Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2010
Методика

Когда цель не видна

О мотивации к занятиям физическими упражнениями

Обычно учитель сообщает цель урока в самом начале. Но часто по ходу урока, а тем более к его окончанию дети о ней забывают. Совершенно другим становится занятие, на котором дети сами приходят к пониманию того, для чего оно нужно, чему они научились и где это может пригодиться; цель и задачи урока в итоге определяют сами ребята.

Дань традициям

Много лет подряд педагогов учили, как и когда ставить цели на уроке физической культуры. Предлагалась следующая структура урока:

• организационный момент;
• сообщение целей и задач урока;
• разминка;
• основная часть;
• заключительная часть, подведение итогов.

Возникает вопрос: насколько оправданно сообщать учащимся до разминки, чем и зачем мы будем заниматься на уроке?

Допустим, в 4-м классе мы сообщаем: «Сегодня мы с вами будем сдавать тесты, чтобы определить уровень вашего физического развития и проанализировать нашу работу за год, а также спланировать работу на следующий учебный год. Кроме того, мы с вами будем развивать такие физические качества, как сила, ловкость, гибкость, а также укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата». Можно, конечно, упомянуть и задачу воспитания самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, силы воли... Все вроде бы методически выверено. Завуч, если будет присутствовать на уроке, останется доволен. Но...

Поймут ли четвероклассники подобные термины и запомнят ли то, что им предстоит делать на уроке, в полном объеме? Но даже если поймут и запомнят – зачем это нужно? Неужели оно поможет детям настроиться на максимально эффективную работу? А ведь это и является, по сути, главной задачей учителя.

Вдвойне плохо, когда подобные речи звучат до разминки. Многолетний опыт показывает, что у большинства детей уровень притязаний не совпадает с уровнем возможностей. Чаще всего ребенок недооценивает себя. И вот такому ученику, выполняющему общеразвивающие и подводящие упражнения на разминке, они уже не интересны, так как он заранее переживает из-за того, что ему предстоит сдавать определенные нормативы. Урок только начался, а настроение уже испорчено: дети нервничают, накручивают себя, боятся его продолжения. А ведь есть очень точная поговорка: «Хорошее начало – половина дела».

Другим путем

Не секрет, что успешность урока зависит от его результативности. Поэтому важнее не сообщать цели, а достигать их. А для этого необходимо настроить учащихся на их достижение. И сделать это можно с помощью, на наш взгляд, совсем не сложных, но эффективных приемов.

Богатырские качества

После (а не до!) разминки, которая проводится обязательно под музыку (это не только способствует эстетическому воспитанию, но и снимает напряжение, накопившееся на предыдущих уроках, создает особый эмоциональный фон), можно вызвать учащихся на поединок и попросить их похвастаться своими богатырскими качествами. «Издавна славилась земля Русская своими богатырями и их качествами богатырскими. А какие эти качества, скажите-ка?» – спрашивает учитель. Дети перечисляют, причем важно, чтобы они назвали не только физические качества, но и духовные. Не стоит хвалить учеников за их ответы – лучше предложить им продемонстрировать богатырские умения на деле. Таким образом, перед учениками задачи напрямую не ставятся, но они подразумеваются. Ведь одно дело – сдавать какие-то нормативы и совсем другое – бороться. И не просто бороться, а, конечно же, побеждать.

Урок, проведенный в форме такого поединка, позволяет детям значительно улучшить свои результаты в контрольных упражнениях.

Коммуникативная атака

На занятии по легкой атлетике, например при изучении прыжка в длину, хорошо работает другой прием – коммуникативной атаки.

Например, после разминки, пока дети восстанавливают дыхание, учитель начинает рассказ о том, как однажды ему пришлось спасаться от бродячего разъяренного пса. В самый неподходящий момент на пути оказалась канава показывает шагами, какой ширины она была. Естественно, пришлось ее перепрыгнуть (обязательно демонстрирует технику). Обсудив эту ситуацию – вдруг и с ними случится такой казус? – дети представляют себе подобное, благо и бродячих псов, и канав на наших улицах более чем достаточно, и делают вывод: надо научиться прыгать в длину. Конечно же, теперь они с удовольствием учатся этому.

Подводя итог такого урока, мы вместе с детьми делаем вывод: теперь нам не страшно ходить по улицам.

Проблемные вопросы

Еще один прием – постановка проблемного вопроса.

Известно, что разминка включает общеразвивающие и подводящие упражнения. Нет смысла каждый раз проводить разминку по-новому в рамках одной общей темы, но, когда мы начинаем другую тему, подводящие упражнения стоит изменить.

После разминки вполне логично поставить перед учащимися следующие вопросы:

– Что нового было сегодня в разминке?
– Как вы думаете, на какие группы мышц воздействуют данные упражнения?
– Как вы считаете, чему мы сегодня будем учиться?

Даже если дети ответят не на все вопросы, они, по крайней мере, будут озадачены, заинтригованы и подготовлены к восприятию нового материала как физически – благодаря разминке, так и эмоционально.

В ногу со временем

Очень сложно поставить цели к игровым урокам. Согласитесь, если в начале урока сообщить: «Сегодня мы будем отрабатывать верхнюю передачу, а в конце урока поиграем», – пропадет вкус игры, азарт, кураж. Дети будут ждать конца урока – когда же уже играть? – а дождавшись, удовольствия не получат, так как техника может оказаться плохо отработанной.

Есть другой вариант. По телевизору транслируются игры нашей национальной сборной по волейболу на различных турнирах. Учитель физической культуры не должен обходить вниманием такие важные события. После разминки мы с ребятами начинаем обсуждать игру волейболистов. Можно поговорить об этом и на перемене в дружеской обстановке, а на уроке продолжить более конкретно. По ходу обсуждения учитель показывает определенные приемы, и школьники начинают отрабатывать их. Работа может быть более интересной, если использовать компьютерные технологии.

На экране демонстрируется определенный фрагмент игры в быстром и в замедленном темпе. Затем проводится его анализ, и у детей возникает желание опробовать его. Получается необычно, современно, а главное – эффективно.

Как супергерои

Увлечение детей боевиками и компьютерными играми тоже можно обратить в свою пользу, если просмотреть фрагмент на том же экране, поговорить о невероятных способностях супергероя – о его умениях лазить по деревьям, перепрыгивать через заборы, подтягиваться, кувыркаться и т.п. А так ли уж это все невероятно? И у ребят появляется желание научиться лазать по канату, прыгать в высоту, подтягиваться, кувыркаться, метать различные предметы и т.п.

Ура! Физкультура!

Сейчас много говорят о том, что физическая культура должна иметь, в первую очередь, оздоровительную направленность. Но разве речь идет только о физическом здоровье? Разве мы можем забывать об эмоциональном состоянии наших маленьких граждан?

Мои коллеги утверждают: если детям сообщить, что сегодня в конце урока будет игра, они будут с радостью ждать ее. Но еще больше нам бы хотелось, чтобы учащиеся с радостью ждали самого урока физкультуры, а не какого-то его этапа. А это возможно только при правильной организации урока и грамотного формирования мотивации учащихся.

Это трудно: нужно тщательно продумывать каждый урок, учитывая не только его тематику, но и возрастные и психологические особенности учащихся. Но это того стоит.

Когда дети с криками «Ура!» бегут на физкультуру и с удивлением и огорчением реагируют на звонок, возвещающий об окончании урока, когда все перемены они проводят в спортивном зале, понимаешь, что работаешь не зря. И это приносит большое удов­летворение от результатов собственного труда.

Владимир Аверьянов ,
учитель физической культуры, МОУ Шанинская СОШ, с. Шанино, Воронежская обл.