Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2010
Методика

Право на отметку

Наверное, каждый учитель физкультуры желает, чтобы все его ученики были сознательными и активными. Можно ли этого добиться на уроках физкультуры, когда над ним довлеет программа, которую нужно выполнять, а затем оценивать по ней знания детей? При этом уровень их физической подготовленности не становится выше. Автор этой статьи предлагает пересмотреть подходы к оцениванию и предоставить учащимся возможность самостоятельно выбирать тесты.

Дети такие разные…

С какими проблемами сталкивается преподаватель физической культуры?

1. Во-первых, с неравномерным по уровню физического развития составом учащихся. По моим расчетам за последние 3 года, каждый класс можно разделить на четыре группы:

  • группа A – 10% учащихся с высоким уровнем физического развития;
  • группа Б – 50% учащихся со средним уровнем физического развития;
  • группа В – 30% учащихся, у которых уровень физического развития ниже среднего, но они не показывают абсолютно низкого уровня физического развития;
  • группа Г – 10% учащихся, которые показывают низкий уровень физического развития.

Неравномерный состав по уровню физического развития не дает учителю возможности полностью реализовать принцип сознательности и активности учащихся, так как для ребят из групп A и Б нагрузка на уроке явно недостаточна, а из групп В и Г, на­оборот, является предельно допустимой. В результате первые выполняют задания быстро и оставшееся время используют непродуктивно, а вторые не могут с ними справиться, что сильно снижает общую активность на уроке.

2. Во-вторых, с разным уровнем физической подготовленности учащихся. Уровень развития быстроты, гибкости, координации движений и силы во всех четырех группах сильно различается. Даже у учащихся группы А встречаются показатели средние или даже ниже средних по отдельным видам тестирования.

3. В-третьих, с различными интересами детей: одни склонны к командно-игровым действиям (баскетбол, футбол, волейбол и т.д.), другие – к индивидуальным единоборствам (настольный теннис, большой теннис, бадминтон и т.д.), третьи предпочитают гимнастику или легкую атлетику. Именно поэтому задача научить всех детей одному виду спорта, например волейболу, весьма трудна.

4. В-четвертых, с желанием учеников знать, за что им ставится отметка. Поэтому оценивание должно быть объективным; только в редких случаях оценка может быть субъективной: например, в гимнастике – по экспертному суждению учителя.

При этом он не должен забывать, что ребят из групп В и Г оценивание крайне редко стимулирует к активным занятиям. У них нет перспективы получить хорошие отметки, если учитель оценивает их в соответствии с государственной программой.

Но все хотят быть успешными!

Да, дети очень разные, но учитель должен сделать всё возможное, чтобы сделать свои уроки интересными. Для этого мы предлагаем:

  • создать для каждого учащегося ситуацию успеха;
  • предоставить всем детям право выбора вида спорта.

Прогрессивное оценивание

Важно учитывать огромную роль отметки для школьника. Двойка или тройка, выставленная в самом начале четверти, порой лишает его возможности получить итоговую отметку «4» или «5». Поэтому в первые 6 недель предлагается фиксировать все результаты, но выставлять только четверки и пятерки. И только в самом конце четверти, если у ученика нет достаточного количества хороших отметок для выставления итоговой, ему предлагается выбирать тот вид деятельности, который у него получается лучше.

Для этого необходимо проводить систематическое тестирование уровня физической подготовленности учащихся и оценивать динамику прироста результатов, а не сравнивать достижения ребенка с усредненными нормативами. В начале каждой четверти дети получают домашнее задание на развитие основных физических качеств, и тот, кто хорошо выполняет домашнее задание, к концу четверти, как правило, повышает свои показатели на 10–15%.

К примеру, ученик 9-го класса в начале учебного года подтягивался 4 раза, а в конце первой четверти подтянулся 6 раз. И хотя по нормативу это только «3», он достоин отметки «4» (хорошо), так как добился существенного прироста к первоначальному результату. Или в сентябре он подтянулся 10 раз и получил отметку «5» (отлично), а в конце первой четверти – 14 раз и получает две пятерки: одну – за подтягивание, а другую – за прирост результатов. Для этой работы обычно выделяют два последних урока в каждой четверти.

Для учащихся групп А и Б стимулом для улучшения результатов является то, что, помимо отметки за показательный результат, для достижения которого этим детям не приходится тратить много сил, они получают отметку и за его прирост.

Анализ тестирования дает следующие показатели: 10–15% учащихся с низким уровнем физического развития улучшают свои показатели по многим тестам и переходят в группу со средним уровнем физического развития. 5–8% улучшают свои показатели со среднего до высокого уровня, причем показывают стабильно высокие результаты. При таком подходе к оцениванию не возникает проблем с посещаемостью уроков физкультуры, так как над учащимися не довлеет оценка. А самое главное, нет проблем с дисциплиной на уроке, потому что не приходится уговаривать, заставлять или принуждать детей выполнять ту или иную работу.

Следует отметить развитие сознательности учащихся. В одних случаях они помогают друг-другу, в других – помогают тем, кто что-то делает неправильно. Все вышеперечисленное дает учителю возможность спокойно, без большого напряжения проводить уроки физической культуры с большей эффективностью.

Избирательное право

В начале каждой четверти учащиеся узнают, что они должны получить четыре отметки, причем одну или две нужно получить обязательно, а остальные – по желанию.

Например, в первой четверти обязательной является отметка в спринте, а остальные три школьник выбирает сам. Он может выполнить на результат метание, прыжки в длину, бег на различные дистанции, элементы баскетбола и волейбола.

В начале сентября учащиеся бегут на дистанции 300 м, 500 м, 1000 м, 1500 м, 2000 м, 3000 м по выбору, и если в конце четверти будет достигнуто улучшение результатов на 10–15%, то ученик за показанный результат получает «4» или «5».


В гимнастике предлагается предусмотреть две обязательные оценки: у мальчиков – опорный прыжок и силовой тест, у девочек – акробатика и силовой тест; остальные две–три отметки за гимнастические элементы учащийся выбирает сам.

При выполнении упражнений на гимнастических снарядах от детей не требуется выполнения единой комбинации: каждый сам составляет ее для себя из тех элементов, которыми он хорошо овладел, но какой-то один элемент должен быть обязательным для всех. Например, у учащихся 10-го класса на высокой перекладине комбинация должна состоять из 4–5 элементов, обязательным элементом является подъем переворотом в упор. У девочек на разновысоких брусьях обязательным элементом является переворот в упор на нижнюю или на верхнюю жердь.

В начале года в школе проводится опрос: кто занимается в спортивных секциях и в каких? Как правило, среди учащихся 5–7-х классов в спортивных секциях (хореография, дзюдо, самбо, ритмика, футбол) занимаются 8–10 человек в каждом классе, а в 8–10-х классах – уже 3–4 человека. Самые популярные виды спорта: восточные единоборства, баскетбол – у мальчиков и ритмика, шейпинг – у девочек.

На уроках гимнастики поощряются те ученики, которые используют и пропагандируют свои виды спорта. В старших классах девушки могут заменить акробатику комплексом упражнений из ритмики или художественной гимнастики.

Помимо всего этого, в конце второй четверти на последних уроках проводится обязательное тестирование, и если есть улучшение всех результатов в целом, то выставляются хорошие или отличные отметки.

Фото Т.Белоножкиной

Маргарита Медникова ,
учитель физической культуры, ГОУ ЦО № 1434, г. Москва