Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2010
Методика

Этапы познания

Организация проблемного обучения

Современное образование предполагает формирование и развитие у школьников различных компетенций: обработки информации, исследовательской работы, общения, самообразования, сотрудничества, умения брать ответственность на себя и многого другого. Однако на уроках физической культуры учащиеся, как правило, овладевают лишь определенным набором знаний и рядом навыков, но не развивают эффективные способы их применения, так как большинство педагогов используют объяснительно-иллюстративный тип обучения. Чтобы развивать ключевые компетенции на уроках физической культуры, мы предлагаем учителям использовать метод проблемного обучения, состоящий в организации усвоения учащимися не готовых знаний, а пути их получения (знание как результат научного познания), формирования познавательной самостоятельности детей, развития их творческих способностей.

На основании схемы Г.К. Селевко нами были предложены следующие этапы организации урока физической культуры с использованием проблемности.

Этап первый

Учебная тема формулируется не сразу, а совместно с детьми в ходе диалога, который начинается с анализа конкретной проблемы.

Для этого учитель должен создать проблемную ситуацию, которая позволит перевести дидактическую цель урока в личностно значимую для учащихся. Вопросы учителя строятся на основе материала изучаемой темы; они должны быть короткими и быстро решаться; их количество не должно быть чрезмерным; сложные вопросы подразделяются на более легкие, на отдельные мыслительные ступеньки, а каждая предыдущая ступенька становится опорой для преодоления следующей. В процессе дискуссий происходит актуализация знаний, получаемых на уроках.

Если ребята активно участвуют в диалоге с преподавателем, с готовностью формулируют собственные вопросы, возникшие в ходе совместной работы, значит, они хорошо мотивированы для занятий физической культурой.

Этап второй

Актуализация необходимых умений осуществляется за счет психофизиологической подготовки к усвоению содержания урока. Эффективным средством для этого являются подготовительные и специальные упражнения.

Этап третий

Решение проблемы предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Поэтому в основной части урока необходимо использовать групповую форму организации. Для того чтобы обеспечить дифференцированный подход к обучению, учитель заранее готовит задания для групп, учитывая возможности, способности и уровень подготовленности всех учеников. Эти задания должны отличаться не содержанием или конечной целью, а количеством шагов от известного к неизвестному. В каждом новом задании должны проявляться некоторые элементы актуализированных ранее знаний, что с первых шагов создает опоры для размышления. В результате у учащихся складывается впечатление, что задание им по силам, и это привлекает их к активной работе. Обязательными элементами групповой самостоятельной работы являются взаимоконтроль и самоконтроль, которые помогают детям овладеть способами оценки результатов своей учебной деятельности.

Этап четвертый

На этапе подведения итогов обязательно должны быть созданы условия для оценки индивидуального вклада каждого ученика в общее дело. Решение проблемы завершается формулированием вывода, в основе которого лежит проверка гипотезы, появившейся на начальном этапе. Вывод должен быть сделан с учетом мнения каждого учащегося и преподавателя, носить объективный характер.

В ходе экспериментального исследования было установлено, что применение проблемного метода обучения повлияло на повышение уровня тактического мышления школьников. Мы считаем, что данный показатель является одним из критериев качества физкультурного образования.

Предлагаем познакомиться с опытом учителей физической культуры Саратовской области по организации проблемного обучения на уроках средствами базовых видов спорта.

Ирина Новикова ,
заведующая кафедрой общетехнических дисциплин Саратовского ИПКиПРО, г. Саратов