрено развитие физических качеств, то для их решения можно немного увеличить длительность подготовительной части.

Фото с сайта www.shutterstock.com

Интенсивность подготовительной части повышается постепенно и волнообразно. ЧСС у школьников должна принять значения, близкие к максимальным, лишь непосредственно перед основной частью урока. Специальные и подводящие упражнения можно выполнять в подготовительной части урока для подготовки к решению поставленных задач. Например, не стоит предлагать детям упражнения для развития выносливости в подготовительной части урока перед обучением технике метания или прыжков в длину.

Решая задачи

Длительность основной части урока должна составлять 27–30 мин. На этом этапе решаются главные задачи. При этом сначала разучиваются новые, сложные элементы, затем совершенствуются уже знакомые. Обучение элементам легкой атлетики проводят концентрированно, т.е. постоянно возвращаясь к ранее пройденным.

На одном уроке необходимо решить одну главную образовательную задачу и одну задачу на совершенствование разученных ранее элементов или же на развитие физических качеств.

Алгоритм решения задач может быть следующим:

  • 1-й этап – ознакомить с техникой выполнения изучаемого двигательного действия;
  • 2-й этап – учить технике изучаемого элемента или двигательного действия;
  • 3-й этап – совершенствовать технику изучаемого двигательного действия.

Кроме того, сюда входит изучение основ теории и методики физического воспитания. Как правило, уроки легкой атлетики проводятся в первой и четвертой четвертях. В одной четверти может быть изучено до 3–4 тем и уделено время для развития 2–3 физических качеств. На каждую тему выделяется 3–4 урока.
Кроме тематических уроков, можно проводить и комплексные уроки с разнообразным набором упражнений, которые в основном способствуют улучшению функциональной подготовки и совершенствованию двигательных качеств. Упражнения для развития координации движений рекомендуется выполнять в начале основной части. При этом сначала подбираются упражнения анаэробного характера, а затем аэробного.

Важные мелочи

Для повышения точности движений и повышения эмоционального фона можно использовать предметные ориентиры. Это могут быть подвешенные мячи, флажки, мишени, разграничители линий.

Например, когда ученик в прыжке дотрагивается коленом до подвешенного мяча, это значит, что он сильно и правильно оттолкнулся одной ногой и сделал хороший мах бедром другой ноги, благодаря чему и коснулся коленом мяча.

Так же можно использовать ограничители амплитуды движений. Их можно применять при обучении постановке стопы в беге. Для этого используется коридор из 2 шнуров или 2 начерченных линий на полу.

При беге с высоким подниманием бедра через набивные мячи дети учатся высоко и быстро поднимать бедро вперед-вверх при высокой частоте бега.

Для тренировки длины шага применяется бег по отметкам или «по кочкам».

При обучении прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги» упражнение «прыжок в окно» помогает детям лучше сгруппироваться. При прыжке в длину через две горизонтальные планки ученики стараются как можно сильнее оттолкнуться вверх и как можно дольше удерживать ноги в группировке при приземлении.

Всемогущий шнур

При обучении технике прыжка в высоту многие учителя используют резиновый шнур, натянутый вдоль зала. Прыжки выполняются сменно-поточным способом. Однако задевание шнура одним учеником мешает прыгать другим. Кроме того, одинаковая для всех высота снижает интерес школьников и эффективность занятий. Простое дополнение позволяет исправить указанные недостатки. Вдоль уже натянутого шнура можно установить 1–2 дополнительные стойки, вокруг которых можно несколько раз обернуть шнур. Таким образом, шнур делит зал на несколько секторов, что позволяет или увеличить, или уменьшить высоту прыжка.

Фото с сайта www.shutterstock.com

Для повышения моторной плотности урока при обучении прыжкам в высоту можно использовать следующее дополнительное приспособление. На противоположных стенах зала крепятся деревянные или металлические стойки с отверстиями через каждые 5 см. Первое отверстие располагается на высоте 80 см от пола. Резиновые ленты крепятся к крючкам, которые вставляются в отверстия в стойках. Использование 4 пар таких стоек позволяет вовлечь в работу сразу весь класс, а на их установку уходит 10–15 сек. При этом можно варьировать высоту шнура, что позволит выделить сектора для девочек и мальчиков, для более подготовленных и менее подготовленных учащихся. Маты укладывают в каждом секторе в шахматном порядке, чтобы не тратить время на возвращение в исходную позицию для прыжка.

Практически на каждой школьной площадке имеется яма для прыжков в длину, но, как правило, она не оборудована: нет мостика, стоек для установки планки – определителя высоты прыжка. Эту проблему можно решить, если на некотором расстоянии от доски для отталкивания вкопать трубы, в которые можно было бы вставлять стойки для прыжков высоту. На стойках, в свою очередь, крепятся резиновые шнуры, высоту которых можно варьировать в зависимости от возраста детей и задач урока. Это приспособление можно применять при обучении в прыжке в длину способом согнув ноги группировке или более высокому взлету при отталкивании. Мостик для отталкивания можно сделать из бетона, а чтобы увеличить плотность урока, еще 2–3 таких мостика можно разместить сбоку от ямы. Ими могут служить автомобильные шины, вкопанные в землю.

Стена поддержки

Очень сложно организовать метание теннисного мяча на свежем воздухе, так как учащиеся метают его с разной силой и не контролируют дальность броска. После таких бросков много времени уходит на поиски мячей.

Можно повысить не только плотность, но и эффективность урока, если проводить метание мяча перед стеной. Упражнение выполняется на расстоянии 15–20 м от стены. В этом случае мяч, отскакивая от стены, попадает в руки занимающегося. Будет еще эффективнее, если на стене нарисовать мишень, а перед стеной на определенной высоте натянуть шнур для определения оптимальной траектории броска.

Измерительный треугольник

Для измерения прыжков в длину в прыжковой яме можно сделать следующее приспособление. Сбоку ямы по всей ее длине начиная от места отталкивания необходимо закрепить брусок с измерительной шкалой. Для самого измерения используется треугольник. Две рейки составляют между собой прямой угол, а третья, связывая их, фиксирует этот угол. Длину самой длинной рейки – гипотенузы – можно продолжить, формируя ручку. Чтобы быстро и без рулетки измерить длину прыжка, измерительный треугольник короткой стороной (50 см) прикладывают к бруску с измерительной шкалой, а длинной стороной (220 см) накладывают на самый ближний к линии отталкивания след прыгуна. В месте соприкосновения вершины прямого угла треугольника с измерительным брусом и определяется результат прыжка.

Игровое обучение

В младших классах особую роль приобретает игровой метод обучения. Основа его содержания – подвижные игры и игровые задания. В программу занятий для 1–2-х классов обычно включают одну–две игры, для 3–4-х – одну. Игры должны содействовать решению определенных задач и могут быть использованы в любой части урока.

Если организовать игру в подготовительной части урока, то она должна помочь ребятам подготовиться к предстоящей нагрузке, разогреть их мышцы. Игры, применяемые в основной части урока, помогают решить образовательные и воспитательные задачи урока. Игры в заключительной части урока используются для восстановления после нагрузки, снятия возбуждения.

Включение в урок подвижных игр, содержащих элементы техники разучиваемого движения, активизирует внимание, повышает эмоциональное состояние детей. Они забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием, интересом.

Игры должны быть подобраны в соответствии с задачами урока, возрастом и уровнем физической подготовленности учащихся. Учитель должен знать и понимать их интересы и возможности. Объяснение содержания игр должно быть кратким и четким. Детям нужно сразу же дать возможность поиграть, чтобы убедиться, что они всё поняли.

Подготовка места для игры должна быть проведена заранее, до урока. Окончание игры тоже должно быть продуманным и хорошо организованным. Обязательно должны быть подведены ее итоги, отмечены успехи и недостатки.

Для регулирования нагрузки во время игры учитель может использовать следующие приемы:

  • изменить количество туров;
  • увеличить или уменьшить игровую площадку или длину пробегаемых отрезков;
  • усложнить или упростить правила игры.

Методические хитрости

  1. В программу каждого занятия нужно включать упражнения для развития хотя бы одного физического качества, которые лучше применять в конце урока, дополнительно ко всей остальной нагрузке.
  2. Тренировочные средства и упражнения следует менять как минимум через три урока: например, три урока направлены на развитие быстроты, затем три урока – на развитие скоростно-силовых качеств, затем три урока – на выносливость и т.д.
  3. Для повышения моторной плотности урока следует широко применять:
    • фронтально-поточный метод выполнения упражнений;
    • последовательно-комплексный метод проработки основных мышечных групп;
    • дополнительные отягощения в виде собственного веса, веса партнера, снарядов.
  4. Для повышения интереса учащихся нужно чаще использовать соревновательный, игровой, контрольный методы.
  5. В оценивании учащихся нужно опираться на уровень достигнутого прогресса учащихся, стимулируя их таким образом к дальнейшим занятиям.
  6. Необходимо постепенно увеличивать дозировку упражнений.
  7. Следует заполнять паузы отдыха информационным материалом.
  8. Во время перерыва следует выполнять восстановительные упражнения на расслабление, растягивание.
  9. Следует чаще включать в домашние задания упражнения для развития навыков самоконтроля.
  10. Нужно повышать интерес детей к выполнению домашних заданий.
  11. При обучении технике следует увеличивать количество подводящих упражнений, обеспечивать наглядность.

Олег Балыбердин ,
г. Кирс, Кировская обл.