Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2010
Методика

Развиваем реакцию

Проблемное обучение в 10-м классе

Тема: «Совершенствование скорости реакции средствами баскетбола».

Цель: изучить взаимосвязь силовой выносливости и скорости реакции в баскетболе.

Задачи:

– формирование у учащихся умения применять знания и двигательные навыки при развитии скорости реакции средствами баскетбола;
– содействие развитию силовой выносливости;
– воспитание терпеливости, целеустремленности, коммуникативности.

Продолжительность занятия – 90 мин.

Инвентарь:

набивные мячи – 12 шт.;
баскетбольные мячи – 12 шт.;
секундомеры – 3 шт.;
мультимедийный проектор.

№ п/п Этапы урока Частная
задача этапа
Дозировка Организационно-методические указания
Деятельность учителя Деятельность учащихся   10 мин.  
1 Организационный момент      
1.1

Создание проблемной ситуации. Проблемные вопросы:
1. Что такое силовая выносливость?
(Способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.)

2. Какие физические качества влияют на развитие силовой выносливости?
(Сила, выносливость, координационные способности.)

3. Какие волевые качества необходимы для развития силовой выносливости?
(Терпение, выдержка, сила воли и т.д.)

4. В каких технических действиях проявляется силовая выносливость?
(Заслон, борьба за отскок мяча, дальние броски, дальние передачи.)

5. Влияет ли силовая выносливость на развитие скорости реакции при игре в баскетбол?
(Влияет. Скорость реакции – это время выбора технического действия в зависимости от тактической задачи.)

Активное участие в диалоге с преподавателем Формирование мотивации деятельности учащихся 7 мин. Построение в шеренгу, проверка наличия спортивной формы, ручки, бумаги, а также готовности к работе
1.2 Постановка проблемы: «Влияет ли силовая выносливость на уровень развития скорости сложной реакции при игре в баскетбол?» Активное участие в диалоге с преподавателем   3 мин.  
2 Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока
2.1 Сообщение учащимся задачи этапа, средств и методики оценивания Восприятие объяснения учителя   3 мин.  
2.2 Проведение ОРУ в движении:

• ходьба на носках, руки перед грудью;
• ходьба на носках, руки вперед. Вращение рук в лучезапястных суставах, вовнутрь и наружу;
• то же с вращением в локтевых суставах;
• ходьба перекатом с пятки на носок с вращением рук в плечевых суставах вперед и назад;
• ходьба, руки перед грудью, пальцы в замок:
1 – выпрямить руки вверх;
2 – и.п.;
3 – выпрямить руки вперед;
4 – и.п.;
• бег в медленном темпе;
• передвижение приставными шагами левым и правым боком в стойке баскетболиста;
• скрестный шаг левым (правым) боком;
• бег спиной вперед
Выполнение ОРУ в движении   7 мин. Перестроение в две шеренги, в колонну по два.
Форма организации – фронтальная, способ выполнения – одновременный. Учитель располагается в центре зала
2.3 Выполнение подготовительных упражнений с баскетбольными мячами:
• ведение мяча «змейкой» между стойками для прыжков в высоту;
• передача мяча партнеру, который передвигается спиной вперед;
• бросок в кольцо в движении после обратной передачи
Взаимооценка

• Ведение мяча «змейкой» правой рукой – 1 балл;
• то же левой рукой – 1 балл;
• передача мяча партнеру – 1 балл;
• ловля мяча от партнера – 1 балл;
• попадание в кольцо – 1 балл
  10 мин. Упражнение выполняется в парах. Колонна первых номеров получает мячи и располагается за лицевой линией волейбольной площадки, колонна вторых номеров – справа от них на расстоянии 3 м
  Игрок № 1 выполняет ведение мяча «змейкой», передает его по диагонали игроку № 2 и встает на отметку № 2 в 3 м справа от щита и пытается блокировать бросок без прыжка. Игрок № 2 бежит спиной вперед до отметки № 1 в 5 м справа от щита на полу, получает мяч от первого номера и бросает его в кольцо Взаимооценка

• Ведение мяча «змейкой» правой рукой – 1 балл;
• то же левой рукой – 1 балл;
• передача мяча – 1 балл;
• блокирование – 1 балл;
• бросок мяча в кольцо через блокирующего с попаданием в кольцо – 1 балл
    После выполнения каждого упражнения учащиеся оценивают действия друг друга. Баллы заносятся в инструктивную карту урока
  То же, но мяч бросать в кольцо с отметки № 2 Оценивание – как в предыдущем упражнении      
  То же, но мяч бросать в кольцо с отметки № 3 в 2 м справа от щита Оценивание – как в предыдущем упражнении      
2.4

Специальные упражнения с баскетбольными мячами; на одну пару – 2 мяча.

По сигналу игрок № 1 передает мяч игроку № 2 по высокой траектории, а игрок № 2 – с отскоком от пола игроку № 1

Оценивание
Выполнение 5 передач каждым игроком – 5 баллов
  5 мин. Выполняются учащимися в парах стоя лицом друг к другу на расстоянии 3–4 м
  То же, но в движении приставными шагами Оценивание
Выполнение 5 передач каждым игроком – 5 баллов
    После выполнения каждого упражнения учащиеся оценивают действия друг друга
3 Развитие силовой выносливости Содействовать развитию силовой выносливости с помощью метода динамических усилий и игрового метода 40 мин.  
3.1 Подготовительные упражнения с набивными мячами.
По сигналу игрок № 1, передвигаясь спиной вперед, передает мяч от груди двумя руками игроку № 2, который передвигается лицом вперед.
То же в обратном направлении
    2 мин. Выполняются учащимися в парах лицом друг к другу на расстоянии 2–3 м
  То же по высокой траектории     2 мин.  
  То же правой (левой) рукой     2 мин.  
3.2 Тест «Лягушка»
И.п. – стойка баскетболиста. Учащийся держит набивной мяч между ногами на уровне голени, правая рука спереди, а левая – сзади. Меняя положение рук, учащийся не дает мячу коснуться пола. Нужно сделать как можно больше смен положений рук за 20 сек.
Оценивается количество движений за 20 сек.:
25 раз – 5 баллов;
24 раза – 4 балла;
23 раза – 3 балла
  2 мин.  
3.3 Подвижная игра «Квадрат»
На углах прямоугольной площадки размером 3×6 м располагаются 4 игрока. В середине прямоугольника – водящий. Игроки передают друг другу мяч произвольным способом, но не перебрасывая через перехватчика, задача которого – коснуться мяча. В случае успеха он меняется местами с игроком, неудачно выполнившим передачу
Оценивание
Игрок, не побывавший в роли перехватчика, получает 1 балл
  5 мин.  
3.4 Встречная эстафета с набивными мячами. В своих командах дети делятся на две тройки и выстраиваются в колонны друг напротив друга, расстояние между тройками и командами – 3 м. По сигналу игроки выполняют передачи мяча, а затем перебегают в конец противоположной колонны Оценивание
Команда, сделавшая больше передач за 30 сек., занимает первое место и получает 3 балла; команда, занявшая второе место, – 2 балла; команда, занявшая третье место, – 1 балл
  3 мин.  
3.5 Тест «Передача и ловля баскетбольного мяча от стены за 20 сек.»
Учащиеся располагаются в 2 м от стены и выполняют передачи двумя руками от груди в нарисованный на стене круг диаметром 50 см на расстоянии 2 м от пола
Оценивание
Учитывается количество точных передач за 20 сек. при условии правильной техники выполнения:
22 передачи – 5 баллов;
21 передача – 4 балла;
20 передач – 3 балла
  3 мин.  
3.6 Тест «Большая восьмерка»
И.п. – стойка баскетболиста. Учащийся держит мяч двумя руками перед грудью и по сигналу начинает перекладывать его из одной руки в другую вокруг туловища, а затем вокруг голени
Оценивание
Учитывается количество круговых движений за 20 сек.:
12 движений – 5 баллов;
11 движений – 4 балла;
5 движений – 3 балла
  2 мин.  
3.7 Выполнение внутренних и наружных заслонов при взаимодействии в тройках Оценивание
Игрок, правильно выполнивший заслон, получает 1 балл
  5 мин.  
3.8 Выполнение блокирования и борьба за отскок мяча Оценивание
Результативный бросок – 1 балл;
блокирование – 1 балл;
ловля мяча от щита с последующим попаданием в кольцо  – 1 балл
  5 мин.  
3.9 Передачи мяча в тройках в движении («восьмерка») Оценивание
Правильное выполнение комбинации – 1 балл;
результативный бросок – 1 балл
  5 мин.  
3.10 Штрафной бросок Оценивание
Из 10 бросков:
4 попадания – 5 баллов;
3 попадания – 4 балла;
2 попадания – 3 балла;
1 попадание – 2 балла;
0 попаданий – 1 балл
  4 мин.  
4 Учебная игра в баскетбол 5×5 без ведения мяча Повысить уровень технико-тактического взаимодействия игроков, используя передачи и броски мяча 20 мин.  
  Организация судейства Оценивание
Победа – 3 балла;
поражение – 1 балл
     
5 Решение проблемы Предложить свои варианты решения проблемы, сформировать общий вывод по решению проблемы 5 мин.  
  Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует их ответы по мере необходимости, обобщает их Предлагают варианты решения проблемы на основе анализа своей работы на предшествующих этапах     Форма организации – индивидуальная
6 Подведение итогов урока Учащиеся сами выставляют себе отметки, складывая баллы, полученные на всех этапах работы, и переводят их в отметку:
45 баллов и больше – «5»;
30–44 балла – «4»;
меньше 30 баллов – «3»
5 мин.  

 

Инструктивная карта

Ф.И.О. ______________________________________________________

Этап работы Результат Оценка в баллах
Подготовительные упражнения с баскетбольными мячами
Задание № 1 Выполнено правильно ___ элементов  
Задание № 2 Выполнено правильно ___ элементов  
Задание № 3 Выполнено правильно ___ элементов  
Задание № 4 Выполнено правильно ___ элементов  
Специальные упражнения с баскетбольными мячами
Задание № 5 Выполнено правильно ___ передач  
Задание № 6 Выполнено правильно ___ передач  
Упражнения с набивными мячами
Тест «Лягушка» Выполнено ______ движений руками:
25 раз – 5 баллов;
24 раза – 4 балла;
23 раза – 3 балла;
меньше 23 раз – 2 балла
 
Подвижная игра «Квадрат» Не стать водящим – 1 балл  
Встречная эстафета Количество передач за 30 сек.: ______________________:
1-е место – 3 балла;
2-е место – 2 балла;
3-е место – 1 балл
 
Упражнения с баскетбольными мячами
Тест «Передача и ловля баскетбольного мяча от стены за 20 сек.» Количество правильно выполненных передач __________:
22 раза – 5 баллов;
21 раз – 4 балла;
20 раз –3 балла;
меньше 20 раз – 2 балла
 
Тест «Большая восьмерка» Выполнено _______ (количество) движений:
12 раз – 5 баллов;
11 раз – 4 балла;
5 раз – 3 балла;
меньше 5 раз – 2 балла
 
Выполнение внутренних и наружных заслонов при взаимодействии в тройках Правильное выполнение заслона – 1 балл  
Выполнение блокирования и борьба за отскок мяча Результативный бросок – 1 балл;
блокирование – 1 балл;
ловля мяча от щита и попадание в кольцо  – 1 балл
 
«Восьмерка» Правильное выполнение комбинации – 1 балл;
результативный бросок – 1 балл
 
Штрафной бросок (10 попыток) 4 попадания – 5 баллов;
3 попадания – 4 балла;
2 попадания – 3 балла;
1 попадание – 2 балла;
0 попаданий – 1 балл
 
Учебная игра в баскетбол 5×5 без ведения мяча Победа – 3 балла;
поражение – 1 балл
 
  Итого  

 


Геннадий Заступенко ,
учитель физической культуры, МОУ Лицей № 36, г. Саратов