Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2010
Методика

Не только для девочек

Уроки художественной гимнастики в начальной школе

Художественная гимнастика – сложнокоординационный олимпийский вид спорта. Красота, музыка, гармония, пластика, яркие костюмы и предметы привлекают к занятиям художественной гимнасткой большое количество девочек. Но не только девочкам интересны занятия с предметами под музыку – в последнее время к ним приобщаются и мальчики. Скоро в Москве начнет работать программа «Звездные дети», которая предусматривает совместные занятия для детей в возрасте от 3 лет.

Предлагаем вашему вниманию разработки уроков художественной гимнастики, которые можно использовать на физкультурных занятиях с младшеклассниками и дошкольниками независимо от пола.

Движение – это жизнь

С момента рождения движение для ребенка становится не только средством физического развития, но и способом сбора информации, познания себя и окружающего мира. При этом важным фактором формирования личности является стремление к двигательно-познавательной деятельности, постепенно и своевременно формирующей необходимый двигательный опыт. Занятия гимнастикой наиболее полно отвечают физиологическим особенностям растущего организма, удовлетворяют природную потребность детей в двигательной активности, которая является главным источником нормального роста, развития и функционирования организма.

Цель художественной гимнастики – гармоничное развитие детей, всестороннее совершенствование их двигательных способностей. Занятия гимнастикой формируют красивую осанку, чувство ритма, а использование ее упражнений на уроках в начальных классах позволит в значительной мере повысить эмоциональный фон занятий.

Просто и доступно

Для проведения урока желательно иметь ковровое покрытие, маты, зеркало, магнитофон, шведскую стенку, скамейки, скакалки, мячи разного объе­ма, обручи разного диаметра, ленты длиной 2–4 м.

Основными средствами художественной гимнастики, рекомендованными для использования на уроках в начальных классах, являются:

1) упражнения без предметов:

– ОРУ, упражнения для овладения навыком правильной ходьбы, формирования правильной осанки, бег в разном темпе, со сменой направления;
– разновидности ходьбы: на носках, в полуприседе, в приседе, на внутренней и внешней стороне стопы, высокий шаг, острый шаг, скрестный шаг, приставной шаг, переменный шаг, шаги галопа, шаги польки, шаги вальса;
– упражнения в равновесии: стойка на носках, удержание равновесия на правой, затем на левой ноге, вертикального равновесия, бокового равновесия;
– наклоны: вперед, в сторону, назад;
– волнообразные движения руками: вертикальные и горизонтальные, одновременные и последовательные;
– упражнения в партере из исходных положений сидя, лежа на спине, на животе для развития различных мышечных групп;
– упражнения в партере для формирования и укрепления сводов стопы;

2) акробатические упражнения:

– упор присев, группировка, перекаты в группировке, боковой кувырок, кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, «мост» из положения лежа, стоя, стойка на руках, переворот боком («колесо»);

3) хореографические упражнения:

– элементы классического экзерсиса, элементы характерного танца;

4) упражнения с предметами:

– упражнения со скакалкой: махи, круги, вращения, прыжки;
– упражнения с обручем: махи, круги, вращения обруча на одной руке, на талии, перекаты по полу в различных направлениях, передачи обруча из одной руки в другую, пролезания в обруч;
– упражнения с мячом: махи, передачи, отбивы – однократные, многократные, со сменой ритма; броски и ловли, перекаты мяча – по телу, по полу;
– упражнения с лентой: махи, круги, «восьмерки», «змейки», спирали;

5) музыкально-двигательное обучение:

– воспроизведение характера музыки через движение, музыкально-двигательные задания, музыкальные игры;

6) подвижные игры.

Примеры занятий

Путешествие Маугли и его друзей

Преподаватель рассказывает детям о Маугли и его друзьях – пантере Багире, удаве Каа, медведе Балу, волке Акеле. Можно проиллюстрировать рассказ рисунками или видеоматериалом.

В джунглях засуха, давно не было дождей. Маугли должен провести своих друзей к водопою через полные опасностей джунгли.

Задачи занятия:

– обучение вису;
– содействие развитию координационных способностей;
– воспитание взаимопомощи.

Инвентарь: скамейки, шведская стенка, кольца, маты, скакалки.

Подготовительная часть

Учитель. Для того чтобы провести животных к водопою, нужно быть сильным и ловким. Начнем с разминки.

Детям предлагается выполнить ходьбу обычным шагом, на носках, в полуприседе, с имитацией походки животных – медведя, пантеры. Каждое упражнение выполняется по полкруга. Важно следить за тем, чтобы спина была прямая, а плечи расправлены. Затем дети выполняют комплекс ОРУ:

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.


1 – наклон головы вперед;

2 – и.п.;

3 – наклон головы назад;

4 – и.п.
Выполнить 6–8 раз. Следить за осанкой.

2. Учитель. Чтобы пройти через джунгли, раздвигаем лианы и видим на своем пути хищников. Нужно спрятаться!

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты перед лицом, ладони наружу.

1–2 – руки в стороны, предплечья вверх;

3–4 – и.п.

Выполнить 6–8 раз.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1–2 – наклон туловища влево;


3–4 – и.п.;

5–6 – наклон туловища вправо;

7–8 – и.п.

Выполнить по 4 раза в каждую сторону. Учитель проговаривает вместе с детьми:

Тик-так, тик-так – весь день вот так.
Так-тик, так-тик – я так привык!

Дети должны отгадать эту загадку.

4. И.п. – стоя друг напротив друга, держась за кольца, правая рука согнута на уровне груди, левая прямая. Меняя положение рук, партнеры оказывают небольшое сопротивление друг другу.

1–2 – сменить положение рук;

3–4 – и.п.

Выполнить по 4 раза каждой рукой.

5. Кошечка.

И.п. – упор на коленях.

1–2 – прогнуться в пояснице;

3–4 – выгнуть спину, держа ее круглой.

Выполнить 8 раз, подражая пантере Багире.

6. И.п. – сед, руки в стороны.

1–3 – три пружинистых наклона вперед, руками коснуться носков;

4 – и.п.

Выполнить 8 раз. Наклон стараться выполнять не сгибая ног в коленях.

Основная часть

Учитель. В путешествии по джунглям придется много передвигаться на руках по лианам.

Обучение вису:

– сначала выполнить хват сверху на низкой перекладине или низкой рейке шведской стенки;
– стоя на носках, выполнить хват сверху за перекладину или рейку шведской стенки согласно своему росту (вис стоя);
– выполнить вис на низкой перекладине с помощью преподавателя.

Учитель. Теперь мы готовы к сложному путешествию. Нам предстоит проползти по подземному ходу (маты), преодолеть горные хребты (наклонная скамейка), лианы (шведская стенка), пройти над пропастью по лианам (две протянутые скакалки).

Сначала нужно дать детям опробовать каждую станцию по отдельности, и лишь потом можно переходить к преодолению всей полосы препятствий.

Заключительная часть

1. Дети изображают героев сказки «Маугли», а преподаватель старается их угадать.

2. Учитель. Все животные очень устали, пора отдохнуть.

Дети ложатся на маты и закрывают глаза в позах своих героев.

Приключения Буратино

В начале урока учитель предлагает детям вспомнить главных героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: Буратино, папу Карло, Мальвину, Пьеро, пуделя Артемона, черепаху Тортилу, Карабаса-Барабаса, кота Базилио, лису Алису, Дуремара.

Учитель. Ребята, нужно помочь Буратино и его друзьям найти золотой ключик, который откроет потайную дверь, ведущую к театру кукол. Для этого нужно научиться выполнять новые упражнения, быть внимательными, сильными, ловкими.

Задачи занятия:

– обучение положению «группировка», приставному шагу;
– повторение виса;
– содействие развитию силы;
– воспитание внимания.

Инвентарь: маты, скамейки, перекладина, кегли, мяч.

Подготовительная часть

Под музыку из кинофильма «Приключения Буратино» дети выполняют ходьбу обычным шагом – полкруга – и с высоким подниманием бедра, как цапля, – полкруга, затем передвижение «змейкой», после чего разучивают приставной шаг и переходят к ОРУ:

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1–2 – поворот головы направо;
3–4 – и.п.;
5–6 – поворот головы налево;
7–8 – и.п.

Выполнить 4 раза. Следить за тем, чтобы спина была прямая, а плечи не поднимались.

2. И.п. – руки на пояс.
1–2 – стойка на носках, руки вверх;
3–4 – и.п.

Выполнить 6–8 раз. Тянуться вверх как можно выше.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1–2 – наклон туловища вправо;
3–4 – и.п.;
5–6 – наклон туловища влево;
7–8 – и.п.

Выполнить 4 раза. Выполняя упражнение, повторять загадку «Тик-так».

4. Изобразить кошечку, пролезающую под забором.
И.п. – сед на пятках с наклоном.
1–4 – сгибая руки, перейти в упор лежа на бедрах;
5–8 – вернуться в и.п.

Выполнить 4–6 раз.

5. И.п. – лежа на спине, согнув ноги. Выполнять упражнение «Велосипед» – 30–40 сек.

Основная часть

Обучение положению группировки.

Учитель. На пруду у черепахи Тортилы много маленьких черепашек, которые прячутся в свой панцирь. Попробуем спрятаться так же, как они, чтобы нас не нашел злой Карабас-Барабас.

Присев, нужно обхватить руками голень, подбородок прижать к груди.

1. И.п. – сед, согнув ноги, руки в стороны.
1–4 – принять группировку;
5–8 – и.п.

Выполнить 4–6 раз.

2. И.п. – лежа на спине.
1–4 – принять группировку;
5–8 – и.п.

Выполнить 4–6 раз.

3. И.п. – сед в группировке. Выполнить перекаты на спине 4–6 раз.

Затем дети преодолевают полосу препятствий:

– пробегают или проходят «змейкой» кегли;
– пролезают через обруч;
– проползают по матам;
– выполняют вис;
– забрасывают мяч в стоящую на полу корзину.

Сначала они пробуют выполнить отдельные упражнения и лишь потом – всю полосу препятствий.

Заключительная часть

Учитель. Дети, вы сегодня научились выполнять много новых упражнений и очень старались. Но чтобы помочь Буратино и найти ключик, надо быть не только сильными и ловкими, но еще и внимательными. Поиграем с вами в игру «Вызов номеров».

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонну по два. На расстоянии 10 м от учеников, стоящих первыми, установлены разворотные стойки или кегли, которые нужно обежать. Ученикам присваиваются номера по порядку или даются имена героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Учитель по своему усмотрению называет номера или персонажей, и эти дети начинают соревноваться друг с другом. Победитель каждого забега приносит 1 очко своей команде.

Затем проводится игра «Фигуры». Ученики изображают героев сказки, а учитель отгадывает.

Наш друг – светофор

Учитель

Свет зеленый светофора –
Пyть свободен, пешеход!
Красный – стой, а желтый – скоро
Можешь двигаться вперед!

Задачи занятия:

– обучение махам с обручем, боковому кувырку;
– повторение группировки, приставного шага;
– содействие развитию быстроты;
– воспитание внимания.

Инвентарь: скамейки, шведская стенка, обручи, маты, скакалки.

Подготовительная часть

Вначале дети выполняют ходьбу обычным шагом, со сменой положений рук, «паровозиком» – положив руки на пояс впереди стоящего, приставным шагом по кругу. Каждое упражнение выполняется по полкруга. Учитель обращает внимание на необходимость сохранения правильной осанки. Затем учащиеся выполняют ОРУ.

Учитель. Давайте представим, что мы регулировщики.

1. И.п. – о.с.

1 – руки в стороны;


2 – руки вверх;

3 – руки в стороны;

4 – и.п.

Выполнить 8 раз – сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп.

2. И.п. – о.с.

1–4 – наклон вперед, руки вперед параллельно полу;

5–8 – и.п.

Выполнить 6–8 раз. При наклоне смотреть друг на друга, колени прямые, спина ровная.

3. Игра «Великаны и гномы».

4. Поза собаки (разновидность упора стоя).


5. Поза кобры.
И.п. – лежа на животе.
1–4 – принять упор лежа на бедрах, прогнуться;

5–8 – и.п.

Выполнить 4 раза плавно, без рывков.

Основная часть

1. Повторение перекатов в группировке. Колени подтянуть к груди, руками обхватить голени, подбородок прижать. Выполнить 6–8 раз.

2. Обучение боковому кувырку:

– из седа на пятках в группировке выполнить перекат на спину, как ежик, сначала с небольшого возвышения и с помощью преподавателя. Выполнить 8 раз;
– то же из упора на коленях. Выполнить 8 раз.

3. Выполнить хват обруча сверху и снизу по 4 раза каждым хватом, представив, что обруч – это руль машины.

4. Выполнить махи обручем в разных направлениях по 4 раза в каждую сторону.

5. И.п. – о.с. Обруч в руках, вытянутых вперед. Выполнить повороты обруча вправо, влево по 8 раз в каждую сторону.

6. Игра «Двустороннее движение». С помощью кегель сделать разделительную полосу. Дети с обручем в руках, изображая водителей, двигаются навстречу друг другу каждый по своей полосе, постепенно увеличивая темп.

Заключительная часть

Игра «Светофор». Класс делится на две команды: водителей, которые держат в руках обручи, и пешеходов. С помощью разложенных на полу скакалок размечают пешеходные переходы и ходят по ним. Через 2 мин. игры команды меняются ролями.

Фото автора

Продолжение следует

Лариса Новикова ,
к.п.н., доцент РГУФКСиТ, г. Москва