Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2010
Методика

Не только для девочек

Уроки художественной гимнастики в начальной школе

Продолжение. Начало в № 4/2010

Гарри Поттер и Школа волшебства

В Хогвартской школе чародейства и волшебства Гарри Поттер попадает в водоворот невероятных приключений. Он изучает квиддич, играет в захватывающую игру живыми шахматными фигурами, встречается с Темным Волшебником, который хочет его уничтожить. Главная цель Гарри и его друзей Рона и Гермионы – стоять на страже добра.

Задачи занятия:

  • обучение кувырку вперед, махам ленты;
  • совершенствование кувырка боком;
  • содействие развитию координации.

Инвентарь: маты, лента.

Подготовительная часть

Упражнения в ходьбе на носках, руки за спину; на пятках, руки за голову; высоко поднимая колени, руки на пояс, и в полуприседе – все упражнения по полкруга. Необходимо следить за осанкой.

Затем ребята выполняют комплекс ОРУ:

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
    1 – поворот туловища налево, левую руку отвести в сторону;
    2 – и.п.;
    3–4 – то же вправо.
    Выполнить по 4 раза в каждую сторону, плечи не поднимать.
  2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
    1–2 – поднять плечи вверх;
    3–4 – и.п.
    Выполнить 8 раз. Поднимать плечи, изображая удивление.
  3. Пружинистые движения руками в положениях руки вперед и в стороны. Выполнить по 8 раз.
  4. Волнообразные движения руками в различных направлениях: одновременные и попеременные. Это упражнение помогает сказочным героям правильно выполнять движения волшебной палочкой.
  5. И.п. – сед, руки в стороны.
    1–3 – 3 пружинистых наклона вперед. Руками коснуться носков ног, ноги в коленях не сгибать;
    4 – и.п.
    Выполнить 8 раз.
  6. И.п. – упор присев.
    1–2 – левую ногу отвести в сторону;
    3–4 – и.п.;
    5–8 – то же с другой ноги.
    Выполнить 8 раз. Это упражнение поможет Гарри Поттеру ловко держаться на метле модели «Нимбус-2000».

Основная часть

Акробатика, особенно кувырки, всегда помогала Гарри Поттеру в игре в квиддич.

  1. Повторить перекаты в группировке – 4 раза.
  2. Повторить кувырок боком – по 4 раза каждым боком.
  3. Выполнить кувырок вперед с небольшого возвышения с помощью преподавателя, затем самостоятельно.
  4. Выполнить хват палочки короткой ленты прямой рукой.
  5. Выполнить махи руками со сложенной лентой в разных направлениях, вспомнив, как Гарри исполнял желания с помощью волшебной палочки.
  6. Выполнить махи руками с развернутой лентой – 8 раз.

Заключительная часть

На этом этапе занятия проводится игра «Совушка», во время которой дети применяют ранее разученные акробатические элементы и махи с лентами.

Приключения Немо

Главные герои этой истории – две рыбки-клоуна, живущие на Большом Барьерном рифе, – Марлин и его сын Немо. Немо становится жертвой дайвера – дантиста из Сиднея, который ловит его и сажает в аквариум. Марлин, никогда в жизни не покидавший свой риф, отправляется в открытый океан на по­иски своего сына. В наполненном опасностями путешествии его сопровождает Дори – очень дружелюбная и чрезвычайно забывчивая рыбка. Тем временем отчаянный пленник и его заточенные в аквариуме друзья по несчастью вынашивают план побега из стеклянной тюрьмы...

Задачи занятия:

  • обучение стойке на лопатках, перекатам мяча по полу;
  • совершенствование кувырка вперед, махов лентой;
  • содействие развитию силы.

Инвентарь: мячи, ленты, маты, скамейки, батут.

Подготовительная часть

Дети выполняют ходьбу обычным шагом с различными положениями рук – по полкруга, затем бег со сменой направления по заданию учителя и ходьбу в полуприседе. Необходимо следить за правильным дыханием и осанкой.

После упражнений в ходьбе и беге ребятам предлагается комплекс ОРУ:

  1. И.п. – о.с. 1 – правая рука в сторону; 2 – и.п.;
    3 – левая рука в сторону; 4 – и.п.
    Выполнить 8 раз. Следить за осанкой.
  2. И.п. – руки перед грудью, ладони сомкнуть. Выполнять плавные волнообразные движения руками, изображая рыбку Немо.
  3. И.п. – о.с. 1–2 – присесть, руки вперед;
    3–4 – и.п.
    Выполнить 8 раз. Стараться выполнять присед с прямой спиной.
  4. Поза голубя.
    Поза голубяВ положении полушпагата прогнуться назад, плечи держать ровно. Удерживать позу 8–10 сек.
    И.п. – лежа на животе, руки вперед.
    1–4 – оторвать руки и ноги от пола, принять позу рыбки;
    5–8 – вернуться в и.п.
    Выполнить 4 раза. Если ребенку трудно держать ноги прямыми, их можно согнуть.

Основная часть

  1. Обучение стойке на лопатках:
    • перекаты в группировке;
    • стойка на лопатках с согнутыми ногами с помощью преподавателя;
    • стойка на лопатках – сначала с помощью преподавателя, затем самостоятельно. Упражнение стараться выполнить красиво, с прямыми ногами («березка»).
    Каждое упражнение выполнить по 8 раз.
  2. Повторить махи лентой в разных направлениях, на приставных шагах, изображая лентой морские волны.
  3. Перекатывание мяча по полу. Сначала преподаватель стоит в центре круга, а дети катят ему мяч, затем друг другу в парах в в седе, ноги врозь, друг напротив друга на небольшом расстоянии.
  4. Преодоление полосы препятствий. Рыбка Немо с помощью своего папы вместе с друзьями убегает из аквариума, преодолевает все препятствия и возвращается домой.
    На полосе препятствий дети должны выполнить следующие задания:
    • пролезть через несколько обручей;
    • по наклонной скамейке подняться на шведскую стенку;
    • приставными шагами продвигаться по ней и спуститься по второй наклонной скамейке;
    • сделать 3 прыжка на батуте, спрыгнув на горку матов.
    Стараться все упражнения выполнять как можно быстрее.

Заключительная часть

Игра «Море волнуется – раз…». Дети изображают морских обитателей, а преподаватель пытается их отгадать.

Повторить 8 раз.

Удивительный Человек-паук

Питер Паркер – очень способный подросток-сирота. Он отличник, но из-за этого подвергается насмешкам сверстников, зовущих его «книжным червем». Однажды он получает паучьи сверхспособности – супергибкость, суперсилу, способность передвигаться по стенам и феноменальную прыгучесть. Человек-паук вступает в борьбу со злом.

Задачи занятия:

  • обучение вращению скакалки;
  • совершенствование выполнения стойки на лопатках;
  • укрепление мышц сводов стопы;
  • содействие развитию гибкости.

Инвентарь: маты, скакалки, шведская стенка, мячи.

Подготовительная часть

Дети выполняют ходьбу с различным положением рук, приставной шаг, ходьбу, изображая паука. Каждое упражнение выполняется по полкруга. Важно следить за правильным дыханием и за осанкой.

Затем учащиеся выполняют комплекс ОРУ:

  1. И.п. – о.с.
    1 – правая рука на пояс;
    2 – руки на пояс;
    3 – правая рука к плечу, левая рука на пояс;
    4 – руки к плечам;
    5 – правая рука вверх, левая рука к плечу;
    6 – руки вверх;
    7–8 – 2 хлопка над головой.
    На следующие 8 счетов упражнение выполняется в обратном направлении – вниз – и завершается двумя хлопками по бедрам.
    Выполнить 8 раз – сначала медленно, потом постепенно увеличивая темп.
  2. И.п. – руки вверх.
    1–3 – выполнить 3 пружинистых наклона вперед;
    4 – и.п.
    Выполнить 8 раз, стараясь держать колени прямыми; наклон выполнять как можно ниже.
  3. И.п. – сед.
    1–2 – вытянуть носки;
    3–4 – взять носки на себя;
    5–8 – поочередные движения правой и левой стопами.
    Выполнить 4 раза.
  4. Поза черепахи.
    Поза черепахиЭта поза очень напоминает паука. Удерживать ее в течение 8–10 сек.
  5. Упражнение в парах. И.п. – сед, ноги врозь, лицом друг к другу. Взявшись за руки, выполнять поочередные наклоны вперед, плавно без рывков.Упражнение в парах
  6. Поза бабочки. Такие упражнения помогли Человеку-пауку стать гибким.Поза бабочки

Основная часть

  1. Повторение стойки на лопатках. Выполнить 4 раза с различным положением ног.
  2. Обучение вращению скакалки:
    • имитация работы кистью;
    • вращение скакалки, сложенной вчетверо;
    • вращение скакалки, сложенной вдвое.
  3. Преодоление полосы препятствий.
    Приходя на помощь людям, Человек-паук показывает чудеса ловкости, преодолевая разные препятствия. Это упражнение помогло Человеку-пауку научиться пользоваться паутиной.
    Дети должны выполнить следующие задания:
    • проползти по матам по-пластунски;
    • прокатить по скамейке мяч;
    • залезть на шведскую стенку;
    • с небольшой высоты спрыгнуть на горку матов.
    Выполнить 8 раз.

Заключительная часть

Детям предлагается на заданную музыку придумать танец Человека-паука.

Ледниковый период

Строгий и серьезный мамонт Манфред и надоедливый болтун ленивец Сид по воле судьбы становятся единственной надеждой на спасение человеческого младенца от саблезубых тигров. За время путешествия с Манфредом, Сидом и младенцем у саблезубого тигра Диего, который сначала хотел отнять ребенка, меняется отношение к ним, и он становится добрее. В итоге им удается встретить людей и отдать им младенца, после чего Манфред, Сид и Диего становятся лучшими друзьями.
Параллельно развивается еще один сюжет – белка гонится за орехом.

Задачи занятия:

  • обучение равновесию – стойке на носках;
  • закрепление техники вращений скакалки;
  • закрепление техники кувырка вперед;
  • содействие развитию быстроты;
  • воспитание внимания.

Инвентарь: скакалки, мячи, скамейки, маты, кегли.

Подготовительная часть

Дети выполняют ходьбу обычным шагом и с высоким подниманием бедра – по полкруга, затем ходьбу «змейкой» и бег по диагонали спортивного зала. Необходимо следить за осанкой.

После этого ребята выполняют комплекс ОРУ:

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
    1–2 – поворот головы направо;
    3–4 – и.п.;
    5–8 – то же налево.
    Выполнить по 4 раза в каждую сторону. Спину держать прямо, плечи не поднимать.
  2. Игра «Запрещенное движение».
  3. И.п. – руки на пояс.
    1–2 – руки вверх, подняться на носки, стараясь тянуться руками вверх как можно выше;
    3–4 – и.п.
    Выполнить 6–8 раз.
  4. Поза кобры.
    Поза кобрыИ.п. – лежа на животе, руки согнуты у груди, ладони упираются в пол.
    1–4 – выпрямить руки, прогнуться;
    5–8 – вернуться в и.п.
    Выполнить 4–6 раз плавно, без рывков.
  5. Поза лука.
    Поза лукаНеобходимо держать ровно спину и плечи.
    Это упражнение можно выполнять с мячом.
    Выполнить 4–6 раз.

Основная часть

  1. Повторить вращения скакалкой вперед – назад на месте, в ходьбе, на бегу.
  2. Повторить кувырок вперед.
    Обучение равновесию в стойке на носках с различными положениями рук – сначала у опоры, затем без нее.
  3. Перепрыгнуть или перешагнуть через качающуюся скакалку 4–6 раз, постепенно увеличивая высоту.
  4. Игра «Догони мяч». Преподаватель катит мяч, дети догоняют его по одному.

Учитель. Вспомним белку, которая никак не могла догнать орех в «Ледниковом периоде». Надеюсь, у вас получится!

Заключительная часть

Игра «Мамонты и ленивцы». Дети изображают этих животных, а преподаватель старается угадать.

Продолжение следует.

Лариса Новикова ,
к.п.н., доцент РГУФКСиТ, г. Москва