Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2010
Методика

Физкультура для всех

Еще в начальной школе мне запретили физические нагрузки и определили в специальную медицинскую группу. Для меня это была трагедия. Мне казалось, что я неполноценная, не такая, как все. Еще бы! Одноклассники прыгали, бегали, соревновались в эстафетах… А я? Сидела на лавочке, смотрела на них, завидовала. Казалось, что они – одно целое, я же – как бы вне класса, изгой.

Однако благодаря своим родителям, вопреки и назло всем освобождениям я пришла в спорт. Теперь работаю учителем физической культуры и, когда вижу детей, вынужденных грустно сидеть на лавочке в спортзале, неизменно вспоминаю себя и делаю вывод: на уроках физической культуры должны заниматься все!

Освобождение… От чего?

Учебный год традиционно начинается с изучения медицинских карточек школьников. Выписывая фамилии детей, освобожденных от занятий, учитель знакомится с диагнозами и составляет программу, в которой указывает, что данному ученику можно делать на уроке, а что противопоказано. Так, например, аллергикам в период сезонного обострения нежелательно выполнять упражнения, вызывающие обильное выделение пота, или заниматься на улице во время цветения деревьев. Детям с пониженным зрением необходимо исключить прыжки и подскоки, а также любые упражнения, связанные с силовыми нагрузками.

Такие разные взрослые

Естественно, нужен тесный контакт с родителями таких учеников. К счастью, большинство из них охотно идут на него, потому что понимают, что всё предложенное учителем физкультуры делается для здоровья их детей. Многим родителям предлагается комплекс упражнений, которые они могут выполнять дома вместе с детьми. Важно лишь не переусердствовать с занятиями, так как перегрузки могут навредить ребенку.

К сожалению, есть и другие родители, которые считают уроки физкультуры второстепенными и освобождают своих детей от них искусственным образом. Особенно часто это происходит, если уроки физкультуры стоят в расписании первыми или последними: пускай любимое чадо утром поспит, а вместо последнего урока пойдет в музыкальную школу или на дополнительные занятия иностранным языком. Никто не возражает против интеллектуального и культурного развития школьников, но если ребенок, причем при помощи родителей, будет лишен возможности выполнять активные упражнения и получать необходимую физическую нагрузку, откуда у него возьмутся силы и здоровье, чтобы изучать что-либо дополнительно помимо школьной программы? А сколько радости могут принести ученикам занятия на уроках физической культуры! Освобождение от уроков лишает их этого удовольствия.

Место для каждого

Конечно, изучение диагнозов, разговоры с родителями, контроль за состоянием здоровья ослабленных детей – это дополнительная нагрузка для учителя. Но настоящий педагог всегда сможет поставить себя на место ребенка, которому сказали: «Тебе это нельзя!» – и поймет, как неприятно школьнику чувствовать себя неполноценным, и, конечно, захочет помочь, используя весь свой опыт и знания, не пожалев дополнительных сил и времени.

А место в спортивном зале для каждого ребенка найдется всегда.

Например, на уроках физкультуры в начальной школе освобожденные от занятий учащиеся часто помогают учителю судить игры и эстафеты, подготавливать площадки к уроку. Главное, что они не остаются в стороне от того, что происходит в зале. Тогда слово «освобожденные» просто исчезает из обихода учителя и его учеников.

Но лучше всего, если педагог так сумеет построить урок, чтобы он подходил для каждого ученика. Это сложно, но вполне реально. Один из способов – обучение различным упражнениям с теннисными мячами.

Обучая этому детей, учитель сначала подробно объясняет основные требования по технике безопасности на уроке:

– мяч можно передавать своему партнеру только тогда, когда передающий увидит его ладони;
– по заранее оговоренному сигналу учителя следует быстро взять мяч в руку и поднять его над головой;
– если мяч укатился, нужно идти за ним шагом, а не бежать, чтобы не столкнуться с кем-то из одноклассников и не получить травму.

Все предлагаемые упражнения выполняются под музыку. Их можно использовать как на одном уроке, так и в виде интересного добавления к любому обычному уроку физической культуры. В старших классах подобные уроки можно сочетать с танцевальными движениями.

Индивидуальные упражнения

Мяч над головой

Взять мяч в правую руку, подбросить его над головой и поймать той же рукой.

То же левой рукой.

В этом упражнении обязательно нужно объяснить детям, чтобы они нашли точку выбрасывания мяча – своего рода цель, куда они направляют мяч в упражнении, и смотрели только в нее. Практически все учащиеся допускают одну ошибку – они провожают мяч взглядом на протяжении всего полета. Хорошо, если мяч один, а если их будет десять? Жонглер никогда не следит за полетом своих предметов: он всегда фокусирует взгляд на одном месте – на точке выбрасывания.

Мяч под рукой

И.п. – левая рука вперед, мяч в правой руке. Подбросить мяч под левой рукой, поймать правой.

То же со сменой рук.

Учитель должен напомнить детям о точке выбрасывания.

Мяч под ногой

И.п. – правая (левая) нога впереди. Подбросить мяч поочередно под правой и левой ногой и поймать его.

C правой на левую

И.п. – о.с. Мяч в правой руке. Подбросить мяч правой рукой, поймать левой.

То же со сменой рук. Расстояние между руками – 50–60 см.

Захват мяча сверху

И.п. – правая (левая) рука с мячом впереди, ладонь обращена к полу. Расслабляя правую (левую) руку, мяч слегка подбросить вверх и сразу захватить его сверху этой же рукой.

Захват мяча сверху со сменой рук

И.п. – то же, что и в предыдущем упражнении. Отпуская мяч правой (левой) рукой, сразу же поймать его другой рукой захватом сверху.

То же со сменой рук.

Аплодисменты

И.п. – мяч в правой (левой) руке. Подбросить мяч вверх и поймать его той же рукой. Во время полета мяча нужно успеть сделать один хлопок. Учитель напоминает ребятам о точке выбрасывания. В случае успешного выполнения упражнения можно предложить детям выполнить два, три, четыре и более хлопка или выполнить один хлопок перед собой, а другой за спиной.

То же, захватывая мяч сверху.

Упражнения в парах

Кошка

Учащиеся делятся на пары и располагаются на расстоянии 3–4 м друг от друга. У одного ученика в руках два мяча. Его партнер показывает свои ладошки («кошачьи лапки»), согнув руки в локтях и держа их перед грудью. Перед началом выполнения задания учитель должен подчеркнуть, что бросок мяча осуществляется снизу, а ловля – сверху.

По сигналу учителя ученик с мячами поочередно броском снизу направляет по одному мячу в каждую руку партнера. Потом то же выполняет другой ребенок. Через некоторое время, если у детей все получается, можно усложнить задание, бросая два мяча одновременно. При этом важно обратить внимание ребят на то, что делать это нужно очень точно, прямо в руки партнера.

Метатель

Пары располагаются у стены. Первый номер встает лицом к стене, а второй с двумя мячами – ему за спину. Первый номер сгибает руки в локтях и располагает свои ладони так же, как и в предыдущем упражнении (показывает свои «лапы»). Второй номер поочередно выполняет броски мяча в стенку, в специально обозначенную точку, а первый должен поймать отскочивший мяч поочередно правой и левой рукой. Потом партнеры меняются местами.

Мышка

Учащиеся располагаются на расстоянии 8–10 м друг от друга в широкой стойке ноги врозь. Нужно одновременно «загнать мышку в норку» (прокатить мяч между ногами партнера). Для начала выполнения упражнения партнеры должны давать сами себе команду. При ловле мяча ноги соединять нельзя. По мере освоения упражнения можно усложнить задание: один ученик запускает сразу две «мышки».

Для учащихся, страдающих вегетососудистой дистонией или имеющих проблемы с позвоночником, не рекомендуется выполнять это упражнение. Вместо него лучше предложить детям перебрасывать мяч, как в предыдущем упражнении, но на большее расстояние.

Можно повторить отдельные индивидуальные упражнения для закрепления изученного материала: мяч над головой, мяч под ногой, мяч повторы снять под рукой, захват мяча сверху. Лучше всего предлагать детям те упражнения, которые у них хорошо получались ранее.

Мини-боулинг

Учащиеся располагаются на боковых линиях. Один мяч кладут в середину зала, второй – у одного из партнеров. Задача – выбить своим мячом другой мяч за боковую линию, на которой находится партнер. Броски выполняются поочередно. Проигравший выполняет задание, например, три приседания, после чего игра повторяется.

Учитель напоминает детям, что мяч, лежащий в середине зала, – это и есть точка выбрасывания.

Теннисный массаж

В заключительной части урока все ученики собираются в центре зала. Первые номера ложатся по кругу на живот, кисти рук – под подбородок, локти в стороны. Вторые номера встают у ног первых с мячом в руках. По команде учителя вторые номера начинают делать мячом массаж своим партнерам, начиная с икроножных мышц правой ноги и круговыми движениями поднимаясь вверх к плечам. Важно не затрагивать мячом область позвоночника. Затем массируется левая половина тела партнера, после чего учащиеся меняются местами.

Для того чтобы дети всё сделали правильно, учитель сначала сам должен на одном из них показать, как нужно делать массаж. Только после этого дети выполняют задание самостоятельно.

Черное или белое

После массажа, оставаясь в кругу, будет правильно поговорить с детьми о проведенном уроке, дать им возможность задать вопросы, чтобы учитель знал, что им понравилось, а что – нет на уроке, какие были затруднения в выполнении упражнений, было интересно или неинтересно.

Перед тем как дети начнут выходить из зала, можно предложить им поставить отметку за урок учителю. Для этого можно установить при выходе два ведра: черное и белое. Выходя из спортивного зала, ребята бросают мяч в то ведро, в которое считают нужным: если урок понравился – в белое, если не понравился – в черное. Тогда сразу будет виден результат.

Фото А.МАШКОВЦЕВА

Анна Кирилина ,
учитель физической культуры, школа № 335, г. Москва