Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2010
Методика

Зимние подвижные игры и эстафеты

Продолжение. Начало в №№ 22, 23, 24/2009, 1, 2/2010.

На одной лыже

Место проведения: ровная снежная площадка размером 30×100 м, на которой проложены лыжни для каждой команды длиной от 30 до 50 м в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся. Место разворота каждой команды отмечено флажком.

Инвентарь: 1 лыжа и 2 палки для каждого лыжника или команды; флажки для разметки линии старта и места разворота.

Содержание и ход игры. Назначаются судьи. Остальные учащиеся делятся на команды по 4–5 человек в каждой, которые выстраиваются в шеренги по обеим сторонам площадки. У линии старта, она же линия финиша, располагаются по одному участнику от каждой команды. На старте лыжник, опираясь на палки, стоит на правой лыже, левая нога свободна.

По сигналу первые номера, отталкиваясь палками и свободной ногой, начинают скольжение до флажка, за которым встают на лыжу левой ногой, правая свободна, и продолжают скольжение на левой ноге к финишу. Как только пятка лыжи пересечет линию старта – финиша, засекается время и объявляются результат и количество набранных командами победных очков. Затем стартуют вторые номера, и т.д. Как только все команды пройдут дистанцию, судьи и участники команд анализируют свои действия. Подводятся итоги, и игра повторяется еще несколько раз. Количество туров зависит от количества команд, задач урока и уровня подготовленности учащихся.

Вариант: участник проходит всю дистанцию на одной лыже, самостоятельно выбирая способ разворота, затем на другой.

Правила игры

1. Начинать скольжение разрешается только после сигнала.
2. Во время старта и после поворота у флажка для создания ускорения разрешается совершить дополнительный толчок свободной ногой.
3. Поворот и смена лыжи производятся только за флажком.
4. На дистанции скольжение осуществляется только за счет отталкивания палками.
5. За каждое нарушение начисляется штрафное очко.

Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков и меньше штрафных. При участии четырех команд участник, пришедший первым, получает 3 очка, вторым – 2 очка, третьим – 1 очко, а последним – очков не получает. Личное первенство определяется по наименьшему затраченному времени.

Методические указания. После распределения на команды учащиеся прокладывают лыжню до флажка и обратно. В зависимости от уровня подготовленности учеников дистанция может быть увеличена. Девочки соревнуются с девочками; дистанцию для них делают короче.

Учитель акцентирует внимание школьников на развитии силы мышц рук и плечевого пояса, чувства равновесия и координации движений, контроле качества двигательных действий – скольжения на одной лыже и эффективности отталкивания палками, выполняемых в быстром темпе.

Судьи должны четко разъяснять участникам состязаний допущенные ошибки. Педагог учит детей четко называть допущенные ошибки, находить оптимальные решения для улучшения результатов, воспитывает у них уважительное отношение к мнению партнеров и замечаниям судей.

С горки в воротца

Место проведения: пологая снежная горка со спуском длиной 20–25 м, на которой размечают линию старта и линию финиша и устанавливают яркие флажки, а по ходу трассы – ворота из лыжных палок для каждой команды.

Инвентарь: лыжи и лыжные палки для каждого игрока или хотя бы по несколько пар для каждой команды; флажки для разметки дистанции и линий старта и финиша; ленты для завязывания на рукаве участникам одной из команд.

Содержание и ход игры. Назначаются судьи. Остальные учащиеся делятся на две команды. Участникам одной из команд можно завязать на рукав яркие ленты.

По сигналу первые номера делают несколько шагов разгона, затем, набрав скорость при спуске, приставляют ногу, приседают, стараясь пройти в ворота и не задеть их. Дистанция считается пройденной, когда обе лыжи участника пересекут линию финиша. Подводятся итоги, затем на старт приглашаются вторые номера. После того как все участники спустятся с горки по одному разу, подводятся командные итоги, и игра повторяется еще несколько раз. Каждый участник должен пройти спуск не менее трех раз.

Правила игры

1. Если участник прокатился под воротами, не коснулся их и пришел к финишу первым, он получает 3 очка.
2. Если участник прокатился под воротами, не коснулся их и пришел к финишу вторым, он получает 2 очка.
3. Если участник коснулся палок, но ворота не разрушены, он получает на 1 очко меньше при прочих равных условиях.
4. Участник, который сбил ворота, не получает ни одного победного очка.

Подведение итогов. Побеждает команда, которая набрала больше очков. При участии трех команд количество победных очков за каждый спуск оговаривается заранее.

Методические указания. Нужно проследить, чтобы на дистанции спуска не было льда. Количество ворот увеличивается постепенно. Их можно сделать из лыжных палок, но сначала лучше из высоких, и к ним привязать изогнутый прут. Если ширина и скат горки позволяют, то лучше класс разделить на три команды. Соревнования проводятся только тогда, когда дети освоили не только спуск, но и технику прохождения ворот.

Учитель должен обосновать для школьников необходимость таких качеств, как чувство пространства и равновесия, в различных жизненных ситуациях, например когда нужно быстро присесть и проехать под веткой дерева или другим естественным препятствием.

По окончании игры нужно отметить учащихся, хорошо справившихся с заданием, и помочь тем, у кого было много ошибок. Необходимо подчеркивать важность качественного выполнения заданий как для предупреждения травм, так и для повышения уровня физической подготовленности.

Статья опубликована при поддержке компании «Юрис». «Юрис» это опытный поставщик стеллажей для любых целей. Если вам нужны стеллажи для книг, складского помещения или гаража, то вы найдете подходящий вариант в «Юрис». Компания готова удовлетворить потребности, как оптового заказчика, так и частного лица. Посетите официальный сайт компании www.allracks.biz" и ознакомьтесь подробнее с каталогом предоставляемой продукции.

На буксире

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×100 м. По обе стороны площадки размечают линии старта и финиша, расстояние между которыми – 30–60 м.

Инвентарь: лыжи для каждого игрока или хотя бы по 2 комплекта для каждой команды; флажки для разметки линий старта и финиша; ленты для завязывания на рукаве участникам одной из команд.

Содержание и ход игры. Назначаются судьи на линии старта, финиша и на трассу. Остальные учащиеся делятся на две команды с четным числом игроков в каждой и распределяются по парам. Участникам одной из команд завязывают на рукав яркие ленты.

На старт приглашаются первые пары обеих команд. Один участник держит в руке палки за середину, а второй рукой удерживает палки партнера за петли. Второй держит свои палки у колец.

По сигналу первые номера – ведущие – начинают движение, вторые – ведомые – следуют за ними. Как только второй номер пересечет линию финиша, дистанция считается пройденной, и 2 очка получает та пара, которая первой преодолеет дистанцию. Пара, пришедшая второй, очков не получает. Как только все пары пройдут дистанцию, подводятся итоги, и игра повторяется, но участники меняются ролями.

Правила игры

1. Нельзя начинать гонку до сигнала учителя или судьи на старте.
2. Ведомый лыжник не должен помогать первому номеру, его лыжи скользят пассивно.
3. Он может выполнять любые движения для удержания равновесия: приседать, переносить вес на одну ногу, принять положение глубокого приседа, седа на лыжах и т.п.
4. Если на трассе он упал, то должен встать, и его буксировка продолжается с места падения.

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше победных очков. Можно определять победителей по наименьшей сумме времени, затраченного на два или четыре заезда. Если в игре участвует больше двух команд, то количество очков за первое, второе место и т.д. оговаривается заранее.

Методические указания. Пары могут быть как однополыми, так и смешанными. Пары может формировать учитель исходя из уровня подготовленности учащихся и задач игры или по желанию учащихся.
Нагрузку можно регулировать увеличением или уменьшением дистанции.

По ходу игры происходит замена судей играющими парами таким образом, чтобы каждая пара прошла одинаковое количество раз всю дистанцию как в роли ведущего, так и в роли ведомого.

Задачи игры:

– обучение детей правилам оказания необходимой помощи пострадавшему, передвигаясь на лыжах, при травме пострадавшего, а также его поведению при буксировке;
– изучение правил поведения при транспортировке пострадавшего.

Учитель должен содействовать формированию у школьников заинтересованности в совместных действиях, умения бороться за победу, проявлению сопереживания и стремления оказать помощь пострадавшему. Нужно пресекать возможность некорректных споров, взаимных обвинений, направляя действия участников игры на анализ допущенных ошибок и, главное, на их исправление.

Санитары

Место проведения: ровная снежная площадка размером не менее 20×50 м, на которой размечают линию старта, она же линия финиша. Напротив каждой команды устанавливают флажок. Расстояние между линией старта и флажком – 20–40 м.

Инвентарь: лыжный комплект для каждого участника или по 2 комплекта для каждой команды; веревка для каждой пары; флажки для разметки дистанции.

Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на команды с четным числом игроков в каждой, распределяются по парам и встают по обеим длинным сторонам площадки ближе к линии старта, у которой располагаются первые пары игроков в связке; один из участников – пострадавший – принимает положение лежа или сидя на лыжах. К его лыжам привязана веревка, которая перекинута через плечи санитара.

По сигналу первые пары продвигаются к разворотному флажку, огибают его и возвращаются к линии старта – финиша. Пара, первой выполнившая задание, получает 1 очко, вторая пара очков не получает. Затем на старт приглашаются вторые пары и т.д. Когда все пары по одному разу пройдут дистанцию, подводятся итоги игры, и она продолжается, но участники меняются ролями.

Игра проводится не менее 4 раз, чтобы каждый из игроков мог побывать в роли пострадавшего сидя и лежа и в роли санитара по 2 раза. Кроме того, засекается время выполнения задания каждой парой в каждом заезде.

Правила игры

1. Если пострадавший упадет с лыж, то он должен принять исходное положение в месте падения, а пара – продолжить продвижение к финишу.
2. Исходное положение пострадавшего оговаривается заранее. Менять положение во время перевозки нельзя.
3. Все пары должны быть либо однополыми, либо смешанными. Во втором случае в качестве санитара или пострадавшего во всех командах должны быть дети одного пола: например, в роли пострадавших во всех командах – девочки.

Подведение итогов. Определяется как лучшая команда, так и лучшая пара лыжников по количеству победных очков и наименьшей сумме затраченного времени во всех заездах. Если пары девочек соревнуются отдельно от мальчиков, то и победители определяются отдельно среди мальчиков и среди девочек.

Методические указания. Игра может быть изменена по усмотрению учителя: увеличены дистанция, подъем или спуск на пути, оговорено преодоление дистанции «змейкой» и т.п.

Дети проявляют большую заинтересованность, когда заезды проводятся на время, а пары являются постоянными. В этом случае у них есть возможность сравнить свои результаты, найти ошибки, исправить их и убедиться в эффективности проделанной работы.

Педагог учит школьников четко называть допущенные ошибки, находить оптимальные решения для улучшения результатов и оказания помощи в конкретной ситуации. Можно предложить им самостоятельно разработать способы транспортировки при оказании помощи пострадавшему в различных положениях, варианты использования дополнительного подручного материала.

Учитель должен содействовать формированию у детей заинтересованности в совместных действиях, умения бороться за победу в личном и командном первенстве, объяснять, как важно развивать быстроту, координацию движений и чувство равновесия, и учить применять эти качества при транспортировке пострадавшего; следует привести примеры того, в каких жизненных ситуациях эти качества могут пригодиться. Необходимо следить за соблюдением порядка в коллективе.

Встречные эстафеты парами

Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×100 м, на которой проложены лыжни для каждой команды, расстояние между линиями старта и финиша – от 30 до 70 м в зависимости от содержания эстафеты и уровня подготовленности учащихся.

Инвентарь: по 2 комплекта лыж и по 2 пары лыжных палок на команду; секундомер; флажки для разметки дистанции.

Содержание и ход игры. Формируется судейская бригада: судья на линиях, судьи на дистанции, судья-секретарь и др. Класс делится на две или три команды с четным количеством пар в каждой. Например, если в командах по четыре пары, то первая и третья располагаются на одной стороне площадки, а вторая и четвертая – на другой напротив своей команды. Если участвуют три команды, то одна из них по очереди выступает в роли судей.

На старт приглашаются первые пары в следующем порядке: первый номер в одной руке держит свои две палки за середину, а другой удерживает палки партнера за петли. Второй номер держит свои палки у колец.

По сигналу учителя первые пары начинают быстро продвигаться ко вторым. Как только лыжи буксируемого пересекут линию старта, первая пара снимает лыжи, а вторая пара надевает их, принимает исходное положение и быстро продвигается к третьей и т.д. Как только участники первой пары получат назад свои лыжи, они поднимают руку и громко говорят: «Есть!». Подводятся итоги первого этапа состязаний, в парах лыжники меняются ролями, и игра повторяется еще несколько раз.

Правила игры

1. Нельзя начинать гонку до сигнала учителя или судьи на старте.
2. Ведомый лыжник не должен помогать ведущему лыжнику; лыжи пострадавшего скользят пассивно.
3. Ведомый лыжник может выполнять любые движения для удержания равновесия: приседать, переносить вес тела на одну ногу и т.п.
4. Если ведомый лыжник упал на трассе, то он должен быстро подняться, а пара – продолжить движение с места падения.

Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков.

Методические указания. Учитель акцентирует внимание детей на контроле качества двигательных действий при оказании помощи пострадавшему в быстром темпе, а также на воспитании взаимопомощи, корректного отношения друг к другу. Главное – необходимо объяснить, как важно уметь правильно перевозить пострадавшего, чтобы не нанести ему вред.

Вдвоем с горки

Место проведения: горка на пришкольном участке со склоном высотой не менее 1,5 м, длиной 15–25 м и шириной не менее 15 м. На горке флажками отмечают линию старта, а внизу – линию финиша.

Инвентарь: лыжи для каждого ученика; флажки для разметки дистанции.

Содержание и ход игры. Назначаются судьи на старте и на трассе. У судьи на финише – секундомер, у секретаря – протоколы и карандаши. Затем класс делится на две–три команды с четным числом участников. Игра проводится в несколько туров. В каждом туре все пары должны по 2 раза выполнить спуск, чтобы каждый участник побывал в роли ведущего и ведомого.

На старте у первого номера в руках палки, а у второго лыжи находятся между лыжами первого, и он держится за пояс первого двумя руками.

По сигналу учителя или судьи на старте первый номер, отталкиваясь палками, спускаясь вниз, везет второго. Как только линию финиша пересечет второй номер, дистанция считается пройденной, и судья на финише засекает время. Затем лыжники меняются ролями. Результаты двух спусков каждой пары суммируются. После двукратного прохождения спуска всеми участниками подводятся итоги первого тура, и игра повторяется.

Правила игры

1. На протяжении всего спуска парам нельзя разрываться.
2. Если один игрок из пары или оба участника упадут, спуск продолжается с места падения, а пара получает штрафное очко.
3. Спуск должен быть выполнен в отмеченном флажками коридоре. За сбитый флажок начисляется штрафное очко.

Подведение итогов. Побеждает команда, которая затратила меньше времени и получила меньше штрафных очков. Можно определить лучшую пару в личном первенстве.

Методические указания. Если ширина площадки позволяет, то спускаться могут сразу две или три пары.

Судьи могут быть назначены сразу на всю игру или меняться после каждого тура. Если судьи меняются ролями с участниками состязаний, то игра должна быть организована так, чтобы у каждой пары было одинаковое количество спусков. В этом случае целесообразно проводить первенство на лучшую пару.

Задачи игры:

– формирование умения сознательно контролировать движения для лучшего усваивания более сложных двигательных задач;
– развитие равновесия и координации действий;
– воспитание у детей чувства сопереживания в стремлении правильно выполнить спуск и не подвести при этом своего партнера и команду.

Учитель должен пресекать возникновение любых споров, взаимных обвинений, направляя действия участников на анализ допущенных ошибок и их исправление.

До начала состязаний на результат всем участникам предоставляется возможность несколько раз выполнить спуск, проанализировать свои ошибки и самостоятельно найти пути их исправления: например, почему произошло падение и как этого избежать при следующем спуске или как увеличить скорость спуска.

Спуск дуэтом

Место проведения: горка со склоном длиной 15–25 м, шириной не менее 10 м и высотой до 1,5 м. На горке флажками размечают линию старта, а внизу под горкой – линию финиша.

Инвентарь: лыжи для каждой пары учащихся или по 2–3 пары для каждой команды; флажки для разметки линий старта и финиша.

Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на две команды с четным количеством участников в каждой. Если класс большой, то девочки и мальчики образуют по две команды, внутри которых дети распределяются по парам по собственному желанию или по распоряжению учителя.

На старте первый номер принимает положение упора присев или упора стоя на коленях на лыжах, а второй стоит сзади, одной ногой наступив на лыжу первого. По сигналу второй номер, оттолкнувшись одной ногой, придает лыжам первоначальную скорость и встает на них обеими ногами, после чего пара совершает спуск. Как только участник пересечет линию финиша, спуск считается выполненным.

При повторном спуске учащиеся в парах меняются ролями. Если лыжники пересекли линию финиша дважды без нарушения правил, они получают 10 баллов. Игра повторяется два или четыре раза, затем подводятся общие итоги.

Правила игры

1. Первый номер во время спуска не должен касаться снега ни одной частью тела.
2. Второй номер должен встать на лыжи до пересечения ими линии старта.
3. Расстояние для разбега должно быть оговорено, а дистанция размечена заранее.
4. Если лыжники не пересекли линию финиша и остановились, то второй номер, отталкиваясь одной ногой, помогает паре продвигаться к линии финиша.
5. В парах участники обязательно должны меняться ролями.

За каждое нарушение правил № 1–5 команда лишается 1 балла.

6. Если при спуске произошло падение, пара лишается 5 баллов.

Подведение итогов. Максимальное количество баллов может быть иным. Определяется как лучшая команда, так и лучшая пара лыжников по количеству набранных баллов отдельно среди мальчиков и девочек. Пары могут быть и смешанными – это условие оговаривается заранее.

Методические указания. До начала проведения спуска на результат следует дать возможность учащимся выполнить спуск не менее 2 раз, чтобы оба лыжника в паре могли попробовать себя и в той, и в другой роли, проанализировать возможные ошибки, уточнить рисунок передвижения, а судьи – уточнить свои права и обязанности. При повторном проведении игры пары определяет учитель или пары формируются по жребию.

Педагог учит детей четко называть свои ошибки и ошибки партнера, уважать мнение партнера и судей, находить оптимальные решения для улучшения результатов.

На последующих занятиях можно проводить спуск на время и на технику, чтобы сравнить результаты.

Необходимо формировать у школьников привычку ответственно относиться к выполнению задания, корректно вести диалог при анализе игры и разборе ошибок; проявлять взаимопомощь, уважительно относиться друг к другу.

Окончание следует

Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь