Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2010
В фокусе внимания

Как стать лучшим?

Подготовка к конкурсу НПО

Ежегодно в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (НПО) лучшим учителям России за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования выплачивается денежное поощрение. Разработанные на федеральном уровне критерии конкурсного отбора получают развитие на региональном уровне, наполняясь инструментально и обретая черты технологии.

Критериями конкурсного отбора лучших учителей выступают:

  • положительная динамика образовательных достижений обучающихся;
  • высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся;
  • высокие результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя;
  • использование современных образовательных технологий;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • повышение квалификации.

Учителя физической культуры проявляют живой интерес к данному конкурсу, однако его критерии заведомо понижают конкурентоспособность большинства физкультурно-педагогических работников образовательных учреждений. Они, как правило, не выполняют функции классного руководителя, что изначально уменьшает их шансы на успешное выступление в конкурсе; отсутствие показателей ЕГЭ по предмету «физическая культура» ввиду отсутствия таковых затрудняет сравнение качества знаний школьников по этому предмету с их знаниями по другим предметам. Сложившаяся практика показывает, что далеко не все учителя физической культуры активно публикуют свои идеи и опыт работы. Таким образом, существуют объективные причины создавшегося положения: в списках победителей конкурсного отбора число учителей физической культуры не соответствует реальному уровню их квалификации, профессионализма и продуктивности работы.

В списках педагогов – победителей ряда регионов страны вообще нет учителей физической культуры. Наряду с этим приятно слышать вести из отдельных субъектов Российской Федерации, где их бывает до 20%. Мы считаем, что данная статистика наряду с прочими показателями характеризует качество и результативность работы региональных служб методического сопровождения учителей физической культуры.

В Курганской области количество учителей физической культуры в списках победителей неуклонно растет. Так в 2006 г. среди 80 педагогов-победителей конкурса было всего 2 учителя физической культуры, что составляет 2,5% от общей численности награжденных, а в 2007 г. – 7 человек. В 2009 г. из 77 педагогов-победителей уже 9 человек представляют физкультурно-педагогическое сообщество Зауралья – 11,7% от общего количества победителей. Данный результат не случаен: он является результатом создания и функционирования сложившейся в Курганской области методической системы подготовки педагогов к указанному конкурсу.

Подготовительную работу мы начинаем за год до начала очередного конкурсного отбора. Первым шагом является неформальный профессиональный отбор педагогов, которые могли бы наиболее достойно представить профессиональное сообщество на конкурсе. В его рамках рассматриваются кандидатуры, представленные методическими объединениями физкультурно-педагогических работников муниципального и учрежденческого уровней. Отбор организует и осуществляет областной методический совет учителей физической культуры, созданный при Институте повышения квалификации работников образования Курганской области, в который входят наиболее авторитетные педагоги региона.

Инструментальной основой неформального профессионального отбора кандидатов на участие в конкурсе является утвержденная областным советом по приоритетному национальному проекту «Образование» Карта отбора лучших учителей (см. Приложение). В ходе неформального отбора определяется реалистичность успешного выступления, выявляются сильные стороны профессионального имиджа педагога, резервы, а также слабые позиции, которые снижают шансы учителя на успех в конкурсе.

Итогом неформальной профессиональной оценки педагогов является формирование списка кандидатур учителей физической культуры, которые будут поддержаны региональным профессиональным сообществом физкультурно-педагогических работников и рекомендованы к участию в формальных конкурсных процедурах. Для каждого педагога, включенного в список, формируется индивидуальная программа подготовки к конкурсу. При этом мы не отказываем в методической помощи и тем педагогам, которых рекомендовали альтернативные общественно-профессиональные сообщества.

В ходе работы с каждым педагогом в рамках индивидуальной программы усиливаются слабые позиции, которые снижали шансы учителя на успех в конкурсе. Например, при отсутствии необходимого количества публикаций он должен подготовить рукопись публикации, при этом ему оказывается методическая помощь, проводится редактирование, и т.д.

Кроме работы с выявленными резервами и слабыми позициями, каждый педагог готовит свой профессиональный портфолио.

Методическое сопровождение подготовки учителей проводится в виде индивидуальных или групповых консультаций и семинаров.

Общий план методических мероприятий для педагогов, участвующих в конкурсном отборе лучших учителей, в течение периода подготовки выглядит приблизительно так:

1) семинар «Нормативно-правовые и организационные основы конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта “Образование”»;

2) семинар «Итоги и анализ участия учителей физической культуры в конкурсном отборе лучших учителей в прошедшем году»;

3) семинар «Осуществление педагогического аудита (самообследования) деятельности учителем физической культуры»;

4) групповая консультация по обобщению педагогического опыта и созданию программы (перспективного плана) профессионального развития;

5) семинар «Технология разработки концепции и целевой программы развития системы физического воспитания в образовательном учреждении»;

6) групповая консультация по созданию собственного сайта или страницы на образовательном портале Курганской области;

7) групповая консультация «Создание профессионального портфолио учителя физической культуры»;

8) семинар «Программно-методическое обеспечение предмета “физическая культура” и его проектирование»;

9) групповая консультация «Подготовка публикаций методического характера»;

10) групповая консультация «Публичное выступление и подготовка к нему».

Благодаря сложившейся в регионе системе подготовки к конкурсу лучших учителей вопреки существующим объективным препятствиям в виде невыгодных для физкультурно-педагогических работников конкурсных критериев удается обеспечить достаточно большое представительство учителей физической культуры в списках педагогов – победителей этого проекта.

Победа в конкурсе, согласно данным наших наблюдений, оказывает мощное стимулирующее влияние на инновационную и методическую активность педагогов. Благодаря конкурсу формируется корпус внештатных методистов областной системы образования. Наконец, хорошие выступления педагогов способствуют утверждению положительного имиджа учителя физической культуры в нашем регионе.

Индивидуальная программа подготовки учителя физической культуры
к участию в конкурсном отборе лучших учителей
в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Критерий отбора Кол-во баллов по
критерию после
неформальной
профессиональной оценки
Недостатки и резервы,
выявленные в процессе
неформальной оценки
Меры, направляемые на
устранение недостатков
по критерию
Сроки выполнения Ожидаемый результат Кол-во баллов после
реализации принятых мер
1 2 3 4 5 6 7
             

Приложение

Карта отбора лучших учителей

Наименование критерия Показатели критерия Инструмент оценки эксперта Шкала оценки
1

Положительная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Максимальный балл – 5

Весовой коэффициент – 2

1.1. Уровень учебных достижений обучающихся за последние три года

1.2. Уровень сформированности общеучебных умений и способов деятельности обучающихся

1.3. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету

1.4. Рост мотивации к изучению предмета

1.1. Сравнение среднего балла по итоговым оценкам по каждому предмету (до сотых) со средними областными показателями (оценивается одна позиция – более значимая)

1.2.1. Анализ представленной информации (оценивается одна из трех позиций – более значимая)

1.2.2. Анализ результатов независимого анкетирования обучающихся (баллы могут суммироваться)

1.3. Анализ представленной информации

1.4. Анализ результатов независимого анкетирования

1.1: 1 – показатели выше средних областных, наблюдается позитивная динамика;
1,5 – показатели значительно выше средних областных, наблюдается положительная динамика

1.2.1: 0,5 – наличие сложившейся системы работы по формированию общеучебных умений и навыков обучающихся;
– наличие разработанной программы по формированию обще­учебных умений и способов деятельности;
1,5 – наличие разработанной программы по формированию общеучебных умений и способов деятельности; осуществляется мониторинг сформированности общеучебных умений и способов деятельности

1.2.2: 0,5 – у 50% обучающихся уровень сформированности общеучебных умений выше среднего;
0,5 – подтверждение независимым анкетированием результатов, представленных учителем

1.3: 0,5 – наличие позитивной динамики количества и качества творческих работ, проектов учащихся

1.4: 0,5 – высокий уровень мотивации учащихся к изучаемому предмету

2

Высокие результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам

Максимальный балл – 5

Весовой коэффициент – 1,5

2.1. Работа с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными особенностями

2.2. Организация внеурочной деятельности по преподаваемому предмету

2.1.1. Анализ представленной информации о системе работы с одаренными детьми (оценивается одна позиция – более значимая)

2.1.2. Анализ материалов: ксерокопии дипломов, грамот, сертификатов за участие в конкурсах, олимпиадах, турнирах (баллы по данному показателю суммируются)

2.2. Анализ представленной информационной справки (баллы по данному показателю суммируются)

2.1.1: 0,5 – использование учителем разных форм в работе с одаренными детьми;
1 – деятельность носит преемственный, систематический характер с учетом возрастных особенностей

2.1.2: 0,5 – наличие призеров муниципальных конкурсов;
0,5 – наличие призеров региональных конкурсов;
0,5 – наличие призеров, лауреатов всероссийских конкурсов

2.2: 0,5 – использование учителем разнообразных форм организации внеурочной деятельности;
0,5 – наличие программы кружка;
0,5 – руководство работой научного сообщества учащихся на основании программы;

0,5 – охват кружковой работой от общего количества обучаемых учеников не менее 15%;
0,5 – наличие зафиксированных позитивных результатов работы

3

Высокие результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя

Максимальный балл – 5

3.1. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, представители социума)

3.2. Сформированность классного коллектива

3.3. Сформированность устойчивого отрицательного отношения к различным формам асоциального поведения

3.1. Анализ представленных материалов: психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

3.2. Анализ представленной информации и результаты независимого анкетирования обучающихся и родителей

3.3. Выявление динамики количества учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете

1 – активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения;
1 – участие учащихся в решении проблем местного социума;
0,5 – наличие органов классного самоуправления;
1 – постоянное взаимодействие с родителями учащихся;
1 – наличие благоприятного психологического климата в классе (по итогам независимого анкетирования);
0,5 – наличие отрицательной динамики правонарушений учащихся (баллы суммируются)
4

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету и воспитательной работе

Максимальный балл – 5

Весовой коэффициент – 2

4.1. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

4.2. Разработка и использование авторской методики

4.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

4.1.1. Анализ представленных материалов учителя по реализуемой технологии и разработанных учебных и методических материалов (баллы суммируются

4.1.2. Анализ материалов, подтверждающих мониторинг результативности внедрения технологии в образовательный процесс

4.2. Анализ представленных материалов по авторской методике

4.3. Анализ представленного опыта использования ИКТ как средства информационного обеспечения, средства обучения и воспитания (баллы по показателю могут суммироваться)

4.1.1: 0,5 – систематическое использование в практике работы образовательных технологий;
1 – наличие авторских учебно-методических разработок по реализуемой технологии: дидактические материалы, рабочие тетради, учебные пособия и т.д.

4.1.2: 0,5 – осуществление мониторинга результативности внедрения технологии в образовательный процесс

4.2: 1 – авторская методика результативна и получила общественное признание

4.3: 0,5 – использование ИКТ как средства информационного обес­печения;
– систематическое использование ИКТ как средства обучения и воспитания

5

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Максимальный балл – 5

5.1. Обобщенный собственный педагогический опыт

5.1.1. Наличие обобщенного собственного педагогического опыта в любой форме описания (статья, модульная анкета, выступление, доклад и т.д.). Анализируется уровень обобщения и соблюдение требований к описанию опыта (актуальность, представление системы работы, результативность)

5.1.2. Практическое приложение к опыту

0,5 – наличие обобщенного опыта на муниципальном уровне;
1 – наличие обобщенного опыта на региональном и федеральном уровне;
– практическое приложение не иллюстрирует описанный опыт работы
0,5 – практическое приложение в полной мере иллюстрирует описанный опыт работы
  5.2. Распространение собственного педагогического опыта в течение трех лет  

5.2. Анализ представленной информации, наличие перечня форм распространения опыта (заверяется МОУО) (оценивается одна из трех позиций – более значимая)

5.2.1. Уровень распространения

0,5 – преобладает муниципальный уровень (более 5 мероприятий);
1 – преобладает региональный уровень (1–2 мероприятия);
1,5 – имеется в наличии федеральный уровень (1 мероприятие)
      5.2.2. Разнообразие форм распространения (оценивается одна из позиций – более значимая) 0,5 – мероприятия однообразны по форме проведения: методические объединения; семинары, конференции;
1 – мероприятия отличает разно­образие форм проведения: мастер-класс, наставничество, школа педагогического опыта, совещания, семинар-практикум
      5.2.3. Анализ списка публикаций в различных научно-методических изданиях (оценивается одна из позиций – более значимая) 0,5 – наличие трех и более публикаций на муниципальном уровне;
– наличие трех и более публикаций на региональном и федеральном уровнях
6

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, наличие ученой степени и научного звания

Максимальный балл – 5

Уровни повышения квалификации педагога Копии подтверждающих документов за последние пять лет (оценивается одна позиция – более значимая) – повышение квалификации на курсах в объеме 72 часов;
2 – повышение квалификации на курсах в объеме 108 часов;
3 – профессиональная переподготовка в объеме свыше 500 часов;
– аспирантура, соискательство (справка);
5 – наличие ученой степени
7

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Максимальный балл – 5

7.1. Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства: уровень конкурсов, степень участия педагога

7.2. Организация профориентационной работы на базе начального, среднего и высшего профессионального образования

7.1. Анализ представленной информации: наличие копий документов, подтверждающих участие в конкурсах (оценивается одна позиция – более значимая)

7.2. Анализ представленной информации: наличие копий учебных планов, учебных журналов, указание авторства элективных курсов и др.

1 – участник одного–двух муниципальных конкурсов;
– победитель муниципального конкурса или лауреат регионального конкурса;
3 – победитель регионального конкурса;
– лауреат, победитель федерального конкурса;
– ведется систематическая работа по профориентации: профориентационные занятия на базе учреждений НПО, высшего и среднего профобразования, организация экскурсий по перечисленным учреждениям. Разработка и реализация программ элективных курсов в сотрудничестве с работниками учреждений профобразования

 

Эдуард Абрамов ,
к.б.н., заведующий Кабинетом физической культуры ИПК и ПРО, Курганской обл. ;
Нина Криволапова ,
проректор по научной работе, д.п.н., ИПКиПРО Курганской области, г. Курган