Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2010
Методика

Волейбол по кругу

Урок волейбола в 7-м классе

Задачи:

  • закрепить навык приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками;
  • учить умению работать в парах и терпению;
  • содействовать развитию быстроты и координационных способностей.

Инвентарь: набивные мячи, волейбольные мячи, две волейбольные сетки, видеокамера, телевизор, судейский свисток.

Подготовительная часть

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Учитель сообщает задачи урока, напоминает о правилах техники безопасности и профилактики травм пальцев.

Затем учащиеся в ходьбе с изменением направления выполняют комплекс ОРУ, продолжая его на бегу. Учитель обращает внимание на мягкую постановку стоп во время бега.

После этого им предлагаются упражнения для развития ловкости и быстроты. Дети выполняют их на обеих сторонах волейбольной площадки. После выполнения каждого упражнения кратко подводятся его итоги, отмечаются успехи лучших учеников.

  1. Челночный бег с обязательным касанием рукой лицевой (стартовой) линии и двух линий, проведенных между ею и сеткой (см. рис. 1); и с выполнением у сетки имитации блокирования.

    Рис. 1


    Выполнить 2–3 раза.

  2. Учащиеся по сигналу учителя выполняют бег от лицевой линии волейбольной площадки до сетки, затем 3 прыжка, имитируя постановку блока, и возвращаются спиной вперед (см. рис. 2). Особое внимание нужно обратить на технику бега спиной вперед: чаще шаг, смотреть назад через плечо. Данное упражнение дети выполняют сначала на одной половине площадки, затем на другой для лучшего контроля со стороны учителя.
    Затем им предлагаются упражнения для восстановления дыхания.

Рис. 2

Основная часть

Класс делится на три подгруппы. Все учащиеся выполняют упражнения в парах, стремясь не допускать потери мяча.

  1. Прием и передача мяча сверху двумя руками через сетку (см. рис. 3). При приеме руки в локтях согнуты; при передаче – выпрямляются.
  2. Рис. 3

  3. Прием мяча сверху над собой (1), затем передача партнеру через сетку двумя руками сверху (2) (см. рис. 4). Мяч над собой нужно подбрасывать точно вверх на высоту не ниже 70 см, передачу мяча партнеру адресовать очень точно.
  4. Рис. 4

  5. Прием мяча снизу (см. рис. 5) подбрасыванием одной рукой перед собой (1), затем передача снизу над собой, после чего выполнить передачу сверху двумя руками партнеру (2), который ловит мяч (3) и выполняет то же задание. При передаче мяча снизу над собой ноги согнуть, руки высоко не поднимать, а саму передачу осуществлять за счет разгибания ног.

Рис. 5

Каждое упражнение школьники выполняют в течение 6–7 мин., затем меняются местами. После выполнения трех упражнений учитель подводит их итоги, проводит разбор ошибок с указанием способов их исправления, используя видеозапись, которая ведется во время урока.

Кто лучше?

Учащиеся делятся на две группы (см. рис. 6). Одни в парах выполняют прием и передачу мяча сверху над собой, прием и передачу снизу, прием снизу после отскока от пола. Другие сидят на скамейках и ждут своей очереди.

Рис. 6

Через 1,5–2 мин. происходит смена занимающихся. Затем дети располагаются на скамейках, а учитель определяет лучших, обращая внимание на технику выполнения элементов, и выставляет отметки.

Поймай и передай

Класс делится на две группы, которые выстраиваются в две колонны друг напротив друга по разные стороны сетки (см. рис. 7). Направляющий одной из колонн подбрасывает мяч одной рукой, затем выполняет передачу снизу двумя руками через сетку направляющему другой колонны, а сам встает в конец своей колонны. Игрок, располагающийся на другой стороне площадки, ловит мяч и выполняет то же задание. Побеждает команда, которая сделает меньше ошибок.

Затем учитель подводит краткие итоги двух игр, выставляет отметки.

Рис. 7

Заключительная часть

В конце урока учитель предлагает детям выполнить упражнения для развития силы:

  1. Прыжок из полного приседа.
    И.п. – упор присев.
    1 – прыжок вверх, руки вверх;
    2 – и.п.
  2. Сгибание и разгибание рук в упоре:
    • для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, упражнение выполняется с опорой руками о подоконник: мальчики – 10 раз, девочки – 5 раз;
    • для учащихся, отнесенных к подготовительной группе, – с опорой руками о стул: мальчики – 20 раз, девочки – 10 раз;
    • для учащихся основной группы – в упоре лежа на полу: мальчики – 30 раз, девочки – 20 раз.
    Затем учитель подводит итоги урока и сообщает детям домашнее задание.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания учитель предлагает детям выполнить упражнения в парах по принципу круговой тренировки по 1 мин. с перерывом на отдых 1 мин. (см. рис. 8). Задание может быть выполнено в школьном спортивном зале после уроков или на тренировке либо дома во дворе, если позволяют условия.

Рис. 8

  1. Броски набивного мяча весом 1 кг обеими прямыми руками снизу вперед-вверх из положения сидя на скамейках.
    То же в стену.
  2. Игрок выполняет бросок волейбольного мяча от груди в пол; другой – прием снизу после отскока, а затем передачу сверху третьему участнику. Затем партнеры меняются ролями.
  3. Игроки располагаются по разные стороны сетки. Один из них выполняет бросок волейбольного мяча из-за головы через сетку, другой – прием снизу перед собой, можно с последующей передачей через сетку. Затем партнеры меняются ролями.
  4. И.п. – то же. Игрок сначала подбрасывает волейбольный мяч над собой одной рукой, затем выполняет передачу сверху двумя руками через сетку.
  5. И.п. – то же. Встречная передача волейбольного мяча сверху двумя руками через сетку. Нужно стараться не ронять мяч, прием осуществлять на подушечки пальцев.
  6. Броски набивного мяча обеими руками снизу в выпаде. Первый бросок выполнять по прямой точно в руки партнеру, второй – немного влево, третий – немного вправо.
  7. Фото с сайта www.shutterstock.com
  8. Прием и передача волейбольного мяча в стену. Упражнение выполняется индивидуально.
  9. Нападающий удар в стену после предварительного отскока от пола. Упражнение выполняется индивидуально.
  10. Игрок набрасывает волейбольный мяч снизу одной рукой, другой принимает его снизу двумя руками и выполняет обратную передачу. Важно обратить внимание, чтобы при приеме мяча ноги были согнуты.
  11. Игроки располагаются по разные стороны сетки. Один из них подбрасывает волейбольный мяч таким образом, чтобы он попал в лежащий на полу гимнастический мат. Другой подбирает мяч с пола и перекатывает его под сеткой обратно. Через 1 мин. партнеры меняются ролями.

Андрей Евдокимов ,
МОУ "МОШ № 55", г. Казань, Республика Татарстан