Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2010
Методика

Спорт плюс искусство

План-конспект урока в 10-м классе

Этот урок был проведен как мастер-класс. Учитель показывал своим коллегам, как он готовит учеников к спортивной части Спартианских игр (напомним, что эти состязания состоят из двух этапов – различных спортивных мероприятий и творческих конкурсов). Приемы, которые использует автор, можно применять на любых уроках по развитию основных физических качеств, а также при подготовке к Президентским тестам и другим соревнованиям такого типа.

Подготовка к уроку

 

Инвентарь

1. Баскетбольные мячи – 2 шт.
2. Большие скакалки – 2 шт.
3. Гири весом 16 кг – 2 шт.
4. Перекладины – 2 шт.
5. Маты гимнастические – 2 шт.
6. Секундомеры – 2 шт.
7. Музыкальный центр – 1 шт.
8. Эстафетные палочки – 2 шт.
9. Канат – 1 шт.
10. Стартовый флажок – 1 шт.

Этапы урока Частная задача этапа Дозировка Организационно-методические
указания
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовительная часть
1. Организационный момент Формирование мотивации деятельности учащихся 2 мин. Построение в шеренгу, проверка готовности, деление класса на две команды, назначение капитанов команд
Постановка проблемы: «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием – только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь» (И.В. Гёте).
Ознакомление учащихся с планом урока
Построение, приветствие
2. Психологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока        
Сообщение целей и задач урока        
3. Проведение ОРУ в движении:        
• поворот направо, ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне ступни, в полуприседе, приседе, прыжки в полном приседе;
• обычный бег, бег приставными шагами правым и левым боком, спиной вперед;
• бег с ускорением;
• бег с переходом на ходьбу с выполнением упражнений на восстановление дыхания;
• круговые вращения рук вперед – назад;
• сведение – разведение рук с хлопками ладонями перед грудью и за спиной;
• перестроение в колонну по четыре, разминка «Волна»:
а) первая шеренга выполняет упражнение на скамейке;
б) вторая – упражнение с гимнастической палкой;
в) третья – прыжки со скакалкой;
г) четвертая – сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола, приседание на двух ногах.
Сообщение учащимся команд и распоряжений для перестроения
Выполнение команд и распоряжений учителя при перестроении

Выполнение заданий учителя

Достичь среднего уровня физической нагрузки в соответствии со своим индивидуальным тренировочным пульсом (ИТП)

8 мин.  
Основная часть
4. Развитие двигательных способностей
в соревнованиях «Спартианские игры»
I блок соревнований
       
Перестроение в две шеренги, деление класса на две команды Назначение капитанов команд Укрепление дисциплины в классе 1 мин. Построение в одну шеренгу, расчет на первый – второй; перестроение в две шеренги; перестроение команд для выполнения I блока соревнований.
Встречная легкоатлетическая эстафета 12×30 м. Обучающиеся расходятся по местам старта по подгруппам: юноши, девушки Развитие скоростно-силовых способностей, укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата 3 мин. По сигналу судьи девушка с эстафетной палочкой пробегает дистанцию 30 м, затем передает ее юноше. Окончанием эстафеты является момент финиша последнего участника
Прыжковая эстафета Обучающиеся проходят к месту старта по подгруппам: юноши, девушки   4 мин. Все участники последовательно выполняют прыжки с места. Место приземления предыдущего участника является местом старта последующего. Результатом является общее расстояние, преодоленное всеми участниками команды
II блок соревнований   7 мин.  
Перетягивание каната Участники команд в составе 4 юношей и 4 девушек располагаются по обе стороны от центральной линии Развитие силы, укрепление опорно-двигательного аппарата   По сигналу судьи команды берут канат и по свистку начинают тянуть его в свою сторону. Предоставляется три попытки. Победитель определяется по итогам всех попыток
Соревнования по дартс Участники команд в составе 2 юношей и 2 девушек перемещаются к месту соревнований Развитие координационных способностей 7 мин. Участники выполняют 3 серии по 3 броска. Результатом является общее количество очков, набранных всеми участниками команды
III блок соревнований      
Прыжки через скакалку Участники команд в составе 3 юношей и 3 девушек выстраиваются в одну шеренгу впереди скакалки Развитие скоростно-силовых способностей, специальной выносливости, укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем   Юноша и девушка по сигналу судьи вращают скакалку в течение трех минут. Остальные участники одновременно совершают прыжки через нее. Предоставляется две попытки. Результатом является общее количество прыжков всех участников команды по итогам обеих попыток
Гиревой спорт По одному юноше от каждой команды занимают обозначенное место соревнований Развитие силы, укрепление опорно-двигательного аппарата   По сигналу судьи участник выполняет рывок гири весом 16 кг сначала одной рукой, затем без остановки продолжает выполнение упражнения другой рукой. Результатом является сумма количество подниманий обеими руками
Подтягивание на перекладине По 2 юноши от каждой команды занимают обозначенное место соревнований Развитие силы, укрепление опорно-двигательного аппарата   По сигналу судьи участник команды принимает вис на перекладине хватом сверху и начинает выполнять упражнение, стараясь не делать рывков. Результатом является количество подтягиваний обоих участников
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову По 3 девушки от каждой команды занимают обозначенное место соревнований Развитие гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата   По сигналу судьи участницы принимают исходное положение, а помощники держат их ладонями за голеностопный сустав. По сигналу участницы начинают выполнять поднимание туловища до касания локтями коленей в течение 30 сек., затем меняются ролями. Результат определяется по количеству подниманий туловища всеми участницами команды
IV блок соревнований   8 мин.  
Стритбол Участники в составе 3 юношей и 3 девушек занимают места соревнований, остальные – на скамейках Развитие координационных способностей, воспитание морально-волевых качеств   Соревнования проводятся среди юношей и девушек раздельно в течение 6 мин. по существующим правилам
Заключительная часть
Построение, подведение итогов соревнований. Благодарность учащимся за хорошую работу Выполнение команд учителя Формирование общего вывода о необходимости занятий физическими упражнениями 5 мин. Построение в одну шеренгу, выход из зала

Фото О.Леонтьевой

Александр Румянцев ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 14, г. Пугачёв, Саратовская обл.