Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2010
Методика

Всё начинается с игры

Разработки игровых уроков для начальной школы

Звездные войны

В процессе игры дети получают звезды. Ученик, набравший 3 звезды и больше, получает отметку «5», 2 звезды – «4», 1 звезду – «3». Ученик, набравший наибольшее количество звезд, получает звание звездного воина, за что получает дополнительную «пятерку».

Подготовительная часть

В разминку входят бег лицом и спиной вперед, ходьба на носках, на пятках, прыжки: со сменой ног, на одной и на двух ногах, с постановкой ног врозь и скрестно; передвижение приставными шагами вправо, влево. При выполнении общеразвивающих упражнений каждый ученик показывает одно упражнение на четыре счета, ведя подсчет, а все повторяют. Тот, кто правильно подберет и покажет упражнение и не ошибется в подсчете, получает звезду.

Основная часть

Ребята выполняют задания по станциям, соблюдая принцип круговой тренировки.

1. Прыжки через скакалку на двух ногах: 1-й класс – 20 прыжков, 2–3-й классы – 30 прыжков, 4-й класс – 50 прыжков. Тот, кто сможет выполнить необходимое количество прыжков без остановки, получает звезду.

2. Прыжки через скакалку на одной ноге: 1-й класс – 5 прыжков, 2–3-й классы – 10 прыжков, 4-й класс – 15 прыжков. Тот, кто сможет выполнить необходимое количество прыжков без остановки, получает звезду.

3. Отжимания: 1-й класс – 10 раз, 2–3-й классы – 15 раз, 4-й класс – 20 раз. Оценивается техника выполнения упражнения.

4. Поднимание туловища из положения лежа, руки за голову, пальцы в замок, ноги от пола не отрывать. Тот, кто сможет выполнить упражнение 10 раз без ошибок, получает звезду.

5. Упражнение «Угол». И.п. – сед углом. Тот, кто сможет удержаться в этом положении в течение 30 сек., получает звезду.

6. Упражнение «Кольцо». И.п. – лежа на животе. Прогнувшись в пояснице, постараться пятками коснуться затылка.

7. Упражнение «Складка». И.п. – сед. Выполнить наклон. Постараться коснуться лбом коленей, обхватив стопы кистями рук.

8. И.п. – присед на правой ноге, левую отвести в сторону. Пятка правой ноги не отрывается от пола, левую ногу держать прямо параллельно полу. Прыжком поменять положение ног. Тот, кто сможет выполнить упражнение 5 раз, получает звезду.

9. Выполнять прыжки вперед, вращая обруч на талии. Тот, кто сможет выполнить упражнение 10 раз без ошибок, получает звезду.

10. Вращение обруча на талии. Тот, кто сможет выполнить упражнение 50 раз без ошибок, получает звезду.

11. Упражнение «Пистолет». Приседания на одной ноге, не отрывая пяток от пола. Тот, кто сможет выполнить упражнение,) получает звезду.

12. Упражнение «Лягушка». Выполнить 10 прыжков на двух ногах с опорой руками о пол. Оценивается техника выполнения упражнения.

13. И.п. – упор присев. Выпрыгнуть 10 раз вверх, руки вверх. Оценивается техника выполнения упражнения.


14. Упражнение «Ласточка». Удерживать равновесие на одной ноге, другую отвести назад параллельно полу. Продержать 5 сек.

Заключительная часть

Упражнения на восстановление дыхания, дыхательная гимнастика. Проводится построение. Подсчитывается количество звезд, выставляются отметки и определяются звездные воины.

Гибкие и ловкие

Разминка

В начале урока класс делится на две, три или четыре группы (отделения) или на два отделения мальчиков и два – девочек. Правильно и быстро выполняя задания учителя, дети получают зачетные очки, которые подсчитывают капитаны. По окончании урока производится общий подсчет очков и выставляются итоговые отметки.

1. Бег в колонне по одному (1–2 мин.). Группа, которая выполняет бег организованнее, соблюдая дистанцию между отделениями 2–3 м, получает 1 очко.

2. Дети выстраиваются в колонну по одному в разных точках зала. Группа, справившаяся с заданием быстрее других, получает 1 очко.

3. Отделения выстраиваются в колонну по одному и кладут руки на плечи впереди стоящему. Учащиеся выполняют одновременные прыжки на двух ногах в течение 20–30 сек. Отделение, чья цепь не разомкнется, выполняющее прыжки синхронно, зарабатывает 1 очко.

4. Упражнение «Гусеничка». Прыжки в колонне на правой ноге. Правую руку положить на плечо впереди стоящего, а левую стопу согнутой в колене ноги удерживает левой рукой стоящий сзади. То же на левой ноге. Отделение, чья цепь не разомкнется, выполняющее прыжки синхронно, зарабатывает 1 очко.

5. Дети сидят на скамейках. В центре зала лежат скакалки на расстоянии 3 м одна от другой. В каждом отделении учащиеся распределяются по тройкам. Двое ребят вращают скакалку, а третий выполняет 20 прыжков, после чего партнеры меняются местами. После того как все трое выполнят 20 прыжков, выходит следующая тройка. Отделение, которое быстрее справится с заданием, получает 1 очко.

6. Прыжки в парах через скакалку. Каждый ученик должен выполнить по 20–30 прыжков, а при выполнении задания в одиночку – в 2 раза больше. Команда, справившаяся с заданием первой, получает 1 очко.

7. То же, что в задании 2, но с построением в одну шеренгу. Место построения оговаривается заранее. Отделение, выполнившее задание первым, получает 1 очко.

Гимнастические упражнения

1. И.п. – упор присев.

1 – перекат на спину;

2 – и.п.

Определяется лучшая группа, которая выполняет упражнение дружнее и правильнее.

2. И.п. – лежа на спине, руки вверх.

1 – принять положение группировки;

2 – и.п.

Определяется лучшая группа, которая выполняет упражнение дружнее и правильнее.

3. Наклоны в положении сидя. Выполняются в парах по 50 раз. Упражнение не оценивается.

4. Упражнение «Складка». Выполнить наклон вперед в положении сидя так, чтобы голова коснулась колен, руки прижать к стопам. Группа, в которой больше учеников смогут выполнить упражнение, получает 1 очко.

5. Принять позу лотоса. Оценивается качество выполнения задания по группам.

6. Упражнение «Гимнастический мост» из положения стоя с поддержкой. Упражнение не оценивается.

7. То же без поддержки. Отделение, в котором больше учеников смогут выполнить упражнение, получает 1 очко.

8. Упражнение «Березка» – стойка на лопатках. Оценивается качество выполнения упражнения по группам.

9. Упражнение «Кольцо». И.п. – лежа на животе, ноги согнуть в коленях, ладонями упереться в пол на уровне пояса. Группа, в которой больше учеников смогут выполнить упражнение, получает 1 очко.

10. Упражнение «Лодочка». Лежа на животе, прогнуться в спине, руки и ноги прямые. Оценивается качество выполнения упражнения.

11. Упражнение «Угол» И.п. – сед углом. Группа, в которой лучший ученик сможет выполнить это упражнение дольше других, получает 1 очко.

12. Упражнение «Лягушка». Выполнить 8–10 поточных прыжков в длину с места подряд. Оценивается качество выполнения упражнения.

13. Упражнение «Ласточка» (удержание равновесия на одной ноге). Оценивается качество выполнения упражнения.

14. Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на шведской стенке. Оценивается качество выполнения упражнения.

15. Сгибание – разгибание рук в упоре лежа. Оценивается качество выполнения упражнения.

16. И.п. – сед. Обхватить руками левую (правую) ногу за стопу. Лечь на спину, не расцепляя захват; ногу в колене не сгибать. Затем опять сесть. То же с другой ноги. Оценивается качество выполнения упражнения.

17. Лежа на спине, поднять прямые ноги, коснуться носками пола за головой, не сгибая ноги в коленях.

Все предлагаемые упражнения выполняются 10–12 раз.

Лучший знаток физкультуры и спорта

Урок можно проводить в классе. Заранее подготавливают жетоны. Дети отвечают на вопросы викторины. За каждый правильный ответ ученик получает 1 жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов и определяется победитель.

Вопросы викторины

  1. Что самое дорогое у человека? (Жизнь.)
  2. Что на втором месте после жизни? (Здоровье.)
  3. Что на третьем месте после здоровья? (Семья, школа.)
  4. Что необходимо выполнять, чтобы не навредить здоровью? (Вести здоровый образ жизни, соблюдать режим дня, делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями.)
  5. Что необходимо соблюдать, чтобы на уроке не навредить своему здоровью и здоровью того, кто рядом? (Правила техники безопасности.)
  6. В 2008 г. в августе проходили летние Олимпийские игры. Какими по нумерации они были? (XXIX.)
  7. В какой стране они проходили? (В Китае.)
  8. В каком городе они проходили? (В Пекине.)
  9. Как часто проводятся Олимпийские игры? (Один раз в четыре года.)
  10. Одним из интереснейших зрелищ был фейерверк – салют из пяти переплетенных колец. Что они означают? (Это олимпийская эмблема – символ содружества пяти континентов.)
  11. Какой части света какой цвет соответствует? (Европе – голубой, Азии – желтый, Америке – красный, Африке – черный, Австралии – зеленый.)
  12. Для чего нужна утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка)? (Чтобы проснуться, взбодриться и подготовить организм к трудовому дню.)
  13. Что является основным стержнем человеческого тела? (Позвоночник.)
  14. За чем необходимо следить, чтобы не было проблем с позвоночником? (За осанкой.)

  15. От чего зависит правильная осанка? (От развития мышц спины и брюшного пресса.)
  16. В каком виде спорта пользуются самым легким мячиком? (В настольном теннисе.)
  17. В каком виде спорта самый высокий старт? (В прыжках с парашютом.)
  18. В каком виде спорта самый низкий старт? (В подводном плавании.)
  19. Как раньше называли бокс? (Кулачный бой.)
  20. В каком виде спорта прославился Пифагор? (В кулачном бою.)

  21. Как по-другому называют пинг-понг? (Настольный теннис.)
  22. Какие способы плавания вы знаете? (Кроль на спине, на груди, брасс, дельфин, баттерфляй.)
  23. Что означает слово «баттерфляй» в переводе с английского языка? («Бабочка».)
  24. В каком виде спорта состязаются штангисты? (В тяжелой атлетике.)
  25. В каком виде спорта соревнуются бегуны? (В легкой атлетике.)
  26. Кого называют летающим лыжником? (Прыгуна с трамплина.)
  27. В каком виде спорта толкают ядро, метают диск, копье? (В легкой атлетике.)
  28. Как переводится с английского языка слово «фристайл»? («Свободный стиль».)
  29. Сколько очков начисляется в баскетболе за успешно реализованный штрафной бросок? (1.)
  30. Сколько очков начисляется в баскетболе за успешно реализованный бросок из-за 6-метровой линии? (Три.)

 

Анастасия Криц ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 19, г. Набережные Челны, Республика Татарстан