Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2010
Методика

Не только для девочек

Уроки художественной гимнастики в начальной школе

Окончание. Начало см. в № 4, 5/2010

Сто один далматинец

Злодейка Круэлла де Виль мечтает под Рождество сшить себе шубу из редкой шкуры щенков-далматинцев. Для этого ей потребуется ни много ни мало – сто один безвинный щенок. Вот их-то и похищают подручные де Виль. Родители щенков с помощью многочисленных друзей начинают преследовать и саму злодейку, и ее сообщников.

Задачи:

– обучение удержанию равновесия на одной ноге, другая согнута в колене, и отбив мяча;
– повторение стойки на носках;
– развитие равновесия.

Инвентарь: мяч, скамейка, маты, малые мячи, корзины.

Фото А.Кабанова

Подготовительная часть

Занятие начинается с ходьбы обычным шагом с высоким подниманием бедра, как цапля, высоко поднимая ногу, приставным шагом. Каждое упражнение выполняется по полкруга. Затем дети переходят на бег с изменением темпа, выполняют упражнения на восстановление дыхания, а потом – комплекс ОРУ:

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1–2 – поворот головы вправо;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же влево.

Выполнить 4 раза. Спина прямая, плечи не поднимать.

2. И.п. – руки на пояс.
1–2 – стойка на носках, руки вверх;
3–4 – и.п.

Выполнить 6–8 раз, стараясь тянуться руками как можно выше – «мы растем».

3. И.п. – о.с., руки на пояс.
1–2 – наклон туловища вправо;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же влево.

Выполнить по 4 раза в каждую сторону, повторяя стишок «Тик-так».

4. И.п. – сед на пятках с наклоном вперед.
1–4 – сгибая руки, перейти в упор лежа на животе прогнувшись;
5–8 – и.п.

Выполнить 4–6 раз, представляя, как кошечка, которая прячется от щенков, пролезает под забором.

5. И.п. – упор стоя на коленях. Выполнить наклон назад 4–6 раз, сначала с помощью преподавателя.

Основная часть

1. Повторение упражнения на удержание равновесия на носках с различным положением рук сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

2. Обучение удержанию равновесия на одной ноге, вторая согнута у колена:

– у опоры;
– в середине зала с различным положением рук;
– на скамейке.

Каждое упражнение выполнять по 4 раза. Опорную ногу держать прямой, корпус – ровным.

Учитель. Когда щенки маленькие, они похожи на мячики – так же прыгают и катаются. Попробуем сделать на месте несколько прыжков, как мячики.

3. Обучение отбивам мяча:

– школьники выполняют небольшие прыжки на месте, дошкольники – пружинные движения;
– держа мяч в двух руках, учащиеся выполняют отбив, а преподаватель ловит мяч;
– дети выполняют отбивы в медленном темпе двумя руками, постепенно увеличивая темп.

Заключительная часть

Учитель. Все щенки разбежались, их нужно собрать и привести домой.

По залу раскиданы разноцветные мячики трех цветов, поставлены 3 корзины. Дети по команде преподавателя собирают мячики: каждый цвет – в отдельную корзину.

Винни-Пух и его друзья

Винни-Пух – добрый плюшевый мишка, попадающий в смешные истории. Пятачок – маленький поросенок, друг Винни-Пуха. Он очень боится темноты и многих других вещей и всегда тревожится по самым разным поводам. Но, несмотря на то, что он является очень маленьким существом, поросенок зачастую побеждает свои страхи и совершает отважные поступки.

Статья опубликована при поддержке учебного центра в Ульяновске "Стимул". Учебный центр предлагает Вам пройти курсы массажа, компьютерные курсы, семинары для парикмахеров, ландшафтный дизайн, организация туристического бизнеса и другие интересные курсы. Квалифицированные педагоги, доступные цены, удобный график. Узнать подробную информацию о центре, проводимых курсах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.stimul-kursy.ru/.

Задачи:

– обучение шагам галопа в сторону, выполнению кругов лентой;
– совершенствование навыка удержания равновесия на одной ноге, вторая согнута в колене.

Инвентарь: маты, шведская стенка, скамейка, лента, скакалка.

Подготовительная часть

Под музыку из мультфильма о Винни-Пухе дети передвигаются обычным шагом, затем вперевалку, подражая Винни-Пуху, – по полкруга. Потом школьники изучают шаги галопа в сторону и выполняют комплекс ОРУ:

Фото А.Кабанова

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1–2 – наклон головы вправо;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же влево.

Спина прямая, плечи не поднимать.

Выполнить 4 раза.

2. И.п. – руки на пояс.
1–2 – стойка на носках, руки вверх;
3–4 – и.п.

Выполнить 6–8 раз.

3. Упражнение «Бокс». И.п. – стойка ноги врозь, правую руку выставить вперед, левая согнута перед грудью, пальцы сжаты в кулак.
1–2 – сменить положение рук;
3–4 – и.п.

Выполнить 4–6 раз.

4. И.п. – упор стоя на коленях. Выполнить наклон назад 4–6 раз.

5. Выпады вперед правой, левой ногой. Вы­пол­нить по 4 раза каждой ногой.

6. Поза бабочки.

Фото Л.Новиковой

Основная часть

1. Повторение упражнения на удержание равновесия на одной ноге, вторая согнута в колене:

– в середине зала с различным положением рук;
– на скамейке.

Опорная нога прямая, корпус ровный.

Каждое упражнение выполнять по 4 раза.

2. Обучение выполнению кругов лентой:

– имитация выполнения круга палочкой ленты;
– круговые движения сложенной лентой;
– круговые движения расправленной лентой.

Учитель. Представьте себе, что вы рисуете облака.

3. Упражнения для развития прыгучести:

– запрыгнуть на горку матов;
– спрыгнуть со скамейки;
– спрыгнуть со скамейки, а затем запрыгнуть на маты;
– спрыгнуть со шведской стенки на горку матов.

Каждое упражнение выполнить 6–8 раз.

4. Учитель. Покажите, как Винни-Пух был тучкой и убегал от пчел. Нужно стараться не задевать скакалку, чтобы пчелы вас не заметили.

Дети проползают под натянутой скакалкой, высота которой зависит от их возраста и уровня физической подготовленности.

Выполнить 4 раза.

Заключительная часть

Дети изображают героев сказки: Винни-Пуха, Пятачка, Сову, Кролика, ослика Иа-Иа, а учитель старается отгадать. Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Том и Джерри

Сюжет большинства серий мультфильма сосредоточен на безуспешных попытках кота Тома поймать маленького мышонка Джерри. Но у Джерри много друзей, он быстрый, смелый, ловкий и всегда убегает от Тома.

Задачи:

– разучивание «вертушки» обруча на полу;
– повторение кругов лентой, шагов галопа в сторону;
– развитие ловкости;
воспитание внимания.

Инвентарь: маты, лента, батут, скакалка, обручи.

Подготовительная часть

Занятие начинается с ходьбы обычным шагом и повторения шагов галопа – по полкруга. При отталкивании следует соединять ноги и вытягивать носки. Затем дети выполняют бег по кругу и по диагонали и комплекс ОРУ:

1. И.п. – руки на пояс.
1–2 – стойка на носках, руки вверх;
3–4 – и.п.

Выполнить 4 раза.

2. Упражнение «Бокс». Выполнить 6–8 раз.

3. И.п. – сед, ноги врозь. Выполнить наклоны на полу 4–6 раз, стараясь достать какой-нибудь предмет или игрушку.

4. Выпады вперед правой, левой ногой. Выполнить по 4 раза каждой ногой.

Фото А.Кабанова

Основная часть

1. Повторение выполнения кругов лентой над головой, впереди, справа, слева:

– круговые движения сложенной лентой;
– круговые движения расправленной лентой.

2. Обучение «вертушке» обруча на полу. Можно предложить детям игру: чей обруч прокрутится дольше всех?

3. Повторение ранее разученных элементов акробатики.

4. Прыжки на батуте.

Заключительная часть

Игра «Ловишки». Дети делают себе хвостики из скакалок, изображая мышонка Джерри. Ловишка – кот Том – должен поймать как можно больше мышек. Сначала ловишкой может быть преподаватель.

По окончании игры для расслабления можно предложить им вариант игры «Гномы и великаны», только вместо «Гномы!» учитель произносит: «Джерри!», а вместо «Великаны!» – «Том!».

Лариса Новикова ,
к.п.н., доцент РГУФКСиТ, г. Москва