Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2010
События. Факты. Комментарии

Плата за здоровье

О реализации пилотного проекта «Школьный спортивный сертификат» в Пермском крае

Сегодня для того, чтобы граждане России были здоровы, используются значительные материальные, интеллектуальные, организационные ресурсы, но эффективность работы образовательных учреждений остается низкой. Детям, подросткам, молодежи предоставляется огромное количество разнообразных услуг, гораздо более заманчивых, чем занятия физической культурой и спортом: и дети, и их родители активному отдыху предпочитают пассивный, исключающий физические нагрузки и зачастую пагубно влияющий на здоровье. Как показывают исследования, индекс пассивности в 2,75 раза превышает индекс активности в разно­образных видах деятельности.

Агентство по спорту и физической культуре Пермского края проводит популяризацию массового спорта, используя рыночный подход. Эта работа осуществляется через создание общедоступной спортивной инфраструктуры для самостоятельных занятий и развитие рынка физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг за счет стимулирования спроса и предложения.

Для реализации перечисленных задач в Пермском крае был создан проект «Школьный спортивный сертификат».

Основные цели:

  • формирование у детей и подростков привычки получать спортивно-оздоровительные услуги;
  • повышение привлекательности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для бизнеса;
  • формирование навыков рыночных отношений у физкультурных работников.

Школьный спортивный сертификат – это имеющий денежный эквивалент документ, выдаваемый учащемуся и предъявляемый им в качестве полной или частичной платы за физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. Сертификат является формой субсидирования из краевого бюджета целевой группы населения, в которую входят школьники с 1-го по 11-й класс и учащиеся 1–2-го курсов учреждений начального профессионального образования. Он представляет собой книжку, состоящую из отрывных талонов для оплаты услуг по проведению занятий в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях из расчета 12 шт. в месяц: 1 талон – 1 занятие в секции (группе) продолжительностью до 2 академических часов.

Каждый школьник, получивший сертификат, имеет право выбрать место и вид занятий исходя из своих спортивных интересов. После тренировки ребенок оставляет талон тренеру. Талоны возвращаются в казначейство в форме отчета от получателя субсидии за оказанные услуги, оплата которых производится по факту оказания ежемесячно.

На подготовительном этапе осуществления проекта проводились маркетинговые исследования по изучению рынка физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:

  • получение информации об организациях, предоставляющих услуги;
  • формирование полного представления о потребителях услуг;
  • формирование полного представления об организациях или индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги;
  • получение информации о состоянии инвентаря и оборудования, обеспеченности спортивных залов.

На основании проведенного исследования была сформирована маркетинговая стратегия развития услуг, определены объемы оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг различными организациями.

На этапе практического воплощения проекта между Агентством по спорту и физической культуре Пермского края и администрациями муниципальных районов заключается Соглашение о совместной деятельности по реализации проекта. На территориях при главе муниципального района, участвующего в эксперименте, создается координационный совет, в состав которого входят организации, от которых зависит реализация проекта: учреждений образования, здравоохранения, комиссия по делам несовершеннолетних и др.

Большое внимание уделяется привлечению к занятиям физической культурой детей, находящихся в социально опасном положении, и детей группы риска: за каждого ребенка из этих групп, привлеченного к тренировкам, предусмотрено стимулирование тренера (учителя) – за каждого ребенка из группы риска к оплате труда педагога добавляется 10%, за ребенка, находящегося в социально опасном положении, – 20%.

Проводится серьезная работа с родителями, до которых регулярно доводится информация о том, сколько услуг и на какую сумму было оказано их детям.

Для оптимального регулирования процесса предоставления физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг требуется найти наилучший вариант компромиссного баланса между плановым началом и рыночным саморегулированием. Такой подход позволит создать институциональные основы социально-экономического регулирования физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению. Однако оказалось, что физкультурно-спортивные организации не готовы работать в таких условиях.

Поэтому при корректировке проекта в 2010 г. были созданы условия для развития малого бизнеса в физкультурно-спортивной сфере. Для этого учителям физической культуры, тренерам и другим специалистам было предложено стать индивидуальными предпринимателями, которые на базе общеобразовательных учреждений создают школьные спортивные клубы как самостоятельные юридические лица.

Несколько слов о достигнутых результатах. В начале развития проекта в сентябре 2008 г. в экспериментальных районах работало 210 секций по различным видам спорта; в сентябре 2009 г. их было уже 521. Общее количество детей, систематически занимающихся спортом во внеучебное время на пилотных территориях, выросло на 13,5%; за тот же период на территориях, не включенных в проект, этот показатель вырос всего на 4,0%. Изначально участниками эксперимента стали 12 индивидуальных предпринимателей, два ООО, 7 муниципальных общеобразовательных учреждений, 3 муниципальных учреждения, 1 автономное учреждение, 8 ДЮСШ, 4 центра физкультурно-оздоровительной подготовки, 1 федеральное унитарное предприятие.

С сентября 2009 г. в реализации проекта участвуют 56 индивидуальных предпринимателей и два ООО, а с января 2010 г. уже 86 индивидуальных предпринимателей.

Вложение краевых средств в данный проект позволило поддержать специалистов физической культуры, вернуть в отрасль кадры. На сегодняшний день в проекте участвуют 546 тренеров. Созданы условия для конкуренции между тренерами по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Количество зарегистрированных преступлений среди несовершеннолетних за 5 месяцев 2008 г. составило 56, за 5 месяцев 2009 г. – 34.

Повысилась загруженность спортивных залов общеобразовательных учреждений. Шире стали использоваться базы домов культуры, лыжные базы, площадки независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Появилась возможность приобрести спортивный инвентарь.

Увеличилось количество спортивно-массовых мероприятий для детей с участием родителей на местном уровне. Появилась возможность оплаты проезда за счет сертификатов на соревнования районного, городского, краевого масштаба. Все школьные команды принимают участие в соревнованиях Школьной баскетбольной лиги, «Лыжня России», «Кросс наций», «Оранжевый мяч». Например, команда МОУ СОШ ЗАТО «Звездный» на средства школьного спортивного сертификата участвовала во Всероссийских соревнованиях «Дети России образованы и здоровы – ДРОЗД» в Новочеркасске (Республика Чувашия) и заняли первое место.

Пилотные территории за 2009 г. в рамках проекта «Школьный спортивный сертификат» заработали 36 236 208 рублей. Из них 21,7% было израсходовано на приобретение инвентаря, 11% – на участие в соревнованиях разного уровня, 67,3% – на заработную плату учителям и тренерам, работающим по реализации проекта. Школьники с удовольствием и интересом посещают занятия в секциях: им нравятся тренеры, есть возможность заниматься любимым видом спорта.

Вместе с тем, при реализации проекта наблюдается ряд моментов, которые требуют доработки. Встречались случаи злоупотребления сертификатом – их «обналичивания». Слабая материально-техническая база не позволяет удовлетворить всех потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Недостаток предложений в сфере оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и низкое их качество сужает возможность использования сертификата. До сих пор отмечается низкая активность, инициативность специалистов в сфере физической культуры и спорта в реализации проекта – многие из них заняли позицию выжидания и наблюдения.

Галина Белова ,
научный руководитель проекта «Школьный спортивный сертификат», г. Пермь ;
Руслан Садченко ,
руководитель Агентства по спорту и физической культуре Пермского края,