Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2010
Методика

Волейбол без ошибок

Советы методиста

Автор данного материала, много лет проработавший учителем физкультуры и методистом, подробно рассматривает ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, и рекомендует упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их. В конце каждого раздела приведены упражнения, которые можно предложить детям в качестве домашнего задания.

Особенности методики

Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для организации и проведения занятий по волейболу школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку с минимальными размерами 7,5×15 м, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, которая может устанавливаться на разной высоте в зависимости от возраста занимающихся. Существенно повышает эффективность учебного процесса применение на уроках специального оборудования и тренажеров.

Фото с сайта www.shutterstock.com

Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия. Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническим элементам игры, формированию умений и навыков, необходимых для волейбола. Последние три урока отводятся на сдачу учащимися контрольных нормативов и совершенствование командной игры. Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задачи необходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части и перед выполнением каждого физического упражнения. В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач, которые предстоит реализовать на следующих занятиях. Следует помнить, что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3–4 задачи. При этом очень важно разграничить основные и второстепенные задачи, реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся. Для создания наиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. Общее ознакомление с игровым приемом.
  2. Выполнение игрового приема в упрощенных условиях.
  3. Изучение технического приема в условиях, приближенных к игровым.
  4. Совершенствование игро­вого приема в групповых упражнениях и игре.

При подборе упражнения следует избегать однообразия, а при выполнении – большого количества повторений. Рекомендуемые задания должны постоянно видоизменяться, дополняться другими. Интерес к занятиям будет выше, если учитель использует соревновательную форму проведения урока: «Кто больше выполнит передач?», «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе?» – и т.д.

Изучая технику игровых приемов, таких как подача, нападающий удар, блокирование, не следует обременять занимающихся многообразием тонкостей – лучше сосредоточить их внимание на главных компонентах: исходное положение, подготовительный период и заключительные фазы игрового приема.

Большую помощь в освоении пройденного материала оказывает выполнение домашних заданий. Это могут быть упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, выносливости; различные упражнения с мячом: передача в стену, удары о пол, как подводящие упражнения к нападающему удару, имитационные упражнения и др.
Таким образом, только правильно организованный учебный процесс, систематическое проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение травматизма, позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования.

Обучение стойкам и перемещениям игрока

Стойки игрока

Различают высокую, среднюю и низкую статические стойки, которые различаются положением ног, рук, туловища, углом между бедром и голенью, расположением общего центра тяжести по отношению к опоре. Высокая стойка применяется для разбега, выполнения нападающего удара и блокирования; средняя – для выполнения передач; низкая – для игры в защите.

Возможные ошибки

  • ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;
  • руки опущены;
  • чрезмерный наклон вперед.

Рекомендуемые упражнения

  • поочередное выполнение стоек на месте;
  • принятие той или иной стойки по сигналу учителя;
  • принятие различных стоек после выполнения каких-либо заданий;
  • подвижная игра «Воробьи и вороны», где исходными положениями являются стойки волейболиста;
  • перемещения по площадке в стойке волейболиста;
  • имитация различных стоек у зеркала.

Перемещения игрока

  1. Ходьба как способ выхода на мяч, принятия правильного исходного положения, а также перемещения вдоль сетки.

    Рекомендуемые упражнения
    • разновидности ходьбы для разминки и укреп­ления суставно-двигательного аппарата ног;
    • перемещения приставными шагами в различных направлениях.

  2. Бег как основной способ перемещения по площадке.

    Рекомендуемые упражнения
    • бег на месте с переходом на ходьбу;
    • бег по прямой;
    • семенящий бег с переходом на бег с высоким подниманием бедра;
    • прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед;
    • бег с прыжками с высоким подниманием бедра и высоким взлетом;
    • рывки с места;
    • чередование обычного бега и бега с ускорением.

  3. Скачок – широкий шаг с безопорной фазой. Применяется в тех случаях, когда расстояние между мячом и игроком настолько велико, что волейболист не успевает приблизиться к мячу, используя приставные или двойные шаги. Часто выполняется после бега, ходьбы (шагов).

    Возможные ошибки
    • после приземления не принимается положение стойки;
    • руки игрока высоко подняты над опорой.

    Рекомендуемые упражнения
    • выполнение широких шагов: после перемещения шагом или бегом скачок вперед или в сторону у определенной отметки;
    • скачок с последующей имитацией технического приема.

  4. Прыжки – основной элемент при выполнении нападающих ударов и постановке блока.

    Возможные ошибки
    • несвоевременность прыжка;
    • несогласованная работа рук и ног;
    • неправильный разбег и выбор места для отталкивания.

    Рекомендуемые упражнения
    • прыжки через скакалку;
    • напрыгивание на предметы разной высоты;
    • серийные прыжки через препятствия;
    • подвижные игры с прыжками: «Чехарда»; «Удочка»;
    • прыжки вверх с места у сетки;
    • толчком одной напрыгивание на две ноги;
    • то же после ходьбы, бега.

Падения

В школьной программе изучаются падение с перекатом на спину и падение с перекатом на бедро – спину.

Рекомендуемые упражнения

  • падение назад из низкого положения с перекатом на спину;
  • принятие низкого исходного положения шагом вперед;
  • падение назад с перекатом на спину и на бедро – спину;
  • то же из широкого выпада;
  • то же после ходьбы, бега.

Домашнее задание: упражнения для развития мышц ног – бег с ускорением, прыжки на двух ногах, прыжки через скакалку.

Обучение передачам мяча

Передача сверху

Особое внимание уделяется положению рук и кистей.

Возможные ошибки

  • несвоевременный выход к мячу;
  • неправильное исходное положение перед выходом для приема мяча;
  • несимметричное положение кистей;
  • прием мяча на уровне груди или за головой;
  • несогласованность в движениях рук, туловища, ног.

Рекомендуемые упражнения

  • принятие исходных положений для выполнения верхних передач на месте после различных перемещений;
  • вкладывание мяча в руки, проверяя положение кистей, пальцев и степень их напряжения;
  • в парах: один игрок набрасывает мяч, другой принимает исходное положение для передачи и ловит его;
  • то же, но мяч подбрасывается несколько вперед или в сторону;
  • передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре;
  • в парах: один игрок подбрасывает мяч вверх и двумя руками сверху передает его партнеру, тот ловит мяч;
  • в парах: один игрок набрасывает мяч другому, тот верхней передачей возвращает мяч;
  • группа расположена по кругу, в центре – учитель, который выполняет передачу поочередно на занимающихся;
  • в парах: выполнение верхних передач друг другу с изменением расстояния между учениками в различных направлениях;
  • то же через сетку, устанавливаемую на разной высоте;
  • подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».

Передача снизу

Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку.

Возможные ошибки

  • несвоевременный выход к мячу;
  • неправильное положение и движение рук;
  • несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;
  • отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.

Рекомендуемые упражнения

  • имитационные движения для уточнения положения рук, одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с активной работой ног;
  • в парах: один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей;
  • удар о пол мячом, затем перемещение и нижняя передача партнеру;
  • выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте, в движении;
  • прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.
  • подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».

Передача двумя руками за голову

Применяется при перебивании мяча через сетку, выполнении скрытых передач для нападающего удара.

Возможные ошибки

  • несвоевременный выход к мячу;
  • неправильное исходное положение перед приемом мяча и передачей;
  • несимметричное положение кистей;
  • отсутствие наклона назад.

Рекомендуемые упражнения

  • в тройках: ученики располагаются на одной прямой. Первый номер точно набрасывает второму мяч, тот выполняет передачу третьему, затем поворачивается на 180° и, получив обратную передачу от третьего, выполняет передачу за голову первому номеру;
  • в парах: игрок выполняет передачу мяча над собой и, повернувшись на 180°, посылает его партнеру.

Перебивание мяча кулаком

Рекомендуемые упражнения

  • отбивание кулаком мяча, подвешенного у края сетки, – с места, с разбега, лицом, боком, спиной к сетке;
  • учитель набрасывает мяч на сетку, а ученики отбивают кулаком в прыжке;
  • учитель передачей посылает мяч к сетке. Занимающиеся по очереди выходят к сетке, выполняют вторую передачу вдоль сетки или перебивание кулаком, если передачу выполнить нельзя.

Домашнее задание: передача мяча двумя руками сверху (снизу) над собой в стену.

Обучение подачам мяча

Наибольшие сложности при обучении этому элементу вызывают исходное положение, подбрасывание и удар по мячу.

Нижняя прямая подача

Возможные ошибки

  • неправильное исходное положение;
  • неточное подбрасывание мяча;
  • сгибание руки в локтевом суставе при ударе.

Рекомендуемые упражнения

  • нижняя прямая подача теннисного мяча в парах;
  • то же в стену;
  • нижняя прямая мяча, подвешенного на шнуре;
  • нижняя прямая подача в стену и прием отскочившего мяча;
  • подача мяча через сетку, постепенно увеличивая расстояние с 4 до 9 м;
  • подача мяча на точность в правую или левую, дальнюю или ближнюю от сетки половины площадки.

Верхняя прямая подача

Возможные ошибки

  • неправильное исходное положение;
  • неточное подбрасывание мяча;
  • недостаточный или чрезмерный замах рукой для удара;
  • кисть бьющей руки слишком расслаблена.

Рекомендуемые упражнения

  • имитация подачи;
  • подбрасывание мяча из исходного положения для выполнения верхней прямой подачи;
  • подбрасывание теннисного или небольшого резинового мяча и удар по нему сверху одной рукой;
  • подача мяча, установленного в держателе;
  • подача мяча в стену с расстояния 6–9 м;
  • подача мяча через сетку с увеличением расстояния с 4 до 9 м;
  • подача мяча на точность, на силу.

Домашнее задание: упражнения на развитие мышц верхних конечностей, имитация исходного положения при подаче у зеркала.

Обучение атакующим действиям

Основным атакующим элементом волейбола является прямой нападающий удар. Техника его выполнения состоит из разгона, прыжка, замаха и удара. Своевременность выхода на мяч зависит от высоты и скорости передачи.

Возможные ошибки

  • несвоевременный и неточный разбег и прыжок;
  • отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;
  • несогласованные движения рук и ног при отталкивании мяча рукой, согнутой в локтевом суставе;
  • кисть не накрывает мяч сверху.

Рекомендуемые упражнения

  • разбег и прыжок толчком двух ног с имитацией удара при метании теннисного мяча через сетку в прыжке – с места, с разбега;
  • подбрасывание теннисного мяча вверх и нападающий удар в прыжке через сетку;
  • прямой нападающий удар по мячу, установленному в держателе;
  • нападающий удар в установленном месте после собственного подбрасывания мяча;
  • выполнение нападающих ударов с разных зон – по ходу, по линии;
  • выполнение обманных ударов (скидок).

Домашнее задание:

  • упражнения для развития прыгучести, для мышц плечевого пояса;
  • бросок мяча в пол стоя у стены так, чтобы после отскока он ударялся в стену и возвращался обратно к занимающемуся;
  • игра в бадминтон.

Обучение приему мяча

При приеме мяча, летящего с большой скоростью, важно амортизировать удар, одновременно снижая свой центр тяжести.

Возможные ошибки

  • неправильный выбор места;
  • неготовность к приему мяча;
  • несвоевременный выход к летящему мячу;
  • встречное движение руками к мячу без учета скорости его полета и траектории;
  • сгибание рук в локтевых суставах.

Рекомендуемые упражнения

  • передача мяча двумя руками снизу в парах – сильный и точный бросок партнеру; тот выполняет прием и передачу бросающему двумя руками снизу;
  • то же, но сначала выполнить прием и передачу мяча над собой;
  • прием силовых подач, нападающих ударов;
  • прием мяча в сочетании с падением;
  • прием мяча с перекатом на спину;
  • то же с перекатом на бедро – спину;
  • прием мяча, набрасываемого немного вперед;
  • то же в сторону;
  • то же после выполнения нескольких передач друг другу двумя руками сверху (снизу).

Обучение блокированию

Важно научить детей правильному принятию исходного положения для блокирования, перемещению, выбору места и времени для прыжка на блок, а также постановке рук при блокировании.

Возможные ошибки

  • неправильный выбор места для отталкивания при выполнении прыжка;
  • несвоевременный прыжок;
  • касание руками сетки;
  • неправильная постановка рук при блокировании;
  • неправильная постановка кистей;
  • широкое разведение рук.

Рекомендуемые упражнения

  • выполнение прыжков для блокирования с места и в движении после приставного шага влево и вправо;
  • то же после двойного шага;
  • перемещение вдоль сетки; по сигналу – остановка и прыжок с выносом ладоней над сеткой;
  • перемещение у сетки;
  • остановка и прыжок вверх с касанием ладонями подвешенного над сеткой мяча;
  • ученики располагаются в зонах 4, 3, 2; по команде учителя игрок из зоны 3 перемещается к игроку в зоне 2 и вместе с ним имитирует блокирование;
  • то же с игроком зоны 4, стоя на возвышении;
  • блокирование нападающих ударов, выполняемых по подвешенному мячу;
  • то же, но с выполнением прыжка при блокировании;
  • в парах у сетки: один игрок подбрасывает мяч и выполняет нападающий удар, другой блокирует его;
  • одиночное и групповое блокирование нападающих ударов.

При обучении блокированию обязательно нужно учить детей страховать блокирующих: выбрать место и стойку при страховке, выполнить самостраховку.

Возможные ошибки

  • неправильный выбор места;
  • высокая стойка;
  • нерациональный способ приема мяча.

Рекомендуемые упражнения

  • в парах: стоя друг за другом лицом к стене, сзади стоящий игрок выполняет бросок (удар) в стену, а партнер должен поймать мяч;
  • то же, но после отскока мяча выполнить передачу над собой;
  • в парах: один игрок выполняет нападающий удар в блок, другой принимает мяч, отскочивший от блока;
  • в парах: один игрок выполняет удар в край блока, другой на противоположной площадке старается принять мяч, отскакивающий от блока.

Домашнее задание: упражнения для развития прыгучести – прыжки вверх с касанием двумя руками специальной отметки.

Владимир Семенов