Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2010
В фокусе внимания

Услышать друг друга

Учителя и администраторы рассуждают об уроке физкультуры

Это был интересный и очень необычный разговор. Меня пригласили в город Пугачёв Саратовской области на встречу с учителями физической культуры и работниками администраций школ. «Наверное, стоит встретиться с ними по отдельности!» – начала возражать я, опасаясь, что откровенного разговора между учителями и директорами школ не получится. «Напротив, это будет очень интересная беседа, – стали успокаивать организаторы. – Им полезно послушать друг друга». И оказались правы… Говорили о том, каким должен быть хороший урок физкультуры, – тема важная и для педагогов, и для администрации, курирующей этот предмет.

Директора и завучи оказались более активными – наверное, так и должно быть? – и первыми взяли слово:

– Урок должен быть развивающим, интересным, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей всех учащихся. На уроке мы обязательно обращаем внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрим, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Важно, чтобы все хотели заниматься, – ведь дети такие разные. Учитель должен видеть всех, помогать каждому ребенку добиться желаемого результата: важен индивидуальный подход.

Услышав такие требования к урокам, я высказала сомнение в том, что их проведение возможно, – ведь у учителей есть программа, которая должна быть пройдена с классом за определенное количество часов и освоена всеми учениками. Те, кто действительно индивидуально подходит к каждому ученику, неизбежно не выполняют (с кем-то из ребят) государственную программу по предмету, и именно на это обычно им указывает администрация школы при всевозможных проверках.

После этого утверждения к разговору подключились педагоги:

– Хотелось бы, чтобы директора школ и завучи тоже старались найти индивидуальный подход к каждому учителю, в том числе и к учителю физкультуры.

– Вот это точно. Все говорят об индивидуальном подходе, и это правильно. Только начинать надо с директора школы: именно он должен своим примером показывать, как можно и нужно видеть в людях индивидуальность, и делать это, в первую очередь, при анализе работы учителей школы.

Из письма в редакцию

Почти половина моих учеников имеют справки, освобождающие их от уроков физкультуры. Справки ребята приносят не для того, чтобы отлынивать от занятий, а чтобы выбрать оптимальный для себя, для своего здоровья комплекс упражнений. Я понимаю, что серьезную нагрузку им давать нельзя, но ведь именно для их ослаб­ленных организмов физкультура нужнее, чем для остальных! Поэтому мы ввели правило: на урок физкультуры все приходят в форме, но те, у кого справки, сразу строятся в отдельную шеренгу. Разминку проводим общую, неспешную, чтобы каждый мог подготовиться к занятиям. А потом те, у кого проблемы со здоровьем, выбирают для себя комплекс упражнений (можно пользоваться и компьютером, который находится в подсобке, и дополнительной литературой), советуются со мной, можно ли его выполнять, и занимаются по индивидуальным программам. Никогда не забуду, как возмутилась директор школы, когда впервые попала ко мне на урок! Она не стала разбираться, почему часть учеников занимаются отдельно (по программе была легкая атлетика, остальные ребята сдавали зачет). Директор открыла журнал, прочитала тему урока и констатировала: «Урок не соответствует заявленной теме, будем разбираться с учителем в другом месте». И ушла.

Слова учителей немного удивили представителей администрации школ, но никто не стал спорить: конечно, надо искать индивидуальный подход к каждому. Было удивительно приятно видеть такое единодушие, но именно в тот момент я вспомнила письма наших постоянных читателей, в которых говорилось совсем о другом. К сожалению, часто не только директора и завучи школ, но и методисты, требуя индивидуального подхода от учителей, демонстрируют жесткую, бездумную авторитарность и полное нежелание понять, почему учитель работает именно так, а не иначе. И под разными предлогами забывают о материально-техническом оснащении спортивного зала, которое необходимо для преподавания физической культуры.

Во время этого разговора директора согласились, что они должны анализировать работу учителей физической культуры аккуратно, учитывая специфику учреждения и особенности каждого конкретного учителя. И продолжили свои размышления:

– Детей не обманешь. Главный критерий того, хорошо работает учитель физкультуры или плохо, – количество учеников, не желающих заниматься. Если ребятам интересно на уроках – они работают, нет – приносят справки и отсиживаются. Чтобы понять, как работает учитель физкультуры, нужно идти не на урок, а… в медицинский кабинет. И узнать, сколько ребят каждый день приходят за освобождением от уроков. Если их много – значит, в работе учителя физкультуры что-то не клеится.

Настало время для предъявления своей позиции учителями физкультуры:

– Задания на уроках должны быть разными. В то время как одни уже устали, другие только начинают получать удовольствие от нагрузки. Нужно придумывать постоянно что-то новое и вводить задания игрового характера. Группы должны быть одноуровневые, чтобы у каждого была возможность победить. И конкуренция, и соревнования должны быть внутри групп.

– Но слабый никогда не победит сильного!

– Нужно предложить много разных игр – тогда каждый сможет победить.

– Нужны и компьютеры, и видеоаппаратура: поставь видеотренировку, и многие будут заниматься. Потому что не все дети игровые, не все стремятся к победе над другими – многие предпочитают заниматься в одиночестве, побеждая только самого себя.

– Правильно! А то ведь в школах далеко не всегда есть даже простой магнитофон, а тем более – колонки, видеоаппаратура, компьютер.

Взгляды учителей обратились к сидящим напротив директорам, которые дружно начали что-то записывать в своих тетрадях.

– Дети любят делать то, что они хорошо умеют. Работа должна строиться таким образом, чтобы ребята учились что-то делать и могли достигнуть намеченной заранее цели. Причем работать надо не просто ради работы, а ради конечного результата. Если ученик увидит, что учитель действительно хочет его научить чему-то, он начнет заниматься с полной выкладкой, чтобы достигнуть намеченной совместно с учителем цели. А если педагог работает только за зарплату…

– Мы привлекаем родителей для проведения спортивных мероприятий, чтобы они начали относиться к физкультуре более серьезно. А еще вывешиваем на стенд результаты различных школьных соревнований – и тогда начинаются состязания между классами. Если в одном зале проводятся уроки с детьми из разных классов, стараемся тоже устроить соревнования. Младшие хотят обыграть старших, старшие делают всё, чтобы победа была за ними, – и начинают заниматься все, даже те, кто не хотел этого делать раньше.

– Мы должны относиться к ученикам как к объе­ктам нашей работы, а не как к субъектам общения. Если ребенок выкрикнул что-то, мы так реагируем на это, словно произошло нечто из ряда вон выходящее, иногда даже мстить начинаем. На детские шалости и даже на грубость не надо обращать внимания. На наших уроках можно не только укреплять физическое тело, но и влиять на духовное развитие детей. Например, используя простые надувные шары, поговорить с детьми о жизни и смерти. Представить, что шар – это человек. Надувать шар – словно вдыхать в него жизнь. Ребята любят такие уроки.

Я не могла удержаться и возразила: как же можно относиться к ребенку как к объекту?

Дело в том, что для меня такой подход невозможен. Объект потому и объект, что он души не имеет, в отличие от ребенка. Оказалось, что педагог имел в виду совсем другое и на самом деле общается с каждым ребенком как с субъектом образования, имеющим право не только на исполнение воли учителя, но и на ошибки и переживания. Это пояснила мне завуч его школы:

– Может быть, он неточно выразил свою позицию – я попробую пояснить. Он имел в виду, что нужно учитывать психологию каждого ребенка. Если на уроке складывается сложная ситуация: например, ребенок грубит или как-нибудь по-другому нарушает дисциплину, – педагог не имеет права грубить или обижаться в ответ. Учитель обязан спокойно проанализировать ситуацию, понять, почему произошло то, что произошло, и найти способ выхода из конфликта. И нужно учитывать то, в каких условиях вы работаете. А еще он уверен, что можно добиться высоких результатов при любых условиях, даже без спортивного зала и с минимальным инвентарем, – было бы желание!

Из письма в редакцию

Я был свидетелем сдачи в эксплуатацию прекрасной школы-гимназии. Стройка почему-то не укладывалась в сроки, строители спешили, работники школы всё лето помогали, как могли. Осенью планировалось в этом населенном пункте провести традиционное августовское совещание при участии глав администрации и всех руководящих работников образования. Всем хотелось показать участникам конференции самое лучшее, что возможно использовать в школе сегодня: Интернет, электронную связь между школами трех–четырех районов, интерактивные доски, красивые вывески названий кабинетов и т.д. Всё блестело и радовало глаз. Только спортивный зал стоял один-одинешенек: покрашенный, но абсолютно голенький – только четыре стены: в программу приема высоких гостей посещение этого спортивного зала не входило.

Примерно через год я снова побывал в этой школе. Об интересной, красивой физкультурной жизни в этой школе можно было и не мечтать – спортивный зал был абсолютно пустым, не было даже баскетбольных щитов. В чем же дело? Директор объяснил всё отсутствием средств.

После разговора с ним я прошелся по коридорам. Поверьте, такому оформлению может позавидовать любая школа столицы. Поинтересовался, сколько стоят красивые вывески с названиями кабинетов. Оказалось, что на них потрачено 300 тысяч рублей. Я подумал: может, нужно было повременить с оформлением коридоров школы, но прежде установить современное оборудование в спортивный зал, тем более что на это 300 тысяч рублей с лихвой хватило бы? Ведь разговор-то идет о здоровье детей!

Учителя сразу стали спорить:

– Без материальной базы работать трудно, а порой невозможно. Одним детям нравятся силовые виды спорта, другим – игровые. Чтобы дать всем возможность выбора, нужны средства. И при этом, если мы говорим о культуре физической, мы обязаны сделать так, чтобы дети зашли в спортзал и почувствовали: им хочется туда вернуться, потому что там красиво, чисто, спокойно, интересно и полезно.

– Материальную базу нужно не только создавать, но и постоянно поддерживать! На ремонт спортивного зала практически не выделяется средств. Он производится по остаточному принципу: туда вкладываются средства, которые остались после общего ремонта школы. Но на это чаще всего денег вообще не остается…

– У нас в обществе отношение к уроку физкультуры очень плохое. Большинство взрослых с уверенностью утверждают: «Физ-ра?! Ее и прогулять можно, ничего страшного не случится!» Только в последнее время появилась мода на активный физический отдых, но у очень небольшого числа россиян. Для большинства людей лучший отдых – поспать. Как ввести моду на занятия физкультурой? Это возможно только в одном случае: если сегодняшние ученики полюбят спорт, физкультуру и в будущем передадут свое отношение к этому предмету своим детям.

Именно с целью формирования и развития привычки к здоровому образу жизни в Пугачёве совсем недавно построили новый ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс). Но там проводятся в основном либо занятия спортивных секций, либо платные.

Среди участвующих в разговоре был и представитель администрации Пугачёвского района Андрей ПЕШКОВ. Как только был поднят вопрос об использовании ФОКа, он взял слово:

– Во время строительства ФОКа было много споров. В результате мы создали автономное муниципальное учреждение. Ежедневно с 8 часов утра до 6 часов вечера наш ФОК работает по муниципальному заказу администрации района. В этот заказ были включены занятия некоторых секций спортивных школ города, занятия для Дома творчества и других учебных заведений. До настоящего времени общеобразовательные школы не подавали официальных заявок на проведение в ФОКе уроков, но это вполне возможно. В ФОКе есть не только спортивный зал, но и тренажерный, и бассейн. Думаю, что в нашем бассейне можно было бы проводить уроки плавания, но при одном условии: школьники будут приходить организованными группами, с педагогом, который отвечает за весь процесс обучения и за технику безопасности при обучении плаванию. Чтобы начать эту работу, нужно оформить официальное заявление в муниципалитет. Для школ это будет бесплатно.

Директора сразу начали уточнять, когда и куда можно подавать заявления. Будем надеяться, что взаимодействие ФОКа с общеобразовательными школами будет налажено и ребята из небольшого райцентра Пугачёв получат возможность бесплатно научиться плавать. Мне показалось, что люди, собравшиеся вместе в тот день, смогли услышать друг друга.

И захотелось верить, что когда-нибудь в России наступит счастливое время:

– качество работы учителей перестанут измерять по количеству побед их учеников в спортивных соревнованиях;

– станут вкладывать средства в физическую культуру, а не только в большой спорт;

– управленческие структуры всех уровней научатся слышать просьбы и предложения учителей и директоров школ и поддерживать тех, кто работает в системе образования не за зарплату, а ради детей.

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»