Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2010
Методика

Создай себе норматив

Оценивая уровень физической подготовленности детей, учителя сравнивают их с утвержденными среднестатистическими возрастными нормативами, которые пересматриваются очень редко, а потому не могут быть объективными. Автор данной статьи предлагает учителю самому разрабатывать шкалу нормативов, опираясь на результаты, показанные учащимися в тестировании.

Цифровые технологии

С первых дней работы учителем физкультуры я столкнулся с такой проблемой: в различных программах по физической культуре на весь учебный год предусмотрено не более 10 зачетов по контролю уровня физической подготовленности учащихся. А как оценивать учащихся на остальных 58 уроках? Чаще всего приходится делать это визуально, пользуясь собственным запасом знаний. Но у каждого учителя своя методика, и такая система не может быть объективной.

Можно пойти и по другому пути: учитель сам придумывает контрольные упражнения в зависимости от изучаемой темы. Вопрос в том, как оценить результаты учащихся, учитывая, что уровень физического развития детей постоянно меняется. Проанализировав большое количество литературы, я пришел к выводу, что при расчетах лучше всего пользоваться коэффициентом С.И. Ермолаева (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица коэффициентов Ермолаева (k)

n 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0   1,0 1,13 1,69 2,06 2,33 2,53 2,70 2,85 2,97
10 3,08 3,17 3,26 3,34 3,41 3,47 3,53 3,59 3,64 3,69
20 3,73 3,78 3,82 3,86 3,90 3,93 3,96 4,00 4,03 4,06
30 4,09 4,11 4,14 4,16 4,19 4,21 4,24 4,26 4,28 4,30
40 4,32 4,34 4,36 4,38 4,40 4,42 4,43 4,45 4,47 4,48
50 4,50 4,51 4,53 4,54 4,56 4,57 4,59 4,60 4,61 4,63

 

В этой таблице n в первом вертикальном столбце означает десятки, а в первой горизонтальной строке – единицы: например, для числа наблюдений 47 (n=47) коэффициент Ермолаева составит 4,45, а для n=18 k=3,64.

Для того чтобы рассчитать качественные показатели и дать им оценку, необходимо провести тестирование по выбранному ранее упражнению: выявить минимальные xmin и максимальные xmax показатели, затем определить средние арифметические показатели данного упражнения в классе х, после чего, используя таблицу коэффициентов Ермолаева, определить по формуле отклонение q:

q = (xmax– xmin)/k.

В зависимости от отклонения результата от среднего арифметического в классе и будет определяться отметка ученика в контрольном упражнении (см. табл. 2).

Таблица 2

Таблица пересчета результатов в отметку

Отметка Диапазон
2 От x–1q и ниже
3 От x–1q до x+0,5q
4 От x+0,5q до x+1q
5 От x+1q и выше

Примечание: x – среднее арифметическое, q – отклонение.

Например, проводим тестирование учащихся в сгибании и разгибании рук в упоре лежа за 30 сек.:

1. Меркурьев – 16 раз.
2. Салагор – 13 раз.
3. Пронькин – 20 раз.
4. Калтайс – 21 раз.
5. Саватеев – 20 раз.
6. Нагибин – 20 раз.
7. Аулов – 20 раз.
8. Звягинцев – 20 раз.
9. Лазарев – 20 раз.
10. Гребёнкин – 26 раз.
Сумма всех отжиманий – 196 раз.

Затем вычислим средний арифметический результат:

196:10=20 раз.

Зная лучший результат (xmax) – 26 и худший (xmin) – 13 и коэффициент Ермолаева для 10 человек 3,08, найдем по формуле:

q=(26–13)/3,08=4.

Подставляя полученные данные в табл. 2, получим следующие результаты:

20–4=16 – отметка «3»;
20+2=22 – отметка «4»;
20+4=24 – отметка «5».

Зачетная система

Безусловно, ученику интересно знать заранее, на какую отметку он выполнил то или иное упражнение, а не ждать результатов математических расчетов. Опираясь на данные предыдущих тестирований, мы разрабатываем специальные зачетные листы на всю четверть заранее. В них перечислены зачеты, которые предстоит сдать учащимся в этой четверти, их нормативы, а также заносятся результаты тестирования. Зачетные листы на вторую четверть с 5-го по 11-й класс представлены в табл. 3–9.

Такая система помогает решить ряд проблем:

1) каждый ученик знает, что его ждет на последующих уроках;
2) школьники сразу знают свою отметку;
3) родители всегда смогут контролировать успеваемость своего ребенка по физической культуре;
4) если у учащегося имеется большая задолженность по предмету, то он всегда может подготовиться и сдать любой зачет из пропущенных.

Таблица 3

Зачетный лист для учащихся 5-го класса


п/п
Виды испытаний Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
1 Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) 125 110 90 110 90 75
2 Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (раз) 7 5 3 18 12 8
3 Поднимание туловища из положения лежа (раз) 18 15 12 20 17 14
4 «Пистолет» (раз) 4 3 2 4 3 2
5 Многоскоки. Пятерной прыжок (м) 8,5 8,0 7,5 9,0 8,5 8,0
6 Бросок набивного мяча из положения сидя (м) 4,0 3,75 3,5 4,5 4,0 3,5

Таблица 4

Зачетный лист для учащихся 6-го класса


п/п
Виды испытаний Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
1 Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) 130 115 95 115 95 80
2 Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (раз) 8 6 4 20 15 10
3 Поднимание туловища из положения лежа (раз) 19 16 13 21 18 15
4 «Пистолет» (раз) 5 4 2 5 4 2
5 Многоскоки. Пятерной прыжок (м) 9,0 8,5 8,0 9,5 9,0 8,5
6 Бросок набивного мяча из положения сидя (м) 4,75 4,25 3,50 5,0 4,5 4,0

Таблица 5

Зачетный лист для учащихся 7-го класса


п/п
Виды испытаний Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
1 Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) 135 115 100 120 100 83
2 Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (раз) 9 7 5 25 20 15
3 Поднимание туловища из положения лежа (раз) 20 17 14 22 19 16
4 «Пистолет» (раз) 5 4 3 6 4 3
5 Многоскоки. Пятерной прыжок (м) 9,0 8,5 8,0 10,0 9,5 9,0
6 Бросок набивного мяча из положения сидя (м) 5,0 4,5 4,0 6,0 5,5 4,5

Таблица 6

Зачетный лист для учащихся 8-го класса


п/п
Виды испытаний Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
1 Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) 140 115 105 125 105 90
2 Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (раз) 10 8 7 30 25 18
3 Поднимание туловища из положения лежа (раз) 21 18 15 23 20 16
4 «Пистолет» (раз) 6 4 3 7 5 3
5 Многоскоки. Пятерной прыжок (м) 9,5 9,0 8,5 11,0 10,5 9,5
6 Бросок набивного мяча из положения сидя (м) 5,5 5,0 4,5 7,0 6,5 6,0

Таблица 7

Зачетный лист для учащихся 9-го класса


п/п
Виды испытаний Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
1 Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) 140 120 110 130 110 95
2 Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (раз) 12 10 8 35 30 22
3 Поднимание туловища из положения лежа (раз) 22 19 15 24 21 17
4 «Пистолет» (раз) 7 5 3 8 6 4
5 Многоскоки. Пятерной прыжок (м) 9,5 9,0 8,5 12,0 11,5 10,5
6 Бросок набивного мяча из положения сидя (м) 6,0 5,5 4,5 8,0 7,0 6,5

Таблица 8

Зачетный лист для учащихся 10-го класса


п/п
Виды испытаний Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
1 Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) 145 130 115 135 120 95
2 Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (раз) 14 11 8 40 32 25
3 Поднимание туловища из положения лежа (раз) 22 19 16 25 21 18
4 «Пистолет» (раз) 8 6 3 9 7 5
5 Многоскоки. Пятерной прыжок (м) 10,0 9,5 9,0 12,5 12,0 11,0
6 Бросок набивного мяча из положения сидя (м) 6,0 5,5 5,0 8,5 8,0 7,0

Таблица 9

Зачетный лист для учащихся 11-го класса


п/п
Виды испытаний Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
1 Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз) 150 130 115 140 125 100
2 Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (раз) 15 12 8 45 38 28
3 Поднимание туловища из положения лежа (раз) 22 20 17 26 22 19
4 «Пистолет» (раз) 8 6 4 10 8 6
5 Многоскоки. Пятерной прыжок (м) 10,0 9,5 9,0 13,0 12,5 11,5
6 Бросок набивного мяча из положения сидя (м) 6,5 6,0 5,5 9,0 8,5 7,5

 

 

 

 

 

 

Андрей Аничкин ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 11, г. Борисоглебск, Воронежская обл.