Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2010
Методика

Лыжи: ручная работа

Появление новых спринтерских состязаний в лыжных гонках накладывает свой отпечаток на технику передвижения классическим стилем. Спортсмены высокого класса всё чаще предпочитают одновременные ходы попеременным как более скоростным. Современный спортивный инвентарь, мази скольжения (парафины), жесткая лыжня позволяют с успехом применять одновременный бесшажный ход практически по всей длине дистанции спринтерских гонок, что требует от спортсменов скоростной и силовой выносливости.

Нововведения в спорте высших достижений тут же приходят и в спорт детский. Автор этого материала дает свои рекомендации по повышению интереса школьников к занятиям при обучении одновременному бесшажному ходу.

На лыжах не ходят?

На детских лыжных соревнованиях на короткие дистанции классическим стилем, невольно бросается в глаза отсутствие применения юными лыжниками попеременного двухшажного хода. В крайнем случае этот красивейший ход напоминает тараканьи бега или просто перебирание ногами с практически отсутствующей фазой скольжения. А ведь именно он является основополагающим при обучении классическим лыжным ходам.

Почему в спринте спортсмены используют одновременный бесшажный ход? Рассмотрим технику его стартового варианта. Стойка лыжника – ноги согнуты во всех суставах, стопы с ботинками максимально плотно прижаты к лыжам, которые устойчиво стоят на лыжне. Спортсмен через бедра, таз, корпус в небольшом наклоне переносит тяжесть тела на пальцы ног, не отрывая пяток от лыж. Очень важно этот момент многократно фиксировать в статическом варианте на тренировках. Это стартовая позиция для проявления быстрой силы мышц рук, брюшного пресса, спины при ударной постановке палок.

Модификаций стартового варианта одновременного бесшажного хода много. Выбор зависит от скольжения лыж, структуры снега (свежий, фирн, лед), анатомического строения тела ребенка, развития мускулатуры рук и туловища – силы лыжника, длинной или короткой структуры мышечных волокон. Высокий ребенок с длинной структурой мышечных миофибрилл должен больше наклоняться, сгибать и разгибать при толчке руки, а мальчик или девочка крепкого телосложения, наоборот, – толкаться палками более резко, коротко и часто с меньшим наклоном туловища при одинаковых погодных условиях.

Фото с сайта www.msfnpr.ru

Нужно, чтобы после грамотного показа и объяснения учителя или тренера ребенок постоянно думал, экспериментировал, варьировал высоту выноса рук, угол и место постановки палок на снег, частоту отталкивания в зависимости от рельефа, изменял наклон туловища, находя наилучшие варианты для проявления силы и силовой выносливости в данных условиях скольжения.

Чтобы обучение технике не стало утомительным, преподавателю нужно заранее продумать устройство учебного полигона. Лучше всего занятия проводить на нескольких параллельных лыжнях, причем с рельефом: уклон – 2–4°; пологий подъем – 1–3°; равнинный участок. Варьируя частоту, силу и амплитуду движений с палками в разных заданиях и при разной степени инерции, преподаватель легко сможет поставить каждому ученику его индивидуальную технику.

Через 10–15 тренировок после досконального разъяснения и показа каждой мелочи ваши воспитанники овладеют стартовым вариантом одновременного бесшажного хода.

Нет предела совершенству

Чтобы сохранить и поддержать интерес к изучению и совершенствованию техники стартового варианта одновременного бесшажного хода, необходимо позаботиться о разнообразии условий его освоения.

Целесообразно постепенно усложнять рельеф лыжни, доведя крутизну подъема до 5–8°. Чем круче подъем, тем он должен быть короче, и наоборот. При обучении и совершенствовании техники длина подъема должна составлять от 50 до 150 м.

Большой эффект при совершенствовании техники дает связка упражнений, состоящий из короткого спуска с набором высокой скорости и резкого перехода в подъем крутизной 8–12° и длиной 20–30 м. В таком случае перед учащимися ставится задача максимально долго удерживать набранную на спуске скорость, поддерживая высокую частоту движений стартового варианта одновременного бесшажного хода.

Лучше всего выполнять это упражнение в парах или тройках, используя параллельные лыжни. Соревновательный эффект существенно повысит мотивацию к обучению. Такие задания скрашивают монотонные тренировки. Их лучше применять в середине или в конце занятия.

Обучение в игре

Как еще можно заинтересовать ребят? Конечно же, подвижными играми. Приведу лишь несколько таких игр-эстафет, вызывающих у них положительные эмоции.

Передай лыжные палки

Участвуют несколько команд. Ребята выстраиваются за линией старта в колонны; мальчики и девочки строятся через одного. Все участники – на лыжах, однако палки – только у направляющего. На расстоянии 70–80 м от линии старта устанавливают разворотные стойки.

По сигналу первые номера устремляются вперед одновременным бесшажным ходом, огибают разворотную стойку, возвращаются обратно, затем передают палки вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. В ходе эстафеты можно определить не только команды-победительницы, но и сильнейших лыжников отдельно среди мальчиков и среди девочек.

Быстрый спуск

Участники выстраиваются в колонну по одному на вершине горы. В конце склона на пути каждой команды устанавливают трое ворот, сооруженных из лыжных палок. На расстоянии 10–15 м от последних ворот проводят линию финиша, где напротив каждой команды стоит судья с флажком.

По сигналу преподавателя первые номера спускаются с горы используя одновременный бесшажный ход, и проезжают в ворота. Как только они достигают линии финиша, судья дает отмашку флажком для старта следующего участника. За сбитые или пропущенные при спуске ворота команда получает 4 штрафные секунды. Побеждает команда, показавшая лучшая время с учетом штрафных секунд.

На гору и с горы

У подножия пологой горы обозначают линию старта – финиша. Команды выстраиваются около нее в колонну по одному. На вершине горы напротив каждой команды устанавливают разворотный флажок.

По сигналу преподавателя все участники одновременно начинают подъем в гору одновременным бесшажным ходом, огибают разворотный флажок и спускаются с горы. Побеждает та команда, последний участник которой раньше других пересечет линию финиша.

Салки маршем

Две команды строятся на лыжах в шеренгах друг напротив друга на расстоянии 50 м с интервалом 2–3 м между игроками.

По сигналу преподавателя команды начинают сближаться, двигаясь одним из классических ходов. Когда расстояние между ними сокращается до 10–15 м, преподаватель громко командует: «Первая!» или «Вторая!». Игроки названной команды разворачиваются кругом и начинают быстро убегать за свою линию, используя одновременный бесшажный ход, а игроки другой команды тем же ходом пытаются их догнать. Осаливание засчитывается только в том случае, если оно совершено до пересечения осаленным игроком его стартовой линии. Побеждает команда, участники которой сумели осалить больше игроков.

Встречные старты

Участники двух команд на лыжах с палками выстраиваются в шеренги на расстоянии 30–50 м друг напротив друга в шахматном порядке с интервалом через одну лыжню, чтобы не сталкиваться при встрече.

По сигналу преподавателя все участники устремляются вперед, стараясь как можно быстрее достигнуть линии противоположной команды, используя стартовый вариант одновременного бесшажного хода. Побеждает команда, большинство игроков которой успели занять места на противоположных линиях раньше своих соперников.

Владимир Малинин ,
инструктор-методист по физической культуре, ММЦ «Земля – планета людей», г. Нерехта, Костромская обл.