Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2010
Методика

Гимнастика со смыслом

Проблемное обучение в 3-м классе

В процессе обучения физической культуре у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Повышая самостоятельность и познавательную активность учащихся, учитель формирует их интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучает к систематической работе со своим телом и над здоровьем.

Учить ребенка мыслить

Первостепенная роль в учебно-воспитательном процессе, конечно, принадлежит учителю: он отвечает за его результативность, выбирает методические приемы, использует новые формы организации занятий, которые повышают интерес и уровень активности учащихся.

Но процесс обучения двусторонний. Учитель должен уметь управлять им и одновременно на всех этапах обучения искать и использовать приемы и ситуации, при которых учащиеся из пассивных получателей знаний превратятся в активных участников учебного процесса. Занятий, на которых учитель дает задание, а школьники механически его выполняют, должно быть как можно меньше. Нужно давать возможность ученикам получать знания осознанно, помогать им понять необходимость физических упражнений и важность предмета «физическая культура», создавать условия для того, чтобы они стали активными участниками творческого процесса обучения.

Развитие интереса к предмету тесно связано с межпредметными связями, а также с нетрадиционными видами двигательной активности. Учитель при подготовке к уроку должен это учитывать: чем больше тонкостей методики освоения двигательных навыков, техники выполнения различных физических упражнений он раскроет перед учащимися, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе. В результате и учитель, и ученик получат удовольствие от совместной деятельности.

Достижение высокого качества образования обеспечивает проблемный тип обучения.

Целями проблемного обучения являются знакомство школьников с самим процессом получения результатов, освоение навыков самостоятельной работы, развитие творческих способностей учеников. Главная задача учителя – вооружить их умениями самостоятельно добывать новые знания, эффективно выстраивать свою деятельность, самосовершенствоваться. Для уроков следует подбирать такой учебный материал, чтобы каждый понимал, зачем он выполняет то или иное упражнение. Можно организовать учебный процесс так, чтобы постановка конкретных задач исходила от детей. Нужно обращать внимание и на возможность решения проблемы путем выполнения одного и того же задания различными способами.

Приобретенные на таких уроках умения способствуют формированию у школьников навыков контроля за собственными действиями и действиями своих товарищей и исправления ошибок.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При невозможности удовлетворить ее наступает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление.

Сопротивление утомлению осуществляется за счет движений, которые являются физиологической защитной реакцией на перенапряжение. В процессе движения формируются познавательные мотивы, происходит процесс осознанной постановки задач, планирования и оценки собственной деятельности. Таким образом, благоприятная психофизиологическая основа предоставляет учителю физической культуры возможность использовать проблемный тип обучения: учащиеся начинают мыслить и творчески усваивать знания, вырабатывать умения и навыки.

Проблемный урок

Рассмотрим методы проблемного обучения на примере урока физической культуры с воспитательной направленностью с учащимися 3-го класса по теме «Гимнастические упражнения как средство укрепления здоровья».

Цель урока: способствовать формированию мнения о гимнастических упражнениях как средстве укрепления здоровья человека.

Задачи:

• образовательная:
совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений;

• воспитательные:

– воспитание взаимопомощи, чувства ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, культуры межличностных отношений;
– формирование умения адекватно оценивать физические возможности своих товарищей;
– воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения для укрепления здоровья;

• оздоровительные:

– формирование правильной осанки;
– содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (профилактика простудных заболеваний).

Организация занятия

По ходу урока применяются различные методы и формы обучения. Музыкальное сопровождение способствует повышению эмоционального фона занятия. В подготовительной части урока используется фронтальная форма организации занятий с одновременным выполнением заданий, направленных на формирование правильной осанки у учащихся.

В основной части урока проводится самостоятельная работа: учащиеся выполняют гимнастические упражнения на укрепление различных групп мышц. Форма организации – групповая, способ выполнения – поочередно парами с взаимной страховкой и помощью. Это способствует решению проблемного вопроса урока. Группы формируются в соответствии с уровнем технической и физической подготовленности: у каждой – свой уровень сложности заданий, а пары внутри группы – в соответствии с росто-весовым показателем для того, чтобы они могли помогать друг другу. Смена станций и упражнений дает возможность укреплять все группы мышц. Применяя инструктивную карту, учащиеся осуществляют взаимоконтроль при выполнении всех упражнений, а в конце урока самостоятельно подводят итоги своей деятельности. Каждый начинает глубже понимать содержание упражнений, технику их выполнения, что способствует лучшему усвоению двигательного действия. Взаимообучение помогает формированию инструкторских навыков, а также воспитывает чувство сопереживания успехам и неудачам товарища, повышает ответственность занимающихся в процессе физкультурной деятельности.

В конце основной части урока применяется игровой метод, что позволяет перейти к работе динамического характера после статического напряжения и проверить решение ведущих воспитательных задач урока. Эффективность предлагаемых игр определяется уровнем умений подчинить свои личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, взаимодействия и проявления ответственности, уважения к партнерам и соперникам. В них постоянно чередуются моменты высокой, умеренной, низкой активности и отдыха. Учащимся предоставляется возможность самостоятельно регулировать величину нагрузки.

Содержание урока направлено на достижение следующих результатов:

  • осознание учащимися необходимости уметь взаимодействовать в процессе физкультурной деятельности (содержание ответов детей на вопросы в заключительной части урока при подведении итогов);
  • освоение способов взаимопомощи при выполнении физических упражнений (осуществление взаимопомощи и взаимостраховки);
  • развитие адекватной взаимооценки (оценка деятельности своего одноклассника);
  • самостоятельное выполнение гимнастических упражнений;
  • обеспечение высокой моторной плотности урока.

Подготовительная часть

Мотивируя учеников на понимание темы урока, учитель на организационном этапе озвучивает проблемный вопрос: «Без друга в жизни туго?». Затем учащимся предлагается прослушать притчу «Муравей и голубка»:

Муравью захотелось пить. Спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сеть на голубку и уже собрался было ее захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова за ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Затем учитель предлагает детям объяснить значение следующих пословиц:

  • Доброе дело век не забудется.
  • За добро плати добром.
  • Друзья познаются в беде.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброе дело и в воде не тает.
  • Ты пожалел, и тебя пожалеют.
  • Добро худо переможет.
  • Не устоять худу против добра.
  • Сделав добро, не кайся.

После этого учитель предлагает детям ответить на следующие вопросы:

  • Что такое дружба?
  • Что такое помощь и взаимопомощь?
  • Влияют ли физические упражнения на укрепление взаимоотношений?
  • Какие качества помогают человеку строить отношения друг с другом?
  • Как влияют физические упражнения на развитие этих качеств?

Затем учитель напоминает детям о технике безопасности, и учащиеся приступают к практическим упражнениям.

Сначала ребята выполняют строевые упражнения, затем под музыку – упражнения с гимнастическими скакалками для укрепления осанки. Учитель располагается в центре зала.

1. Ходьба на носках, руки вверх, хват на ширине плеч, скакалка натянута.
2. Ходьба на пятках, руки и скакалку – за спину.
3. Шаги галопа правым и левым боком, руки вперед, скакалка в руках хватом на ширине плеч, натянута. Следить за соблюдением дистанции.
4. Бег в медленном темпе – 2 мин.
5. Ходьба с восстановлением дыхания.

Потом учащиеся выполняют перестроение, а затем – комплекс ОРУ со скакалкой, который проводит один из них, после чего выстраиваются в одну шеренгу.

Основная часть

Содержание основной части урока направлено на совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков посредством выполнения гимнастических упражнений, которые способствуют формированию знаний о физических упражнениях как средстве укрепления здоровья. Разнообразие упражнений и самостоятельная работа позволяют им применять приобретенные умения и навыки на практике, находить решение проблемы на каждом этапе, выполняя упражнения по станциям. Переход к другому виду деятельности производится по команде учителя. Страховка и помощь осуществляются в парах.

1-я станция

• Выполнение акробатического упражнения «мост». Страховка осуществляется учащимся путем поддержки под спину. По мере овладения упражнением постепенно сокращается расстояние между руками и ногами.

• Выполнение акробатического упражнения «стойка на лопатках». Страховка осуществляется учащимся стоя сбоку за ноги. Используются карточки-напоминания с рисунками выполняемых упражнений.

2-я станция

• Выполнение упражнений в равновесии на гимнастической скамейке: ходьба на носках, руки в стороны, равновесие на правой ноге, левую отвести назад, и левой ноге, правую прямую отвести назад, с переводом ноги вперед. Соскок в сторону, руки в стороны. Страховка и помощь осуществляются сбоку.

3-я станция

• Выполнение упражнений на укрепление мышц живота: поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову или скрестно на груди, в зависимости от уровня физической подготовленности. Помощь осуществляется путем фиксации голеностопного сустава партнером. Спину держать прямо. Выполнить 10 раз.

• Выполнение упражнения «велосипед». И.п. – лежа на спине на гимнастическом мате. Выполнять попеременные движения ногами, имитируя езду на велосипеде. Руки на пояс. Выполнить 10 раз.

4-я станция

• Выполнение упражнений на тренажере для укрепления мышц рук, спины и живота. И.п. – упор на коленях. В прямых руках – тренажер-колесо. Опираясь на колесо, выпрямить и согнуть ноги. Помощь осуществляется сбоку. Выполнить 5 раз.

Заключительная часть

Подводятся итоги выполнения упражнений по отделениям. Учащиеся сами оценивают действия друг друга в отделении, затем убирают спортивный инвентарь, подготавливая зал для игры в салки. Девочки и мальчики играют по очереди.

Затем учащиеся выстраиваются в одну шеренгу. Учитель предлагает выполнить упражнения для укрепления зрения и профилактики простудных заболеваний. Здесь также можно использовать карточки-напоминания с обозначенными на них упражнениями.

После этого подводятся итоги урока, на котором дети отвечают на проблемный вопрос: «Без друга в жизни туго?», высказывая свое мнение и объясняя, как различные упражнения влияют на укрепление здоровья, для чего нужна взаимопомощь, приводят примеры пословиц о добре и взаимовыручке, которые были озвучены в начале урока. Итогом проведенного урока является осмысление своей деятельности и успешности в ней как учащихся, так и учителя.

Для осмысления и подведения итогов деятельности на уроке детям предлагается пройти шуточный тест.

Что нужно делать, если кто-то нуждается в твоей помощи?

1. Сделать вид, будто бы ты ничего не замечаешь.
2. Посмеяться над бедолагой: сам попал в беду, пусть сам из нее и выкарабкивается.
3. Начать розыск спасателя – пусть он помогает.
4. В меру своих сил оказать помощь.

Учимся вместе

Использование различных методов проблемного обучения зависит, прежде всего, от уровня развития самостоятельности учебных навыков учащихся. В основном на начальной ступени образования возможно применение первого и второго уровней проблемности заданий, т.е. когда ученику еще в значительной степени требуется помощь преподавателя или более сильного одноклассника. Необходимо вовлекать всех детей в групповую деятельность по решению проблемы и тем самым создавать условия для решения учебных задач.

Фото Т.Белоножкиной

Любовь Гнедаш ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 5, г. Саратов