Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2010
Методика

Игра + соревнование

Обновление физического воспитания сегодня немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется возможность разнообразнее использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь. Это позволяет избавиться от монотонности, разнообразить процесс физического воспитания школьников.

Преимущества метода

Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования.

Одним из преимуществ этого метода является возможность его применения с одинаковым успехом как в игровых, так и в неигровых видах спорта. Это помогает оживить занятие, поскольку соревнование и игра являются условиями активизации физических движений, а также успешного закрепления специальных умений и навыков. Использование соревновательно-игрового метода во всех разделах программы по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей физического развития и повысить уровень физической подготовленности учащихся по сравнению с общепринятыми, а сами занятия сделать более интересными. Сочетание его с другими методами позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях.

К его характерным признакам можно отнести:

– наличие элементов соперничества и эмоциональности в упражнениях;
– непредсказуемая изменчивость как условий игры, так и действий учащихся;
– необходимость приложения максимальных физических и психических усилий;
– применение различных двигательных навыков.

Для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике в учебно-тренировочном процессе могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты и комбинации, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. Соревновательно-игровой метод несет в себе большой эмоциональный заряд – это является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания.

Наряду со способностью заинтересовать детей в выполнении трудных и порой монотонных физических упражнений соревновательно-игровой метод оказывает существенное влияние на их психологическую подготовку. Воспитание морально-волевых качеств в соревновании или игре осуществляется в условиях борьбы с соперником при коллективном характере действий, вызывает значительное физическое и эмоциональное напряжение. Личные интересы при этом подчиняются коллективным целям, вырабатывают уважение к товарищам по команде и к соперникам.

Данный метод помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков. Эмоциональная окрашенность занятий способствует развитию интереса к двигательной деятельности и занятиям физическими упражнениями, воспитанию физических и морально-волевых качеств

Чтобы удачно подобрать эстафеты и игры и качественно провести их, нужно учитывать интересы школьников, уровень их физической подготовленности и наличие инвентаря. В программу работы со старшеклассниками следует включать упражнения военно-прикладного характера.

А ну-ка, парни!

Особый интерес к занятиям у учащихся появляется при организации различных внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Спортивный зал, в котором проводится мероприятие, украшается шарами и различными плакатами. Под звуки спортивного марша команды входят в зал. Жюри приветствует их и поздравляет с праздником. Затем командам предлагаются следующие задания:

1. Бег спиной вперед.

2. Передвижение в упоре на руках (выполняется в парах, партнер держит другого за голени).

3. Комбинированная эстафета: ходьба «гусиным шагом», подъем и спуск по гимнастической скамейке, возвращение бегом.

4. Викторина. Участвуют по одному человеку от команды. Им предлагается ответить на следующие вопросы:

• Что такое выстрел?
• Перечислите основные поражающие факторы ядерного оружия.
• Что влияет на дальность полета пули?

5. Бег в парах. Партнеры располагаются спиной друг к другу, взявшись за локти.

6. Бег с удержанием на вытянутой вперед руке ложки с вареным яйцом, за падение которого начисляются штрафные очки.

7. Конкурс капитанов. Кто быстрее наденет костюм химзащиты?

8. Передвижение в упоре лежа сзади.

9. Ведение баскетбольного мяча «змейкой» с бросками в кольцо.

10. Конкурс для классных руководителей. Кто больше соберет фасоли в бутылку за 30 сек., бросая по одному семени?

11. Конкурс для всей команды. Участники выстраиваются в колонну по одному. Левую руку положить на плечо стоящему впереди, а правой обхватить свой голеностоп. Синхронно выполнять прыжки на левой ноге, не разрывая цепочку; после прохождения разворотной стойки то же на правой ноге.

По окончании последнего конкурса – построение. Жюри подводит общие итоги и награждает победителей.

Игровые упражнения

На уроках легкой атлетики можно предложить ученикам несколько упражнений игрового характера:

1. Ускорения на отрезках длиной 30 м с промежуточным финишем в середине дистанции.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скорость: юноши – 20 раз, девушки – 15 раз.

3. Многоскоки. Кто преодолеет большее расстояние за 10–15 прыжков?

4. Бег наперегонки на расстояние 60–100 м с гандикапом. При повторном выполнении учащиеся меняются ролями.

5. Передвижение в приседе, руки двигаются произвольно. Кто быстрее преодолеет определенное расстояние?

6. Силовое единоборство. И.п. – стоя лицом друг к другу, руки согнуть в локтях, ладони наружу. Толкая соперника ладонями в ладони, попытаться вывести его из равновесия. Кто сделает это большее количество раз?

7. Бег спиной вперед. Кто быстрее преодолеет дистанцию 30 м?

8. Смена ног из положения выпада, правая впереди, руки двигаются произвольно. Кто раньше выполнит задание, состоящее из 20 упражнений?

9. Упражнение в парах. И.п. – стоя боком к парт­неру и захватив руки друг друга. Нужно попытаться перетянуть партнера на свою сторону. Кто сделает это большее количество раз за установленное время?

Любовь Салтысюк ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 4, г. Борисоглебск, Воронежская обл.